С переходом России на общеевропейскую систему образования появились новые
требования к подготовке будущих художников-ювелиров в рамках непрерывного
профессионального образования, а именно:
- плавная интериоризация от одной ступени образования к другой;
- преемственность содержания специальных дисциплин;
- осуществимость непрерывной подготовки;
- практическая направленность профессионального образования;
- увеличение количества практических часов обучения;
- разнообразие видов практики;
- постоянная связь с теоретическим обучением в области истории ювелирного
искусства;
- интеграция ручного труда и современных компьютерных технологий;
- адаптация будущих художников-ювелиров к рынку труда в процессе
производственного обучения.
Стоит также отметить, что тенденции профессионального образования в области
ювелирного искусства включают как прогрессивные, так и регрессивные изменения.
Основным фактором регрессии являются старые технологии изготовления ювелирных
украшений. Правильное внедрение в процесс производственного обучения современных
компьютерных технологий является прогрессивным изменением профессионального
образования в области подготовки художников-ювелиров.
Важным в развитии непрерывного профессионального образования в области
подготовки художников-ювелиров является процесс воздействия профессиональной и
социальной среды – допрофессиональная подготовка подростка.
Допрофессиональная подготовка стимулирует следующие сферы:
- мотивационная (направляет на профессиональный интерес, осознание выбора
профессии);
- операциональная (дает представление о труде, профессии, необходимых
профессиональных качествах, наличии качеств и трудовых умений у себя).
Целенаправленный процесс обучения будущего художника-ювелира основан не
только на воспитании и развитии профессиональных качеств личности: главная задача
состоит в обеспечении обучающегося профессиональной квалификацией в соответствии с
техническим прогрессом.
Профессиональное обучение художников-ювелиров построено на взаимодействии
преподавателя и обучающегося, в результате чего обучающийся при помощи специально
разработанных программ получает необходимые знания и умения.
Содержание профессиональных программ по производственному обучению
направлено на последовательное повышение уровня квалификации в изготовлении
ювелирных украшений с применением современных технологий.
Программа производственного обучения построена по принципу предметной
системы. За основной объект обучения принимаются изделия личной группы ювелирных
украшений (кольца, серьги, браслет, нагрудные украшения и т. д.). Благодаря такому
построению отражается индивидуальная форма обучения будущего ювелира. Обучение
студента начинается с изготовления простых изделий и заканчивается изготовлением
авторской дипломной работы. Предметная система обучения позволяет студенту
включаться в производительный труд буквально с первого дня занятий, знакомя его с
технологическим процессом изготовления ювелирных изделий.
В ходе профессионального обучения в области ювелирного искусства на всех
этапах прослеживается человекоцентристский принцип – личностный подход в
профессионализации.
Человекоцентристский (human-centured) подход в образовании нацелен на
расширение профессионального мастерства и предоставление равного приоритета
человеческому труду и техническим инновациям.
Уже в ходе профессионального обучения будущего художника-ювелира,
закладывается установка не только на творческое развитие и индивидуальность, но и на
приспособление и адаптацию к рынку труда профессии.
Наличие большой конкурентоспособности на ювелирном рынке труда и отсутствия
государственного распределения выпускников негативно влияет на профессиональную
реализацию художника-ювелира.
Однако основной проблемой профессионального образования в области
ювелирного искусства является регрессия производственного обучения. В результате
полной ротации ручного производства ювелирных изделий идет процесс дислокации
сенсомоторики, снижая уровень производственного обучения будущих
художников-ювелиров. Современная подготовка художников-ювелиров в основном
осуществляется с уклоном на художественное проектирование изделий с использованием
компьютерных инноваций, подразумевая только проектную деятельность.
Являясь динамической и открытой для модернизации, система непрерывного
профессионального образования в области ювелирного искусства подвержена влиянию
различных факторов, которые неоднозначно воздействуют на составляющие ее элементы
и подсистемы.
В концепции модернизации непрерывного высшего профессионального
образования как одно из обновлений значится компетентностный подход.
Обладать компетентностью в области профессионального образовании
художника-ювелира – значит иметь определенные знания, быть информированным о
современном состоянии ювелирного искусства; обладать компетенцией – значит обладать
определенными знаниями в профессиональной сфере.
Быстрый темп развития инновационных технологий в сфере ювелирного
производства требует новых квалификаций изменения профессиональных задач в
обучении художников-ювелиров.
Компетентностный подход в профессиональном образовании
художников-ювелиров означает умение рекуперировать в данной ситуации полученные
ранее знания и опыт.
В процессе непрерывного профессионального обучения будущих художников-
ювелиров применяются различные стратегические направления деятельности:
•развитие и доразвитие нужных качеств путем стимулирования имеющихся у
обучающихся потенциальных качеств, доведения их до желательного уровня;
• обучение четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке;
• мягкое формирование широкого спектра трудовых действий с возможностью их
варьирования и индивидуализации;
• коррекции неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего
специалиста.
Для реализации стратегических направлений профессиональной деятельности
используется адаптивное, развивающее, проблемное, индивидуализированное,
контекстное, интенсивное, модульное, компьютерное и другие виды обучения. В
последнее время профессиональное обучение и образование становятся всё более
гибкими, отвечающими потребностям субъекта и личности. Быстрая смена технологий в
ювелирном производстве и изменения в социальном мире требуют, чтобы
профессиональная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития
ювелира, подразумевая успешную адаптацию к изменяющемуся миру. В
профессиональном образовании художников-ювелиров основным становится не только
усвоение знаний и умений, а развитие способностей художника-ювелира к решению
профессиональных задач и возникающих проблем. Последнее требует овладения задачной
и проблемной формами мышления.
Изменчивость рынка труда создает новую ситуацию в профессиональном
образовании художников-ювелиров. Задача высшего учебного заведений в обучении
ювелиров заключается в формировании предпосылки к постоянному, непрерывному, в
течение всей жизни образованию, получению новых специальностей и квалификации.
Если ранее достижение профессионализма ювелиром являлось конечной целью
образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из очередных этапов его
карьеры.
Профессиональное обучение будущих художников-ювелиров должно быть
основано на следующих компаниональных принципах:
- наличие производственного обучения в качестве обязательной составляющей
образовательных программ;
- фиксированный контроль качества работ обучающихся посредством стандартов
производственного обучения;
- интеграция общепрофессиональных и специализированных предметов.
Данные принципы являются как практической, так и теоретической основой
производственного обучения и апробации различных моделей образования в области
ювелирного искусства.
В этой связи разрабатываются гибкие, многоуровневые системы подготовки
художников-ювелиров, предоставляющие возможность студенту выбрать для себя
уровень образования и получить квалификацию с учетом совокупности своих
индивидуальных возможностей. Уровни образования отличаются широтой и глубиной
профессиональной направленности и требуют оценивать подготовленность обучающегося
перед очередным этапом подготовки. Важно отметить, что в последнее время изменились
возрастной состав учащихся и их потребности в профессиональном образовании.
Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на
длительный срок по причине стремительного развития науки и техники, что требует
развития системы непрерывного профессионального образования. Сегодня имеются
разные формы: послевузовское и последипломное профессиональное образование,
повышение квалификации, дополнительное образование.
Таким образом, на сегодняшний день главная задача Высшей школы народных
искусств – развитие системы высококачественного профессионального образования в
области ювелирного искусства, что является основной частью стратегии модернизации,
прежде всего, с точки зрения профессионального становления, за счет предоставления
социально активных, мобильных, творчески развитых, конкурентоспособных и полностью
адаптированных к рынку труда художников-ювелиров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. Издание 3-е изд.,
перераб. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456с.
2. Документация Немецко-Русского Форума «Работа в будущем – профессиональное образование в
будущем: производственное обучение» 21–27.06.1988 в Международном Центре Зонненберг. –
Ганновер 2000.
3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века):
Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1988. – 584 с.
4. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. – М.: Научно-
исследовательский институт художественной и промышленности, 1990.
5. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России… и очень успешно // Ректор
вуза. – 2011.№ 10. – 025 п.л.
6. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979.
7. Дудников, С.М. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / С.М.
Дудников, Е.Е. Деев // Первые шаги молодых ученых: сб. науч. статей.– М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО,
1999.
8. Деев, Е.Е. Организация методической работы в профессиональном образовательном учреждении / Е.Е.
Деев // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.:
АПСН, 2004.
9. Деев, Е.Е. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / Е.Е. Деев //
Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.: АПСН,
2004.
10. История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация
«Профессиональное образование». Центр непрерывного образования. Института истории и теории
педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. – М.: Профессиональное образование, 2003.
ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
Аннотация:
Статья посвящена проблеме подготовки будущих художников-ювелиров в системе непрерывного высшего профессионального образования. Предложены пути модернизации системы непрерывного профессионального образования в области ювелирного искусства.