В нашем понимании высшее профессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства должно быть направлено на формирование не только общечеловеческой культуры в целом, но и культуры профессиональной.
Определенно отправным, базовым понятием, отражающим качественные характеристики профессиональной деятельности вообще, является понятие «профессиональная культура». Это понятие отражает то общее, что присуще конкретным видам профессиональной деятельности и выступает по отношению к ним как общее к единичному. Поэтому в данном научном исследовании мы рассматриваем сущность профессиональной культуры через призму диалектики общего, особенного, единичного представляя, развертывание категории «профессиональная культура» путѐм перехода к более конкретным категориям вплоть до интересующего нас понятия, отражающего специфическую сущность профессиональной культуры художников декоративно-прикладного искусства.
В социально-философской и общественно-познавательной литературе, других источниках представлен весьма широкий спектр авторских позиций, мнений, точек зрения на сущность и содержание профессиональной культуры. Рассмотрим наиболее типичные трактовки профессиональной культуры, с тем чтобы определить ее наиболее полное и близкое к целям нашего исследования понимание.
Понятие профессиональная культура – это «социологическая категория, характеризующая социально-профессиональное качество субъекта труда. Культура профессиональная представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса, является личностным аспектом культуры труда и регулируется присущими ей механизмами» [7, с. 1312].
По утверждению Уляева С.В., рассматривающего организационные и психолого-педагогические условия, при которых гуманитаризация выступает как процесс формирования профессиональной культуры специалиста любой отрасли деятельности, «профессиональную культуру можно определить как сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии деятельности» [8, с. 84].
При рассмотрении данного вопроса Виленский М.Я. указывает на то, что профессиональная культура детерминирована общей культурой. «Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности» [1, с. 27].
Развивая данное утверждение, мы полагаем, что для некоторых видов профессиональной деятельности, и в частности для художника декоративно-прикладного искусства, общая культура является неотъемлемым компонентом культуры профессиональной.
Рассмотренные выше различные точки зрения на сущность профессиональной культуры во всех их различиях надо считать не взаимоисключающими, а, наоборот, взаимодополняющими друг друга. В каждой из них отражены те или иные ее стороны в зависимости от целей исследования и специфики профессиональной деятельности.
Отражением раскрытия сущности профессиональной культуры для специалистов любой отрасли является, на наш взгляд, определение, предложенное П. В. Кузьминым. Как справедливо отмечает автор, «сущность профессиональной культуры на личностном уровне выражается мерой освоения необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, профессионального опыта, степенью интеграции профессиональных и социальных качеств личности; способностью применять совокупность наиболее рациональных способов, приемов работы в различных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность. В своем реальном функционировании профессиональная культура личности выступает прежде всего как совокупность конкретных социально-значимых профессиональных действий [3, с. 26].
Подводя итоги вышеперечисленных определений, сделаем вывод, что культура профессиональная относится к специфической сфере деятельности определенного круга общества, занимающегося отдельными видами труда, и должна рассматриваться как особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления профессиональной деятельности.
Уяснение сущности профессиональной культуры субъекта деятельности имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и структуры компонентов профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства, но отнюдь не может быть экстраполировано на специалиста любой профессии, как это утверждает Уляев С.В. [8, с. 84]. Безусловно, в состав профессиональной культуры входят качества, присущие всем профессиям – например овладение общечеловеческой культурой. Высокая культура – необходимое условие эффективности любого труда и первостепенный фактор совершенствования личностных качеств специалиста. Тем ни менее сложно утверждать, что профессиональная культура работника милиции, врача, педагога, инженера, художника и т. д. – это набор одних и тех же качеств, знаний, и умений. Мы полагаем, что каждой из этих профессий присущ определенный набор специфических качеств.
В соответствии с этим утверждением попробуем далее определить специфику профессиональной культуры художников декоративно-прикладного искусства. Содержание понятия «профессиональная культура художника декоративно-прикладного искусства» выясняется как логический процесс определения еѐ структурных компонентов с последующим раскрытием их содержания и взаимосвязи. Прежде чем перейти к содержанию понятия «профессиональная культура художника декоративно-прикладного искусства», нам необходимо определить специфический характер профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства.
Профессиональная деятельность в области декоративно-прикладного искусства является художественной и требует от специалиста сформированного мировоззрения, развитого эстетического вкуса, эмоциональности, усидчивости, и самое главное - связи с национально-культурными традициями страны. По словам доктора педагогических наук, профессора, академика РАО В.Ф. Максимович, «основой и сущностью каждого вида традиционно-прикладного искусства является ручной труд и вытекающие из этого условия творческого успеха: сосредоточенное внимание, усидчивость, напряжение, выдержка, увлечение делом, желание и умение исправлять испорченное, неверно выполненное; поиск исторической и теоретической основы или базы многовекового художественного наследия; усталость и радость увиденного, выполненного собственного труда, а главное, чтобы после всего этого было желание вновь заняться именно этим и ничем другим» [5, с. 9].
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную, эстетическую и функциональную ценность предмета. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Произведение декоративно-прикладного искусства строится на основе органического сочетания декора с формой, материалом и назначением вещи. Специфика декоративно-прикладного искусства обусловливается выразительностью декоративных средств. «Лаконичный силуэт, пластическая линия, ритмическая организация элементов, цвет и композиция служат утверждению синтетичности, единства эстетического и функционального, общего конкретного в художественном образе и тем самым определяют эмоционально-выразительные качества произведения декоративно-прикладного искусства, формирующие эстетическое отношение к народному искусству и к окружающему миру в целом»[4, с. 75–76].
Те же самые особенности подчеркиваются в художественно-педагогическом словаре: «Прикладное искусство – это искусство изготовления бытовых предметов (утварь, принадлежности как частного обихода, так и общественного, ритуального, культового назначения), имеющих утилитарные функции и вместе с тем обладающих эстетическими художественными качествами» [9, с. 331].
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. «Русское искусство на протяжении столетий выполняло миссию философии в образах. Русский художник размышляет над мировоззренческими проблемами, пытается осмыслить назначение человека, его путь к совершенству. И для великих мастеров, и для художников меньшего масштаба характерна постоянная доминанта нравственных ценностей» [6, с. 47].
Из вышеописанного характера профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства вытекает сущностная характеристика профессиональной культуры художников декоративно-прикладного искусства, которая имеет ряд особенностей.
Профессиональная культура художника декоративно-прикладного искусства предполагает наличие глубоких и систематизированных знаний по конкретной специальности (художественное кружевоплетение, лаковая миниатюрная живопись, косторезное искусство, художественная вышивка, ювелирное искусство и т. д.), дополненных специальными знаниями в области социально-экономических и гуманитарных дисциплин, которые обеспечивают формирование таких качеств, как: национальная ориентированность, высокий уровень интеллекта, пытливость ума, высокий уровень духовности, умение выражать национальную философию в образах, знания о национальной культуре и традициях, эстетическое отношение к народному искусству и к окружающему миру в целом, патриотизм, сформированное мировоззрение, развитое профессиональное образное мышление, интеллигентность, высокий уровень общей культуры, умение соединять прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, овладение культурой духовной, осознание своего исторического прошлого. Эстетическая культура личности выступает важным компонентом в профессиональной культуре художника декоративно-прикладного искусства, так как профессиональная художественная деятельность, а именно создание художественных произведений традиционного искусства, характеризуется целесообразностью, соразмерностью, гармоничностью, единством формы и содержания. Художник с развитой эстетической культурой в большей степени склонен к творческому подходу в профессиональной художественной деятельности, способен выходить за пределы готовых композиционных схем, привычек, шаблонных действий.
На сегодняшний день общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, профессионалах, которые обладали бы, помимо знаний, умений, навыков и опыта, профессиональной культурой. Только такой специалист сможет сохранить, передавать и развивать такое уникальное явление российской национальной художественной культуры, как декоративно-прикладное искусство, внося свой вклад в развитие национальной и мировой художественной культуры. Это объективно заставляет модернизировать профессиональное образование и воспитание будущих специалистов так, чтобы они могли выступать в качестве субъектов общей и профессиональной культуры.
Подготовкой специалистов в области традиционно-прикладного искусства с давних пор занимаются средние профессиональные учреждения. И только в 2003 году по распоряжению Правительства России было создано государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Высшая школа народных искусств (институт). Высшая школа народных искусств, является единственным в стране и в мире уникальным высшим учебным заведением непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, где ведѐтся подготовка по системе «общеобразовательная школа – колледж – вуз – аспирантура».
Одной из особенностей высшего образования, в отличие от среднего, является расширенный цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, включающий в себя: философию, отечественную историю, культурологию, политологию, правоведение, русский язык и культуру речи, русскую литературу, иностранный язык, историческую этнологию, педагогику и психологию художественного творчества в традиционно-прикладном искусстве, физическую культуру, историю материальной культуры, религиоведение, этику и эстетику в народном искусстве, духовно-нравственную культуру, историю зарубежной литературы, зарубежную литературу, экономику и менеджмент в народных художественных промыслах, бизнес-планирование в народных художественных промыслах.
Все вышеперечисленные дисциплины позволяют молодому художнику декоративного прикладного искусства быть всесторонне развитым и востребованным на современном рынке труда.
Гуманитарное образование для будущих художников декоративно-прикладного искусства должно быть ориентировано не только на формирование общечеловеческой культуры, но и на формирование культуры профессиональной. Это заложено в государственном образовательном стандарте ВПО: «Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности» [2, с. 20]. На сегодняшний день содержание и методы гуманитарного образования для художников декоративно-прикладного искусства должны ориентироваться на формирование не только таких качеств личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но, прежде всего, таких, как культура, интеллигентность, образованность, профессиональная компетентность.
Таким образом, формирование и воспитание профессиональной культуры учащихся как будущих высококвалифицированных специалистов должно учитывать:
- рациональный подбор национально-регионального компонента курсов по выбору студентов в цикле общегуманитарных и социально-экономических дисциплин среднего и высшего образования, учитывающий основные накопления общечеловеческой и национальной культуры, высокую воспитательную и гуманитарную насыщенность;
- разработку системы учебных и факультативных программ по гуманитарным дисциплинам, использующих культурный потенциал интеграции гуманитарных предметов и эстетики производственного обучения, а также формы художественного и технического творчества учащихся, приобщения их к передовой профессионально-трудовой культуре.
- ориентированность на формирование общечеловеческой и профессиональной культуры и использование методов, направленных не только на формирование не только таких качеств личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но, прежде всего, таких, как культура, интеллигентность, образованность, профессиональная компетентность;
- строить занятия, по гуманитарным дисциплинам исходя из профиля учебного заведения. В частности, характерным в преподавании гуманитарных дисциплин будет являться акцент на уникальности национальной русской культуры.
Включение данных факторов в реальную деятельность профессиональной подготовки специалистов в области традиционно-прикладного искусства позволит в современных социально-экономических условиях повысить эффективность подготовки молодых работников и специалистов, обладающих высоким творческим и инновационным потенциалом. Это обусловлено эволюцией современной мировой рыночной экономики и формированием институтов непрерывного профессионального образования молодежи в самой России.
Литература
1. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. С. 27-32.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: Декоративно-прикладное искусство. – Введ. 14.03.2003. М., 2003, с .20.
3. Кузьмин П.В. Профессиональная культура офицера-политработника и пути ее формирования: Дис.... канд. философских, наук. М., 1989. С. 26–30.
4. Лыкова И.А. Народное искусство в непрерывном художественном образовании: гармония разума и чувства // Традиционное прикладное искусство и образование:
Материалы XIV международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. М., ИПТИ, 2008. С. 75–76.
5. Максимович В.Ф. Народное искусство России – это национальный факт // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIV международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. М., ИПТИ, 2008, с. 9.
6. Мухотина Н.А. К вопросу о формировании менталитета современного художника и особенностях русского национального характера // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIV международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. М., ИПТИ, 2008, с. 47.
7. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
8. Уляев, С.И. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / С.И. Уляев. Ставрополь, 2002. С. 84.
9. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д.Пронина. М.: Академический Проспект:Трикста, 2005.С.331.
Теоретические основы формирования профессиональной культуры будущих художников декоративно-прикладного искусства на занятиях по гуманитарным дисциплинам
Аннотация:
Теоретические основы формирования профессиональной культуры будущих художников декоративно-прикладного искусства на занятиях по гуманитарным дисциплинам