Театральные методы и приемы в конструировании занятий по искусству

Некрасова Л.М.

Кандидат педагогических наук, зав. лаборатории театрального искусства Института художественного образования РАО

Аннотация: 
В статье рассматриваются традиционные театральные методы, применяемые в педагогическом процессе. Использование разнообразных театральных приемов, заданий и форм занятий , - этюды-наблюдения, драматизация, инсценирование, разыгрывание сюжетов по ролям и т. д., - обогащает методический арсенал педагога, сохраняет творческую атмосферу учебного процесса и дает возможность поддерживать диалог между искусством и ребенком.

Традиционные театральные методы, которые широко применяются в образовании в качестве «оживления» педагогического процесса: драматизация, инсценирование, разыгрывание сюжетов по ролям и т. д., являются достаточно эффективными, поскольку действенная природа театрального искусства и в рамках использования его как средства сохраняет свои качества.
Занятия в музее являются обязательной частью работы по развитию у школьников навыков восприятия искусства на уроках мировой художественной культуры, обогащению знаниями, полученными из первоисточника и расширению опыта общения учащихся с искусством.
Обобщая опыт собственной художественно-педагогической деятельности, мы можем говорить о трех типах занятий, которые мы проводили в музее:
• итоговые занятия, обобщающие и закрепляющие знания, полученные по какой-либо конкретной теме на уроках в школе (например, «Портрет в русской живописи XVIII века», «Мифологические сюжеты в работах художников европейского Возрождения», «Пейзаж в голландской живописи XVII века» и т. п.);
• промежуточные занятия, содержащие дополнительный материал по темам, которые в данное время изучаются на уроках («Композиция в живописи барокко» или «Особенности парадного портрета»);
• внеплановые или сверхплановые занятия, которые возникают в связи с какой-либо тематической выставкой, организованной музеем (юбилейная, посвященная какому-либо событию или «круглой дате» художника, привезенная из музеев других городов или стран и т. п.).
Музейные занятия выстраивались нами в форме индивидуальной работы учащихся по выполнению творческих заданий и предполагали обязательное обсуждение результатов каждого занятия уже на уроке в школе.
Особый интерес для нас представляло включение в структуру занятий непосредственно театральных заданий. Это так называемые этюды на наблюдения. Поскольку театральное искусство построено на конструировании жизни в образах самой жизни, интересным объектом для наблюдения являются особенности действий человека, его позы, выразительность жестов и т.п. Наблюдение позволяет «прочитывать» поведение человека, исходя из специальных театральных параметров – мобилизация, пристройка, вес .
В результате выполнения «заданий на наблюдения» ученики создавали галерею типов зрителей-посетителей музея. Ученики отмечали, что в поведении посетителей отражаются не только элементарные навыки культуры поведения в музее: не разговаривать громким голосом, не толкаться у картин, не трогать руками экспонаты и т. п., что является проявлением внешней культуры человека. Наблюдения позволяли ученикам создавать этюды, в которых участвуют разные персонажи. Их поведение позволяло понять, кто это: «постоянный посетитель музеев», «человек, разбирающийся в искусстве», «человек, который хочет много знать об искусстве и пришел в музей за знаниями». Задания на наблюдения носили не формальный характер, они являлись содержательными моментами занятия, поскольку включали учеников в атмосферу неторопливого «всматривания», общения с произведениями искусства и, одновременно, формировали определенные модели поведения в музее.
На выставке в Государственном музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина «Зримая музыка» ученики наблюдали за тем, около картин каких жанров останавливается больше всего посетителей, как посетители рассматривают картину, на что чаще обращают внимание (на какие детали, фрагменты картины), читают ли сопроводительную информацию. Подобная деятельность положительно сказывается на развитии зрительских качеств самих учеников: на занятиях в музее они органично «впитывают» культуру общения с произведениями искусства.
Ученица 10 класса написала в работе, характеризующей необходимые для посетителя музея качества, о том, что «Качества, которые необходимы человеку для познания искусства можно обобщить и сказать, что это прежде всего: внимание, умение заинтересоваться, терпение, знание правил поведения и хотя бы какой-нибудь информации об изучаемом искусстве. Но в то же время к каждому виду можно отнести свое какое-нибудь правило, характерное именно для него. К рассматриванию живописи можно отнести те же качества и еще его собственные. Это искусство не требует мгновенного сосредоточения. Каждую из картин можно рассматривать и изучать отдельно, сколько угодно времени. А, например, театр требует огромного внимания и умения заинтересоваться мгновенно».
Особый интерес в свете исследуемой нами проблемы воспитания художественной культуры учащихся имеют задания, при выполнении которых ученики меняют свои ролевые позиции: исполнители становятся судьями и наоборот. Подобная смена ролей позволяет ученикам критически относиться к собственной деятельности, учит видеть в творчестве других полезную информацию и вырабатывает навыки обогащения знаниями в процессе общения с другими учениками.
Отдельную проблему для учеников (и педагогов) представляет работа с терминами и понятиями, которых так много в искусствоведческом предмете. В освоении понятийного материала очень плодотворным оказывается использование этюдной деятельности. Энциклопедические словари часто являются рабочим материалом для занятия.
Вот пример работы с искусствоведческим термином. Каждая группа учеников играет собственный этюд на термин или понятие, взятый из Словаря. Ученики других групп, будучи зрителями показа, должны угадать, что за понятие или термин сыграли для них. В процессе поиска ответов на вопросы «что играть» и «как играть» ученики реализуют свои знания, накопленные в процессе уроков. Если сыгранный группой этюд не получает расшифровки, т. е. зрители не могут угадать термин, то существуют два варианта дальнейшей работы. Первый вариант: та группа, чей термин не был угадан при показе, играет еще один (уже другой) термин. Вариант второй: ученики берут дополнительное время на репетицию, во время которой еще раз обсуждают и уточняют вариант
нового показа, а затем играют этюд снова. Как правило, уточненные детали (или элементы) в показе подсказывают зрителям правильную формулировку понятия. «Угадываемость» термина является показателем точного понимания учениками значения этого понятия и умения изобразить его (т.е. перевести на язык действий) через ассоциативные связи.
Еще раз подчеркнем, что расширение и углубление знаний по конкретной теме происходит в условиях погружения учеников в творчество при восприятии искусства и в процессе обсуждения.
Образованность и эрудиция представляют собой, как написано в энциклопедическом словаре «глубокие познания в какой-либо области науки или искусства». Рассматривая эрудицию учеников как некое качество, подверженное изменению, корректировке и контролю, мы выстраиваем учебно-педагогический процесс исходя из того, что эрудиция складывается из:
• конкретных знаний о существовании разных видов искусства, культурных эпох, художественных стилей и направлений, а также фактов, дат, имен художников и названий произведений искусства, ими созданных;
• способности учеников связывать между собой отдельные элементы эрудиции, переносить конкретные знания из одной сферы художественной культуры в другую, т. е. уметь пользоваться приобретенными на уроках по искусству знаниями;
• овладения навыками запоминания и накопления необходимой информации по искусству, способности «загружаться».
Когда говорят о специфике содержания предмета «мировая художественная культура», то под этим чаще всего подразумевают особую атмосферу, отличающую этот урок от других: соприкосновение с творчеством, свободу общения по поводу произведений искусства и восприятие искусства. Трудности освоения учащимися искусствоведческого материала также можно рассматривать как специфику занятия по искусству. Большое количество разнообразных понятий и терминов, знакомство с которыми обогащает художественный «багаж» учащихся, перед учителем ставит задачу оценивания полученных учениками знаний.
На традиционном зачетном занятии школьники отвечают на вопросы, т. е. демонстрируют усвоение знаний (или то, что они освоили на уроках), облекая их в словесные формулировки. На наш взгляд, проверка знаний только на вербальном уровне значительно сужает реальную картину освоения художественного предмета. Для зачетных занятий как нельзя более уместны игровые формы их проведения.
Предлагаем описание конкретного примера проведения зачета по теме «Искусство Средневековой Европы».
После того, как ученики объединились в группы по три человека, каждая группа «вытягивает» свое задание-карточку, на которой написано определенное понятие, вынесенное на зачет. Среди понятий, характеризующих средневековое искусство, были предложены для этюдов: «романский замок», «готический собор», «портал», «скульптура», «трансепт», «миниатюра», «гистрион».
Каждая группа без слов-подсказок играла доставшееся им понятие-тему, а все остальные должны были отгадать его формулировку. В результате возникла необычная для зачета атмосфера свободного творчества: репетиционный момент, возможность обращаться за помощью к другим «тройкам», при необходимости — консультации у книг на «парте-библиотеке».
Зачет реализовал возможность коллективного труда, когда в процессе работы над заданиями шло обсуждение вариантов и отбор наиболее интересного с точки зрения отдельных членов групп.
Создание в этюде образа определенного искусствоведческого понятия означает, что понятие усваивается в контексте общего представления о художественном стиле, конкретной эпохе. Во время поиска вариантов «ответов» бывают случаи, когда ученики отказываются от решения, которое сразу приходит им в голову, и ищут более оригинальное. Репетируя, они находят не только остроумные варианты выполнения задания, но и следят за точностью деталей, соответствием стилистических характеристик. Так, ученица, показавшая руками «приземистость» и объемность башни готического собора, была поправлена зрителями, которые напомнили об устремленных ввысь острых шпилях готических построек.
Подобная методика проведения итоговых занятий позволяет превратить искусствоведческий язык, являющийся для старшеклассников объектом изучения, в освоенное знание, пропущенное через свое личностное восприятие.
Использование разнообразных театральных приемов, заданий и форм занятий обогащает методический арсенал педагога, сохраняет творческую атмосферу учебного процесса и дает возможность поддерживать диалог между искусством и ребенком.