Понятие «креативность» в наши дни в педагогике и психологии применяется в
качестве широкого синонима творческих способностей, и особенно часто данное явление
рассматривается в контексте прикладных задач развития креативности у детей. Но и
фундаментально-теоретическое исследование креативных способностей является
актуальным направлением современной педагогики и психологии, в полной мере
отвечающим вызовам времени и потребностям государства и общества. В условиях
нового витка технологического прогресса, в меняющихся условиях российского общества,
творческий, адаптивный человек должен стать не исключением, а правилом, целевым
результатом работы образовательной системы страны. Поэтому подходить к организации
и планированию технологий развития креативности у детей и взрослых нужно на
основании хорошо проработанной теоретической базы.
Проблема креативности или развития творческих способностей находится в центре
внимания педагогики и психологии уже несколько десятилетий. Рассмотрим некоторые
краеугольные аспекты данной теоретической проблемы.
Изучая процесс развития творческих способностей, невозможно не определиться с
самим понятием «способности» как характеристикой человеческой психики. Эта
характеристика является важнейшим понятием для педагогической психологии, так как
именно способности выступают в качестве объекта развития практически в любой
процедуре педагогической деятельности.
Данная проблема многие десятилетия интересовала исследователей, как в нашей
стране, так и за рубежом. Ею занимались С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин,
А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Н.И. Чуприкова, Е.П. Ильин, Д. Векслер, Р. Уайсберг и
многие другие. Невозможно не отметить, что практически каждый из ученых,
исследовавших проблему способностей, находит свои, уникальные концептуальные
нюансы в данном понятии, в связи с чем педагогика и психология обогатились
многообразием дефиниций, зачастую противоречащих друг другу. Рассмотрим некоторые
из них.
Так, Б.М. Теплов относил психические способности к индивидуальным
особенностям, которые отличают данного человека [7]. Именно за способностями он
усматривал свойство делать людей различными. Способности он связывал с
эффективностью или результативностью выполнения действий, благодаря чему его
трактовка способностей, таким образом, может быть названа деятельностно-
алгритмической. Кроме того, способности данный ученый характеризовал как изначально
наличествующие, а не вырабатываемые свойства – таким образом, способности в его
трактовке могут считаться генетически заданными индивидуальными особенностями
человека, определяющими эффективность его деятельности [Там же].
Другой отечественный исследователь, Н.И. Чуприкова, связывает способности с
самой возможностью индивидуального развития. Она считает, что наличие способностей
можно проверять по качественной специфике имеющихся областей личностного роста и
развития – там, где человек развивает себя, «растет над собой», есть и способности [8]. В
этом она противоречит Б.М. Теплову и согласна с С.Л. Рубинштейном, также считавшим,
что человек развивается только в направлениях, уже заданных имеющимися
способностями [6]. Поэтому рассматривать способности в отрыве от знаний, умений,
навыков и компетенций бессмысленно – они связаны детерминирующим отношением, в
котором функциями причин наделены именно способности.
Авторы Б.М. Теплов, и С.Л. Рубинштейн, и Н.И. Чуприкова согласны с тем, что
способности человека могут качественно различаться, и поэтому должны быть
дифференцированы на достаточных основаниях деления.
Одним из таких оснований деления является специализация [4]. Способности могут
быть общими и специальными, причем именно со специальными способностями зачастую
связывают профессионализацию личности.
Общие способности связываются с теми качествами личности, которые в той или
иной степени представлены у всех людей, но обладают разными уровнями развития [5].
Так, к подобным общим способностям относятся свойства памяти, скорость мышления,
гибкость и плодотворность мышления и т.д. Как можно заметить, среди общих
способностей присутствуют качества, связанные с креативностью в ее широком
понимании. Однако, большинством авторов творческие способности относятся именно к
специальным.
Считается, что специальные способности являются основанием для личностных
достижений в какой-то конкретной области. При этом, многие авторы объединяют
творческие способности или креативность с учебными и/или умственными
способностями. При этом, те же авторы, например, В.Д. Шадриков, замечают, что деление
специальных способностей на различные типы и виды крайне условно, и не выдерживает
никакой критики. С этим невозможно не согласиться, хотя бы уже потому, что отделение
творческих от общих способностей и введение их в число специальных не подкреплено
практическим обоснованием (практика доказывает как раз обратное), а отделение
креативности от, например конструктивных способностей, принятое в большинстве
классификаций, является скорее игрой слов, чем результатом научного анализа [9].
Большим достижением В.Д. Шадрикова можно считать доказанную им связь
между группой способностей и отделенной психической функцией, реализующей данную
группу способностей. Именно этот ученый пришел к выводу о том, что далеко не все
профессиональные способности являются специальными, и подверг критике сам принцип
деления способностей на общие и специальные.
Известный отечественный психолог и специалист по теории деятельности, А.Н.
Леонтьев, рассматривал способности как развитые задатки. Эта позиция вызвала широкую
полемику в научной общественности, не выработавшей общую точку зрения
относительно связи между задатками и способностями. Можно констатировать, что в
современных педагогических и психологических науках термин «задатки» используется
скорее на уровне бытового, чем научного дискурса [3].
Особое место в теоретическом исследовании творческих способностей и их
развития у детей занимают работы Л.С. Выготского. Данный ученый, успевший внести
значительный вклад в развитие отечественных научных дисциплин педагогики и
психологии, изучая в первую очередь, прикладные задачи выработки креативности в
единстве педагогического процесса. Можно сказать, что идеи Л.С. Выготского во многом
опередили время и определили развитие психолого-педагогических подходов к
исследованию феномена креативности [1].
Рассматривая творческие способности как неотъемлемую функциональную часть
психики человека, Л.С. Выготский выявлял мотивационно-ценностные основы творческих
способностей, сближающие их с «общими» способностями и эмоционально-волевой
сферой человека в целом. Ученый рассматривал творческие способности как развиваемые,
тренируемые, но всегда – исходящие из мотивированной деятельностной включенности
человека в процесс решения задач, являющийся сферой применения творческих
способностей. В этом подход Л.С. Выготского оказывается близок идеям А. Маслоу,
который изучал роль стимула к действию в формировании креативности, и Б.М. Теплова,
исследовавшего деятельностно-алгоритмическую сущность способностей [2].
Как можно убедиться, в сфере исследования креативности или творческих
способностей, существует ряд продуктивных идей, которые могут лечь в основу
современных прикладных технологий развития креативности у детей и взрослых, однако
данную проблему еще невозможно назвать достаточно исследованной или хотя бы
конвенционально урегулированной. Можно констатировать, что разработка
фундаментальной теории креативности или творческих способностей – актуальная задача
современных психологии и педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. 480 с.
2. Дрешер Ю.Н. Креативность и интеллект. - Кн. 1: Креативное мышление. Развитие творческих и
аналитических способностей. - Казань: Казанский ун-т, 2011. - 106 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. 352 с.
4. Маслова В.И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами искусства. - Чебоксары:
Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 215 с.
5. Подвойский В.П., Крылова Т.В. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей вуза
// Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 1. № 2. 2012. С. 352-369
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. 488 с.
7. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1985. 328 с.
8. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации.- СПб.: Питер, 2007. 448 с.
9. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические проблемы исследования творческих способностей,
вопросы формирования теории способностей в целом и творческих способностей в частности, а также
концепций, включающих типологию способностей. Анализируется вклад различных отечественных и
зарубежных ученых в формирование теории творческих способностей, определяются ведущие идеи
педагогики и психологии относительно развития творческих способностей, определяются задачи
дальнейшего развития теории творческих способностей в педагогике и психологии.