ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ДПИ

ДРОНОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Кандидат  педагогических  наук,  член  Союза  художников  России,  заведующий  кафедрой «Ювелирное
искусство» ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств», г. Санкт-Петербург

Аннотация: 
Выявлено, что ценностные ориентации в системе становления современных художников ДПИ имеют довольно сложный характер и объективную природу в силу изменений. Свою завершенность ценности получают в объективном процессе потребления (использования) ювелирных изделий, в котором последние реализуют свои функции как продукты общественного производства. Таким образом, для современного художника ДПИ в целом характерно осознание важности развития художественной составляющей, но в то же время наблюдается снижение ее значимости, обусловленное процессом развития общества в конкретной социально-исторической ситуации.

Основная  цель  нашего  исследования  заключается  в  уяснении  ориентационного
потенциала  в  профессиональном  становлении  художника  ДПИ.  Понятно,  что  этот
потенциал  связан  не  только  с  современностью –  он   имеет  выходы  на  ретроспективу  и
перспективу. Исследуя в данной работе ценностные ориентации современных художников
–выпускников ювелирного  отделения ВШНИ, мы  будем  придерживаться  именно  такого
методологического подхода: на какие ценности ориентированы  современные художники
ТДПИ  и  в  какой  мере  индивидуальные  системы  ценностей  согласуются  или,  наоборот,
расходятся  с  системой  ценностей  потребителей  ювелирных  украшений,   организаций-
работодателей, творческих деятелей и рынка. 
С учетом результатов проведенного анализа и обработки статистических данных по 
уровню  занятости  и  востребованности  выпускников  ВШНИ (на  примере
профессиональных  художников –  ювелиров)  за  период  с 2008  по 2014  года,  на  основе
статистического  моделирования  установлены  количественные  зависимости  показателей
оценки  адаптированности  и  успешного  становления  выпускников  средних  и  высших
учебных заведений ювелирного профиля.  
Общеизвестно,  что  в  современных  условиях  наибольшее  влияние  на 
профессиональное  становление  художника  ДПИ  оказывает  спрос  на  способность
разрабатывать  востребованную  рынком конечную продукцию -ювелирные изделия.

Изучение  востребованности  конкурентоспособных  проектов  является  одним  из
важнейших  направлений  анализа  становления   художника  ДПИ.  Он  универсален
одновременно  и  на  макроуровне,  и  на  микроуровне.  На  макроуровне  он  помогает
анализировать  конкурентоспособность  отдельных  отраслей  народного  хозяйства  и
востребованность  выпускников  профессиональных  учебных  заведений  в  области
подготовки  специалистов  в  области  ДПИ  и  оценить  влияние  мер  государственного
регулирования  учебных заведений и  эффективность действующих учебных программ и
планов. 
На микроуровне (уровне  отдельных  учебных  заведений)  анализ  востребованности
выпускников  осуществляется   на  всех  этапах  профессионального  обучения:  постановки
цели,  планирования  будущих  результатов,  организации   учебной  деятельности  и  др. Он
присутствует  во  всех  видах  временного  анализа  деятельности -  предварительном,
оперативном и последующем. 
При  исследовании  особенностей   профессионального  становления  художника
ТДПИ  очень  важными  оказываются  значимость  художественной  продукции  для
потребителя;  степень  универсальности  ювелирного  изделия,  степень  насыщения
потребностей, фактор времени, наличие товаров-заменителей и т.д. 
Процедуры этапов формирования вариантов и выбора оптимального использования
профессиональных  качеств  выпускников  учебных  заведений  в  области  ювелирного
искусства  и  соответственно  возможности  его  становления  проводятся  на  основе
применения  методов  оптимизации,  при  которых  сразу  же  отбрасываются   варианты
решения,  недопустимые  в  силу  объективных  причин  по  уровню мастерства,  творческой
активности,  креативности  предлагаемых  проектов  и  другим  характеристикам   этих
вариантов. Из оставшихся вариантов целесообразно отбросить те, для которых в этом же
наборе вариантов имеются заведомо лучшие  по всем показателям (эффективные), а затем
определить единственный оптимальный вариант использования. 
Таким  образом,  основой  данного  выбора  являются  характеристика   выпускника 
учебного  заведения  в  области  профессиональной  подготовки  художников  ДПИ,
включающая системный подход  к оценке уровня наличия у специалиста  художественно -
эстетических ценностей, рыночных ценностей,  организационных  ценностей, ценностей
творческой личности, предпринимательских ценностей.
Основная  цель  нашего  исследования  заключалась  в  уяснении  ориентационного
становления  художника  ДПИ.  Понятно,  что  этот  потенциал  связан  не  только  с
современностью – он  имеет выходы на ретроспективу и перспективу. Исследуя в данной
работе  ценностные  ориентации  современных  потребителей  ювелирных  украшений,  мы

будем  придерживаться  именно  такого  методологического  подхода:  на  какие  ценности
ориентированы  потребители  и  в  какой  мере  индивидуальные  системы  ценностей
согласуются  или,  наоборот,  расходятся  с  системой  ценностей  ювелирных  организаций,
творческих деятелей и рынка. 
Однако  в  социологических  исследованиях  отмечаются  не  столько  изменения  в
системе  ценностных  ориентаций  отдельных  индивидов  и  организаций,  сколько
деформация  самой  системы «ювелирная  культура»  под  прессом  инноваций  и  общей
глобализации  международного  ювелирного  рынка.  Акцент  на  информационной
составляющей  как  основе  инновационного  процесса  ведет  к  забвению  другой  стороны
социального  творчества -  ценностно-ориентационной,  возбуждающей  социальную
энергию и активность человека. 
Анализ различных  ценностных систем приведен ниже.
Система  художественно - эстетических ценностей
 Ценности  произведений  культуры  всегда  связаны  с  определенной  эпохой,  типом
культуры  и  общества  и   не  являются,  только  выражением  установок  индивидов  на
определенные предметы. Вместе с тем о ценностях «нельзя говорить, что они существуют
или  не  существуют,  но  только  что  они  значат  или  не  имеют  значимости. Ценности  не
представляют  собой  действительности,  ни  физической,  ни  психической.  Сущность  их
состоит в их значимости, а не в их фактичности . 
Общий  вопрос,  поставленный  перед  работниками  музеев,  членов  жюри
международных ювелирных  выставок  и  преподавателей  художественных  учреждений  в
области  профессионального  образования  в ювелирном  искусстве,  таков:  какие  свойства
украшения делают его произведением декоративно-прикладного искусства? Ответ на этот
вопрос дает отчасти анализ некоторых неотъемлемых характеристик ювелирных объектов,
который  позволяет  сделать  вывод  о  системе  оценки  их  художественно-эстетических
ценностей. 
Проведенные  опросы  выявили,  что  большинство  художественно-эстетических
ценностей  носят  изначально  гибкий  характер,  хотя  степень  этой  гибкости  различна  для
разных типов обществ и соответствует перспективам формирования ювелирной культуры
внутри обществ. Но общим моментом является то, что в  удачно разработанном проекте
ювелирного  украшения   должны  соединяться    как   художественные,  выстроенные  по
правилам эмоционально-эстетического формообразования идеи, так и креативный подход
к  его  созданию.  Анализ  высказываний  о  художественных  достоинствах  ювелирных
украшений  позволил  дать  определение  ювелирному  изделию  как  произведению
декоративно -  прикладного  искусства,  как «объекту,  изготовленному  из  драгоценных

материалов,  где  расположение  и  связь  конструктивных  частей  отвечают  назначению  и
художественному  замыслу,  а  также  отражают  эмоционально-чувственные  ожидания
современного  потребителя».  К  ожиданиям  потребителя  в  этом  случае  следует  относить
соответствие   совокупности  социальных,  функциональных,  экономических,
эргономических и эстетических норм. 
Некоторые  из  наиболее  общих  объяснений  приписывают  эксклюзивному,  т.е.
высокохудожественному,  ювелирному  украшению    соединение   двух  направлений
творческих поисков – от функции к форме и от формы к функции, которые отвечают  за
соразмерность  и  согласованность  элементов  композиционной  структуры  украшения.
Аргумент  в  пользу  того,  что  при  оценке  художественных  достоинств  объект  должен
анализироваться  с  позиций  выразительности,  логической  завершенности  и  эстетической
целесообразности  формы,  состоит  в  том,  что  украшение  в  соответствии  со  своим
основным  предназначением  должно  обладать  рядом  качеств:  целесообразностью,
эргономичностью, т.е. физиологическим и психологическим удобством, оригинальностью,
индивидуальным  художественным стилем  и красотой. С красотой в ювелирном дизайне 
связываются особенности восприятия художественного  образа той или иной коллекции.
Красота  раскрывается  через  индивидуальные  черты  авторского  стиля  и  конкретную
творческую  позицию   автора,  а  также  через   гармоничность,  которая  реализуется  при
соблюдении таких требований, как целостность художественного объекта, соразмерность, 
уравновешенность  и выразительность формы. 
При анализе возможности создания выразительной формы выделяются следующие 
требования к проектированию художественных объектов:
•  точное  воплощение  принципа  взаимного  расположения  частей,
обеспечивающего задуманный эффект;
•  геометрическое  соотношение  элементов,  обеспечивающее  комфорт
использования;
•  достаточная прочность компонентов конструкции;
•  обеспечение необходимых внешних связей ансамбля;
•  экономичность изготовления;
•  соответствие принятым критериям стиля и моды;
•  художественная образность. 
Система рыночных ценностей  
Традиционно  при  определении  ценности  ювелирного  украшения  за  основу
принимается  рыночная  стоимость,  которая  при  изменении  рыночных  условий  в  каждом
конкретном  случае  корректируется  с  использованием  системы  скидок   или  надбавок.

Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, которую можно получить от продажи
ювелирного  изделия  на  конкретном  и  открытом  рынке  при  соблюдении  условий
«равновесия»,  когда  продавец  и  покупатель  действуют  компетентно,  расчетливо  и  без
принуждения. 
В  основе  определения  рыночной  стоимости  ювелирного  украшения  лежит
сравнительный  подход,  который  предполагает  использование  методов,  позволяющих
произвести сравнение оцениваемого ювелирного изделия 
с  аналогичными  изделиями,  в  отношении  которых  имеется  информация   о  ценах
сделок  с  ними,  и  на  основе  этого  сравнения  установить  стоимость  оцениваемого
ювелирного изделия.
Алгоритм сравнительного подхода включает в себя два шага:
•  сбор  всех  заслуживающих  внимания  данных  относительно  оцениваемого
объекта и   сопоставимых с ним объектов;
•  диагностика  драгоценных  металлов,  ювелирных  камней  и  трудозатрат  по
параметрам сравнения с учетом  необходимых поправок на качественные различия. 
Система организационных  ценностей
Ценностные  возможности ювелирных  организаций  определяются  как  ценностные
позиции,  которые  она  способна  приобретать  или  удерживать.  Если  организация
располагает  обширными  ресурсами и проявляет  способность  к превращению их  в  более
удовлетворяющие сотрудников условия жизни и  сотрудники обладают разнообразными и
разумно-эффективными  способностями  к  участию  в  прибылях,  то  воспринимающие
ценностные  возможности  организации  будут  высокими.  Общими  детерминантами
ценностных  возможностей  ювелирных  организаций  являются  паттерны  ценностных
резервов.  Примерами  перспективности  ценностных  резервов   являются  миссия,  цель  и
наличие  организационной  культуры,  которая  характеризуется  принятой  в  данной
организации совокупностью  поведенческих норм, соблюдаемых всеми сотрудниками.
Характер  распределения  и  использования  ценностей  организационной  культуры
влияет на ценностные ориентации  сотрудников, причем влияет  весьма по-разному. Так,
если  организационная ювелирная  культура  нового  типа  представляет  собой  культуру,  в
рамках  которой  внедряются  и  развиваются  социально-партнерские  отношения,  то
приоритет  в  этих  отношениях  отдается  ценностям  творческой  активности,  инициативы,
социальной ответственности, высокой результативности.  
Основной  задачей  социального  анализа  системы  организационных  ценностей
является  выявление  таких  форм  групповой  деятельности,  которые  детерминируют

процессы изменения личностных свойств у  членов группы  и придают им определенные
социально-ценностные характеристики.
Проведенное  исследование  включало   в  себя  изучение  общественно  полезной
деятельности  индивидов,  их  коллективообразующий  и  личностный  потенциалы,  анализ
совместной  деятельности  в  качестве  средства  оптимизации  процессов  формирования
индивидов как творческих личностей, а также выявление роли совместной деятельности в
повышении  конкурентоспособности  организации и  ее развитии. 
Социологическое  исследование  ювелирного  рынка  позволило  выявить,  что
конкурентные  преимущества  ювелирной  организации  связаны  с  такими  аспектами  ее
деятельности,  как  материальная  выгода  персонала;  наличие  положительного  опыта
работы, позволившего сформировать группу постоянных сотрудников и снизить риск для
организации;  расширение  ассортимента  и  номенклатуры  изделий. 
Конкурентоспособность организации, ее творческий и деловой потенциал могут снизиться
вследствие  недоиспользования  внутренних,  человеческих  ресурсов,  а  также  в  силу
действия  других  факторов,  спровоцированных  указанным  процессом.  Сегодня
императивом социального управления в организации становится гибкость, основанная на
возможности  раскрепостить  творческую  активность  членов  организации.   Организация
может утратить стабильность, способность быстро реагировать на изменяющиеся микро- 
и макросоциальные условия из-за инертности, пассивности руководителей и сотрудников,
ответственных за ее стратегическое развитие.
Система ценностей творческой личности 
В процессе исследования причин и особенностей формирования 
и функционирования творческой  личности  выявлены  следующие закономерности:
1.  Творческая  позиция -  культурно-историческое  явление.  Она  предполагает
наличие  способностей,  мотивов,  знаний  и  умений,  благодаря  которым  создается
оригинальный продукт, уникальное произведение человеческой деятельности. 
2.  Профессиональная  компетентность  художника -  ювелира  определяется  его
специфическим  мировоззрением,  нацеленным  на  художественное  проектирование  и
изготовление  современных  украшений  с  учетом  всего  комплекса  эстетических  и
технологических  требований.  Чем  сильнее  развиты   композиционное  мышление,
способность  творчески  использовать  весь  арсенал  имеющихся  материалов  для  создания
конкурентоспособного  и  оригинального  ювелирного  изделия,  умение  органично
вживаться  в  поставленные  проектные  ситуации  и  вести  целенаправленный  поиск
нестандартных  решений  с  использованием  целостного  сочетания  наиболее  эффектных  в

данном  случае  как  традиционных,  так  и  новаторских  средств  и  технологий,   тем   выше 
востребованность  профессионала на рынке труда.
Итак,  проведенные  исследования  выявили,  что  ценностные  ориентации  в  системе 
становления  современных  художников  ДПИ   имеют  довольно  сложный  характер  и
объективную  природу  в  силу  изменений,  происходящих  в  предметно-практической
деятельности  человека  по  преобразованию  окружающего  мира.  Свою  завершенность
ценности  получают  в  объективном  процессе  востребованности  ювелирных  изделий,  в
котором последние реализуют свои функции как продукты общественного производства.
Таковы  основные  положения  данной  концепции.  Многие  ученые  рассматривают
ценностные  ориентации  как  связующее  звено  между  мотивом (побудительной  силой)  и
целью (ориентиром)  деятельности.  Они  жестко  связывают  ценностные  ориентации
личности или же социальной группы с их мотивационной структурой. 
Таким образом, для  современного художника ДПИ в целом характерно осознание
важности  развития  художественной  составляющей,  но  в  то  же  время  наблюдается
снижение  ее  значимости,  обусловленное   процессом  развития  общества  в  конкретной
социально-исторической  ситуации.  Отмечается  появление  новых  направлений
художественной  деятельности.  По  данным  экспертного  опроса, 47,8%  респондентов
считают, что интерес к традиционной  художественной ювелирной культуре не выше, чем
к  другим  видам  искусства; 21,1% —  он  заметно  уступает; 13,2%  уверены,  что  он
преобладает над интересом  к другим видам декоративно-прикладного искусства.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение, 1986.
2.  Латфуллина  Г.З.,   Громова  О.Н.  Организационное  поведение:  учебник  для  вузов.  СПБ.:  Питер, 2008.
С.306.
3. Марамотти Л. Креативность как связующее звен//Fashion-бизнес: теория, практика, феномен/под. ред. Н.
Уайт. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. С. 125.
4.Матлинз А.Л., Бонанно А.К. Ювелирные изделия и драгоценные камни: справочник покупателя.  М.: Дело
и Сервис, 2001; 
5. Миллер Дж. Ювелирные украшения: справочник  коллекционера.  М.: Астрель,  2004
7.Моль А. Социодинамика  культуры.М.: ЛКИ, 2008. С.7. 
8.  Школяр  Л.В.  Проблемы  и  перспективы  современного  преподавания  искусства //  Гуманитарное
пространство. Международный альманах. Том 2. № 4. 2013. С. 601-606.
9. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.Просвещение, 1969.