В настоящее время сложилась новая социальная ситуация решения психолого-педагогических проблем, представленных в сфере образования, в том числе и художественного: общение, функционирование коллектива, межгрупповые отношения, вопросы социализации и личностного роста учащихся. Если в Вузе присутствуют две группы: студенты и преподаватели, то в школе присутствуют три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители, а в современном образовательном корпусе - воспитатели и дошкольники. Понятно, что в различных культурах, в разные исторические времена эти системы норм, требований, ценностей были различны и порой отличались очень сильно. Однако смысл их от этого не меняется. Он может быть выражен с помощью такого понятия, как «социальные планы» (программы) личности. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде и в процессе совместной деятельности и общения [4. С.201]. Формирование личности – это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение. Первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. А.В. Мудрик считает, что «самосознание личности – достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания и формирование определенного уровня самоуважения» [Там же. С.14]. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер: «личность, как и все специфически человеческое в психике человека, формируется путем усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта» [2. С.295]. Процессы социального обновления образования призван обеспечивать личностный потенциал каждого ученика, отсутствие которого было бы непреодолимым препятствием на пути хоть сколько-нибудь существенного продвижения вперед уже завтра. «Не случайно, как отмечает Г.М. Андреева, - в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба» [1. С.346]. По словам А.В.Мудрика, «от школьников в соответствии с их возрастными возможностями ждут и требуют приобщения к определенному уровню общественной культуры, овладения некоторой суммой знаний, умений и навыков, определенного уровня сформированности мировоззрения, направленности личности, творческой индивидуальности» [3.С.13]. К психолого-педагогическим проблемам становления личности учащихся начальной школы относится также становление самосознания учащихся, их самоопределение и самоутверждение. Теория интегрированного преподавания основывается на полихудожественном освоении искусства детьми. Полихудожественный подход к образованию в области искусства является одним из правил решения вопросов художественного образования учащихся. Он позволяет вмещать в рамки общеобразовательной школы «все стороны и все разнообразие видов и форм современной общественной художественной культуры» [6]. Б.П. Юсовым определены принципы интегрированного подхода, разработанные с учетом социально-психологических особенностей детей. В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств - на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию. [7]. Интегрированный подход к учебному и воспитательному процессу в школе (Юсов Б.П., Кабкова Е.П., Олесина Е.П., Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др.) на наш взгляд, является наиболее соответствующим модернизации школьного образования в области «Искусство» и дающим широкие возможности для гармоничного социально-психического развития учащихся [5]. Можно выделить такие основные направления гуманитаризации образования: воспитание у учащихся навыков творческого общения; обусловленных развитием и апробацией многоуровневых инновационных образовательных технологий, направленных на развитие способностей учащихся; формирование ведущих компетенций учителя и ученика, обеспечивающих конкурентоспособность Российского образования, формирование творчески активной воспитательной социокультурной среды. Интегрированные педагогические технологии способствуют развитию таких качеств учащихся, как: быстрота включения в творческий процесс; желание и умение работать в коллективе; вариативность решения учеником предложенной ему учебной задачи. Интегрированное комплексное преподавание дает учителям и учащимся совмещать возможности разных видов искусства и разных (естественно-научной и гуманитарно-художественной) областей знания. Освоение интегрированных театральных технологий организации образовательного процесса, направленных на максимальное включение детей, учащихся в активную образовательную деятельность предполагает проектные формы организации обучения; активное взаимодействие и сотрудничество учителей и учащихся в коллективе; взаимодействие базового и дополнительного образования в процессе подготовки художественных событий и спектаклей; уроков культуры и др. В ГБОУ Школа № 875 г. Москвы – существует интересная традиция: каждый класс, с первого по одиннадцатый, ставит на Новый год спектакль и при постановке спектакля есть одно условие – в спектакле участвуют все, а режиссером выступает классный руководитель! Этой традиции уже больше 25 лет! Подготовка спектакля является уникальной педагогической технологией, направленной на решение многих психолого-педагогических задач. Как сделать так, чтобы спектакль получился, каждый режиссер решает самостоятельно, у всех есть свои маленькие хитрости, любимые театральные и педагогические приемы. Напоминаем, режиссером является обычный классный руководитель, он же учитель-предметник (математик, химик, учитель русского языка и литературы и т.д.), незнакомый с секретами театрального мастерства (он постигает их на практике!). Учителя начальной школы в более выигрышном положении, т.к. проведение уроков с младшими школьниками предполагает знание педагогами основ постановки небольших театрализованных композиций (инсценировка стихотворения, басни, рассказа, песни), приемов выразительного чтения, включения музыкальных и танцевальных композиций в канву интегрированных уроков. Всему этому будущих учителей начальных классов учат в ВУЗе, но особенно, в педагогических колледжах (бывших училищах). Раскроем содержание театральной интегрированной педагогической технологии на примере практической работы в 3 классе «Б» (классный руководитель Яздовская О.С.). Создание спектакля начинается с выбора репертуара. В своей практике мы пользуемся очень простой схемой: названия сказок – названия мультфильмов/фильмов/мюзиклов – выбор. Иногда дети предлагают сами ту или иную сказку. Если возникают разногласия в выборе – вопрос ставится на голосование. Дети голосуют сами. Выбранная сказка уже не меняется. Так, в 2014-2015 уч. году мы в классе выбирали сначала из 15 сказок. Процесс выбора шел очень вяло, пока дети не признались, что хотят поставить «что-нибудь взрослое, серьезное». Тогда мы обратились к историям, и сказочным, и философским одновременно. Лидерами стали «Город мастеров» и «Алые паруса». В голосовании победили «Алые паруса» А. Грина. После выбора произведения возникли два вопроса: 1) Как такое большое и сложное произведение представить в виде спектакля детей 3 (!) класса? 2) Как сделать «много ролей», чтобы весь класс (29 человек) принимали АКТИВНОЕ участие? Для решения первого вопроса мы решили, что возьмем из произведения только тему мечты и дружбы: Ассоль мечтает увидеть настоящий прекрасный белый корабль с алыми парусами, а Грей мечтает о том, чтобы стать настоящим моряком; и им открывается тайна, что «чудеса надо делать своими руками». Соответственно, весь литературный материал А. Грина и великолепного фильма с А. Лановым и А. Вертинской в главных ролях (дети посмотрели этот фильм дома) необходимо было переосмыслить, чтобы вычленить главное именно для детского восприятия. Также необходимо было сделать сценарий, общей продолжительностью действия 10-15 минут (!) максимум. Как мы знаем, внимание ребенка начальной школы может быть активным только это время. Соответственно, и артисты, и зрители на более длительных спектаклях могут начать баловаться, забывать текст, сюжет и т.п., т.к. внимание у них уже рассеялось. Это всегда обидно обеим сторонам. Сценарий сделан. Мы взяли в него только ключевые моменты произведения: - возвращение Лангрена домой; Лангрен и Ассоль делают кораблики; Лангрен пытается продать свои изделия; Ассоль гуляет и встречает сказочника; в деревне никто не верит в Алые паруса; - Грей в замке изучает старинные географические карты; Грей разыгрывает со старым морским капитаном корабельные баталии; Грей покидает замок; Грей становится моряком; Грей прибывает в деревню Ассоль и узнает мечту Ассоль; - деревенские жители продолжают не верить Ассоль; Грей приплывает к Ассоль на корабле с Алыми парусами. Вопрос с ролями тоже был решен. Помимо ролей Ассоль, Грея, Лангрена, Сказочника, Нищего, Музыканта, Жителей деревни, Отца и Матери Грея, Служанок, Старого морского капитана и Пиратов добавились роли «Моря» (дети играли море – танцевали, изображая волны и пену морскую). Все роли – главные. Это наша договоренность с детьми. Смысл понятия «главная роль» для нас – танцевать, говорить (можно и не говорить вообще), петь, сидеть или что-либо еще делать на сцене. Главное – быть на сцене длительное время (для детей это очень важно(!): родители же смотрят!). Каждый ребенок 2/3 спектакля провел на сцене. Чтобы проиграть всю историю Ассоль и Грея за 10-15 минут необходимо было сделать очень динамичный спектакль. Так, за это время мы успели показать 5 танцев, серию диалогов и массовых «говорильных» сцен, битву с пиратами, игру на флейте и много-много другого. Для того, чтобы спектакль красиво смотрелся и выглядел единым законченным произведением, необходим красивый зрительный ряд (костюмы, декорации, размещение артистов на сцене) и соответствующий музыкальный ряд. Чтобы все это заработало необходимо желание режиссера, детей, родителей и помощников. Главной наградой создателям спектакля, артистам являются аплодисменты и добрые слова благодарности. Создается творческая образовательная среда, качественным условием которой является активная сотворческая деятельность между педагогами, учащимися и родителями. После показа Новогоднего спектакля в нашей школе существует еще одна традиция – устраивать благотворительные спектакли для детей из детских садов, ветеранов, ребят из интерната № 44 для детей-инвалидов. Также можно участвовать в театральных конкурсах и фестивалях. Перспективы развития творческой деятельности учителя и детей безграничны. Главное, верить в свою мечту, ведь «чудеса надо делать своими руками!». Таким образом, при подготовке спектакля активизируется взаимодействие классного руководителя и учеников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, направлены на формирование личностного роста каждого ребенка, принимающего участие в спектакле.
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева //Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. /Ю.Б. Гиппенрейтер// – Черо, МПСИ, Омега-Л, 2006 3. Мудрик А.В. Психология и воспитание. /А.В. Мудрик/– М.: МПСИ, 2006. 4. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов. /М.М. Рыбакова// Учебное пособие для студентов:– М.: МПА, 1995. 5.Савенкова, Л.Г. Радомская, О.И. / Л.Г. Савенкова, О.И. Радомская // Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. – 2015. – №2.URL: http://www.art-education.ru/sites/ default/files/ journal_pdf/ radomskaya_savenkova_131-140.pdf 6. Юсов Б.П. Воплощение основ гуманистической философии в становлении и развитии духовной личности ребенка / Б.П. Юсов // Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы педагогических чтений. - М.: ИХО РАО, 2002. 7. Юсов Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры/ Б.П. Юсов // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Сб. науч. статей. - М., 2003.