ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Кузнецова Наталья Сергеевна

к.п.н., доцент, член СХ РФ, декан, факультет художественного образования, Федеральное  государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в г. Н. Тагиле

Аннотация: 
В статье представлен технологический подход к проектированию урока изобразительного искусства по теме «Отражение природных форм в архитектуре» для учащихся 7 класса с использованием технологии мастерских. Технологическая карта занятия разработана в соответствии с учебником по изобразительному искусству: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. Л., Медкова Е. С. Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014. Урок дополнен наглядным пособием: «Макет. Развертка» и «Бумажная пластика».

ФГОС ООО регламентирует достижение обучающимися результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования через приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств. Для достижения обозначенного результата важным становится выбор педагогической технологии,  где  овладение учащимися творческими умениями происходит при передаче способа работы, а не конкретного знания. Технология мастерских - способ организации деятельности учеников в малых группах при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников [3, 161]. Данная технология представлена в разработке второго урока «Бумажная пластика. Макет. Развертка» для учащихся 7 класса в теме «Отражение природных форм в архитектуре». 

ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ФОРМ В АРХИТЕКТУРЕ

Урок второй

Предмет: Изобразительное искусство

класс 7

Тема года: Художник как свидетель истории

№ четверти: II

Тема четверти: Природа и творчество

Тема урока: Бумажная пластика. Макет. Развертка.

Предыдущие темы / последующие темы.

Предыдущая: Глава 2. Природа и творчество. Тема 5. Природные формы в архитектуре. Урок 1. Природные формы в архитектуре.

Последующая: Глава 2. Природа и творчество. Тема 6. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)

Типы урока

– по способу проведения

– по целям обучения

Урок-практикум. Урок закрепления новых навыков, знаний, умений

Цель: Используя возможности бумажной пластики, выполнить развертку геометрических фигур (макет) и создать на их основе (из модулей) архитектурную композицию на основе природной формы («лебедь»). Разработать декоративные элементы для ее украшения.

Методы, технологии. Технология мастерских: Мастерская по бумажной пластике

Планируемые результаты

Предметные умения:

1. Уметь выполнять развертку (макет) геометрических фигур.

2. Уметь выполнять объемно-пространственный эскиз архитектурной композиции из двух и более макетов геометрических фигур (форма «лебедь»).

3. Выполнить декоративные элементы на основе бумажной пластики.

Личностные:

1. Формирование эстетического чувства на основе природных мотивов (фактура – природа – макет).

2. Развитие художественного и пространственного мышления.

Регулятивные:

1. Умение регулировать и самостоятельно планировать пути достижения цели (самостоятельно выбирать художественно-выразительные средства для создания задуманного произведения).

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные:

1. Выполнение развертки (макет) геометрических фигур.

2. Выполнение объемно-про­странственного эскиза архитектурной композиции из двух и более макетов геометрических фигур (форма «лебедь»).

3. Разработка декоративных элементов на основе бумажной пластики.

Коммуникативные:

1. Умение выступать в диалоге и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

2. Владеть монологической и диалогической речью.

3.Умение работать в группе.

Решаемые учебные проблемы:

1. Видеть соотношение природной формы с конструктивными особенностями архитектурных форм.

2. Применять средства бумажной пластики для разработки архитектурной композиции на основе природной формы, декоративных элементов

Материально-техническое обеспечение:

1. Образцы бумаги, а также выполненные из бумаги: развертки, макеты геометрических фигур; модульные композиции на основе природных форм «лебедь»; бумажные декоративные элементы.

2. Карандаш, бумага разных видов, линейка, резинка, клей, ножницы, резак,  коврик для резки

Виды используемых образовательных ресурсов и их методическое назначение: Наглядные пособия «Бумажная пластика», «Макет. Развертка».

План урока

1. Организационный момент.

2. Презентация образцов бумаги и выполненных из бумаги: разверток, макетов геометрических фигур; модульных композиций на основе природных форм «лебедь»; бумажных декоративных элементов. Актуализация цели и задач урока.

3. Актуализация понятий «Бумажная пластика», «Развертка, Макет».

4. Создание базовых модулей и построение из них архитектурной композиции на основе природной формы («лебедь»). Заготовка декоративных элементов из различных видов бумаги.

5. Рефлексия. Презентация объемно-пространственных эскизов архитектурных композиций, украшенных декоративными элементами

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия обучающимися нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методики и формы обучения

Длительность этапа

1. Учитель приветствует учащихся в мастерской по бумажной пластике.

2. Представляет

3. Актуализирует цели и задачи урока, определения «Бумажная пластика», «Фактура, Макет»

1. Ученики приветствуют учителя, занимают рабочие места вокруг столов (кабинет – мастерская), настраиваются на урок, заранее готовят карандаш, бумагу разных видов, линейку, резинку, клей, ножницы, резак.

2.Рассматривают представленные образцы, актуализируют прошлую тему урока «Природные формы в архитектуре»

1. Фронтальная работа со всеми учащимися

Этап 2. Организация и самоорганизация обучающихся для дальнейшего освоения материала

1. Учитель представляет бумажные развертки геометрических тел.

2. Описывает этапы выполнения работы

1. Ученики слушают учителя.

2. Готовятся к выполнению практической работы

1. Фронтальная работа со всеми учащимися; репродуктивный метод

Этап 3. Практикум по выполнению развертки геометрических тел

1. Учитель контролирует деятельность учащихся, оказывает индивидуальную помощь в создании макетов.

2. Рефлексия

1. Ученики выполняют развертки и макеты геометрических фигур.

2. Представляют выполненное задание классу

1. Индивидуальная работа, репродуктивный метод

Этап 4. Практикум – задание: Создание из бумажных макетов геометрических фигур объемно-пространственных эскизов на основе природной формы («лебедь»)

1. Учитель переводит деятельность детей к стадии разработки объемно-пространственных эскизов.

2. Индивидуально корректирует работу учащихся в группах: подбор формы, соединение макетов, образ.

1. Ученики, разделившись на малые группы, создают из макетов геометрических тел объемно-пространственные эскизы на основе природной формы («лебедь»)

1. Групповая работа

Этап 5. Практикум – задание: Разработать декоративные элементы для объемно-пространственных эскизов

1. Учитель представляет варианты работы с бумагой (упражнения) для создания элементов бумажного декора.

2. Индивидуально корректирует работу учащихся: подбор формы, соединение макетов, образ

1. Ученики разрабатывают и выполняют элементы бумажного декора для объемно-пространственных эскизов.

2. Выполняют сборку объемно-пространственного эскиза архитектурной композиции, украшенной декоративными элементами

1. Групповая работа

Этап 6. Рефлексия. Презентация объемно-пространственных эскизов архитектурных композиций украшенных декоративными элементами.

1. Учитель помогает в проведении презентации своей работы.

2. Организует обмен мнениями, благодарит учащихся за работу (оценивает).

3. Называет тему следующего урока-проекта «Фонтан – элемент ландшафтного дизайна»

1. Ученики представляют свою работу, характеризуя созданный эскиз или проект архитектурного сооружения, давая название своей работе.

2. Высказывают собственные суждения о проведенном уроке, о новых открытиях и полученных результатах

1.Использование методики самооценки, взаимооценки

Мастерская как  локальная технология  состоит из ряда заданий, которые направляют работу учеников в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны в выборе пути исследования,  средств для достижения цели, темпа работы.  Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения» [3, 165].

 

Литература

1. Гончар В. В. Модели многогранников / В.В. Гончар, Д.Р. Гончар. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

2.Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. Л., Медкова Е. С. Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.