ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Подковырова Мария Валериевна (1), Савенкова Любовь Григорьевна (2)
(1) аспирант ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», педагог, театр для детей «Домик Фанни Белл», Москва (2) доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Аннотация: 
В статье рассматривается конкретный опыт работы педагога-режиссера с детьми младшего возраста – это проблема поиска критериев оценки на занятиях по актерскому мастерству у детей. Обозначены и выявлены основные критерии для выявления уровня индивидуального развития ребенка в процессе занятий актерским мастерством. Определены критерии оценки индивидуального развития ребенка: воображение и фантазия, устойчивость сценического внимания, эмоциональность и правда переживания, свобода пластической выразительности, перевоплощение и характерность. Рассматривается спектакль, как главный критерий полученных навыков актерского мастерства у ребенка. Так же в статье предлагаются критерии оценки продуктивности индивидуального развития ребенка, разделенные на две группы. Рассматриваются познавательные процессы и основы актерского мастерства по системе К.С. Станиславского.


Статья подготовлена в рамках проекта 
"Формирование культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов как основа формирования культуры социальных отношений"


Проблема технологий в настоящее время касается не только производства, она активно развивается в системе образования, несмотря на постоянные дискуссии ученых-педагогов об актуальности ее внедрения в обучение. Гуманитарно-художественное образование в этом не исключение. Одни авторы считают, что технология, это что-то широкое, частью которой являются методы и приемы. Другие, наоборот, выделяют метод, в котором есть технологии, методы и приемы. Все это требует отдельного педагогического исследования, так как сегодня все мы живем во время перемен, в тот период, когда смена социальных изменений в обществе требует умения быстро реагировать на происходящее, находить нужные и адекватные решения в самых разных областях жизнедеятельности. Сказанное не может не отражаться и на развитии детей, их потребностей и интересов и, конечно, провоцирует педагогов, руководителей творческих студий на оригинальные решения  форм педагогической деятельности, технологий и методов обучения.
 Характерной чертой нашего времени является стремление учеников потреблять как можно больше разнообразной информации, позволяющей быстро получить желаемый результат. Благодаря интернет-технологиям каждый может обучаться онлайн из любой точки земного шара, что значительно расширяет образовательные границы. Специалисты создают и активно внедряют в собственную практику разнообразные приемы, методы и реально действующие технологии обучения, позволяющие не только добиваться поставленного результата за минимальные сроки, но и делать это качественно. И как уже было сказано выше, это не обошло стороной и систему современного художественного образования, в том числе в области театральной педагогики.
  В качестве примера в той области хотелось бы выделить театральные формы организации занятий, в частности – социоигровой стиль обучения созданный учеными-педагогами: Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов, которые сегодня активно внедряются в общее дополнительное образование. Данные направления позволяют педагогу не только расширить методы взаимодействия: учителя с  учащимися и обучающихся между собой, но и изменить сам процесс  занятия «режиссуры урока», что способствует повышению интереса и педагога и детей не только непосредственно к обучению, но и качеству освоения информации. 
  Опираясь на реальную практику работы педагогов в этом направлении, как и в других направлениях обучения, наиболее отчетливо проявляются  две формы занятий: очные и онлайн. Кратко следует остановиться на очной форме дополнительного образования детей по актерскому мастерству. Сразу нужно сказать, что особенности организации занятий будут  во многом зависеть от специфики группы: возраста, количества детей, интересов детей, предпочтений работы, уровень подготовки, сроки реализации постановки спектакля, других особенностей детей и поэтому направление работы и обучающие программы формируются под каждую отдельную группу.
Технология организации очного занятия по актерскому мастерству для детей состоит из нескольких взаимосвязанных блоков: 
Первый блок состоит из упражнений: на снятие психофизических зажимов, на воспитание сценического внимания, на развитие фантазии и воображения, на органичное и правдивое существование на сцене, на освоение действий в предлагаемых обстоятельствах. 
Среди названных, упражнения на снятие психофизических зажимов являются наиболее креативными и оригинальными, так как требуют быстрого подключения фантазии ребенка, поскольку он сразу же становятся персонажами и от него требуется органичное вживание в образ. Комплекс выполняемых действий обязательно адаптируется под индивидуальность ребенка и его интересы. Освоение упражнений проходят в игровой форме с подключением воображения исполнителя, его умения перевоплощаться в персонажей уже на начальном этапе работы с детьми.  Важнейшим базовым элементом является изначальный подбор упражнений, который необходим для результата спектакля в целом. Например, если в постановке с детьми спектакля «Макбет» У. Шекспира руководителю-режиссеру одновременно нужно научить детей держать темпо-ритм и несколько объектов внимания одновременно, а также развить легкость в поэтичности речи шекспировских пьес. Поэтому все упражнения будут направлены на развитие необходимых для реализации спектакля актерских элементов. Кроме этого, в первом блоке в течение первых двух месяцев используются специальные упражнения на адаптацию детей в группе. Только после этого этапа обучение уже проходит через работу непосредственно над спектаклями и, по необходимости, подбираются упражнения.
Следует добавить, что на этом этапе снятия психофизических зажимов, дети проходят специальные задания на знакомство, освоение пространства и себя в этом пространстве, умение работы в группе (командообразование), раскрепощение в коллективе. Производится индивидуальная работа над телесными зажимами. Задача этапа − познакомиться с детьми и создать комфортную и свободную атмосферу на занятии. Технология заключается как в командной, так и в индивидуальной работе детей. 
Упражнения, направленные на развитие сценического внимания основаны на театральных играх, которые позволяют постепенно формировать устойчивость внимания. Через этот тренинг у актера-ребенка развивается необходимый ему навык удержания нескольких объектов внимания. В задания на развитие фантазии и воображения входят театральные этюды на существование в реальных и фантастических предлагаемых обстоятельствах - это этюды на органичное и правдивое существование на сцене, на раскрытие индивидуальности актера-ребенка, выявление его творческого сценического дарования, что в свою очередь, помогает определить интересы и возможности творческого амплуа ребенка. Упражнения на действие в предлагаемых обстоятельствах проходят в этюдной форме, начиная с одиночных этюдов, до парных и групповых.
Кроме указанного выше, актерский тренинг первого блока включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов актерской техники. Например, снятие психофизических зажимов невозможно без подключения фантазии. Элементы сценического внимания взаимосвязаны с техникой темпо-ритма сценического существования на сцене. А воображение актера-ребенка развивается с помощью органичного существования на сцене в процессе работы над этюдами. Таким образом, первый блок развивает технику актера-ребенка с помощью систематического повторения упражнений, вырабатывает необходимые навыки для работы над ролью и спектаклем. Актер-ребенок за период тренингов становится уверенным, внимательным, раскрепощённым, умеет работать в команде, начинает понимать основные законы существования на сцене. 
2) Второй блок связан с постановкой спектакля. Репертуар спектакля подбирается индивидуально под группу. Учитываются интересы группы, индивидуальные способности детей и их возможности. Процесс работы над спектаклем начинается с разбора ролей, творческих заданий на изучение персонажа и пробных этюдов.
      Схема постановки спектакля, Сроки 2 месяца, 9 репетиций по 3 часа.
Подготовительный этап до первой репетиции 
1 занятие: Упражнения на знакомство, комадообразование и адаптацию в новом пространстве. Цель первой встречи подружить детей, создать творческую и дружную атмосферу. Познакомить с произведением будущего спектакля. Мотивировать и заинтересовать детей с помощью показа разных картин, афиш и историй про драматурга, эпоху и т.п. Познакомить каждого со своей ролью и рассказать подробнее про персонажа. Чтение по ролям сценария. 
2 занятие: Упражнения на снятие психофизических зажимов, выплеск энергии и концентрацию внимания. Работа над автобиографией персонажа, разбирается сценарий и читается по ролям. Первая репетиция «на ногах». Играются этюды на заданные темы по пьесе, чтобы лучше узнать персонажа. Дети через самостоятельные поиски лучше запоминают происходящие события в пьесе.
3 занятие: К третьей репетиции дети должны знать отлично текст наизусть. Учить роль наизусть является самостоятельной домашней работой актера-ребенка. Подробный разбор сцен и выстраивание мизансцен. Разбор сценических задач и работа с реквизитом. Проводится две репетиции одна с остановки и подробным разбором, вторая для проверки зафиксированной информации актеров.
4 занятие: Дети самостоятельно готовятся к репетиции: повторяют текст с партнерами и «заряжают» реквизит, выставляют декорации. На данном этапе важно, чтобы дети самостоятельно по памяти сыграли сцены из спектакля. Идет работа над этюдами на заданную тему, например, жизнь «до сцены» из пьесы, на детство персонажа и др. Такие этюды помогают актерам-детям вжиться в роль и обрести новые знания про персонажа, что помогает органично существовать на сцене.
5 занятие: Репетиция всего спектакля с остановами и правками. К данному периоду уже все мизансцены должны быть «зафиксированы» и оправданны актерами-детьми. Выстраивается свет и звук, дети самостоятельно делают перестановки и взаимно помогают друг другу за       кулисами. Идет работа над оценками, действием в предлагаемых обстоятельствам.
6 занятие: Репетиция начинается с подбора костюмов. И важный эмоциональный первый прогон в костюмах, актеры-дети очень ярко воспринимают свои костюмы и часто это вдохновляет.  В костюме репетиция становится более оживленной, дети пробуют привыкнуть к внешнему изображению персонажа. Так же на этом занятии проходим элементы грима и, по необходимости, используем на спектакле.
7 занятие: Репетиция в костюмах, гриме и декорациях.  Задача у актеров-детей удерживать сквозное действие и темпо-ритм спектакля. Работаем над целостностью всего произведения и работой в ансамбле.
8 занятие: Генеральная репетиция. Может быть от 3 до 6 прогонов спектакля.
9 занятие: Психологическая подготовка детей к зрителю. Прогон спектакля. Показ зрителям.
       
В данном графике рассмотрена проектная работа, направленная на результат, связанный с постановкой спектакля. Следует отметить, что такое направление работы выявлено нами в результате исследования впервые. Так как в детской театральной педагогике считается неприемлемым постановку с детьми произведений мировой классики и «взрослой» драматургии. При таком подходе группа детей показывает высокий результат за короткий срок интенсивной работы, сравнительно с группой детей, которая репетирует на протяжении полутора года. В этап данной работы входит и самостоятельная работа актера-ребенка над ролью и знание текста за короткий срок (на вторую репетицию). Актеры- дети в данной проектной работе участвуют разных возрастов и разной актёрской подготовке. Как показывает реальная практика внедрения такой технологии, именно короткий срок сдачи спектакля и длительные репетиции – дают высокий результат. 
              В данном формате за 9 занятий в студии были поставлены такие спектакли: де Сент-Экзюпери «Маленький принц», древнегреческий миф «Минотавр», антиутопия А. Рэнд «Гимн», У. Шекспир «Макбет». На этом следует отдельно остановиться и сказать, что для постановки антиутопии А. Рэнд «Гимн» первый раз адаптировано произведение для детей О. Масаловым и впервые ставиться с детьми (6- 11 лет). Тоже необходимо уточнить и по подготовке спектакля по древнегреческому мифу «Минотавр», который подготовлен в детьми не традиционным образом. Так героя Минотавра играет девочка и привычный нами жестокий, безжалостный персонаж Минотавр - является невинной жертвой межкровных связей и обстоятельств своих родителей. 
         Уникальным является еще один опыт, заимствованный нами у европейских коллег - использование пьес У. Шекспира на ранних этапах обучения актерскому мастерству детей дошкольного и школьного возраста. Более того, следует сказать, что постановка пьес У. Шекспира с детьми в России в системе дополнительного образования введена впервые в работе с детьми в дополнительном образовании художественным руководителем – одним из авторов данной статьи – Подковыровой М.В. Продолжая, следует  уточнить, что в работе с детьми автор статьи, также на практике без адаптации к детской психофизической природе, использует театральные технологии К. С. Станиславского, утверждавшего, что спектакль есть целостное художественное произведение, где все компоненты: образ актера, декорации, музыкальное решение, пластическая выразительность, подчиняются общей идее, замыслу режиссерской постановки. Именно такое правдивое существование в предлагаемых обстоятельствах в спектакле развивается у актеров-детей по системе К.С. Станиславского.
У выдающего театрального педагога М. Чехова было  заимствовано развитие актерского воображения, как один из способов моментально вжиться в роль, правдиво передать мысли. Так же актерам-детям помогает из системы М. Чехова работа с жестом и позой, как «проводником» к чувствам персонажа. От физического действия, определенной позы и жеста, внутренне рождается нужная эмоция.
 Из системы В. Э. Мейерхольда используется на занятиях упражнения из биомеханики для развития физической подготовленности тела актера-ребенка. Упражнения направлены на ощущение тяжести своего тела и развитие умения концентрации внимания, в том числе применяются упражнения на координацию движений.
  У театрального режиссера Б. Брехта для работы с актерами-детьми взяты элементы «эпического театра» – процесс включения актера в спектакль самого автора. «Эффект отчуждения», введенный Б. Брехтом, позволяет в детской театральной режиссуре представить явление с неожиданной стороны, а также выразить на сцене отношение к своему персонажу. Происходит разрушение «четвертой стены», что позволяет актеру-ребенку вести монолог и обращаться к зрителю.
   Кратко остановимся на онлайн обучении, которое в настоящее время особенно актуально, в том числе и в освоении актерского мастерства с детьми младшего возраста. Технологии обучения онлайн в этом виде дополнительного образования получили свое активное развитие, так как пришлось разрабатывать и осваивать новые формы и направления работы через Интернет более продуктивно. Руководителю студии приходилось огромное количество часов проводить индивидуально с каждым ребенком, иногда проводя эфиры по десять часов в день.  В этой связи хотелось бы рассмотреть отрицательные и положительные стороны онлайн-занятий. В качестве примера выделим тему «Семейные праздники», которые в формате онлайн приобрели свое лицо. 
    Среди отрицательных выделим следующие. Онлайн не позволяет работать над пластикой, движениями и мизансценами, так как это требует актерское мастерство, которое предполагает движение, а в онлайн формате и в диапазоне веб-камеры этого недостаточно. Кроме этого такое обучение ограничивает возможность репетировать живые спектакли с большим количеством актеров-детей. Хотя известно, что представители современного искусства (перформеры), умело используют возможности онлайн-формата, но специфика классического театра эти технологии не принимает по причине «нарушения закона театра переживания». Еще одним нежелательным фактором, влияющим на проведения занятия, является не самое лучшее качество интернет – соединения, когда, например, ученики находятся за пределами города или в дороге, что нарушает динамику занятия.
    Нельзя не сказать, что в очной форме обучения занятия актерского мастерства – это выплеск энергии и активного вида психофизической деятельности, а в онлайн-формате дети вынуждены больше сидеть перед экраном, занятия стали менее физически- активными, а взаимодействие между друг другом электронным. 
   Но высказанные выше нежелательные стороны онлайн-обучения в свою очередь повлияли на поиски новых способов и технологий взаимодействия с детьми, особенно по удержанию их внимания. В программу занятий были включены новые игры, которые возможно проводить только в форме онлайн. Поэтому, следует сразу сказать, что для того чтобы занятие приносило удовольствие, должна присутствовать постоянная смена деятельности и ребенок был энергичен и заинтересован. Были включены следующие игры: на перемещение в пространстве комнаты и в диапазоне камеры, на внимание и координацию, на развитие темпо-ритма, на развитие эмоционального интеллекта, на взаимодействие с партнером, на развитие сюжетно-ролевой игры, а также игры логопедические с элементами сценической речи на развитие дикции, артикуляции и дыхания.
   Среди положительных моментов такого обучения можно выделить следующие. Появилось больше времени для работы над подробным изучением текста, над глубоким погружением в мотивацию персонажа и разбор отношений. Если с актерами-детьми раньше в очной форме занимались мизансценами, этюдами, репетицией сцен в движении, то в онлайн-обучении прорабатываются крупные планы для киносъемок, речевые особенности персонажей и даже мелодика речи. Можно сказать, что онлайн дает возможность детальной работы над персонажем. Кроме этого, благодаря онлайн-обучению в программу обучения актерскому мастерству вошла работа над актерскими монологами, когда актер один на сцене, без помощи партера, реквизита и театрального костюма говорит со зрителями, как говорят, что в условиях монолога нарушается «четвертая стена». Актерский монолог одно из сильнейших упражнений проработки актерской техники и презентации актерских способностей. Технологию актерского монолога можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Детские актерские монологи помогли нам раскрыть спектр актуальных для детей проблем: нелюбимая еда, проблемы в школе, домашние животные, ссоры с родителями и друзьями. 
Онлайн-занятия в освоении актерского мастерства для детской театральной педагогики – это инновационная форма работы, которую можно использовать для снятия каких-то проблем. Так актеры-дети стали меньше уставать и больше успевать, появилась возможность индивидуального занятия с каждым учеником, расширилась программа обучения. Были реализованы программы онлайн обучения: актерские монологи, моноспектакли, сказки, репетиции спектакля. Это указывает, что онлайн-технологии в актерском мастерстве имеют большие перспективы развития, хотя поначалу казались невозможными. Но, учитывая особенности детской природы, онлайн обучение может стать хорошим способом организации учебного процесса при наличии схемы- структуры занятия, благодаря которой ребенок с увлеченностью, без усталости, будет заниматься перед экраном и держать с вами контакт и внимание на протяжении 60 минут. В результате удалось разработать схему онлайн-обучения на 10 занятий на примере работы над современными актерскими детскими монологами - постановка 2 –х актерских монологов (1-й драматический, 2-й комедийный). В представленном ниже графике описывается процесс проведения занятий и постановка актерского монолога у детей дошкольного возраста от 4-х лет и до подросткового возраста (включительно). Монологи подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Формат занятий индивидуальные онлайн-занятия, длительность 1 занятия -  60 минут. 
Технология проведения 10 онлайн-занятий на примере темы «Монолог».
1 занятие. Занятие начинается с артикуляционной разминки в игровой форме: вначале разминаем губы, потом язык и работаем над снятием челюстного зажима. Дальше стоя делаем упражнения на снятие психофизических зажимов и развитие внимания. На первом этапе педагогу-режиссеру необходимо раскрепостить ребенка и расположить к себе, чтобы сформировалось первое впечатление от занятия: удовольствие, игры и радости. Поэтому все упражнения в игровой форме с подключением фантазии и воображения. После активных упражнений в диапазоне веб-камеры игры в игры на знакомство, например, «что я люблю, что ненавижу». Узнаем друг о друге. Игра «знакомство» дает педагогу представление о ребенке, а также о выборе возможных монологов, которые ему понравятся. После игры на знакомство, нужно рассказать актеру-ребенку, что такое монолог, какие они бывают и рассказать о задачах на курс. После этого, ребенок определяется, какой он хочет выбирать первый монолог (драматический или комедийный). В большинстве случаев из 30 человек, 28 детей выбирают комедийный и только 2 человека первым выбирают драматический, это чаще всего актеры-дети подросткового возраста. Далее режиссер-педагог читает детям монологи какие есть у него на эту тему (15-20 на каждый жанр), читать нужно без выражения и актерской игры, просто текст и слова, не выражая своего мнения по поводу прочитанного монолога. Выбор монолога остается за ребёнком. Актер-ребенок на листе бумаге.
2 занятие. Занятие начинается с артикуляционной разминки под музыку и упражнений на снятие психофизических зажимов. Дальше актер-ребенок читает монолог с листа, и педагог и актер-ребенок обсуждают, что там происходит и почему, выстраивают мотивы и причины персонажа. Разбор текста происходит с помощью цветных карандашей или фломастера. Читаются  предложения, и, если это одна тема и задача, подчеркивается одним цветом. Это делает ребенок самостоятельно, вместе с педагогом - режиссером. После этого читается монолог дальше, разбираются другие предложения и подчеркиваются другим цветом карандаша, который еще не использовали. В итоге, за 2 занятие будет разобран и подчеркнут монолог. Такой инновационный подход был разработан специально для онлайн-занятий с разноцветными подчеркиваниями. Такой способ помогает актеру-ребенку визуально видеть текст, который он не выучил еще наизусть и понимать, где и как он его должен сыграть. Так же перед ребенком разнообразие цветов, что указывает то, что вы играете с разными эмоциями и с одного цвета на другой нужно сменить актерскую игру.
3 занятие. Начинается с подвижных игр на внимание, с работой над пластикой и жестами. Также необходимо работать над речью, дикцией и артикуляцией. К этому блоку добавляются звукоряды. Начинается занятие с основ работы на камеру, как с партнером по монологу. После этого необходимо приступать к репетиции монолога с остановками и поправками, качественно проработать вместе с актером-ребенком каждое предложение. Домашнее задание − учить понемногу текст монолога. Опыт показывает, что внимательная проработка задачи и действия в монологе автоматически помогает актеру-ребенку запомнить текст на репетициях. Если есть сложности с запоминанием текста и какие-то другие индивидуальные особенности развития у ребенка, то он  учит текст дополнительно дома, вне занятия.
4 занятие. Включает блок работы над артикуляционным аппаратом, голосом. Упражнения на концентрацию внимания и раскрепощение. Репетируется 1-й монолог, а после репетиции выбирается 2-й монолог. Выбор происходит таким же образом, как было описано выше в 1- м занятии. Актер-ребенок слушает варианты и выбирает, какой больше ему понравится.
5 занятие. Это уже половина курса работы с монологом. На данном этапе актер-ребенок должен хорошо играть 1-й монолог, уметь работать на камеру, держать партнёра, органично и правдиво перевоплощаться в персонажа. Продолжается работа над речью и пластическими этюдами.  По инновационному разбору цветными карандашами, который прописан во 2-м занятии, разбирается 2-й монолог. Так же на занятии ребенок получает задание изобразительно характера, например, если читал монолог, где девочка уговаривает маму купить кролика – нужно изобразить кролика, который будет представлен. Если монолог о фее у детей дошкольного возраста, то рисуем фею, которую актер-ребенок представляет в период прочтения монолога. Задание зависит от монолога.
6 занятие. Идет репетиция монологов. Иногда с подробными остановками и уточнением задач или с прочтением текста полностью и его разбором. Практика показывает, что результативней отдельно и сразу останавливаться делать поправку и точнее проигрывать слова. Тогда актер-ребенок запомнит и практически сразу же отработает правильный вариант. А если делать поправки после прочтения монолога и высказывать пожелания, то актеру-ребенку будет сложно их запомнить и потом самостоятельно исправить в других пробах. Продолжается работа над четкой, красивой и правильной речью.
7 занятие. Начинается занятие с работы над речью. Проводятся игры на концентрацию внимания и раскрепощение. Практикуется навык работы на камеру и работу с партнером. Репетируются монологи. Выполняются рисунки - задание по 2-му монологу.  Если к 7-му занятию ребенок хорошо читает два монолога, и педагог-режиссер видит, что материал усвоен хорошо, он предлагает дополнительно взять еще один, любой монолог на выбор актера-ребенка. И тогда параллельно начинается разбор и репетиция еще и 3-й монолога. Дети очень позитивно воспринимают дополнительную работу и с удовольствием берутся за еще один текст. Иногда 3-й монолог преподносится как подарок, за успешную работу над предыдущими. У ребенка повышается мотивация и самооценка.
8 занятие. На этом занятии актеру-ребенку можно предложить провести занятие самому. Можно по очереди с педагогом говорить упражнения на развитие артикуляционного аппарата и снятие психофизических зажимов. Если что-то ребенок забыл, педагог-режиссер подсказывает. Детям очень нравится такие правила игры и они с радостью проводят занятия, следят за правильностью исполнения педагогом. Педагог при этом может посмотреть, что запомнил за данный этап актер-ребенок и понимает ли он, как правильно делать упражнения. Все проходит в игровой форме под музыку. После этого можно приступать к репетиции монологов.
9-е и 10-е занятие. Можно объединить 9 и 10 занятия, так как они проходят по одинаковой структуре. Вначале идет разминка, а после этого монологи записывается на видео. Запись монолога может происходить параллельно на любой смартфон. Желательно записывать каждый монолог по 8-10 дублей и затем обсуждать это с актером – ребенком. Важно обращать внимание его самоощущения и как он считает, что получилось лучше. В большинстве случаев дети понимают эти требования педагога к исполнению монолога, и тогда сойдясь на обоюдном мнении и оставлять лучший дубль.
Работа над монологом самостоятельная, у актера-ребенка работа не заканчивается после прохождения 10 занятий. Это базовый этап 10 занятий за который: монологи подбираются, разбираются, репетируются и записываются на видео. Монологи имеют следующее свойство, если над ними работать самостоятельно без педагога-режиссера, несколько месяцев приходится регулярно «дозревать». Они становятся органичными, обжитыми, появляется легкость языка, точность действия и живые реакции. На это нужно время и регулярная самостоятельная работа актера-ребенка. Запись видео-работы на последних занятиях помогает не сбиться с правильного пути разбора монолога и самостоятельно актеру-ребенку анализировать свою работу спустя время. Актеры-дети подготавливают монологи читают их на пробах и кастингах. Монолог − лучшая форма и способ проявления актерского таланта. А также самый результативный и полезный тренинг мастерства актера. И данная технология позволяет работать индивидуально онлайн из любой точки мира.


ЛИТЕРАТУРА
1. Савенкова, Л.Г. Современные направления художественного образования в России / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova.pdf.