Основная цель нашего исследования заключается в уяснении ориентационного
потенциала в профессиональном становлении художника ДПИ. Понятно, что этот
потенциал связан не только с современностью – он имеет выходы на ретроспективу и
перспективу. Исследуя в данной работе ценностные ориентации современных художников
–выпускников ювелирного отделения ВШНИ, мы будем придерживаться именно такого
методологического подхода: на какие ценности ориентированы современные художники
ТДПИ и в какой мере индивидуальные системы ценностей согласуются или, наоборот,
расходятся с системой ценностей потребителей ювелирных украшений, организаций-
работодателей, творческих деятелей и рынка.
С учетом результатов проведенного анализа и обработки статистических данных по
уровню занятости и востребованности выпускников ВШНИ (на примере
профессиональных художников – ювелиров) за период с 2008 по 2014 года, на основе
статистического моделирования установлены количественные зависимости показателей
оценки адаптированности и успешного становления выпускников средних и высших
учебных заведений ювелирного профиля.
Общеизвестно, что в современных условиях наибольшее влияние на
профессиональное становление художника ДПИ оказывает спрос на способность
разрабатывать востребованную рынком конечную продукцию -ювелирные изделия.
Изучение востребованности конкурентоспособных проектов является одним из
важнейших направлений анализа становления художника ДПИ. Он универсален
одновременно и на макроуровне, и на микроуровне. На макроуровне он помогает
анализировать конкурентоспособность отдельных отраслей народного хозяйства и
востребованность выпускников профессиональных учебных заведений в области
подготовки специалистов в области ДПИ и оценить влияние мер государственного
регулирования учебных заведений и эффективность действующих учебных программ и
планов.
На микроуровне (уровне отдельных учебных заведений) анализ востребованности
выпускников осуществляется на всех этапах профессионального обучения: постановки
цели, планирования будущих результатов, организации учебной деятельности и др. Он
присутствует во всех видах временного анализа деятельности - предварительном,
оперативном и последующем.
При исследовании особенностей профессионального становления художника
ТДПИ очень важными оказываются значимость художественной продукции для
потребителя; степень универсальности ювелирного изделия, степень насыщения
потребностей, фактор времени, наличие товаров-заменителей и т.д.
Процедуры этапов формирования вариантов и выбора оптимального использования
профессиональных качеств выпускников учебных заведений в области ювелирного
искусства и соответственно возможности его становления проводятся на основе
применения методов оптимизации, при которых сразу же отбрасываются варианты
решения, недопустимые в силу объективных причин по уровню мастерства, творческой
активности, креативности предлагаемых проектов и другим характеристикам этих
вариантов. Из оставшихся вариантов целесообразно отбросить те, для которых в этом же
наборе вариантов имеются заведомо лучшие по всем показателям (эффективные), а затем
определить единственный оптимальный вариант использования.
Таким образом, основой данного выбора являются характеристика выпускника
учебного заведения в области профессиональной подготовки художников ДПИ,
включающая системный подход к оценке уровня наличия у специалиста художественно -
эстетических ценностей, рыночных ценностей, организационных ценностей, ценностей
творческой личности, предпринимательских ценностей.
Основная цель нашего исследования заключалась в уяснении ориентационного
становления художника ДПИ. Понятно, что этот потенциал связан не только с
современностью – он имеет выходы на ретроспективу и перспективу. Исследуя в данной
работе ценностные ориентации современных потребителей ювелирных украшений, мы
будем придерживаться именно такого методологического подхода: на какие ценности
ориентированы потребители и в какой мере индивидуальные системы ценностей
согласуются или, наоборот, расходятся с системой ценностей ювелирных организаций,
творческих деятелей и рынка.
Однако в социологических исследованиях отмечаются не столько изменения в
системе ценностных ориентаций отдельных индивидов и организаций, сколько
деформация самой системы «ювелирная культура» под прессом инноваций и общей
глобализации международного ювелирного рынка. Акцент на информационной
составляющей как основе инновационного процесса ведет к забвению другой стороны
социального творчества - ценностно-ориентационной, возбуждающей социальную
энергию и активность человека.
Анализ различных ценностных систем приведен ниже.
Система художественно - эстетических ценностей
Ценности произведений культуры всегда связаны с определенной эпохой, типом
культуры и общества и не являются, только выражением установок индивидов на
определенные предметы. Вместе с тем о ценностях «нельзя говорить, что они существуют
или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости. Ценности не
представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их
состоит в их значимости, а не в их фактичности .
Общий вопрос, поставленный перед работниками музеев, членов жюри
международных ювелирных выставок и преподавателей художественных учреждений в
области профессионального образования в ювелирном искусстве, таков: какие свойства
украшения делают его произведением декоративно-прикладного искусства? Ответ на этот
вопрос дает отчасти анализ некоторых неотъемлемых характеристик ювелирных объектов,
который позволяет сделать вывод о системе оценки их художественно-эстетических
ценностей.
Проведенные опросы выявили, что большинство художественно-эстетических
ценностей носят изначально гибкий характер, хотя степень этой гибкости различна для
разных типов обществ и соответствует перспективам формирования ювелирной культуры
внутри обществ. Но общим моментом является то, что в удачно разработанном проекте
ювелирного украшения должны соединяться как художественные, выстроенные по
правилам эмоционально-эстетического формообразования идеи, так и креативный подход
к его созданию. Анализ высказываний о художественных достоинствах ювелирных
украшений позволил дать определение ювелирному изделию как произведению
декоративно - прикладного искусства, как «объекту, изготовленному из драгоценных
материалов, где расположение и связь конструктивных частей отвечают назначению и
художественному замыслу, а также отражают эмоционально-чувственные ожидания
современного потребителя». К ожиданиям потребителя в этом случае следует относить
соответствие совокупности социальных, функциональных, экономических,
эргономических и эстетических норм.
Некоторые из наиболее общих объяснений приписывают эксклюзивному, т.е.
высокохудожественному, ювелирному украшению соединение двух направлений
творческих поисков – от функции к форме и от формы к функции, которые отвечают за
соразмерность и согласованность элементов композиционной структуры украшения.
Аргумент в пользу того, что при оценке художественных достоинств объект должен
анализироваться с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической
целесообразности формы, состоит в том, что украшение в соответствии со своим
основным предназначением должно обладать рядом качеств: целесообразностью,
эргономичностью, т.е. физиологическим и психологическим удобством, оригинальностью,
индивидуальным художественным стилем и красотой. С красотой в ювелирном дизайне
связываются особенности восприятия художественного образа той или иной коллекции.
Красота раскрывается через индивидуальные черты авторского стиля и конкретную
творческую позицию автора, а также через гармоничность, которая реализуется при
соблюдении таких требований, как целостность художественного объекта, соразмерность,
уравновешенность и выразительность формы.
При анализе возможности создания выразительной формы выделяются следующие
требования к проектированию художественных объектов:
• точное воплощение принципа взаимного расположения частей,
обеспечивающего задуманный эффект;
• геометрическое соотношение элементов, обеспечивающее комфорт
использования;
• достаточная прочность компонентов конструкции;
• обеспечение необходимых внешних связей ансамбля;
• экономичность изготовления;
• соответствие принятым критериям стиля и моды;
• художественная образность.
Система рыночных ценностей
Традиционно при определении ценности ювелирного украшения за основу
принимается рыночная стоимость, которая при изменении рыночных условий в каждом
конкретном случае корректируется с использованием системы скидок или надбавок.
Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, которую можно получить от продажи
ювелирного изделия на конкретном и открытом рынке при соблюдении условий
«равновесия», когда продавец и покупатель действуют компетентно, расчетливо и без
принуждения.
В основе определения рыночной стоимости ювелирного украшения лежит
сравнительный подход, который предполагает использование методов, позволяющих
произвести сравнение оцениваемого ювелирного изделия
с аналогичными изделиями, в отношении которых имеется информация о ценах
сделок с ними, и на основе этого сравнения установить стоимость оцениваемого
ювелирного изделия.
Алгоритм сравнительного подхода включает в себя два шага:
• сбор всех заслуживающих внимания данных относительно оцениваемого
объекта и сопоставимых с ним объектов;
• диагностика драгоценных металлов, ювелирных камней и трудозатрат по
параметрам сравнения с учетом необходимых поправок на качественные различия.
Система организационных ценностей
Ценностные возможности ювелирных организаций определяются как ценностные
позиции, которые она способна приобретать или удерживать. Если организация
располагает обширными ресурсами и проявляет способность к превращению их в более
удовлетворяющие сотрудников условия жизни и сотрудники обладают разнообразными и
разумно-эффективными способностями к участию в прибылях, то воспринимающие
ценностные возможности организации будут высокими. Общими детерминантами
ценностных возможностей ювелирных организаций являются паттерны ценностных
резервов. Примерами перспективности ценностных резервов являются миссия, цель и
наличие организационной культуры, которая характеризуется принятой в данной
организации совокупностью поведенческих норм, соблюдаемых всеми сотрудниками.
Характер распределения и использования ценностей организационной культуры
влияет на ценностные ориентации сотрудников, причем влияет весьма по-разному. Так,
если организационная ювелирная культура нового типа представляет собой культуру, в
рамках которой внедряются и развиваются социально-партнерские отношения, то
приоритет в этих отношениях отдается ценностям творческой активности, инициативы,
социальной ответственности, высокой результативности.
Основной задачей социального анализа системы организационных ценностей
является выявление таких форм групповой деятельности, которые детерминируют
процессы изменения личностных свойств у членов группы и придают им определенные
социально-ценностные характеристики.
Проведенное исследование включало в себя изучение общественно полезной
деятельности индивидов, их коллективообразующий и личностный потенциалы, анализ
совместной деятельности в качестве средства оптимизации процессов формирования
индивидов как творческих личностей, а также выявление роли совместной деятельности в
повышении конкурентоспособности организации и ее развитии.
Социологическое исследование ювелирного рынка позволило выявить, что
конкурентные преимущества ювелирной организации связаны с такими аспектами ее
деятельности, как материальная выгода персонала; наличие положительного опыта
работы, позволившего сформировать группу постоянных сотрудников и снизить риск для
организации; расширение ассортимента и номенклатуры изделий.
Конкурентоспособность организации, ее творческий и деловой потенциал могут снизиться
вследствие недоиспользования внутренних, человеческих ресурсов, а также в силу
действия других факторов, спровоцированных указанным процессом. Сегодня
императивом социального управления в организации становится гибкость, основанная на
возможности раскрепостить творческую активность членов организации. Организация
может утратить стабильность, способность быстро реагировать на изменяющиеся микро-
и макросоциальные условия из-за инертности, пассивности руководителей и сотрудников,
ответственных за ее стратегическое развитие.
Система ценностей творческой личности
В процессе исследования причин и особенностей формирования
и функционирования творческой личности выявлены следующие закономерности:
1. Творческая позиция - культурно-историческое явление. Она предполагает
наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается
оригинальный продукт, уникальное произведение человеческой деятельности.
2. Профессиональная компетентность художника - ювелира определяется его
специфическим мировоззрением, нацеленным на художественное проектирование и
изготовление современных украшений с учетом всего комплекса эстетических и
технологических требований. Чем сильнее развиты композиционное мышление,
способность творчески использовать весь арсенал имеющихся материалов для создания
конкурентоспособного и оригинального ювелирного изделия, умение органично
вживаться в поставленные проектные ситуации и вести целенаправленный поиск
нестандартных решений с использованием целостного сочетания наиболее эффектных в
данном случае как традиционных, так и новаторских средств и технологий, тем выше
востребованность профессионала на рынке труда.
Итак, проведенные исследования выявили, что ценностные ориентации в системе
становления современных художников ДПИ имеют довольно сложный характер и
объективную природу в силу изменений, происходящих в предметно-практической
деятельности человека по преобразованию окружающего мира. Свою завершенность
ценности получают в объективном процессе востребованности ювелирных изделий, в
котором последние реализуют свои функции как продукты общественного производства.
Таковы основные положения данной концепции. Многие ученые рассматривают
ценностные ориентации как связующее звено между мотивом (побудительной силой) и
целью (ориентиром) деятельности. Они жестко связывают ценностные ориентации
личности или же социальной группы с их мотивационной структурой.
Таким образом, для современного художника ДПИ в целом характерно осознание
важности развития художественной составляющей, но в то же время наблюдается
снижение ее значимости, обусловленное процессом развития общества в конкретной
социально-исторической ситуации. Отмечается появление новых направлений
художественной деятельности. По данным экспертного опроса, 47,8% респондентов
считают, что интерес к традиционной художественной ювелирной культуре не выше, чем
к другим видам искусства; 21,1% — он заметно уступает; 13,2% уверены, что он
преобладает над интересом к другим видам декоративно-прикладного искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение, 1986.
2. Латфуллина Г.З., Громова О.Н. Организационное поведение: учебник для вузов. СПБ.: Питер, 2008.
С.306.
3. Марамотти Л. Креативность как связующее звен//Fashion-бизнес: теория, практика, феномен/под. ред. Н.
Уайт. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. С. 125.
4.Матлинз А.Л., Бонанно А.К. Ювелирные изделия и драгоценные камни: справочник покупателя. М.: Дело
и Сервис, 2001;
5. Миллер Дж. Ювелирные украшения: справочник коллекционера. М.: Астрель, 2004
7.Моль А. Социодинамика культуры.М.: ЛКИ, 2008. С.7.
8. Школяр Л.В. Проблемы и перспективы современного преподавания искусства // Гуманитарное
пространство. Международный альманах. Том 2. № 4. 2013. С. 601-606.
9. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.Просвещение, 1969.