В процессе изучения дисциплины «Академическая живопись с основами цветоведения» в Университете «Синергия» преподавательским составом кафедры Дизайна и креатива (во главе с заведующим кафедрой к.п.н., доцентом Назаровой Л.Р.) выстраивается система междисциплинарных связей, способствующая быстрому освоению проектно-графических дисциплин и соответствующих профессиональных компетенций. На учебных занятиях перед обучающимися ставится цель через серию последовательных заданий сформировать умение аналитически мыслить и осознанно создавать разнообразные живописно-графические работы, отвечающие запросам современного дизайна [5].
Курс представляет собой цикл систематических практических занятий, выстроенных в строгой логической последовательности от простого к сложному с выходом на работы с элементами абстрагирования под непосредственным руководством педагога с последующей фиксацией полученных в аудитории знаний, умений в самостоятельной домашней работе.
Освоение студентами теории изобразительного искусства, художественных и эстетических свойств цвета, а также основ цветовых композиционных построений происходит постепенно, подкрепляясь соответствующими темами практических заданий. Курс обучения начинается с введения базовых понятий о цветоведении, колористике и академической живописи, на основе которых обучающиеся могут в дальнейшем развивать свои профессиональные навыки, независимо от их уровня до начала обучения. Без осознания обучающимися первичных знаний, составляющих основу профессиональных компетенций, невозможно начало успешной дизайнерской деятельности [8, 5; 9, 8].
Изучение оттенков цвета и возможностей красочной палитры является первым этапом перехода от уровня абитуриента к уровню студента. Построенное на основных цветовых системах (И. Иттена и В. Гёте), оно является основой образовательной программы, подкрепляющей теоретические знания о механическом смешивании цвета практическими — пониманием количественных соотношений базовых цветов при смешении итогового оттенка. Теоретические аспекты свойств элементов цветового круга и его физических основ изучаются в течение начальных уроков изобразительного искусства и на уроках физики в средней школе, но нужно понимать, что теория, не подкрепленная практическим навыком, остается просто теорией.
Создание в технике гуаши 24-частного цветового круга Гёте с дополнительной «выкраской» секций каждого цвета до белого (внутри) и чёрного (во внешней части) является основополагающим моментом к профессиональному освоению основ живописи и характеристик цвета.
«В двухмерном цветовом круге могут быть показаны только два основных свойства: цветовой тон и светлота (яркость). Чтобы отразить и третье главное свойство цвета — насыщенность (хроматичность), используют трехмерные цветовые модели: пирамиды, конусы, шары и др.» [1].
В учебном задании «Создание 24-частного цветового круга В. Гёте» темная часть создаваемой композиции позволяет имитировать трехмерность, то есть переход с освещенной стороны условной формы к теневой (аналог свето-тоновой моделировки сферической конструкции).
Детальная проработка оттенков цвета, получение элементов цветового круга и всех цветов композиции, точно соответствующих своему месту и тону, не самое простое задание, требующее внимательности и сосредоточенности. Нельзя преуменьшать дисциплинирующий аспект этого задания, которое одновременно тренирует глаз, закрепляет теоретические знания о механическом смешивании цвета, и, вместе с тем, «набивает» руку при равномерном и качественном нанесении красочного слоя на лист бумаги.
Таким образом, основной целью выполнения задания является практическая тренировка навыка создания цвета, а параллельной задачей — запоминание учащимися самой цветовой схемы для дальнейшего её применения при выполнении заданий по академической живописи и цветоведению, а в дальнейшем в проектной деятельности.
Созерцание законченного цветового круга Гёте, анализ визуальных эффектов: объёма, равномерного свечения и «горения» отдельных цветов и оттенков, поиск по кругу дополнительных и родственных цветов, поиск триад контрастных или родственных цветов и выразительных контрастно-родственных групп развивает цветоощущение и восприимчивость обучающегося к различным оттенкам, их нюансам и количественным пропорциям исходных цветов баночных красок в составе цветов смешанных.
Именно на этом этапе обучения создаются карты личных предпочтений цвета, являющиеся первыми элементами в базовой профессиональной компетенции, реализуемой, в конечном итоге в разработках колористического решения дизайн-проекта. Добавление к цветовому кругу элементов градации фона (переход каждого хроматического цвета к его темной ахроматической вариации позволяет максимально освоить понятия «тона», «цвета» и рассмотреть аспекты изменения характеристики цвета согласно В.В.Кандинскому происходит усиление действия цвета при добавлении в него черного. Отдельные цвета при движении в иные оттенки изменяют свою сущность, поэтому необходимо практически и визуально, на личном опыте, ощутить движение цвета, его выступание или отдаление.
Параллельно с созданием композиций обучающимися рассматриваются и анализируются нюансы цвета в оттенках — расширяется кругозор цвета, словарный запас определений, то есть развивается механизм цветового воображения: поиск ассоциативных связей между видимым цветом и свойствами объекта характеризуемого этим цветом.
Современные дизайнеры в практической работе оперируют цифровыми обозначениями цвета и его ключевыми описаниями в таблицах PANTONE, таких как «Цвет пустынного песка 17-1524TCX», но как ни странно, этот цвет не имеет ничего общего с желтыми оттенками классического представления о пустыне, поэтому названия в каталогах PANTONE не всегда визуально оправданы. Однако описываемый в исторических анекдотах «цвет бедра испуганной нимфы» (розовый с примесью охры) в живописи более психологически информативен, чем сумма трех или четырех цифр систем цвета RGB или CMYK.
Устаревшие и вышедшие из обихода названия и соответствующие имобразцы цвета хорошо передают ассоциативный цветовой образ, поскольку дизайнеры пользуются палитрами цветов, подбирая их под психологические ассоциативные связи с образом проекта. Цвета, сухо собранные в системе PANTONE, не отвечают этой образности. Но, например, «Майский жук» — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом, цвет «Блошиного брюшка» — красновато-коричневый, каштановый, цвет «Испуганной мыши» — нежно-серый цвет», хотя и считаются устаревшими и смешными, хорошо описывают образную эмоцию цвета. И неважно, будет это колёр для живописной постановки или иллюстрация для гламурного журнала.
В качестве дополнительной стимуляции психологического цветоощущения студентам рекомендуется рассматривать таблицы античных цветов и их определений. Аналогично учебному заданию по созданию цветового круга вербальные описания цвета учат анализировать его не только с точки зрения его цветовых (физических) характеристик, но и с точки зрения психологии и эмоциональности цвета, что немаловажно для будущего дизайнера, как организатора пространства и среды обитания человека.
«Все виды творчества начинаются с подсознания и открытия скрытых «закономерностей» внешнего мира причинно-следственных связей»[3]. Чувственный опыт освоения реальности должен обогатиться аналитическим опытом и выкристаллизоваться в знаковой системе дизайн-проектирования.
Однако, «…основной проблемой является изолированное восприятие студентами комплекса знаний в рамках учебных обучающих дисциплин. Искусственные ментальные барьеры между учебными дисциплинами не дают им активно и осознанно пользоваться полученными знаниями»[2]. Поэтому при выполнении каждого задания по академической живописи рекомендуется указывать возможности применения изучаемых в задании знаний и формирования профессиональных компетенций.
Интенсивность и информационная насыщенность разработанного курса обучения студентов академической живописи прямо подразумевает работу преподавателя на занятиях как насыщение практических занятий информацией с жесткой её фиксацией в практических заданиях, с обязательным акцентом на методически грамотную последовательность выполнения работы по основным этапам.
Анализ формы, анализ освещенности, анализ цвета, логическое обобщение — выстраивание колористического решения на основе дополнительных цветов и контрастов, и последним этапом, фактически, является синтез, то есть собственно практическая реализация замысла работы.
На данном этапе важно не столько добиться «идеального» завершения композиции с точки зрения педагога, сколько своевременно остановить процесс на стадии почти завершения, доступной пониманию учащегося, то есть оставить чувство лёгкой незавершенности, чтобы, в случае неудачного, «вымученного» итога, у студента не возникло неудовлетворённости и разочарования. «…Не надо ученика перегружать правилами. Все указания должны делаться вовремя и в меру» - говорил П.П. Чистяков [7].
И понятие «меры» для всех индивидуальное. При нарастании практического опыта постепенно приходит навык грамотного завершения работы. Именно поэтому, важнейшими упражнениями для студентов являются быстрые этюды, дающие возможность многократного экспериментирования с цветом и тоном, значительно увеличивающие практические навыки и не несущие на себе ответственности длительной работы.
Искусство отражает сиюминутное видимое состояние натуры и требует постоянного изменения в каждом последующем произведении. Требуется постоянное углубленное познание реальности и совершенствование практических навыков процесса.
Безусловно, все студенческие работы (не взирая на то, по какой дисциплине идёт обучение) должны строиться по принципу «от простого к сложному», при этом каждый новый уровень освоения материала основывается на практическом опыте предыдущего задания.
Методически грамотным при этом является правило предварительного аналитического разбора и построение плана действий будущей работы. В процессе предварительного аналитического разбора необходимо вербально описать цели, задачи, простые элементы (уже знакомые студентам на практике), указать на методы их выполнения, описать более сложные элементы и уточнить проблемные моменты, возникающие при выполнении упражнений и заданий.
Более всего имеет смысл акцентировать внимание обучающихся на поиск не столько частностей в изображаемом, сколько поиск обобщенностей, чтобы закрепить в практике обучающегося принцип знаковости в современном изобразительном искусстве.
«Вся специфика изобразительного творчества базируется на умении видеть в конкретном всеобщее, а во всеобщем конкретное» согласно формулировке исследователя Л.Б. Ермолаевой-Томиной. [3]
При выполнении задания «Этюды предметов» акцент делается на линейно-конструктивный рисунок и лепку формы цветом и тоном. Для передачи объема светотеневая лепка предметов должна выполняться мазками по форме предметов, при этом вполне логично объединить в представлении обучающихся форму предмета с несколькими секторами цветового круга Гёте в их динамическом изменении к белому и чёрному, более того, эту вариацию круга можно представить в виде шара. В этом случае логическая обусловленность распределения изменений цвета и тона на предметах становится явно выраженной. Кроме этого, колористический круг даёт представление о минимально различимом размере цветового пятна, которое на предметах первого плана обычно имеет размер не более 3х3 см.
Множественные быстрые этюды в процессе обучения, как бы не имеющие особой индивидуальной ценности, сохраняют внутри себя легкость и непосредственность восприятия. При этом максимально отрабатывается колористический и тональный диапазон возможностей цветовой палитры и личные технические навыки студентов, приучая их к скорости работы и мобильности аналитической деятельности внутри узко сформулированной задачи, такой, как решение монохромных натюрмортов по основным сегментам 12 или 6 частных цветовых кругов.
Поскольку идентичность восприятия цвета является индивидуальной особенностью каждого человека, именно работа с тональными отношениями является приоритетной в процессе обучения будущего дизайнера и даёт положительный эффект по интеграции в сферу профессиональной деятельности студентов. Выполнение учебно-живописных работ в нескольких светлотных диапазонах, например «Белый натюрморт», «Натюрморт в средне-сером диапазоне», «Натюрморт на «разное чёрное» способствуют развитию чувствительности зрения к тону и категориям «тепло-холодности цвета», также обогащая цветовую палитру и палитру выразительности в арсенале будущего дизайнера.
Алгоритм действий всегда должен быть вербализирован, то есть перед началом работы проговариваются все аспекты будущей работы — выразительных свойств материала и живописных закономерностей, которые будут использованы.
Полезными в этом отношении являются мастер-классы, которые именно с точки зрения вербализации процесса творчества раскрывают перед обучающимися сложные внутренние события происходящие с автором во время выполнения задания. Не секрет, что разные способы передачи и восприятия информации по разному фиксируют знания у обучающегося — на слух, из рук в руки, метод пошагового повторения, метод аналитического копирования, анализ и курсовые работы, поэтому целесообразно использовать весь доступный ассортимент упражнений.
С выполнением достаточного количества работ возрастает умение «просчитать» цвет и тон предмета в соответствии с окружающим пространством.
Включение в учебную программу композиций на анализ ахроматических состояний учебной постановки готовит студента к творческому решению многоцветных тональных композиций. Основными задачами работ этого периода обучения можно считать отработку навыка анализа формы и создание её аналитической цветовой модели в объёмном пространстве. Необходимо научить студентов внимательному отношению к конструктивным деталям формы для создания убедительного визуального образа: от передачи поверхностных характеристик материала до текстуры.
На базе исследования формы и цвета посредством выполнения учебных живописных заданий студентами вырабатывается правильная методика последовательного ведения работы над проектом (от выполнения живописной композиции до создания самостоятельного дизайн-проекта), состоящая из 3 основных этапов:
1. Стартовый (пусковой, начальный) — подготовка к процессу: поиск композиционной идеи, постановка учебно-проектной задачи.
2. Исследовательско-аналитический — поиск средств решения поставленной задачи (поиск закономерностей, способов решения аналогичных задач на основе личного навыка и опыта).
3. Исполнительский — визуализация проекта и корректировка в процессе работы. Передача цветовых и пространственных отношений предметов и фона.
На завершающем этапе обучения предполагается создание итоговых работ на основе различных творческих методов: по памяти, по воображению и представлению, с использованием визуальных фотографических и иллюстративных источников, с использованием авторского стиля и авторских источников, использованием метода стилизации по заданному стилю, как итог освоения навыка аналитической деятельности в живописи, и освоение соответствующих профессиональных компетенций.
Поскольку «...процесс проектирования является комплексным и требует от профессионала широкого диапазона знаний, кругозора, умения получать, анализировать и структурировать вербальную и визуальную информацию, а также владеть графическим языком и техническими навыками для визуализации идеи и реализации проекта»[2]. Освоение языка живописи и цветоведения является в этом аспекте одним из краеугольных камней.
К этому моменту складывается определенный эмоциональный и эмпатический интеллект студента, выражаемый в его личном авторском стиле, способности сопереживания и переживания творческого процесса, навык экспериментировать и импровизировать в работе, создавать продукты дизайна согласно чувствам, мотивам и желаниям потенциального потребителя или заказчика. Происходит объединение бессознательного и подсознательного, сознания и сверхсознания как основа креативного взаимодействия. Сознательная форма творчества помогает совершать логически обусловленные операции творческого процесса на компетентностном уровне, а утилитарная функция дизайна усиливается творческой составляющей индивидуальности автора.
Таким образом, регулярные упражнения в академической живописи, построенные по принципу анализа и синтеза являются базовым уровнем освоения дисциплины. Процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на конструктивные элементы (при рисовании фруктов полезно рисовать их нарезанные фрагменты), изучение свойств формы, цвета и освещенности должны выводить студентов на новый уровень — обобщения и абстрагирования в итоговых творческих работах. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение основаны на умозаключениях, познании реальности, изобретении нового продукта, которому необходимо придать вещное состояние сначала способом логических размышлений и умозаключений, а впоследствии эмпирическим способом, и в современном мире с помощью компьютерных визуализаций и симуляций.
Даглидян К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. ‒ Ростов н\Д: Феникс. ‒ 2011.
Данильченко О.В., Назарова Л.Р. Структура уровней формирования междисциплинарных связей в процессе обучения графическому дизайну. //Педагогика искусства://www.art-education.ru/electronic-journal ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 140.
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. ‒ М.: Академический проект, 2003 г.
Кандинский Василий. О духовном в искусстве. ‒ М. Издательство «Архимед», 2992
Назарова Л.Р. Формирование основ визуальной культуры студента в современном дизайнерском образовании: компетентностный подход. // Современные проблемы науки и образования. ‒ 2016. ‒ № 3. ‒ С. 259.
Статья «Про цвет бедра испуганной нимфы и не только». ‒ [Электронный ресурс] ‒ URL: http://www. fashion-int.ru/ (дата обращения 03.07.2018)
Статья «Чистяков Павел Петрович (1832-1919)» ‒ [Электронный ресурс] //URL: http://kinodv.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
ФГОС ВО Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № 1004 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) (Зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2016 г. № 43405).
ФГОС СПО Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1391 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (Зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2014 г. № 34861).