Современный учебный процесс направлен на саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Важным для ученика становится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей [8].
Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, обеспечивающее эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС является технологическая карта урока [4]. Технологические карты по теме «Отражение природных форм в архитектуре» для учащихся 7 класса, разработаны в соответствии с учебником: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. Л., Медкова Е. С. Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014. Технологические карты дополнены наглядным пособием с разделами: «Природные формы в архитектуре», «Макет. Развертка», «Бумажная пластика», «Фонтан – элемент ландшафтного дизайна». Каждое из пособий содержит раскрытие понятия урока, визуальный материал для анализа, творческое задание для самостоятельной работы, варианты выполнения работы. Планирование педагогического взаимодействия учителя и обучающихся с использование технологической карты, позволит увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать образовательные отношения по освоению темы с учётом цели освоения курса, обеспечит реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ФОРМ В АРХИТЕКТУРЕ
Урок первый
Предмет |
Изобразительное искусство |
класс |
7 |
||
Тема года |
Художник как свидетель истории |
||||
№ четверти |
II |
||||
Тема четверти |
Природа и творчество |
||||
Тема урока |
Природные формы в архитектуре |
||||
Предыдущие темы / |
Предыдущая: Глава 1. Природа в изобразительном искусстве. Тема 4. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве. Последующая: Глава 2. Природа и творчество. Тема 6. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан) |
||||
Типы урока – по способу проведения – по целям обучения |
Урок-экскурсия Урок закрепления новых навыков, знаний, умений |
||||
Цель |
Выполнить зарисовки с природных объектов, передать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Создать эскиз / проект архитектурных / дизайнерских форм, в основе которых лежит структура природных объектов |
||||
Методы, педагогические технологии |
Музейная педагогика |
||||
Планируемые результаты |
Предметные умения |
УУД |
|||
1. Уметь передавать форму, структуру, пластику, характер изображенного объекта. 2. Выполнять зарисовки с природных объектов. 3. Раскрывать в эскизе архитектурных / дизайнерских форм особенности природных конструкций. 4. Работать тушью, пером, карандашом, фломастером |
Личностные: 1. Формирование эстетического чувства на основе мировой художественной культуры и природных мотивов (природа – архитектура). 2. Развитие художественного и пространственного мышления. Регулятивные: 1. Умение регулировать и самостоятельно планировать пути достижения цели (самостоятельно выбирать художественно-выразительные средства для изображения объекта). 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (зарисовка с природных объектов). Познавательные: 1. Знакомство с понятием «Бионика архитектурная». Коммуникативные: 1. Умение выступать в диалоге и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 2. Задавать и осуждать вопросы по теме урока. 3. Владеть монологической и диалогической речью |
||||
Решаемые учебные проблемы |
1. Видеть соотношение природной формы с конструктивными особенностями архитектурного здания. 2. Видеть, понимать и передавать в собственной художественной проектной деятельности состояние природы, выраженной средствами архитектуры. 3. Выбирать и применять художественно-выразительные средства для изображения объекта. |
||||
Материально-техническое обеспечение |
1. Интерактивная доска, проектор, компьютер. 2. Бумага, блокнот для записи определений и зарисовок, тушь, перо, карандаш, фломастер |
||||
Виды используемых образовательных ресурсов и их методическое назначение |
Вводная презентация «Виртуальная экскурсия: Природные формы в архитектуре». Наглядное пособие «Природные формы в архитектуре» |
||||
План урока |
1. Организационный момент. Вводная презентация «Виртуальная экскурсия: Природные формы в архитектуре». 2. Обсуждение проблем современной архитектуры, поиск архитектуры с явно выраженной природной формой (г. Н. Тагил). Понятие «Бионика». Актуализация цели, задач и практической работы урока. Выполнение учащимися зарисовок с природных объектов, передача формы, структуры, пластики, характера изображаемого объекта. 3. Создание эскизов / проектов архитектурных / дизайнерских форм, в основе которых лежит структура природных объектов. 4. Рефлексия, выбор эскиза будущего проекта архитектурной формы |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия обучающимися нового материала |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методы и формы обучения |
Длительность этапа |
||
1. Учитель приветствует учащихся. 2. Предлагает провести виртуальную экскурсию по теме «Природные формы в архитектуре» |
1. Ученики приветствуют учителя, садятся за парты (парты расставлены по принципу амфитеатра), настраиваются на урок, подготовлена бумага, тушь, перо, карандаш, фломастер. 2. Готовятся совершить виртуальную экскурсию, готовят блокноты для записи определений и зарисовок |
1. Фронтальная работа со всеми учащимися. Метод - экскурсия |
5 минут |
||
Этап 2. Организация и самоорганизация обучающихся для дальнейшего освоения материала |
|||||
1. Учитель предлагает обсуждение проблем современной архитектуры (зрительный ряд современных городских построек, яркие примеры современного архитектурного дизайна). 2. Дает определение понятия: «Бионика – наука, предметом которой является изучение природных структур и органических форм, с целью создания на их основе предметов, конструкций, архитектурных объектов и др.» 3. Актуализирует цели, задачи урока |
1. Ученики обсуждают поставленный вопрос: «Природа – Художник – Архитектура?», рассуждают о проблемах городской архитектуры. 2. Ищут объекты архитектуры с явно выраженной природной формой (г. Н. Тагил). 3. Выполняют зарисовки с природных объектов, передают форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта |
1. Фронтальная работа со всеми учащимися. Метод проблемного обучения. 2. Индивидуальная работа |
10 минут |
||
Этап 3. Практикум по созданию эскиза или проекта на основе природных форм |
|||||
1. Учитель переводит деятельность учащихся к стадии создания эскиза / проекта архитектурных / дизайнерских форм. 2. Индивидуально корректирует работу учащихся: выбор природной формы, внедрение новых элементов при работе |
1. Ученики выполняют эскизы / проекты архитектурных / дизайнерских форм, в основе которых лежит структура природных объектов |
1. Индивидуальная работа |
20 минут |
||
Этап 4. Рефлексия |
|||||
1. Учитель помогает в проведении презентации своей работы. 2. Организует обмен мнениями, благодарит учащихся за работу (оценивает). 3. Называет тему следующего урока-проекта: «Бумажная пластика. Макет. Фактура» |
2. Ученики индивидуально представляют свою работу, характеризуя созданный эскиз / проект архитектурного сооружения, давая название своей работе. 2. Высказывают собственные суждения о проведенном уроке, о новых открытиях и полученных результатах |
1. Использование методики взаимооценки, самооценки |
10 минут |
||
- Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. История архитектуры градостроительства в дизайне. – М.: АВС, 2004. – 448 с.
- Гончар В. В. Модели многогранников / В.В. Гончар, Д.Р. Гончар. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 143 с.
- Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 504 с.
- Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС: методические разработки слушателей образовательной программы «ФГОС ОО: идеология, содержание, технологии введения»/ НТФ ГБОУ ДПО СО «ИРО»– Нижний Тагил, 2012. – 178 с.
- Никулин А. П. Сборник лучших моделей из бумаги (оригами). Искусство складывания из бумаги. – М.: Терра-Книжный клуб, 2005. – 68 с.
- Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. Л., Медкова Е. С. Изобразительное искусство: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 256 с.
- Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции: учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2004. – 96 с.
- Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. ФГОС. – М.: Просвещение, 2014. – 56с.