Аннотация:
В данном исследовании проведено осмысление творческого самопроектирования деятельности педагога. Целью данной работы состоит в выявлении теоретических предпосылок самопроектирования. Сферы и отрасли ее проявления. Сущность, основные компоненты и профессиональные качества личности педагога творческого самопроектирования в художественно-образовательной среде.
Вопросы проектирования деятельности педагога в современном образовании (в частности, высшей школы) продолжают оставаться значимыми и актуальными. В данном направлении, встречаются работы авторов из различных областей профессиональной деятельности: О.С. Афиногенова, Л.С. Выготского, С.С. Ермолаева, И.С. Казакова, В.Д Шадрикова, Я. Ю. Щербина и др. Предпосылки художественно-творческих аспектов рассматриваются в работах: А.В. Бакушинского, А.Н. Леонтьева, С.Т. Шацкого, Б.П. Юсова, Л.Г. Савенковой, М.С. Бережной и др. В процессе изучения литературы становится ясным что, развитие педагогического проектирования проходило достаточно долгий период.
В педагогической науке ХХ века образовался термин «проектирование личности» в след за этим стали проектироваться цели, программы, и деятельность субъектов образовательных процессов. Педагогическое проектирование становится
связанным с педагогическим мастерством. В конце 90-х гг. определилось место педагогического проектирования в педагогической сфере [6, с. 59]. В древности
«проектирование» рассматривалось как механизм культуры, который способствует изменению человека и делает его творческой личностью. Продуктивное воображение отражалось в мифологическом восприятии и игровом сознании детей. Создание прообразов доступно каждому независимо от возраста. Согласно способностям и умениям человека можно встретить различное отношение к проектированию. В прошлые время считалось, что проектная форма восприятия, по сути, врожденная и на уже ранних этапах становления общества проявлялась в детских играх, ремесле и создании мифов [12, с. 119].
В литературе «проектирование» понимается как направленное действие на создания прообраза возможного объекта, результат которого могут быть научное и практическое определение вариантов развития новых процессов.
«Проектирование — это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной)». [10, с. 146] Большой вклад в развитие проектного обучения внесли зарубежные авторы теоретической концепции проектного метода Дж. Дьюи, У. Килпатриком и Э. Коллингсом. В отечественной науке первым проектный метод реализовывал С.Т. Шацкий. «Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. …» [10, с. 145-146].
Проектирование проявляется в разных видах деятельности человека. Основные ее отрасли в научной литературе определяются как: Педагогическая - имеет свои принципы, формы и этапы сознательного осуществления. В тоже время проектирования имеет творческий характер и является не только наукой, но и искусством;
Управленческая – проектирование процессами разных видов направлений, а также организаций и учреждений [7, с. 284];
Социологическая – связанная с проблемами культурного и социального самоопределения [8, с. 131], самостоятельного определения человеком своего места в социуме, проявления способности к моделированию и реализации собственных проектов.
Как составная часть управления [8, с. 130], «проектирование» позволяет обеспечивать управляемость некоторых действий, в том числе сферы образования, развития и регулирования педагогических процессов, объектами которых могут являться: педагогическая система как взаимодействие разнообразных структурных элементов (цель, содержание обучения, обучаемые, методы, средства, формы обучения и др.); педагогический процесс как построение учебного процесса (его этапы и управленческие функции, система критериев, показателей реализации достижения цели, механизмы организации обучения и др.); педагогическая ситуация как элемент педагогического проектирования существующего в содержании самого педагогического процесса [3, с. 7-8].
Педагогическое проектирование и самопроектирование, в частности, помимо видов и отраслей своего проявления, имеет свои уровни, принципы, разнообразные структурные компоненты и этапы реализации деятельности.
В вузовской среде выделяются два уровня педагогического проектирования: деятельности педагога (как проектирование процессов обучения) и управленцев- менеджеров (как проектирование образовательного деятельности вуза) [2, с. 129]. Для эффективной реализации проекта необходимо соблюдать ряд основных принципов педагогического проектирования, в том числе: диагностического целеполагания (организовывать педагогическую деятельность в процессах проектирования); поэтапности (на основе последовательности); продуктивности (результативности). Также можно отметить принцип человеческих приоритетов (ориентированного конкретно на человека, предполагающего интересы и возможности своих учащихся, предоставление возможности для личного самостоятельного проектирования) [3, с. 8]. Структурные компоненты как элементы проектирования в литературе можно встретить в многообразных видах и классификациях. Наиболее распространенные компоненты в качестве примера можно выделить: рефлексивный как осознание своей педагогической деятельности; мотивационный как мотивация к побуждению и осуществлению проектирования; деятельностный как индивидуальный и результативный стиль действий и др. [2, с. 130].
Значительным элементом в проектировании педагога выделяется
«самопроектирование», как составная часть его деятельности. Данному понятию в науке, предшествовал термин «проектирование», основой которого, определяется в развитии образовательного учреждения, педагогического взаимодействия, технологии и др. «Самопроектирование» также используется в разных областях исследования: социальных, управленческих, психологических, педагогических и др. Самопроектирование личности может быть, как концептуальной идеей педагогической парадигмы, так и видом социально-педагогического проектирования (процессом самоделания, самоорганизации, самостроительства) [8, с. 131-132], также являться процессом осознания и прогнозирования будущих перспективных целей профессионального и личностного роста в процессе самопознания, самообучения и др. [7, с. 285].
Важно отметить, что «самопроектирование» может быть условием успешной профессиональной деятельности педагога: как поэтапное выстраивание методов и форм образовательного процесса с учетом профессиональной специфики (в частности художественно-творческих образовательных учреждений); как проектный замысел и способы его продуктивной реализации; как вовлеченность различных участников образовательного процесса в поэтапное построение и реализация проекта, где основным условием построения проектирования педагога определятся конструктивной мотивацией, компетенциями, средой для проектирования, ее мониторинг и др. [3, с. 8-9].
В среде художественно-творческих образовательных учреждений эффективным и качественным условием «самопроектирование» особенно
проявляется в интегративном обучении и воспитании (в взаимодействии и влиянии разных видов искусств на человека).
Научная основа по данной проблеме прослеживается в трудах: С.Т. Шацкого, А.В. Бакушинского и др. «… под руководством профессора Б. П. Юсова, был обоснован экологический подход к обучению и воспитанию детей на основе полихудожественности – приобщения ребенка к разным видам искусства (музыка, изобразительное искусство, танец, театр, пение, поэзия) …» [9, с. 11]. В том числе, Б.П. Юсов вводит в педагогическую науку понятие «полихудожественное образование» и «полихудожественное воспитание» [9, с. 11].
Для качественной реализации профессиональных задач педагогу в условиях проектирования профессионально-творческой деятельности владеть навыками только управленческого порядка недостаточно, необходимо обладать личными качествами, такими, например, как: инициативность, целеустремлённость, креативность, результативность и др. [7, с. 287]. Большое значение в системе качеств личности в науке уделяется и эмоциональному интеллекту, где
«…эмоциональный интеллект включает: понимание личностью своих эмоций, знания, умения и навыки контролировать свои эмоции, способность к самомотивации, умение распознавать чужие эмоциональные реакции и состояния, и, в итоге, гармонично выстраивать отношения с окружающими людьми» [4, с. 7].
Одним из важнейших условий и ресурсов для самопроектирования можно выделить профессионально-важные качества (ПВК) педагога в разных направлениях и отраслях деятельности и в том числе художественно-творческой. Как понятие ПВК было введено отечественным психологом В.Д. Шадриковым. Определяется как «…индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения...» [11, с. 66]. Способности в том числе тоже могут относиться к ПВК. Изучение данного вопроса позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, который разработан А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, Б.М. Тепловым и другими отечественными исследователями. [11, с. 66]. Согласно пониманию определения, в контексте данного исследования можно выделить педагогическую рефлексию как одну из базовых способностей. «Рефлексия»
«мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера…» [5, с. 423]. (Как понимание целей мотивов своей деятельности и способность осознавать свои действия в реализации профессиональных задач).
В концепции развивающего обучения В. В. Давыдов и другие современные исследователи рассматривали рефлексию как важнейший и существенный показатель высокого умственного развития и выделяют как языковую, эмоциональную, интеллектуальную, смысловую, личностную и др. Рефлексия связана с самосознанием, самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией. Ее формирование начинается еще в школьном возрасте и становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития [5, с. 423].
Нужно отметить, что важным элементом проявления способности к рефлексии, является ответственность. Где «…ответственность является причинной категорией, характеризующейся пониманием своих состояний, намерений, мотивов и осознанным моделированием своих действий как исключительно созидательных последствий своих инициаций для себя и ближних…» [1, с. 80]. Данное представление об ответственности может исключать негативный результат воплощения своих намерений, так как он будет согласован с терминальной ценностной иерархией личности.
Также «…ответственность характеризуется способностью к рефлексии своих состояний как причинно-мотивационному фактору проектирования созидательных действий и, конечно, предвидения позитивных последствий в реализации своих устремлений при достижении своих целей» [1, с. 80]. В то же время такое понимание содержания ответственности трудно проявить без способности к эмпатии, эмоциональной отзывчивости. В связи с этим можно полагать, что рефлексия является одной из ведущей способностей в профессионально- творческой деятельности педагога.
Таким образом, в проведенном исследовании по данному вопросу можно установить, что проблемам проектирования и самопроектирования уделяется большое значение, развитие и формирование педагогического проектирования в науке проходило достаточно долгий период. «Самопроектирование» как деятельность педагога определяется самостоятельным процессом, направленным на достижения поставленных задач как в самом обучении, так и на задачи в административно-управленческом процессе. Встречается в разных областях и видах деятельности. Имеет свои принципы, компоненты и реализуется в условиях благоприятной продуктивной творческой деятельности и профессионально- личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов, В.П., Золотарев, А.О. Предприимчивость как ведущее качество личности современного педагога // Вестник ТвГУ «Педагогика и психология». – 2013. – №2. – 339 с.
2. Афанасьев, В.В., Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития (2012, №2) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe- proektirovanie-obrazovatelnogo-protsessa-kak-vid-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-v-vuze (дата обращения: 18.01.2021).
3. Афиногенов, О.С. Педагогическое проектирование и его особенности. [Электронный ресурс]: // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 2. – № 1. – С. 4 – 15. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-proektirovanie-i-ego-osobennosti (дата обращения: 18.01.2021).
4. Бережная, М.С. Креативная интеллектуальная среда в гуманитарном образовании: Основания формирования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства, № 2, 2013. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/berezhnaya_2_2013.pdf (дата обращения: 26.07.2021).
5. Большой психологический словарь // под ред. Б.Г. Мещерекова и В. П. Зинченко. — 3-е изд. — СПб.: 2002. — 632 c.
6. Егорова Е. В. Педагогическое проектирование образовательного контента [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. 3 (192) – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-proektirovanie-obrazovatelnogo-kontenta (дата обращения: 22.01.2021).
7. Золотарев, А.О. Историко-педагогические аспекты самопроектирования профессионально- творческой деятельности педагога /А.О. Золотарев // Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Сборник научных статей по материалам Международной научно- практической конференции «Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Юсовские чтения» 19 ноября 2020 г. / Под общ. ред. Л.Г. Савенковой. – М.: ФГБНУ
«ИХОиК РАО», 2021. – 362 с.
8. Казаков И.С. «Самопроектирование» – анализ понятия [Электронный ресурс]: // Вестник СГУТиКД. 2011. – № 2 (16) – С. 130-133. – URL: http://www.vestnik.sutr.ru/journals_n/1318571091.pdf (дата обращения: 18.01.2021).
9. Савенкова, Л. Г. Полихудожественное в образовании, или «когда все искусства вместе» / Л.Г. Савенкова // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» 19–20 июня 2018 г. / Сост. О. В. Гальчук. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018 г. – 424 с.
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
11. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. — 2- е изд., перераб, и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
12. Щербина, Я.Ю. [Электронный ресурс]: // Международный научный журнал «Символ науки» №3/2016 https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-kulturnye-istochniki-razvitiya-proektirovaniya (дата обращения: 22.01.2021).