В современном образовательном пространстве возникла необходимость в
подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных
специалистов, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное
развитие, так как общество ставит перед человеком все более усложняющиеся задачи на
самоопределение и самореализацию, с которыми под силу справиться только лишь
свободной, самостоятельной, социально активной личности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с этим всё большее значение приобретает социальная активность личности,
проявляющиеся в различных общественно-значимой деятельности, такая личность
сознательно ориентирована на решение задач, стоящих перед обществом, классом,
социальной группой.
Таким образом, большую роль в жизни общества играет студенческая молодёжь,
так как она представляет собой ту социальную группу, которая несёт в себе огромные
потенциальные возможности будущего.
Студенческая молодёжь как социальная группа является разновидностью группы
«молодёжь». Отсюда следует, что для нее присущи все характеристики молодёжи, а также
свои специфические черты: деятельность, связанная с обучением в ВУЗе, наиболее
образованный слой молодёжи, резерв пополнения работников умственного труда,
составная часть интеллигенции, неоднородность социального происхождения и
материального положения, определенное групповое самосознание, общность интересов и
особая субкультура.
Формирование социальной активности студенческой молодёжи должно
осуществляться с учетом, с одной стороны, особенностей изменяющейся социальной и
образовательной среды, с другой – специфики этой социально-демографической группы,
её внутренней дифференциации, места и роли в обществе, а также необходимости
разрешения сложившегося противоречия между потребностями молодёжи в становлении
её в качестве социального субъекта и возможностями их реализации.
Факторами, способствующие формированию социальной активности студенческой
молодёжи, являются: стремление молодёжи к самореализации, эффективная
государственная молодёжная политика, а также интересные и авторитетные для молодёжи
люди. Наиболее препятствуют формированию социальной активности: неверие в
общественные идеалы и безразличие общества, старших возрастных групп к проблемам
молодёжи, недоверие органам власти и индифферентность самой студенческой молодёжи.
Главным критерием эффективности управления формированием социальной
активности студенческой молодёжи является высокий уровень всех видов её активности и
высокая степень согласованности интересов с интересами других социальных субъектов.
При этом критериями высокого уровня видов социальной активности выступают:
– для познавательной активности – признание знаний и навыков их приобретения
основной целью, ярко выраженная потребность в знаниях;
– для трудовой активности – важность самого процесса труда и интересной
творческой работы, систематическое проявление инициативы в трудовой деятельности;
– для общественно-политической активности – наличие собственных политических
убеждений, участие в деятельности общественных объединений, осведомленность о
социальных проблемах общества и заинтересованность в их решении.
Проблема формирования социальной активности личности имеет достаточно
продолжительную историю своего осознания и разработки в аспекте общественной,
культурной и педагогической значимости. Решающим условием формирования
социальной активности личности выступает целенаправленная структурно-
расширяющаяся общественно полезная деятельность молодого человека, его готовность к
подобного рода поведению, желание и умение действовать, проявляя ответственность,
инициативу, самостоятельность.
В философских (С.К. Абачиев, B.C. Агеев, Г.С. Батищев, Э. Фромм, М. Экхарт и
др.) и психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г,
Ананьев, А.Г, Асмолов, Н.А. Бернштейн, В.П. Бездухов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С.
Братусь, П.М. Ершов, Н.В. Курбатова, М.А. Лазарев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Д.А.
Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.П. Подвойский, Е.И.
Тихомирова, Д.И Фельдштейн и др.) формирование социальной активности личности
рассматривается как сложный образовательный процесс, протекающий в единстве
коллективной и индивидуально ориентированной составляющих в условиях
гуманистического стиля педагогического руководства.
Теоретические и методологические основы формирования социальной
(общественной) активности личности были достаточно детально разработаны в советской
педагогике (Л.М. Архангельский, Б.П. Битинас, Н.И. Болдырев, С.Н. Касаткина, Т.Е.
Конникова, Т.Н. Мальковская, Л.А. Нагорных, К.Д. Радина, Ю.П. Сокольников и др.)
Однако кардинально изменившиеся обстоятельства жизни общества обусловили
необходимость столь же существенного пересмотра целевых констант образовательной
деятельности и методов их достижения.
Среди субъектов формирования социальной активности студенческой молодежи
можно выделить: государство, общественные объединения, средства массовой
информации, преподавателей и др. Каждый субъект осуществляет формирование
социальной активности студенческой молодежи в рамках своих функций и реализует
взаимосвязанный комплекс мер, направленный на формирование активной осознанной
деятельности.
Процесс формирования должно осуществляться поэтапно:
I этап – целеустановочный, заключается в разработке общей программы развития
студенческого самоуправления при активной консультативной помощи преподавателей-
наставников и с учетом инициативных предложений студентов-активистов,
зарекомендовавших себя в качестве лидеров, в процессе участия в воспитательных
мероприятиях.
II этап – мотивационно-тренинговом происходит работа по формированию
организаторской компетентности у студенческого актива. Параллельно проводится
специальная работа по стимулированию мотивации участия студенческой молодежи во
внеучебной деятельности.
III этап – формирования структуры органов студенческого самоуправления и
распределения полномочий логически вытекает из двух предыдущих и заключается ворганизации демократических процедур выбора подлинного студенческого лидера.
Формирование социальной активности в педагогическом аспекте, по мнению М.В.
Колесниковой, понимается как создание стройной системы педагогических ситуаций в
рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определённые цели,
оптимальные формы и методы, что предполагает создание определённых организационно-
педагогических условий [1].
1) В результате планирования и целеполагания своего развития путем сравнения
социально-профессиональных ожиданий и достижений в процессе профессионального
становления с учетом инициативности и ответственности происходит формирование
субъектной позиции студента и развитие его социальной активности.
2) Организация квазипрофессиональной деятельности студентов на основе учета
сущностных характеристик феномена социальной активности в студенческой среде.
Квазипрофессиональная деятельность студентов осуществляется параллельно с
образовательным процессом на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт
студентов, преподавателей и специалистов-практиков.
3) Участие студентов вуза в социально-проектной деятельности.
Социальное проектирование получает все большее распространение в
профессиональной подготовке специалистов, занятых в сферах работы с людьми
(педагоги, психологи, менеджеры, государственные и муниципальные служащие и т. д.).
Метод проектов и его разновидность — метод социального проектирования имеют
большой потенциал в основном в подготовке специалистов в социально-педагогической
сфере. Его сущность заключается в том, что:
– студент должен теоретически осмыслить проектируемое явление и определить
практическую направленность действий по изменению данного явления;
– студент в ходе работы над проектом овладевает методологией и технологией
выполнения конкретной специфической деятельности, алгоритм которой он выстраивает и
предлагает реализовать для преобразования социального явления;
– студент получает возможность самостоятельно определить и реализовать
конкретные действия по достижению целей и задач проекта;
– студент получает возможность взять на себя роль субъекта социально-проектной
деятельности (разработчика, лидера, организатора, исполнителя и т.д.);
– студент оказывается в ситуации актуализации и мотивирования собственной
социальной активности, трансформирующейся в свойство личности.
Для повышения социальной активности студенческой молодёжи эксперты по
социальной педагогике рекомендуют следующее: 1)стимулирование интереса,
демонстрация значимости и ценности знаний (30,2%);
2) помощь в трудоустройстве, предоставление рабочих мест и льготных условий
(41,1%);
3) привлечение к участию в общественных объединениях и различных
политических мероприятиях (46,9%).
Меньшее число рекомендаций экспертов направлено на применение мер
административного характера, обеспечение доступности образования (20%);
формирование трудовых навыков в процессе обучения (25%); информирование студентов
о возможностях участия в общественно-политической деятельности (26,5%) и др.
Мы считаем, что процесс формирования социальной активности личности студента
университета будет осуществляться с большей эффективностью, если:
– актуализированы ситуации ответственного поведения студенческой молодежи;
– осуществлено социально-ролевое обогащение индивидуальной
жизнедеятельности личности;
– усилена эмпатическая направленность образовательного процесса.
Основными проблемами управления формированием социальной активности
студенческой молодёжи в настоящее время являются: отсутствие необходимых
экономических, социальных, социокультурных, правовых и организационных условий,
неэффективность деятельности субъектов управления, слабая информированность
студентов о возможностях самореализации и участия в жизни общества и т.д.
Также наиболее препятствуют формированию социальной активности следующие
причины: неверие в общественные идеалы и безразличие общества, старших возрастных
групп к проблемам молодёжи, недоверие органам власти и индифферентность самой
студенческой молодёжи. А «друзья, сверстники, сокурсники» и «семья, родственники»,
слабо влияют на социальную активность студенческой молодёжи.
Поэтому, особенно важно для развития социальной активности студентов
включение их в общественно значимую деятельность и переход от методов воздействия к
методам сотрудничества и методам саморазвития, побуждающим их
самообразовательную активность, включающих студентов в самовоспитание. При этом
студенты должны осваивать различные формы социокультурной деятельности, а затем
реализовать известные им формы, вносить инновации, разрабатывать новые формы
социальной активности.
Эффективному развитию социальной активности способствует вовлечение
студентов в беседы и организация диспутов о социальной и личной значимости
выбранной профессии, о представляемых ею социальных проблемах, жизненных
ситуациях и др. Также администрация вуза должна поддерживать, если студенты
самостоятельно создают социальные проекты.
Коллективное доброжелательное обсуждение результатов индивидуально
выполненных работ стимулирует формирование у студентов адекватной самооценки и
активизирует потребность в социальном развитии. Возникновению и закреплению
положительных эмоций относительно социально значимой деятельности способствует
общий морально-психологический климат в коллективе, обоснование преподавателем
необходимости для социального развития выполняемых поручений и осознание
студентами их личной значимости.
Технология развития социальной активности студентов в воспитательной среде
вуза включает 3 этапа: адаптационный, содержательный, интеграционный. Каждый этап
развития социальной активности представлен массовыми, групповыми и
индивидуальными формами деятельности, это важно, так как в процессе деятельности
необходимо развивать как умения работы в коллективе, так и индивидуальную
технологию деятельности каждого студента.
Реализация технологии развития социальной активности студентов в
воспитательной системе вуза включает: активизацию научно-исследовательской,
методической, практической социально ориентированной деятельности студентов;
перевод студента в позицию субъекта социально ориентированной деятельности;
повышение уровня сформированности умений, соответствующих различным
компонентам социальной активности и профессионально значимых качеств студентов;
самореализацию студентов в социально ориентированной деятельности.
Развитию эмпатийности, ответственности и самостоятельности способствуют
мероприятии, направленные на реализацию социально значимой деятельности: сбор
денег, вещей и консервов в целях благотворительной акции в помощь малоимущим
семьям, детям-сиротам, пропаганда здорового образа жизни, оформление стендов о
борьбе со СПИДом и вредными привычками и др. Развитию творческого потенциала и
рефлексии способствуют участие во внутри вузовских мероприятиях, постановка
тематических вечеров. Развитию инициативы, фантазии, активности студента
способствуют режиссёрские игры. Вообще в развитии социальной активности студента
большую роль играют деловые игры.
Деловые игры как инновационная технология обучения является действенным
механизмом, способным одновременно решить не только задачи воспитания, но и
дидактические задачи учебного предмета. А именно: формирование познавательных и
профессиональных мотивов и интересов специалистов; социальной активности и
компетентности; воспитание системности и стратегичности мышления; ответственного
отношения к решению учебных и профессиональных проблем; владение методами
моделирования.
Деловые игры, в широком смысле данного понятия, являются средством
моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска
новых способов ее выполнения. Деловые игры имитируют различные аспекты активности
человека и его социального взаимодействия. Игры являются методом эффективного
обучения в вузе, поскольку снимают противоречия между абстрактным характером
любого учебного предмета и реальным характером будущей профессиональной
деятельности обучающихся.
Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут
отличаться методикой проведения и поставленными образовательными целями. А именно:
дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные,
организационно-деятельностные игры и др.
Дидактические игры (ДИ) представляют собой целостную педагогическую
систему, состоящую из целевого, содержательного, организационно-методического и
результативно-оценочного компонентов. В качестве главной цели данной инновационной
обучающей технологии является формирование социальной активности, компетентности
и конкурентоспособности личности будущего специалиста через использование
технологии ДИ в процессе обучения в вузе.
В результате внедрения в процесс обучения ДИ как инновационной технологии,
происходит повышение образовательного уровня, увеличение интереса к изучению
учебных предметов, повышение уровня проявления социальной активности,
интеллектуальной информированности, социокультурной компетентности обучающихся.
Рассмотренные теоретико-методические и технологические аспекты использования
ДИ в высшей школе, позволяют заключить, что деловые игры обладают огромным
дидактическим и воспитывающим потенциалом, который способен увеличить
инновационные ресурсы современного вуза.
Также среди форм обучения, которые дают положительный эффект, должны стать
еловые игры, самостоятельные творческие и исследовательские задания по
интегрированной проблематике. Контекстная природа истории и сложность состава и
содержания исторического знания обусловили необходимость использования в
технологии ДИ сочетания различных средств обучения. Преимуществом ситуационных
задач, по сравнению с учебными задачами, обозначены их проблемный характер, в
котором заложены контексты будущего профессионального труда специалиста. В деловой
игре моделируемая система рассматривалась нами как динамическая, что требовало от
участников процесса игры умения решать «цепочки ситуационных задач» [2].
Значимым для развития социальной активности, я считаю, участие в молодежных
фестивалях, например «Студенческая весна», что позволяет студентам проявить
собственную позицию по важным социальным проблемам и получить опыт
взаимодействия и профессионального подхода в их решении.
Также, важным фактором становится привлечение лидеров студенческого
самоуправления к деятельности различных общественных структур, действующих на
республиканском уровне (Молодёжная палата, Общественно-консультативный совет и
др.)
Результаты проведённого исследования позволяют предложить ряд научно-
практических рекомендаций повышения эффективности процесса развития социальной
активности студента:
1. Развитие социальной активности студента необходимо осуществлять в
целостной воспитательной системе профессиональной подготовки вуза.
2. В воспитательный процесс необходимо включать учебные задачи нравственной
смыслообразующей ориентированности.
3. На кураторских часах использовать активные методы обучения, ролевые игры,
диспуты и др., позволяющие актуализировать субъектную позицию студента.
4. При решении задач нравственного выбора формировать у студентов позитивную
установку на принятие общечеловеческих ценностей, идеалов и убеждений.
5. При организации педагогического взаимодействия заботиться о создании
творческой атмосферы и нейтрализации творческо-подавляющих факторов.
6. Осуществлять дифференцированный подход при формирований
индивидуального социального опыта и жизненной позиции.
7. Сочетать индивидуальные и коллективные формы работы студентов.
8. Осуществлять поэтапный контроль и коррекцию индивидуального процесса
развития социальной активности студента.
9. Для развития мотивационного компонента социальной активности студента
необходимо использовать следующие методы и средства: проблемное изложение
учебного материала, метод «ситуации успеха», дискуссии, убеждение, педагогические
игры.
10. Использовать в учебном процессе эвристический и исследовательские методы
для эффективного формирования когнитивного компонента социальной активности.
11. Для развития аналитического компонента социальной активности необходимо
использовать дискуссии, привлекать студентов к анализу различных точек зрения,
мнений, собственной деятельности, социальной ситуаций.
12. Использование метода социального проектирования позволяющей
моделировать будущую профессиональную деятельность;
13.Обеспечение организационно-управленческих и материально-технических
возможностей для реализации разнообразных социальных инициатив молодежи
(например, предоставление помещений, видео- и аудио-оборудования, компьютерной и
оргтехники, спортивного инвентаря);
14. Создание условий для социального продвижения лидеров различных
молодежных формирований;
15. Создание и поддержка деятельности ресурсных (федеральных, региональных)
центров развития молодёжного общественного движения.
16. Организацию и проведение конкурсов грантовой поддержки для разных
категорий молодёжных социально-творческих объединений.
Таким образом, технология развития социальной активности студентов в
воспитательной системе вуза представляет собой организованный поэтапный процесс, что
позволяет своевременно дать оценку социальному развитию личности студента и при
необходимости вносить корректировки в воспитательную систему вуза.
Опираясь на теоретические положения проблемы развития социальной активности
студентов как условия профессионального становления и опыт практического ее решения
на примере образовательного процесса вуза, мы сделали вывод о том, что
профессиональное становление выступает в качестве личностной характеристики
субъекта и служит фоном для развития социальной активности личности студента, причем
студент выступает в качестве субъекта познавательной и профессиональной деятельности.
Характер, направленность, цели становления студентов как активных субъектов
общественных отношений, как специалистов, в значительной степени влияют на
качественные характеристики перспектив развития нашего общества. Преобразование
социума будет успешным, если оно обеспечивается активным, творческим включением
молодого поколения в процесс создания материальных и духовных благ.
Технология развития социальной активности студента в воспитательной системе
вуза характеризуется наличием диагностически заданной цели (развитие социальной
активности студента); последовательностью действий педагога и учащихся, направленных
на достижение намеченных результатов; обоснованным выбором средств и методов
взаимодействия, форм организации воспитательного процесса и предусматривающая
осуществление обратных связей с целью коррекции и координации совместной
деятельности педагога и учащегося.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцигина Л. К., Колесникова М. В. К проблеме социальной активности личности в современных
условиях // Образование и культура в Западно- Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы
взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научно-практической конференции //
Под ред. Н. В. Чекалевой. -Тара, 2006. - Ч.2. с. 174-176.
2. Лаврентьева Н.Б. Педагогические технологии: Технология учебного проектирования в системе
профессионального образования. Барнаул: АлтГТУ, 2003. с. 119.
3. Лазарев М.А., Курбатова Н.В. Педагогическая технология творческого развития студентов //
Инициативы XXI века. 2013. № 3. С. 42-44
4. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе
формирования художественной культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012.
Т.1. № 3. C. 523-532
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
Аннотация:
Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под
социальной активностью в широком и узком смыслах понимается качество, отражающее уровень
социальности личности, т.е. её связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества,
глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается
качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью. В нашем исследовании
категория «социальной активности» рассматривается в узком смысле.