Работа педагога в системе дополнительного образования предполагает высокий
уровень организаторских способностей. Дело в том, что занятия часто происходят в
разновозрастных группах. Если в результате вокруг педагога образуется общность людей,
увлеченных одним творческим процессом, можно констатировать, что в данном случае
осуществляется педагогически организованный процесс творческого развития и
воспитания, при котором эффективно задействуется коррекционно-развивающий пласт,
активизируется процесс взаимообмена духовной информацией, развиваются умения
подростков работать в группе и создавать законченный творческий продукт силами
коллектива.
Педагог в этом процессе ведет своих учеников к обогащению чувственной сферы, к
постижению многомерного образа мира. Безусловно, преподаватель должен опираться на
принципы творческой образной подачи материала, о которых писал великий русский
педагог К. Д. Ушинский: «Это такое ученье, которое строится не на отвлеченных
представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых
ребенком…/…/ дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками,
ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто
захотел бы заставить ее мыслить иначе» [4; с. 371].
Способность педагога включить в педагогический процесс разновозрастную группу
позволяет продлить его влияние и на время учащегося, которое протекает вне занятия, а
также подключать различные психологические механизмы. При этом такого рода
педагогическое воздействие (как показывает собственный педагогический опыт автора)
будет захватывать не только учащегося, но и его семью, и его друзей.
Участие в педагогическом процессе семьи особенно важно в процессе
гармоничного развития и образования. В этом случае у учащихся не возникает ощущения
изолированности, так как в педагогический и творческий процесс включены еще и их
близкие, особенно значимые в жизни люди.
В целом, говоря о специфике педагогической деятельности преподавателей
системы дополнительного образования, можно особенно подчеркнуть, что их роль в
образовании и воспитании молодого поколения заключается в
. адаптации учащихся к современной социокультурной среде;
. активизации использования современных образовательных технологий для
освоения содержания образования и общего развития не только детей, но и
их родителей;
. интеграции различных сфер и технологий педагогики, психологии и
культурно-досуговой деятельности, тогда как последняя приводит к
появлению опыта, который слагается из способностей, умений, дарований,
и опирается прежде всего на положительные стороны объекта, который
активизирует способности личности, формирует социально значимые
потребности, установки и ценностные ориентации [2; с. 23].
Современный преподаватель дополнительного образования должен ставить перед
собой не только тактические цели, связанные прежде всего с обучением определенным
навыкам, но и цели стратегические. Ведь именно в системе дополнительного
образования создаются условия для воспитания людей с активной жизненной позицией,
способных самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в
меняющемся обществе.
Кроме того, в учреждении дополнительного образования учебно-воспитательный
процесс должен быть целостным, направленным на создание особой культурно-
образовательной среды, распространяющейся на все занятия и учебные курсы, которые
включены в программы данного учреждения.
Показателем высокой профессиональной культуры педагога является
использование современных образовательных технологий. В силу некоторых своих
особенностей дополнительное образование отличается от формального учебного процесса
и априори больше тяготеет к гуманистической педагогике. Условия личностно-
развивающего обучения есть базовый компонент дополнительного образования. То есть
информационная парадигма образования не преобладает данном секторе. Всё направлено
на развитие личности учащегося, и данный процесс не обременён жёстким требованием
подготовки конкурентоспособного специалиста. Рассмотрим применение одной из
новейших технологий в вокальной студии дополнительного художественного образования
негуманитарного колледжа.
Технология «Дебаты» [3] чаще применяется при преподавании гуманитарных
дисциплин, но в случае с художественным образованием это удачный выбор формы
обучения или ориентирования при работе с коллективом. Занятия в вокальной студии
сами по себе неформальны, поэтому изначально предполагают наличие живого интереса
учащегося. Здесь несколько смещаются акценты целеполагания.
Занятие творческими дисциплинами предусматривает знакомство с образцами, или
произведениями, на которые стоит равняться при постижении азов мастерства. Но
зачастую так называемые оригинальные исполнения, мягко говоря, не соответствуют
должному уровню мастерства, поэтому учащимся предоставляется возможность,
используя базу знаний, умений и понимания данной области искусства, участвовать в
дебатах по вышеуказанному поводу.
Поиск недостатков в подобных случаях превращается в процесс предупреждения
собственных ошибок в восприятии, исполнении, понимании и ощущении произведения.
Поэтому соревновательный принцип, заложенный в процесс поиска недостатков, носит
больше коллективный характер, нежели личный. Особенность такого рода дебатов именно
во взгляде на общую проблему с разных сторон.
Подлинная соревновательность может быть замечена только после планомерного
анализа объектов дебатов. Например, замысел или раскрытие сущности произведения уже
будет заключаться не в поиске недостатков, а в отстаивании своей позиции по
правильности понимания или верной интерпретации того или иного произведения.
Успешность дебатов зависит, разумеется, от подготовки к ним. Если учащиеся, как
минимум, ознакомятся с выносимыми на дебаты темами или произведениями, а при
более благоприятном случае проанализируют их, то выступления на дебатах будут менее
стихийными, более продуманными и в большей степени аргументированными. Важно
временное ощущение учащимися себя своего рода экспертами; для их подростковой
психологии это является важным фактором на пути к самоутверждению и личностной
самореализации. Участие в интерактивном обсуждении и смена ролей в таких дебатах
настраивает их на работу в коллективе и в то же время повышает их уверенность в себе.
Учащиеся ощущают себя нужными коллективу, понимают суть многообразия мнений и
тем самым приобщаются к ценностям гражданского общества.
Важно недопущение ухода от стремления к главной цели дебатов – обучению или
обогащению знаниями и умениями. Хотя «ситуация успеха», выражающаяся в
успешности экспертной оценки, может стать важным социализирующим фактором,
например, когда в дебатах оказывается более удачливым отстающий воспитанник и такая
смена его статуса в группе приводит к его сближению с коллективом и активизации его
личностной позиции в будущем. Педагог в данном случае выступает арбитром, исполняет,
главным образом, направляющую функцию, но пристально следит за процессом
обсуждения, периодически давая оценку происходящему, что зачастую помогает
учащимся найти себя в сложном для некоторых из них процессе обсуждения, а также
убедиться в правильности ориентиров и избранной тактики.
В ситуации с вокальной студией, когда малая часть учебного процесса опирается на
вспомогательный учебный материал (учебники, пособия и т. д.), «дебаты» становятся
живой и активной заменой сухой подачи материала. Сам факт разбора и анализа работ
уже признанных кумиров значительно повышает самооценку учащихся и убеждает их в
серьёзности целей и задач, поставленных для неформального учебного процесса в студии
дополнительного образования [1].
Мотивация, организация и проектирование уроков эстрадного вокала
1. В наше время малочисленны исследования самодеятельного творчества, а
профессиональное эстрадное искусство переживает не лучшие времена.
Уровень исполнения на Большой сцене зачастую вызывает много вопросов
и разумных сомнений не только у профессионалов, но и у занимающихся
художественным творчеством учащихся. Поэтому различные формы игры
в виде дискуссий, дебатов или мини-конференций весьма актуальны
сегодня.
2. Использование дебатов заставляет учащихся углубляться в проблему, тем
самым повышая уровень понимания предмета; усиливает желание учиться
и познавать.
3. Подготовка к дебатам в форме сбора информации о произведениях и их
исполнителях, прослушивание и анализ услышанного способствуют
формированию критического мышления.
4. Возникает самостоятельное суждение, а как результат – происходит более
осмысленная культурная социализация.
На уроке эстрадного вокала не используется какое-либо пособие, а учащиеся
слушают музыку, читают тексты, смотрят видеоматериалы, при помощи которых
анализируют различные аспекты данного вида искусства. Рассмотрим пример
использования дебатов на подобных занятиях. Одна из учащихся студии выразила
желание исполнить весьма сложное произведение – русскоязычную версию Адажио
Альбиони. Среди существующих вокальных версий произведения, соответствующих
эстрадной манере исполнения, рассматривались сольные интерпретации Лары Фабиан и
Анны Резниковой, а также дуэтная версия Зары и Олега Безинских.
Конкретизированной микроцелью данного занятия является выбоор оптимальной
для исполнения версии произведения с учётом вокальной манеры, энергетического
посыла и донесения смысла песни, но следует рассмотреть и макроцели.
ЗУН – актуализация уже имеющихся понятий, умений и навыков по анализу
музыкального произведения;
СУД – формирование научного подхода – восприятия исследователя;
Развивающие – расширение кругозора, многообразия видения и трактовки
произведения;
Воспитательные – культура спора, умение прислушиваться к собеседникам и
оппонентам, выработка интереса к цивилизованному поиску наилучшего решения;
Дидактические – в данном задании умение критиковать, обобщать,
аргументировать и приобретать навыки коллективной работы.
Ввиду особенности занятия и того факта, что не предусмотрена серьёзная
предварительная подготовка и работа с дидактическими материалами, следует считать
дебаты частью урока, то есть не обязательно разбивать учащихся на группы. Составим
импровизированную таблицу занятия.
Деятельность преподавателя:
1. Задаёт тему, ставит
задачи.
2. Координирует
исследовательскую
работу учащихся.
3. Контроль, анализ,
обобщение работы учащихся.
Содержание обучения:
1. Вступительное слово
учителя.
Постановка проблемы.
2. Подготовка в группах на
этапе рассмотрения различных
версий песни. Далее учащиеся
объединяются для выработки
общего мнения о том, какой
должна быть песня в
исполнении учащейся данной
студии.
3. Дебаты
Выносятся две версии:
русскоязычная версия и
нерусскоязычные версии.
Деятельность
учащихся:
1.Прослушивание
произведений,
исследование их.
2.Обобщение
высказанных оценок.
3. Отбор
аргументов по
поводу
преимуществ той
или иной версии.
4. Формулировка
вопросов
оппонентам.
2 команды.
Анализ и выводы
преподавателя.
Методы обучения
Исследовательский
Проблемный с частичной работой в группах
при вовлечении всех учащихся в процесс
Средства обучения
Дискуссия и спор
Организационные формы
Минидебаты по различным компонентам анализа музыкального произведения в связи с
постоянным участием в данном процессе педагога и использованием аудио- и
видеоряда
Как показано выше, мини-дебаты могут способствовать вовлечению в творчество
большего количества учащихся и привлечению их к учебному процессу. Пусть это порой
напрямую не связано с их учебными целями, но, в силу развивающего и
социализирующего характера, может оказать положительное воздействие и впоследствии
помогать достижению личных целей и задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккерман П.Б. О некоторых проявлениях рекреативной функции дополнительного художественного
образования // Продуктивные модели современного образования. Сборник научных статей.
Материалы Всероссийской конференции «Научная школа Б.П. Юсова в практике образовательных
учреждений. Юсовские чтения» – М.; ИХО РАО, 2011. – С. 126–129. – 0,5 п. л. – 104 с.
2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 2-е изд. Перераб. и доп.-М.:
Издательство МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288с.
3. Михайлова Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже.
Монография./ - М.:НИИРПО, 2007 г. – 246 с.;
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., Издательство АН РСФСР, 1945 – 255 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В СТУДИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Аннотация:
Статья посвящена проблеме воспитания и творческого развития студентов в студиях
дополнительного художественного образования технических колледжей. Автор рассматривает тактические
и стратегические цели воспитания в контексте работы с различными возрастными группами студентов
колледжа. По мнению автора, профессионально культурный педагог должен применять новейшие
технологии. В качестве примера показано применение технологии «Дебаты» на занятиях вокальной студии.