На сегодняшний день особое внимание всей системы образования обращено к формированию такой личности современного младшего школьника, «портрет» которого охарактеризован в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Данный «портрет» ориентирован на такие личностные результаты образования, которые отражают сформированность целостного, социально ориентированного взгляда учащегося на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие эстетического вкуса [8]. Бесспорно то, что нынешних учащихся начальной школы отличает высокая степень загруженности, которая в последующем приводит к эмоциональному истощению, раздражительности. Впоследствии такие расстройства могут стать причиной отсутствия у учащихся мотива к учению, саморазвитию; возможно появление недоверия к окружающим. Современным младшим школьникам не составит труда «разыскать», «добыть» информацию любой сложности. Так, подготовка сообщения, поиск необходимого материала для разработки группового или индивидуального проекта не вызывает никакой сложности у ребят. Проблема, с которой сталкиваются эти маленькие «ученые», заключается в самой «подаче» этой информации окружающим людям, то есть в способности рассказать о том, над чем они работали, как происходил этот процесс и что получилось в его результате. Помимо этого, многие младшие школьники чувствуют огромное напряжение, стеснение, скованность, ощущая на себе внимание не только своего учителя, но и даже своих сверстников [1]. При этом общеизвестно, что младшим школьникам присущи искренность, открытость всему новому, непосредственность. Практика показывает, что справляться с возникающими в учебном процессе трудностями помогает правильно организованная эстетическая среда. Это в полной мере относится и к организации уроков английского языка в начальной школе. Одной из эффективных, полихудожественных по своей сущности, форм работы на таких уроках является театральный тренинг. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает следующее определение слова «тренинг» - система, режим тренировок [7]. В Большом словаре иностранных слов читаем: тренинг (от анг. training) – тренировочный режим, тренировка [4]. Под актерским тренингом мы подразумеваем специально подобранные театральные игры, упражнения, этюды. Основная ценность таких, казалось бы простых, доступных игр в том, что они способствуют психофизической подготовке младших школьников, которая, по мнению Кипниса М.Ш., поможет выявить и устранить «мышечный панцирь» (так называемые зажимы, сковывающие свободу тела); поможет познакомить ребенка с возможностями своего тела, научит управлению им; познакомит младшего школьника с понятием «концентрация внимания» на невербальных средствах коммуникации, со средствами актерской выразительности; разовьет у ребенка чувство понимания «сообщений» окружающих , умении осуществить «перевод» от физиологии к психологии характера, эстетике в работе над образом [6]. При работе с младшими школьниками нам удалось установить, что особой интерес у них вызывает такая специально организованная учебно-познавательная деятельность, в процессе которой им предоставляется возможность творчески проявить себя. Ученик начальной школы – это личность, способная творчески мыслить, сопереживать. Благодаря своей природной предрасположенности к песне, танцу, рисунку, перевоплощению, любой ребенок искренно испытывает желание к общению с искусством. Изначально это желание не совсем осознано самим ребенком, но тяга к прекрасному интуитивно «берет верх». Театр - это вид искусства, который отражает всю сущность человеческой жизни, раскрывает образы героев, их мысли, поступки, переживания. По своему отношению к пространству и времени театр бессмертен, вечен. Театральное искусство – это синтез многочисленных видов, жанров, родов искусства. Слившись воедино, они стали отображать ту особую, порой даже незримую на первый взгляд, сторону человеческого бытия, которая является важнейшей основой художественной картины мира. Занятие театрализованной, полихудожественной по сути, деятельностью помогает сформировать широкий спектр эстетических потребностей, ценностей, чувств у младших школьников. Работая над театральными этюдами, ребята начинают осознавать значимость доброжелательного отношения друг к другу. Они становятся более эмоциональными, отзывчивыми, внимательными. В момент распределения ролей между участниками театрального действа, в момент обсуждения реквизита, костюмов возникает огромное множество спорных ситуаций. Каждому хочется высказать свое мнение и непременно получить одобрение других. Работая в команде, детям становится очевидно, что конфликтные ситуации препятствуют достижению общей цели. Учащиеся осознают, что работать необходимо на общий, единый для всех результат, прикладывая максимум творческого труда. Особо ценными нам представляются моменты, когда сами учащиеся стремятся избегать различных спорных ситуаций, ведущих к конфликту. Ребята начинают «чувствовать» друг друга. Высказывания в сторону другого становятся более мягкими, корректными, но не утрачивают своей объективности. Изучая потенциал использования театральных тренингов на уроке английского языка, многие ученые отмечают, что именно игровые приемы в большей степени способны приблизить речевую деятельность младших школьников к естественным нормам говорения, помогая тем самым развить навыки иноязычного общения посредством отработки речевого материала. Так, например, Л.В. Губанова полагает, что игра может являться средством преодоления критических ситуаций за счет их рефлексивного переосмысления. На уроке английского языка учащимся нравятся творческо-коммуникативные, имитационно-моделирующие игры (театрализованные и ситуационно-ролевые игры), направленные на развитие творческого мышления и обучения говорению [5]. Особый интерес у младших школьников вызывает такой вид деятельности, во время которого можно разыграть сценку, «примерив на себя» образ персонажа. Примером такой работы может выступать разыгрывание диалогических ситуаций. Ситуация, в ходе которой возникает диалог, понятна учащимся, потому что она берется из реальной жизни. Во время «разыгрывания» диалога, ребята используют заранее приготовленные дома «аксессуары», так называемый реквизит, который помогает воссоздать атмосферу, в которой могла возникнуть эта беседа. Так из «сухого» учебного текста появляется своеобразная театральная зарисовка, за которой внимательно наблюдают все ребята. «Побывать» в роли, продемонстрировать свой артистизм обычно хочется всем. Благодаря системно-деятельностному характеру и творческому содержанию театрализованных игровых тренингов учащимся начальной школы легче привыкать к иноязычной речи, познавать окружающую действительность средствами словесного сотворчества, применяемого при диалоговом общении. Кроме того, нельзя не отметить, что современные младшие школьники очень внимательно относятся к атмосфере, которая их окружает, к качеству и уровню эстетического пространства, в котором они находятся. Это во многом зависит от учителя, организующего образовательный процесс. Вот почему мы согласны с Арябкиной И.В., которая считает, что современный учитель должен обладать культурно-эстетической компетентностью, представляющей собой сочетание разнообразных профессионально значимых качеств, к числу которых можно отнести рефлексию, то есть самостоятельное осмысление собственного личностного и профессионального развития; самооценку, то есть оформление профессиональных смыслов в гуманистические эстетико- педагогические ценности и произвольность в выборе эстетико- педагогических технологий профессиональной деятельности [2, 3].
ЛИТЕРАТУРА 1. Актерский тренинг для детей. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. –352с. 2. Арябкина И.В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы: структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования // Поволжский педагогический поиск. 2012. №1(1).- С. 61-68. 3. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода. Теоретические аспекты. Монография.-М., 2010. – 184 с. 4. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 816 с. 5. Губанова Л.В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранных языков (в условиях работы в неязыковых учебных заведениях). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. – (Научная мысль). 6. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. — М.: ACT: ACT МОСКВА, СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 249 с., [7] с: ил. - (Золотой фонд актерского мастерства). 7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с. – (Стандарты второго поколения).