ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА

АДИКАЕВА ЕКАТЕРИНА ЕГОРОВНА

Аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего
профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)», заведующая кафедрой
Ювелирного искусства ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», Московский филиал

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме подготовки будущих художников-ювелиров в системе непрерывного высшего профессионального образования. Предложены пути модернизации системы непрерывного профессионального образования в области ювелирного искусства.

С переходом России на общеевропейскую систему образования появились новые
требования к подготовке будущих художников-ювелиров в рамках непрерывного
профессионального образования, а именно:
- плавная интериоризация от одной ступени образования к другой;
- преемственность содержания специальных дисциплин;
- осуществимость непрерывной подготовки;
- практическая направленность профессионального образования;
- увеличение количества практических часов обучения;
- разнообразие видов практики;
- постоянная связь с теоретическим обучением в области истории ювелирного
искусства;
- интеграция ручного труда и современных компьютерных технологий;
- адаптация будущих художников-ювелиров к рынку труда в процессе
производственного обучения.
Стоит также отметить, что тенденции профессионального образования в области
ювелирного искусства включают как прогрессивные, так и регрессивные изменения.
Основным фактором регрессии являются старые технологии изготовления ювелирных
украшений. Правильное внедрение в процесс производственного обучения современных
компьютерных технологий является прогрессивным изменением профессионального
образования в области подготовки художников-ювелиров.
Важным в развитии непрерывного профессионального образования в области
подготовки художников-ювелиров является процесс воздействия профессиональной и
социальной среды – допрофессиональная подготовка подростка.
Допрофессиональная подготовка стимулирует следующие сферы:
- мотивационная (направляет на профессиональный интерес, осознание выбора
профессии);
- операциональная (дает представление о труде, профессии, необходимых
профессиональных качествах, наличии качеств и трудовых умений у себя).
Целенаправленный процесс обучения будущего художника-ювелира основан не
только на воспитании и развитии профессиональных качеств личности: главная задача
состоит в обеспечении обучающегося профессиональной квалификацией в соответствии с
техническим прогрессом.
Профессиональное обучение художников-ювелиров построено на взаимодействии
преподавателя и обучающегося, в результате чего обучающийся при помощи специально
разработанных программ получает необходимые знания и умения.
Содержание профессиональных программ по производственному обучению
направлено на последовательное повышение уровня квалификации в изготовлении
ювелирных украшений с применением современных технологий.
Программа производственного обучения построена по принципу предметной
системы. За основной объект обучения принимаются изделия личной группы ювелирных
украшений (кольца, серьги, браслет, нагрудные украшения и т. д.). Благодаря такому
построению отражается индивидуальная форма обучения будущего ювелира. Обучение
студента начинается с изготовления простых изделий и заканчивается изготовлением
авторской дипломной работы. Предметная система обучения позволяет студенту
включаться в производительный труд буквально с первого дня занятий, знакомя его с
технологическим процессом изготовления ювелирных изделий.
В ходе профессионального обучения в области ювелирного искусства на всех
этапах прослеживается человекоцентристский принцип – личностный подход в
профессионализации.
Человекоцентристский (human-centured) подход в образовании нацелен на
расширение профессионального мастерства и предоставление равного приоритета
человеческому труду и техническим инновациям.
Уже в ходе профессионального обучения будущего художника-ювелира,
закладывается установка не только на творческое развитие и индивидуальность, но и на
приспособление и адаптацию к рынку труда профессии.
Наличие большой конкурентоспособности на ювелирном рынке труда и отсутствия
государственного распределения выпускников негативно влияет на профессиональную
реализацию художника-ювелира.
Однако основной проблемой профессионального образования в области
ювелирного искусства является регрессия производственного обучения. В результате
полной ротации ручного производства ювелирных изделий идет процесс дислокации
сенсомоторики, снижая уровень производственного обучения будущих
художников-ювелиров. Современная подготовка художников-ювелиров в основном
осуществляется с уклоном на художественное проектирование изделий с использованием
компьютерных инноваций, подразумевая только проектную деятельность.
Являясь динамической и открытой для модернизации, система непрерывного
профессионального образования в области ювелирного искусства подвержена влиянию
различных факторов, которые неоднозначно воздействуют на составляющие ее элементы
и подсистемы.
В концепции модернизации непрерывного высшего профессионального
образования как одно из обновлений значится компетентностный подход.
Обладать компетентностью в области профессионального образовании
художника-ювелира – значит иметь определенные знания, быть информированным о
современном состоянии ювелирного искусства; обладать компетенцией – значит обладать
определенными знаниями в профессиональной сфере.
Быстрый темп развития инновационных технологий в сфере ювелирного
производства требует новых квалификаций изменения профессиональных задач в
обучении художников-ювелиров.
Компетентностный подход в профессиональном образовании
художников-ювелиров означает умение рекуперировать в данной ситуации полученные
ранее знания и опыт.
В процессе непрерывного профессионального обучения будущих художников-
ювелиров применяются различные стратегические направления деятельности:
•развитие и доразвитие нужных качеств путем стимулирования имеющихся у
обучающихся потенциальных качеств, доведения их до желательного уровня;
• обучение четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке;
• мягкое формирование широкого спектра трудовых действий с возможностью их
варьирования и индивидуализации;
• коррекции неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего
специалиста.
Для реализации стратегических направлений профессиональной деятельности
используется адаптивное, развивающее, проблемное, индивидуализированное,
контекстное, интенсивное, модульное, компьютерное и другие виды обучения. В
последнее время профессиональное обучение и образование становятся всё более
гибкими, отвечающими потребностям субъекта и личности. Быстрая смена технологий в
ювелирном производстве и изменения в социальном мире требуют, чтобы
профессиональная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития
ювелира, подразумевая успешную адаптацию к изменяющемуся миру. В
профессиональном образовании художников-ювелиров основным становится не только
усвоение знаний и умений, а развитие способностей художника-ювелира к решению
профессиональных задач и возникающих проблем. Последнее требует овладения задачной
и проблемной формами мышления.
Изменчивость рынка труда создает новую ситуацию в профессиональном
образовании художников-ювелиров. Задача высшего учебного заведений в обучении
ювелиров заключается в формировании предпосылки к постоянному, непрерывному, в
течение всей жизни образованию, получению новых специальностей и квалификации.
Если ранее достижение профессионализма ювелиром являлось конечной целью
образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из очередных этапов его
карьеры.
Профессиональное обучение будущих художников-ювелиров должно быть
основано на следующих компаниональных принципах:
- наличие производственного обучения в качестве обязательной составляющей
образовательных программ;
- фиксированный контроль качества работ обучающихся посредством стандартов
производственного обучения;
- интеграция общепрофессиональных и специализированных предметов.
Данные принципы являются как практической, так и теоретической основой
производственного обучения и апробации различных моделей образования в области
ювелирного искусства.
В этой связи разрабатываются гибкие, многоуровневые системы подготовки
художников-ювелиров, предоставляющие возможность студенту выбрать для себя
уровень образования и получить квалификацию с учетом совокупности своих
индивидуальных возможностей. Уровни образования отличаются широтой и глубиной
профессиональной направленности и требуют оценивать подготовленность обучающегося
перед очередным этапом подготовки. Важно отметить, что в последнее время изменились
возрастной состав учащихся и их потребности в профессиональном образовании.
Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на
длительный срок по причине стремительного развития науки и техники, что требует
развития системы непрерывного профессионального образования. Сегодня имеются
разные формы: послевузовское и последипломное профессиональное образование,
повышение квалификации, дополнительное образование.
Таким образом, на сегодняшний день главная задача Высшей школы народных
искусств – развитие системы высококачественного профессионального образования в
области ювелирного искусства, что является основной частью стратегии модернизации,
прежде всего, с точки зрения профессионального становления, за счет предоставления
социально активных, мобильных, творчески развитых, конкурентоспособных и полностью
адаптированных к рынку труда художников-ювелиров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. Издание 3-е изд.,
перераб. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456с.
2. Документация Немецко-Русского Форума «Работа в будущем – профессиональное образование в
будущем: производственное обучение» 21–27.06.1988 в Международном Центре Зонненберг. –
Ганновер 2000.
3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века):
Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1988. – 584 с.
4. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. – М.: Научно-
исследовательский институт художественной и промышленности, 1990.
5. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России… и очень успешно // Ректор
вуза. – 2011.№ 10. – 025 п.л.
6. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979.
7. Дудников, С.М. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / С.М.
Дудников, Е.Е. Деев // Первые шаги молодых ученых: сб. науч. статей.– М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО,
1999.
8. Деев, Е.Е. Организация методической работы в профессиональном образовательном учреждении / Е.Е.
Деев // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.:
АПСН, 2004.
9. Деев, Е.Е. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / Е.Е. Деев //
Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.: АПСН,
2004.
10. История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация
«Профессиональное образование». Центр непрерывного образования. Института истории и теории
педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. – М.: Профессиональное образование, 2003.