Аннотация:
Интерес к теме музыкального развития детей раннего возраста в последнее годы нарастает, становится более актуальным. Поиск возможностей повышения эффективности данного процесса в практике рождает много авторских методик. В статье представлены теоретические и методические положения исследований учёных, педагогов, музыкантов прошлого и современности, которые могут выступить научной базой для построения программы развития детей раннего возраста. Работы педагога-музыканта С. Судзуки, исследования Г.П. Стуловой, Д.К. Кирнарской позволяют обосновать принципы организации музыкальной деятельности детей от 1 до 3 лет. Основное внимание в статье отведено характеристике таких видов музыкальной деятельности как слушание, пение, движения под музыку.
Система дополнительного музыкального образования на современном этапе реализует новые формы приобщения к музыке детей. Появляются группы раннего музыкального развития, в которых осуществляется работа в совершенно новой педагогической ситуации с детьми в возрасте от года до трёх лет. Этот опыт не всегда основывается на научных данных в таких областях знания как детская психология, педагогика детства, музыкальная психология и др. Преимущественно это именно экспериментирование, поиск решений путём проб и, что естественно, ошибок. Движет данным процессом необходимость, которая возникает в системе дополнительного (музыкального) образования. Современный образованный педагог-музыкант понимает, чем раньше начать приобщать ребёнка к музыке, тем успешнее будет этот процесс и его результат.
Потенциальные возможности музыкального развития ребенка могут оказаться непроявленными, если их вовремя не распознать и профессионально правильно не сориентировать ребенка на соответствующий профиль музыкальной подготовки в системе дополнительного образования. В связи с этим во многих учреждениях дополнительного (музыкального) образования детей делаются попытки создания классов, кружков, клубов музыкального развития детей раннего возраста. Детей приобщают к таким видам музыкальной деятельности как: слушание, пение, хореография, музицирование на элементарных и народных музыкальных инструментах, рисование. При этом педагоги работают по собственным авторским методикам и программам, которые пока не имеют должного научного обоснования. В центре внимания – дети, юные музыканты, многие из которых потенциально одаренные, и в будущем могут стать культурным достоянием страны.
Эффективность музыкального развития детей раннего возраста зависит от многих факторов, в том числе от профессионализма педагогических работников, их методологической и методической компетентности, владения диагностическим инструментарием. Прежде всего, мы должны ясно понимать какие особенности ребёнка раннего возраста необходимо учитывать в профессиональной музыкально- педагогической деятельности.
Детская психология определяет ранний возраст в диапазоне от 1 года до трёх лет. Не углубляясь в теоретические материалы, выделим некоторые особенности и рассмотрим их значение в организации музыкальной деятельности детей.
Овладение телом (прямохождение). Первоначально музыкально-ритмическое чувство детей проявляется в том, «что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями» [1, с. 35]. Ребёнок от
1 года до 2-х лет уже может выполнять несложные движения под музыку: покачивания, хлопки, притопы. Движения под музыку по своей сложности преимущественно однотипные, без изменения и усложнений. В возрасте от 2-х до 3-х лет несколько расширяется комплекс движений под музыку и заданий. Важен повтор движения, который способствует его закреплению, музыкальному развитию ребёнка через укрепление связи между музыкой и мышечной памятью. Как пишет Д. Кирнарская, движение и осмысленный жест – это «один из фундаментальных каналов связи музыки и бытия» [3, с. 71].
У ребёнка раннего возраста движение более обусловлено эмоциональным воздействием музыки. «Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях теснейшим образом связаны с радостными переживаниями, а так же с выполнением игровых приёмов воспитания. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более он способствует проявлению активности голосовых и двигательных реакций ребёнка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмический говорок, улыбка, попытка произвести те или иные связанные со звуками музыки действия» [2, с. 3]. К осознанному, ритмически точному и выразительному движению ребёнок придёт значительно позже. Но эту
«психологически зависимую» связь музыки и телесной моторики необходимо развивать. Важным приёмом в развитии детской ритмичности становятся выразительный показ, а так же обращение к игрушкам или предметам:
«Посмотрите, как подружились с музыкой наши кубики (палочки, кукла и др.)». Такой приём позволяет повторять движения под музыку, при этом внимание детей акцентируется на игрушке, которая иллюстрирует музыкальное движение. В перспективе такое взаимодействие направит развитие музыкально-ритмических движений в сторону подготовки к элементарному музицированию. Совместно с выполнением движений дети могут подпевать, по возможности, озвучивая его несложными словами: «топ», «хлоп» и т. п.
Мышление наглядно-действенное. Мышление ребёнка «сплавлено» с действием, он переживает «здесь и сейчас» каждый момент своей жизни, где все наполнено яркими впечатлениями. «Именно притягательная сила вещей, эмоциональная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. Этим объясняется чрезвычайная впечатлительность малышей, их восприимчивость к окружающему, яркость и быстротечность их эмоций» [4, с. 7].
Овладение речью – очень важный процесс, который проходит ряд этапов. Первый год – общение посредством мимики, жестов, вокализации. Второй год – этап «автономной детской речи». Третий год – начинает общаться, осваивая язык. Развитие речи – процесс индивидуальный, психологи считают, что средние данные мало могут отражать каждую конкретную ситуацию.
«Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены» [4, с. 23].
Как отмечает Г.П. Стулова, для того, чтобы ребёнок начал говорить и петь, у него до определённого уровня должны быть развиты слуховые корковые центры и голосообразующие органы. Они тесно связаны между собой. Их созревание осуществляется параллельно и является по своей природе анатомическим и функциональным [5, с. 96]. Но для стимулирования этих функций необходимо развивать способность к восприятию различных звуковых интонаций. «Чтобы начал функционировать голос под контролем слуха необходимо всячески
стимулировать голосовые ответы детей, чтобы спонтанные вокализации перешли в произвольное пение» [5, с. 96] .
Отмечая значительный вклад в исследование вопроса о развитии речевой функции детей раннего возраста отечественных исследователей 60-70 годов (Н.М. Аксариной, Е.А. Аркина, С.М. Кривиной, Н.М. Щелованова), Г.П. Стулова акцентирует внимание на одной очень важной мысли. Исследователи пришли к выводу о том, что, несмотря на спонтанность первых голосовых реакций ребёнка в период гуления, оно своевременно не переходит в лепет и развитие речи резко задерживается, если эти звукоподражания не стимулируются взрослым в период с двух до четырёх месяцев развития ребёнка. Так же исследователями детского голоса выявлено, что период гуления, непроизвольных вокализаций с точки зрения физиологии пения абсолютно верен. Голос точно попадает «в маску» и является вокально и биоакустически точным. Это имеет большое методическое значение для обучения детей пению. Упражнения строятся на подражании плачу маленького ребёнка, звуках до речевой коммуникации.
Г.П. Стулова отмечает, что в ходе исследования акустических условий восприятия детьми звуковысотного компонента, было выявлено, что часто дети испытывают трудности при повторении интонационно того или иного звука, поскольку он демонстрируется вне зоны слухового восприятия ребёнка [5, с.124]. Оптимальным для слухового восприятия ребёнка является звучание лёгкое по тембру, в среднем диапазоне, относительно голоса детей – это, примерно, фа-ля первой октавы, умеренное по динамике, ближе к тихому звучанию. Данные условия восприятия детьми звука совпадают с особенностями развития их голоса. Именно поэтому демонстрация педагогом музыкального материала должна осуществляться в заданной зоне восприятия детским слухом. Важно учитывать и тот факт, что голоса детей данного возраста звучат в крайних регистрах (грудном и фальцетном). Неумение ребёнка воспроизвести звук точно, чаще всего связан с работой гортани в грудном режиме. При просьбе спеть эту же мелодию или звук выше, тонким голосом, наблюдается более точное интонирование.
Ведущая деятельность детей – предметно-манипулятивная. Развитие человека происходит в его деятельности. Для ребёнка раннего возраста такой деятельностью является предметная, которая предполагает действия с игрушками и инструментами. Важно понимать, что «Формирование специальных знаний, конкретных навыков и умений – моторных, сенсорных, речевых – выступают побочным результатом предметной деятельности ребенка. Например, если малыш любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него нормально развивается и восприятие, и речь, и мелкая, и крупная моторика» [4, с. 12]. В предметной деятельности происходит развитие всех сторон личности ребёнка
Социальная ситуация развития – сотрудничество со взрослым. Ребёнку необходимо постоянное присутствие взрослого рядом, который является опорой, даёт чувство безопасности, а главное – выступает образцом человеческих действий с предметами. Как отмечают психологи, в период от года до трёх лет происходит активное усвоение способов действия с предметами.
Освоение игровой деятельности. Игра для ребенка раннего возраста постепенно приобретает самостоятельное значение (играет с машинкой, куклой). В такой игре ребёнок воспроизводит знакомые действия, то есть повторяет, копирует, а не творит. К трём годам в игре появляются игровые замещения (карандаш – это градусник), то есть ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, что свидетельствует о проявлении детского воображения. Музыкальный руководитель для общения с детьми может привлекать какую-нибудь игрушку (зайка, лисичка) или персонаж (Петрушка). В ходе всего занятия дети взаимодействуют с игрушкой, вместе с персонажем с удовольствием выполняют определённые музыкальные действия. Так, например, на занятии с детьми может здороваться педагог или игрушка соответствующей интонацией.
Переходя непосредственно к вопросу музыкального развития детей раннего возраста, отметим, что поиск его путей имел место в разное время, в разных странах и образовательных системах. Широкой известностью пользуется работа японского педагога и скрипача Синити Судзуки «Взращивание с любовью. Классический подход к воспитанию талантов». Автор уникальной методики, описывая собственный опыт, делает актуальные для нас, живущих в XXI веке, педагогические выводы: «Вся проблема в том, что оценка способностей детей производится в том возрасте, когда им уже исполнилось пять-шесть лет. Но ведь критическим возрастом для развития младенца является куда более ранний возраст» [6, с. 28]. Сегодня мы только приближаемся к пониманию и убеждению в том, что музыкальное развитие ребенка следует начинать гораздо раньше, чем это происходит в системе дополнительного (музыкального) образования. Важно не упустить период, в рамках которого ребёнок легче адаптируется к внешней среде – это, по мнению Судзуки, возраст от 2 до 4 лет, то есть ранний. «Я твёрдо уверен, что культурные и музыкальные задатки не идут изнутри, не наследуются, а проявляются только в подходящей обстановке. Весь вопрос лишь в чувствительности восприятия ребенка и в скорости адаптации. Поэтому хорошие задатки при рождении – это всего лишь способность быстрее приспосабливаться к окружающей среде» [6, с. 30]. Синити Судзуки считал, что «Личность любого человека, то есть его способности, образ мышления и чувства, формируется и оттачивается в ходе тренировки и под воздействием окружающей среды» [6, с. 21]. Педагог подчёркивал, что развить музыкальность можно у любого ребёнка, важна окружающая среда, в которой звучит музыка. Эта мысль является ценной и обеспечивает связь с мнением современного исследователя Д. Кирнарской. Многократное прослушивание музыкальных произведений в методике Судзуки развивает интонационный слух детей. А по утверждению Д. Кирнарской, интонационный слух является «… пусковым механизмом любви к музыке», он «чрезвычайно фундаментален и первичен» [3, с. 95]. «С интонационного слуха и с мотивации, на него опирающейся, всё начинается: рождается любовь, интерес, желание заниматься музыкальным искусством, начинается всякий музыкальный рост и развитие» [3, с. 95].
В раннем возрасте музыкальные занятия с детьми должны строиться на принципе повторения материала. Только при этом условии у детей формируются устойчивые представления и навыки. Многократное повторение, прежде всего, прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов, оставляет свой
«след» в чувствах и сознании ребёнка, в определённой мере влияет на его дальнейшее развитие и общение с музыкой. «Знакомая» музыка вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, чувство радости, желание участвовать в её исполнении. Так как дети не могут запомнить много песен, плясок, игр, лучше придерживаться принципа вариативного преподнесения одного и того же музыкального материала. Например, одна и та же песня может быть использована для слушания, игры и пляски. Через некоторое время дети сами начнут выполнять движение под услышанную музыку. Это демонстрирует тот факт, что у детей раннего возраста обогащается опыт соотнесения движения с определённой музыкой, развивается музыкальная память.
Первые музыкальные занятия с малышами желательно проводить не индивидуально, а коллективно, в групповой комнате, где привычная обстановка. Дети ещё не способны самостоятельно участвовать в музыкальной деятельности, а также не обладают навыками коллективной деятельности, потому целесообразно проводить занятия вместе с родителями. Это может быть кто-то из взрослых членов семьи, с которым ребёнку психологически комфортно. В присутствии родного взрослого человека ребёнок будет чувствовать себя более спокойно и непринуждённо, постепенно привыкнет к педагогу, а далее сможет более активно включаться в музыкальную деятельность.
При построения голосовых и двигательных (музыкально-ритмических) упражнений важно опираться на способность к подражанию, которая присутствует у детей раннего возраста. Некоторыми исследователями способность к подражанию считается врождённой. С точки зрения протекания психических процессов, механизм подражания у ребёнка одинаков в любой деятельности. В этой связи стремление к звуковому и музыкально-ритмическому подражанию приобретает особое значение в решении вопросов общего и музыкального развития ребёнка раннего возраста.
Таким образом, можно сделать ряд содержательных выводов. Ранний возраст
– важный, ключевой этап в музыкальном развитии детей. В его основе лежит способность ребёнка к адаптации и подражанию, что закладывается с первых недель жизни и развивается благодаря созданию музыкальной среды и участию взрослого во всех видах деятельности ребёнка. Задача современного педагога- музыканта состоит в том, чтобы, понимая все особенности музыкального развития ребёнка раннего возраста, создать эту среду.
Статья подготовлена в рамках выполнения хоздоговора с ФГБОУ ВО «ТувГУ».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) [текст] / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
2. Зимина, А.Н., Китаева Н.К. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста: Сценарии праздников и развлечений [текст] / А.Н. Зимина, Н.К. Китаева. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
3. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [текст] / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты -XXI век, 2004.
4. Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду [текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
5. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [текст] / Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 1992.
6. Судзуки, С. Взращивание с любовью. Классический подход к воспитанию талантов [Электронный ресурс] – URL: https://zicerino.com/wp-content/uploads/sites/1/2015-06-03- vzrashhennye-s-lyubovyu/41861.pdf (дата обращения: 03.10.2021).