ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ДРАМАТИЧЕСКИХ АКТЕРОВ

Климов Станислав Иванович Stanislav Klimov
ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования», Москва Graduate student, Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Educational Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow e-mail: klimov.1812@mail.ru
Аннотация: 
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования у современного студентаактера профессиональных качеств. Они рассматриваются с точки зрения историкокультурологической детерминанты и выводов, описанных театральными деятелями классической и современной театральной педагогики. Данный вопрос актуален для многих театральных деятелей, режиссеров и педагогов прошлого и настоящего. Развитие современного общества, социокультурные запросы, требования к драматическим актерам и развитие технологий, касающихся всех сфер жизни человека, задают специфические условия. Для успешной реализации в профессии современному актеру необходимо к ним адаптироваться, приобретая новые профессиональные качества. Abstract. The article is devoted to the formation of professional qualities in a modern student-actor. It is considered from the point of view of historical and cultural determinants and conclusions described by theatrical figures of classical and modern theater pedagogy. This issue is relevant for many theatrical figures, directors and teachers of the past and present. The development of modern society, sociocultural demands, requirements for dramatic actors and the development of technologies relating to all spheres of human life set specific conditions. For successful implementation in the profession, a modern actor needs to adapt to them, mastering new professional qualities.
Говоря о традиционных методах воспитания драматического актера, следует обратить внимание на то, что развитие театрального образования как способствующего развитию личности общекультурного института, прошло через множество поисков и интерпретаций ранее достигнутого. Речь идет о тех профессиональных качествах, которые должны сформироваться у обучающегося для работы в театре. Подготовка студентов к самореализации в будущей профессии, педагогическое сопровождение формирования адекватных профессиональных установок являются актуальным вопросом для научного изучения [1]. Современные молодые люди, как показывают исследования, прагматичны в построении своего будущего, ориентированы на выбор интересной для них профессии и достижение поставленных целей [2]. Проблему формирования профессиональных качеств актера поднимали такие деятели театрального искусства, теоретики и педагоги как Б.Е. Захава [5], М.О. Кнебель [6], И.Э. Кох [7], А.Б. Немировский [8], В.И. НемировичДанченко [9], К.С. Станиславский [10], Г.А. Товстоногов [11] и многие другие. Основная цель исследований, поисков, экспериментов состояла в том, чтобы выявить такие профессиональные качества актера, которые в своей совокупности будут способны представить деятельность в театральной сфере как профессию. Обучением драматического актера и созданием психологического театра в конце XIX начале XX веков занимался К.С. Станиславский. В его системе появились первые методы и принципы воспитания драматического актера. К. С. Станиславский отмечал, что важной составляющей в работе актера является внимание и воображение. Последнему он отводил особое место, поскольку считал, что воображение должно функционировать и давать плоды не только в процессе работы над ролью, но и в момент ее воплощения [10]. Данное качество невозможно воспитать и точно его использовать без чувственного восприятия окружающего мира, профессионального и личностного самоанализа, а также без знания художественной литературы и истории кино. Иначе говоря, актеру необходимо быть чрезвычайно наблюдательным и интересоваться всеми сферами действительности. В этом случае воображение есть ничто иное как фильтр между полученной информацией и конечным, необходимым актеру, продуктом. Формирование и воспитание таких качеств как наблюдательность и воображение, является проблемой, с которой столкнулась современная театральная педагогика, поскольку неразвитое художественное мышление и отсутствие воображения влияют на степень оригинальности и многогранности воплощаемого художественного героя. Причиной тому является формирующееся у абитуриентов представление о том, что актер должен обладать исключительно исполнительскими профессиональными качествами и внешними данными: вокальная подготовка, хореографические умения, фотогеничность, сценичность. Подчеркнем, что такое мнение складывается у абитуриентов, поскольку большинство неверно воспринимают задачи обучения и оценивают перспективы развития в будущей профессии, следуя субъективным представлениям. Проблема заключается в том, что первокурснику сложно воспринимать всю информацию как необходимую составляющую профессии актера. В связи с этим большинство студентов отдают предпочтение и уделяют больше внимания профильным предметам: мастерство актера, танец, вокал, сценическая речь и сценическое движение. Таким образом, молодые люди оказываются не готовыми к обобщению информации, зачастую не осознают важность ее получения, не расположены к поиску дополнительных сведений об изучаемом предмете и углублению в суть вопроса, что в свою очередь влечет за собой ограниченность мировоззрения. Кроме того, актеру необходимо учиться не только наблюдательности при анализе окружающей действительности и художественной литературы, но и наблюдать за своей личностью. Данное качество не может активно развиваться в условиях постановки спектаклей или отрывков сугубо «режиссерского» театра. При идентификации проблемы, связанной с формированием качеств наблюдательности и художественного воображения, стоит обратить внимание на высказывание ректора Театрального института им. Щукина, народного артиста России Е.В. Князева, который говорил, что формула успеха актера состоит из труда, терпения и таланта. Причем талант он намеренно ставил на последнее место. Кроме того, К.С. Станиславский говорил, что способность без упорной работы – сырой материал. Поэтому формирование этих качеств есть не что иное, как упорная совместная работа педагога и студента. Еще одним фактором, определяющим попустительское отношение студентов к расширению кругозора и познанию – стремление к достижению высокой оценки со стороны педагогов, сокурсников, друзей. Это связано и с повышенной концентрацией на информации, получаемой в рамках профильных дисциплин, и с леностью, которая возникает от намеренного игнорирования общеобразовательных предметов и окружающих событий. Гуманитарные знания и овладение профильными дисциплинами должны быть неделимы, ведь только в тесной взаимосвязи это может способствовать успешному овладению профессиональными навыками. Из всего этого вытекает следующее профессиональное качество, о котором мало говорится в источниках – самостоятельность. В условиях, которые диктуются современным обществом, актер должен идентифицироваться как самостоятельная, сформировавшаяся личность. Такая личность способна на объективную оценку ситуации, стремится к рациональному и, главное, творческому подходу в решении каких-либо актерских задач. В рамках театральной педагогики основным методом, направленным на формирование различных профессиональных качеств, является тренинг. Театр – искусство живое и ежесекундное, и теоретические знания, хоть и необходимы, но все же являются, в некотором смысле, базисом, фундаментом и ключом к пониманию того или иного вида деятельности. Регулярная практика, с опорой на теоретические знания в процессе освоения каждой дисциплины, позволяет сформировать такие качества как мобильность, креативность и творческое мышление. Эти качества являются обобщающими, если говорить про метод их формирования – тренинг. Суть тренинга в постоянном поиске новых выразительных форм и приемов, а также оттачивании своего актерского, движенческого, хореографического, ораторского мастерства. В каждой дисциплине формируются уже более конкретные профессиональные качества, поскольку для каждой дисциплины, и более того, для каждого из разделов той или иной дисциплины существуют специфические тренинги, формирующие либо комплекс профессиональных качеств, либо одно конкретное качество. Такие дисциплины как «Основы сценического движения», современная, классическая и народная хореография в совокупности направлены на воспитание пластической культуры актера и необходимых для выразительного движения профессиональных качеств. Сценическая речь направлена на исправление легких дефектов речи, говора, овладение ораторским искусством, и соответственно на формирование тех профессиональных качеств, которые способствуют развитию актера в этом профессиональном сегменте. Актерское мастерство как дисциплина, является обобщающей и стоящей во главе всего обучения, поскольку, осваивая эту дисциплину, актер интегрирует профессиональные качества, навыки и умения, сформированные на других дисциплинах для создания качественного продукта коллективного творчества (спектакля). Понимая это, и наблюдая за процессом формирования профессиональных качеств на разных дисциплинах, а затем и за их синтезом в едином творческом продукте, можно проследить и то, как профессиональные качества в процессе их формирования перекликаются между дисциплинами. Иными словами, в условиях освоения дисциплины «Сценическая речь», при определенных условиях, формируются или усиливаются такие профессиональные качества как пластическая свобода, пластическая и сценическая выразительность. Говоря об «определенных условиях», мы подразумеваем один из тренингов, к которому не редко обращаются педагоги сценической речи – «речь в движении». Его целью является развитие у обучающихся навыка работы речевым аппаратом в условиях подвижного, динамичного существования на сцене. Или тренинг «Броуновское движение со сменой предлагаемых обстоятельств и персонажей» в рамках дисциплины «Актерское мастерство», вырабатывающий эмоциональную и психологическую свободу, сценическую и фантазийную мобильность и сценическую выразительность, также может формировать пластическую выразительность, пластическую свободу и чувство скульптурности, которым особое внимание уделяется в сценическом движении. Такой синтез, перетекание и взаимодополняемость актерских компетенций еще раз доказывает, что в синтетическом искусстве театра настоящий профессионал тот, кто мастерски владеет актерскими приемами, оснащен техниками и имеет все необходимые профессиональные качества. На сегодняшний день остро стоит проблема формирования у будущих актеров способности к самообразованию, непрерывному образованию, самостоятельности. В книге «Парадокс об актере» Д. Дидро писал, что актер, не развивающий свою память, воображение, не руководствующийся рассудком и не изучающий человеческую природу, не достигнет гармонии со своим персонажем. Игра такого актера на сцене неустойчива, одни и те же фрагменты спектакля в его исполнении могут быть успешными в одном представлении и провальными в другом. Актер, который занимается формированием и развитием указанных качеств, стремится к художественному идеалу, будет стабилен на всех представлениях [4, с. 44]. Современному актеру необходимо постоянное стремление к самообразованию и самостоятельности в поиске новых приемов, новых способов получения, обработки информации и ее применения в актерском мастерстве, поскольку прогресс всех сфер общества, меняющиеся требования рынка труда, новые режиссерские подходы к постановке спектаклей требуют от актера коммуникативности, овладения новыми компетенциями и мобильности. Иными словами, необходимость формирования у современных актеров профессионально значимых качеств обусловлена стремлением не только к воспитанию профессионала своего дела, но и необходимостью формирования творческой личности, способной решать творческие задачи, опираясь и раскрывая при этом свою индивидуальность. «Слуга актера там, где необходимо подчиниться его индивидуальности, приспосабливающийся и к индивидуальным качествам художника-декоратора, непрерывно принимающий в расчет требования дирекции, он, в конечном счете, является настоящим властелином спектакля», – писал В.И. Немирович-Данченко [9, с. 257]. Актер должен хорошо знать свои личностные и физические особенности, чтобы уверенно и свободно использовать их при воплощении роли. Известные театральный педагог С. В. Гиппиус утверждал: «Очевидно, здесь никак нельзя обойтись без своеобразной «гимнастики чувств», без тренинга творческой психотехники, потому что, только тренируя сознательно и настойчиво свою творческую психотехнику, и может актер познать свою природу. А его природа в действии и во взаимодействии с реальным миром» [3, с. 180]. Актер, режиссер и известный педагог театра Б.Е. Захава придавал особое значение глубокому владению артистом своей профессией: «Знание своего дела дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела» [5, с. 148]. Особое внимание Б.Е. Захава уделял сценической раскрепощенности, мускульной свободе и способности управлять вниманием: «…Процесс освобождения от излишнего мускульного напряжения проходит в последовательном порядке следующие стадии: 1-й этап. Сознательные волевые усилия, направленные на освобождение мускулов от излишнего мускульного напряжения. 2-й этап. Сознательные волевые усилия, направленные на овладение заданным объектом внимания. 3-й этап. Превращение произвольного внимания в непроизвольное, в увлечение (высшая форма активной сосредоточенности), и возникновение чувства внутренней свободы). 4-й этап. Ощущение полной физической свободы (непроизвольное исчезновение остатка мускульной несвободы как во внешних, так и во внутренних органах)» [5, с. 153–154]. Формирование и развитие профессиональных качеств будущих специалистов в сфере драматического театра является целью современной театральной педагогики. Содержание российского театрального образования направлено на объединение профессиональных качеств, которые формируются в каждой из отдельных дисциплин. Со времени появления театральной педагогики становится все больше компетенций, которыми должен обладать драматический актер. Это обусловлено рядом причин: развитие театральной педагогики (поиски новых методик, способов, методов и приемов воспитания молодых актеров); прогресс общества и технологий. На основе анализа работ педагогов театра и режиссеров, А.Ф. Шаймуратова называет наиболее важные для успешности в профессии личностные качества актеров: «…художественный вкус, широкий кругозор, наблюдательность, сценическое внимание, сценическая свобода, сценическое самочувствие, творческая фантазия и воображение, умение перевоплощаться, характерность, органичность, сценическое обаяние, сценическое общение, эмоциональная память, самоконтроль, чувство правды, артистическая смелость и решительность, умение «слушать» и «слышать», мышечная свобода, умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, человеческая ценность художника, заразительность и убедительность» [12, с. 11–12]. Ею же перечислен внушительный список психологических качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 52.05.01 Актерское искусство (уровень специалитета), устанавливает компетенции, на основе которых образовательные организации самостоятельно определяют профессиональные компетенции, соответствующие будущей профессиональной деятельности обучающихся. Театральные высшие учебные заведения включают в образовательные программы следующие профессиональные качества и компетенции: – знание творческого наследия мастеров драматического театра; – владение актерским анализом и сценическим воплощением литературных произведений; – создание художественных образов на основе замысла постановщиков (режиссера и др.) на основе развитой способности к художественному восприятию мира, образному мышлению; – владение речью создания характеристики персонажа (роли), умение работать в темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанровостилистическом ансамбле с другими исполнителями. Изучение современного состояния подготовки актеров показало значительный рост актуальных профессиональных качеств и компетенций, что связано, прежде всего, с особенностями современного театра и режиссуры. На данный момент каждый автор, педагог или режиссер акцентируют внимание на наиболее значимых качествах драматического актера. Требования к актеру, которые выдвигали мэтры театральной педагогики, актуальны, поскольку они прошли через время, доказали свою эффективность и результативность, став традиционными. Вне зависимости от обстоятельств, условий, они остаются основными для гармоничной, правильной и успешной работы актера. Обсуждая вопросы формирования или определения профессиональных качеств, большинство современных педагогов и теоретиков имеют своей целью выявить новые, которые помогли бы современному актеру наиболее успешно реализовать себя в профессии, а также быть востребованным и конкурентоспособным специалистом после окончания театрального учебного заведения и в течение всей карьеры. Путем теоретического анализа, наблюдений и экспериментального исследования нами выявлен комплекс профессиональных качеств, формируемых у будущих актеров при освоении сценического движения: специальные (пластическая свобода, пластическая выразительность, скульптурность, чувство партнера, физическая и эмоциональная выносливость, лаконичность), общеспециальные (художественное воображение, эмоциональная свобода, органичность, навык работы с литературным материалом, речевые навыки, выразительность голоса, сценический темперамент, творческие компетенции, сценическая выразительность, внимательность, самодисциплина), личностные (самоконтроль, воображение, оригинальность мышления, самодисциплина, ответственность, стремление к непрерывному самообразованию, самостоятельность). Таким образом, наблюдается разброс теоретико-практических суждений о компетенциях, владение которыми сделает артиста конкурентоспособным. Считаем, что комплекс профессиональных качеств, которыми овладевают будущие драматические актеры, должен включать личностные и специальные показатели, формируемые в процессе овладения отдельными дисциплинами и необходимые для профессии в целом. Разнообразие взглядов на содержание театрального образования требует дальнейшей разработки теоретических подходов к формированию профессионализма студентов актерских специальностей театральных вузов. ЛИТЕРАТУРА 1. Акишина Е. М. Развитие профессиональных установок студентов в образовательной среде вузов сферы культуры и искусства // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 169–170. 2. Боякова Е. В., Радомская О. И. Социокультурный портрет современного подростка и молодого человека (на примере обучающихся Москвы) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 137–139. 3. Гиппиус В. С. Гимнастика чувств. Л.; М.: Искусство, 1967. С. 20. 4. Дидро Д. Парадокс об актере; пер., вступ. статья и прим. К. Державина. Л.–М.: Искусство, 1938. 168 с. 5. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: Учеб. пособие / Б.Е. Захава; под общ. ред. П. Е. Любимцева. 6-е изд. стер. СПб.: Изд-во «Лань»; изд-во «Планета музыки», 2013. 432 с. 6. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. 526 с. 7. Кох И. Э. Сценическое фехтование. СПб.: СПбГУП, 2008. 435с. 8. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера: учеб. пособие. М.: ГИТИС, 2013. 256 с. 9. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. В 2 тт. Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма; сост., ред. В.Я. Виленкин. М.: «Искусство», 1952. 442 с. 10. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Процесс переживания. М.: Эксмо, 2013. 435 с. 11. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены: в 2 кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1984. 261 с. 12. Шаймуратова А. Ф. Формирование профессионально важных качеств у студентов актерских специальностей как условие их успешной самоактуализации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2011. 23 с