ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАСТИКО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ершова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного института культуры

Аннотация: 
В статье рассматриваются теоретические проблемы анализа технологий пластико-хореографических программ в контексте части теории культурно-досуговой деятельности и культурно-досуговых программ. Автором разрабатывается комплексный подход к классификации пластико-хореографических программ, определяются черты сходства и различия между пластико-хореографическими и культурно-досуговыми программами. Автор последовательно обобщает теоретические представления о технологии пластико-хореографических программ, определяет ее важнейшие признаки и классифицирует характеристики. Обосновывается, что основы теории культурно-досуговой деятельности могут быть плодотворно применены для характеристики пластико-хореографической программы. Выявляется, что пластико-хореографическая программа – это частный случай культурно-досуговой программы, массовая форма, основанная на синтетическом композиционном решении, включающем музыку, танец, пантомиму, сценическую пластику при безусловном доминировании хореографии. В статье доказывается значимость совершенствования комплексного подхода к развитию профессионально-значимых качеств специалистов-постановщиков пластико-хореографических программ.

Развитие современных направлений организованного культурного досуга предполагает совершенствование культурно-досуговой деятельности и появление ее новых форм, отвечающих запросам населения и трендам искусства. Социальный заказ на разнородные и комбинированные танцевальные программы в культурно-досуговой деятельности повлек за собой создание востребованного типа культурно-досуговой программы, основным выразительным средством которой является танец. Таковым типом программы стала пластико-хореографическая программа – новая ступень в развитии культурно-досуговой деятельности и новый танцевальный жанр современных шоу-программ.

Постановка и организация пластико-хореографической программы -  достаточно трудоемкий процесс, который состоит из нескольких этапов, затрагивает все навыки и знания специалиста культурно-досуговой деятельности. Реализовать такую сложную форму культурного досуга, как пластико-хореографическая программа возможно, лишь получив в ходе профессионального образования исчерпывающий объем материала по таким учебным дисциплинам, как «Технологии культурно-досуговых программ», «Технология культурно-досуговой деятельности», «Сценическое искусство», «Актерское мастерство», «Сценарно-режиссерские технологии» и «Художественное и музыкальное оформление».

Как инновационная форма культурно-досуговых программ, пластико-хореографическая программа обладает учебной функциональностью: организуя подобную программу, постановщик совершенствует свои навыки и умения в данном жанре, и по завершению работы приобретает новый практический опыт.

Для постановки пластико-хореографической программы необходимо обладать знанием технологии культурно-досуговых программ в целом. Для подготовки и организации программы следует быть хорошо осведомленным о современных и классических направлениях хореографии, знать не основы и азы, а все многообразие технологий сценарного мастерства, владеть актерским мастерством, навыками режиссуры, пантомимой, звукорежиссурой и т.п. Постановщику необходимо быть в курсе последних инновационных и современных методов работы на сценической площадке, постоянно изучать вкусы населения чтобы произвести впечатление на своего зрителя.

Постановщик пластико-хореографических программ должен понимать современные возможности и профессиональные предпочтения участников пластико-хореографические программы, досконально разбираться в классических, исторических, народных, фольклорных и современных танцевальных направлениях. Он должен уметь ставить отдельные пластико-хореографические номера и композиции, работать с административным аппаратом программы, осуществлять ее музыкальное и художественное оформление.

Таким образом, можно констатировать, что технологическая специфика пластико-хореографических программ исключительно сложна, и требует от специалиста-постановщика высокой компетентности в значительном числе областей. Однако, сама технология пластико-хореографических программ представляет частный случай технологии культурно-досуговых программ, что позволяет говорить о возможности экстраполяции теоретического опыта изучения культурно-досуговых программ на их данную инновационную форму. Обратимся к теории.

Говоря о теоретическом взгляде на технологии культурно-досуговых программ, следует указать, что «…технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо теле, мастерстве, искусстве…» [1, 66]. Классики материалистической философии определяли технологию следующим образом: «…технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них его духовных представлений» [5, 253].

А.Д. Жарков определяет технологию как «…научно обоснованную систему знаний об условиях, формах и методах, и приемах создания материальных и духовных ценностей, использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности…» [4, 341].

Основываясь на предложенных определениях технологии, можно сделать вывод о том, что понятие «технология» является сложной формой инструментальных знаний, затрагивающих материальную и духовную стороны жизни человека, и для осуществления какого-либо действенного процесса необходимо знать этапы его технологии.

Содержание понятия «технология пластико-хореографической программы» представляет собой конкретизацию содержания понятия «технология культурно-досуговой деятельности», исходит из него и закономерно заимствует то общее, что соединяет данные программы типо-видовой связью. Учитывая тот факт, что пластико-хореографическая программа - это форма культурно-досуговой программы, обратим особое внимание на основные свойства и функциональные компоненты последней.

Технология постановки пластико-хореографической программы — сложносоставной, трудоемкий процесс, обязательно требующий отличного знания технологии, методики подготовки и организации пластико-хореографических программ, а также знания теоретических и методических основ культурно-досуговой деятельности, которые были впервые сложены и раскрыты А.Д. Жарковым. Он выделяет несколько основных этапов технологического процесса в культурно-досуговой системе [3, 153]:

 1. Анализ обстановки и формулировка цели. Специалист первоначально должен определить цель, для достижения которой будет поставлена программа, проанализировать обстановку на данный момент, то есть рассмотреть всевозможные формы и методы реализации  культурного досуга, которые популярны и востребованы, а также изучить аудиторию, для которой будет поставлена программа.

2. Сбор материала и планирование программы. Сбором материала обычно занимаются специалисты, которым предстоит написать сценарий программы.

3. Создание программы: репетиции, корректировка цели, проведение программы, анализ проведенной программы. Это - самый сложный и трудоемкий этап, которым занимаются большое количество специалистов.

Для определения теоретических и методических основ целого технологического процесса по созданию пластико-хореографической программы, следует учитывать тот факт, что типо-видовая структура культурно-досуговых программ включает и пластико-хореографические программы, знание о которых может послужить базисом общего определения пластико-хореографических программ.

В учебном пособии «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков дал определение культурно-досуговой программы. «Культурно-досуговая программа – это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жизни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель» [3, 9].

Из вышеизложенного определения можно вывести наиболее значимый определитель программы – ее форму. Под формой культурно-досуговой программы принято принимать «угол зрения специалиста на проблему, структуру, образуемую на основе организации материала и аудитории» [Там же]. Поэтому само определение понятия «пластико-хореографическая программа» реализуется через формальный признак.

Для того, чтобы описать конкретнее многообразие форм культурно-досуговых программ, необходимо определить структуру, строение этих программ. Рассмотрим поэтапно процесс создания культурно-досуговых программ, учитывая классификацию, методы и частные методики их воплощения.

Опираясь на лекционный материал по предмету «Культурно-досуговая деятельность» Л.Г. Гордеевой [2], рассмотрим основные опорные точки в построении культурно-досуговых программ:  социальный заказ. цель (моделируемый художественный результат реализации предполагаемой программы), содержание программы, ее форму, методы, средства. субъект и объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, а также ее конечный результат (как готовая программа).

Применим первые три позиции структуры культурно-досуговых программ к частному случаю пластико-хореографических программ, учитывая их специфику.

Начиная с определения формы культурно-досуговых программ, постановщику необходимо обладать теоретическими знаниями о существующих формах воплощения, методах, средствах и функциях культурно-досуговых программ. Что же касается программ пластико-хореографических, то в каждой подобной программе отмечается содержание, в котором четко прослеживается главная мысль, идея и тема: форма пластико-хореографической программы напрямую связана с ее содержанием, методы родственны с культурно-досуговыми программами, а вот ведущими выразительными средствами всегда остаются жесты, мимика, сценическая пластика и танец. Однако при подготовке и проведении любой культурно-досуговой программы постановщику необходимо отмечать признаки и особенности, присущие каждой ее форме. Для создания программы необходимо ее содержание, а для воплощения – художественность, заключающаяся в форме.

Методика подготовки и проведения культурно-досуговой программы опирается на следующие знания о формировании содержательной насыщенности программы и о художественном характере, специфике, приемах эмоционального воздействия, способах его применения.

Методика различных форм культурно-досуговых программ также включает в себя четкое осмысление и понимание цели всеми участниками программы, анализ вида, типа и жанра воплощаемой формы, создание организационно–педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы, определение содержания, соответствующего цели программы, органическое соединение всех средств, приемов, обеспечивающих единый познавательный ценностно–ориентированный, коммуникативный процесс и выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой программа проводится, обеспечение максимальной активности зрителей.

Среди рациональных методов и приемов организации культурно-досуговых программ существуют четыре основных родовых метода. По своему строению родовые методы культурно-досуговой деятельности представляют целостную систему инструментальных знаний, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, единство целей и задач; содержания и формы; средств и методов, методического обеспечения культурно-досуговых программ. Эти же методы присущи и для пластико-хореографических программ, которые осуществляют функции, реализуют свои цели и задачи через основные методы культурно-досуговой деятельности.

Метод иллюстрирования заключается в представлении содержания через трансляцию какого-либо материала, он использует эмоционально-выразительные средства для визуализации.

Театрализация (в современных культурно-досуговых программах) состоит в соединении звука, света в пространстве и времени, раскрывающих образ в динамических вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.
Метод игры соединяет логическое и образное начала, реализуя педагогические цели средствами искусства и творчества для воздействия на мысли и чувства человека.
Монтажная организация материала представляет собой чередование образов, событий, режиссерских решений в многосоставной, но целостной структуре.

При выборе метода воплощения будущей культурно-досуговой программы важно помнить, что метод иллюстрирования несет познавательную функцию и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения в то время, как театрализация ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание, восприятие, представление, воображение, переживание, затрагивая, в первую очередь, чувства зрителя. Особую функцию выполняет третий метод – игра: активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных – на веселые, с умственной нагрузки – на физическую, с личных дел – на общественные, и наоборот.

Определяя функции, которые могут нести культурно-досуговые программы, отметим, что само понятие «функция» означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение программы состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды его деятельности» [3, 162].

А.Д. Жарков в учебном пособии «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» [4, 335] выделяет несколько функций культурно-досуговых программ. Ведущей функцией является рекреационная. Она направлена на снятие утомления, восстановления утраченных сил. Гедонистическая функция имеет тесную взаимосвязь с предыдущей функцией. Если, например, занятия танцами будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для учеников, а вместе с этим и саму долю полезности. Пластико-хореографическая программа, также как и культурно-досуговая, обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, отдыха и развлечений людей.

Одновременно с вышеназванными, включается и познавательная функция. Рассмотрим ее на примере создания пластико-хореографической программы: постановщику необходимо изначально выстроить на практике танцевальные движения, комбинации и композиции, изучить ряд литературных источников, посмотреть художественные фильмы, посетить различные мастер-классы для реализации целостного процесса создания пластико-хореографической программы.

Важной миссией культурно-досуговой программы является невербальная коммуникативная функция, направленная на взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и объединение. И все же самой важной функцией является развитие эстетического вкуса, культурного и творческого потенциала участников и зрителей.

Все вышеперечисленные функции культурно-досуговых программ закономерно относятся и к пластико-хореографическим программам, так как они реализуются в едином и общем технологическом процессе, который осуществляется практической работой постановщика. Каждая из функций играет определенную роль, воздействует на развитие и формирование личности участников и зрителей.

Однако следует отметить, что пластико-хореографическая программа, являясь зрелищной формой культурно-досуговой программы, наделенной сходнями функциями, целями и задачами, является самостоятельной формой, включающей в себя специфические черты и выразительные средства.

Помимо пластико-хореографических программ, к формам программ культурно-досуговых относятся и гала-концерты, и игровые и конкурсные программы, и литературно-музыкальные композиции, различные шоу, театрализованные представления и многое другое. Для их классификации может применяться схема, позволяющая делить их на индивидуальные, групповые и массовые формы.

Методика индивидуальных форм воздействия на сознание личности приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированном подходе к различным типам личности.

«К групповым формам относятся программы любительских объединений, клубов по интересам, коллективов художественного и технического творчества, несущие камерный характер. Это клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловые игры, аукцион и т.д. то есть те, что создают свою особую доверительную и комфортную обстановку для межличностного общения» [3, 142].

Однако такая форма, как пластико-хореографическая программа, чаще относится именно к массовой форме культурно-досуговой программы, поскольку обладает уникальными средствами, способами и методами сценической выразительности. «Наиболее популярными массовыми формами культурно-досуговых программ являются праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд» [3, 144]. Состав участников, сложность композиционного решения и выразительных средств определяют многочисленность лиц, занятых в ее подготовке, проведении и восприятии.

Как можно убедиться, основы теории культурно-досуговой деятельности могут быть плодотворно применены для характеристики пластико-хореографической программы. Подводя итог вышесказанному, суммируем, что пластико-хореографическая программа – это частный случай культурно-досуговой программы, массовая форма, основанная на синтетическом композиционном решении, включающем музыку, танец, пантомиму, сценическую пластику при безусловном доминировании хореографии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Большая советская энциклопедия. Том 25. Москва, 1976.

2.       Гордеева Л.Г. Технология культурно-досуговых программ. Лекция [МГУКИ, 2010] // Личный архив автора.

3.       Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва, 2007. 288 с.

4.       Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва, 2012. 480 с.

5.       Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 23. Москва, 1960. 908 с.