ТИПОГРАФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ

Гурская Наталья Федоровна (1), Львова Инна Алексеевна (2)

(1) доцент кафедры графического дизайна Московского государственного областного университета, член творческого союза дизайнеров, г. Москва, член ассоциации художников, г. Мытищи

(2) доцент, кандидат педагогических наук, и.о. зав. кафедрой народных художественных ремёсел, доцент кафедры средового дизайна Московского государственного областного университета, член Союза дизайнеров России

Аннотация: 
Типографика является разделом графического дизайна. Типографические образы используются в пространстве как информационные и декоративные элементы. В статье авторы рассматривают достаточно широкие возможности графических средств декора в интерьере и экстерьере. Авторы также знакомят с кратким историческим и фактологическим обзором развития типографики как средства оформления пространственной среды, раскрывают некоторые позиции, выявленные в результате проводимого исследования путем сравнения и сопоставления исторических форм графического оформления стен и элементов декора и современных средств. Выделяют типичные и нетипичные формы, которые пришли в средовой дизайн из графического дизайна. Приведены примеры студенческих работ использования типографических образов в среде.

В современных условиях жизни человек повсюду окружён информацией, значительная и даже подавляющая часть которой - визуальная. Это реклама, вывески, афиши, анонсы; неподвижные и подвижные картинки, бегущая строка и мигающие разными цветами тексты - информация входит в нашу жизнь настойчиво, не спрашивая разрешения.  И мы не можем повлиять на такое развитие событий. Единственное, что мы можем сделать – это попытаться улучшить качество этой зрительной информации, путём подготовки будущих дизайнеров – специалистов в этой области  дизайна, обладающих знаниями, хорошим вкусом, компетенциями и мастерством. Основная нагрузка в решении данной проблемы ложится, конечно, на специалистов различных направлений графического дизайна. Однако и для дизайнеров, занимающихся решением предметно-пространственной среды, немаловажным фактором профессионального интереса являются постижения графического языка, т.к. средства визуальных коммуникаций способны активно влиять на образ и композицию средового окружения, изменить (улучшить или «убить») восприятие пространства [6].

Активной частью графического языка является типографика. Это искусство работы с текстом – умение донести до зрителя смысл через художественно-выразительные средства, которые существуют в виде рисованных, печатных, экранных и объемных шрифтов, используемых в различных формах. Это сфера дизайна, где изначальные формы использовались практически испокон веков в первозданном виде – для переноса информации, как, например, петроглифические знаки Древнего Египта.  «Современная типографика – понятие довольно многоаспектное: она существует как составляющая графического, полиграфического, рекламного, коммуникационного дизайна; может рассматриваться как самодостаточная область знания; во многом сопряжена с искусством каллиграфии, шрифта и леттеринга» [3].

История типографики начинается с древних времен, от её первых прообразов. Упоминания о тиражировании оттисков из дерева и металла мы можем найти на Востоке в VIII веке, в Древнем Китае. Крупные мастерские формо-оттисков из дерева были известны и в древней Руси, их использовали для росписи тканей. Деревянные и металлические печати изготавливали для мастеров, купцов и знати, которые  использовали их для персонализации. В XV в. в Германии, была открыта первая печатная мастерская – немецким ювелиром Иоганном Гутенбергом. И уже к концу 1500 года типографии появились в более 300-х городах Европы, в том числе и при дворе Ивана Грозного – была открыта кузнецом Иваном Федоровым. Изобретение оборудования дало возможность механизировать процесс печати большего количества листов – создавать книги и тиражировать их.

При разборе слова типографика - видно, что оно имеет два корня, где слово «типос» в переводе с греческого языка означает «отпечаток», а «grapho» - черчу, рисую. Именно наборный шрифт дал толчок появлению названий: типография – мастерская печати и типографика – искусство оформления текста. При конструировании и нанесении текстовых форм для всех современных машин в основу всех операций были заложены принципы типографики. Научно-технический прогресс продолжает изменять печатные машины и сегодня. Благодаря инновации на предприятиях создают продукцию, связанную с различными производствами, где можно применить печать, оформление и декор - это: текстильная и мебельная промышленность, кинопроизводство, виртуальная реальность и т.п. 

Однако с изобретением массовой печати роль ручной техники в создании текстов и знаков ничуть не утратила своего значения. Независимая современная отрасль дизайна – каллиграфия, основанная на самых древних приемах письма, которые со временем не теряют своей индивидуальности и оригинальности, используется типографикой как база для создания идеографических, декоративных и информативных методов подачи в рекламе. Создание знаков от руки - это отдельная сфера искусства, каллиграфические рисунки и надписи остаются эксклюзивными, поэтому применяются для индивидуализации в работе с заданной направленностью.

В 20х годах прошлого 20-го века в Германии была организована первая в мире школа для подготовки специалистов в области промышленного дизайна – Баухаус. Помимо основных ремесленных помещений, в ней появилась мастерская шрифтового проектирования. Гер­берт Бай­ер создаёт шрифт из при­ми­тив­ных гео­мет­ри­че­ских форм, по­стро­ен­ных по мо­дуль­ной сет­ке, и становится первым в мире преподавателем типографики. В 1925 го­ду Байер раз­ра­батывает «уни­вер­саль­ный» ал­фа­ви­т - Universalschrift. При профессоре Юстусе Шмидте мастерская совершенствуется, основы гео­мет­ри­че­ских форм - квад­рат, тре­уголь­ник и круг - стали иконой в ар­хи­тек­ту­ре и про­мыш­лен­но­сти, гра­фи­че­ском ди­зай­не и в разработках первых гарнитур. Первые графические алфавиты Joschmi и Xants становятся прорывом в функционализме шрифтового дизайна, но закрытие школы прекращает работу над другими проектами. Все шриф­ты Ба­у­ха­у­са не стали наборными, то есть их не отлили в металле и не применили в печати, все зна­ки ри­со­ва­лись вруч­ную, при пе­ча­ти боль­ших тек­стовых блоков, использовались близ­кие в начертании гро­те­ски. Новые формы гарнитур создавались различными техниками каллиграфии – то есть методом ручной графики, основой для их формирования служили шрифтовые поиски в оформлении афиш, вывесок и всевозможных объявлений, где буквы писались уже по форме изображения и были не всегда ровными и строго расположенными относительно друг друга.

Организованная в 1920 году школа ВХУТЕМАС положила начало осуществлению идей Баухауса в РСФСР. В организованных мастерских создавались не только предметы и шрифты, но и осуществлялось оформление пространства, чего в раннем Баухаусе не существовало. Появление архитектурных специализаций явилось началом в создании направления оформления интерьера. В первые годы индустриализации стояла задача постройки нового вида жилья и административных зданий, что и было главной целью в проектах конструктивистов: братьев Л.А., В.А. и А.А. Весниных, К.С. Мельникова, М.Я. Гинзбурга, И.И. Леонидова и других основоположников современного дизайна, градостроительства и интерьера. Именно конструктивизм стал основой и для советского шрифтового дизайна, который развивался на полиграфическом факультете. Все шрифты должны были быть простыми и читабельными, чтобы возможно было сразу донести информацию. Именно простыми формами руководствовались художники-дизайнеры в оформлении пространства для молодой Советской республики. Достаточно вспомнить плакаты В. Маяковского, окна РОСТа и другие примеры броской, яркой, запоминающейся рекламы, информации, политической карикатуры и т.п. Всё вышесказанное лежит в основе современной типографики, является её фундаментом.

Первые примеры шрифтового оформления жилого интерьера можно отнести к концу 19 - нач 20 в. Тому имелась одна совершенно утилитарная причина – бедность. Жилье и мастерские художников, артистов, музыкантов, журналистов редко когда относились к богатым хоромам, а потому зачастую эти пространства оклеивались газетами, плакатами, вырезками из журналов. В интерьере появлялись шрифтовые оформления в виде вывесок, табличек, объявлений, афиш, рекламных плакатов, записок с рисунками и без, части холстов картин...

Декор из текстов был не только необычен и нестандартен, но и очень интересен  - настолько, что смог в дальнейшем послужить основой для разработки обоев с буквенно-текстовым принтом для оформления эксклюзивных интерьеров.  Мода на них пришла в сер. 20 века. Рисунки разрабатывались в основном с крупными деталями в сочетании с мелкой графикой, так чтобы можно было стыковать листы, не вдаваясь в ритм рапорта. Художники создавали орнаменты для интерьерного оформления почти на любую тему. Они широко применяются для жилых интерьеров. А в современном оформлении общественных интерьеров используются не столько обои, сколько стендовая информация, средства визуальной коммуникации, плакаты и вывески.

На кафедрах средового и графического дизайна Московского государственного областного университета проводится исследование по выявлению и отражению графических форм в оформлении интерьера. Это направление деятельности отражается в семестровых и курсовых проектах обучающихся, в выпускных квалификационных работах. Студенты ищут формы и образы, позволяющие активно интегрировать в интерьеры актуальные средства типографики.

Мы приводим примеры работ обучающихся, в которых составляющая графического дизайна достаточно ярко выражена в интерьере. Например, Рис. 1 – это соединение плоскости и объема в единую композицию, на стене помещения детского кафе. Студентке удалось выразительно соединить идею с информацией, передать тематическую направленность оформления, отразить дизайн-концепцию решения всего интерьера. Рис. 2 показывает, каким образом вывеска, будучи изначально «уличным» графическим знаком, гармонично вписывается в оформление интерьера внутри другого интерьера – входа в кафе, находящегося в холле детского медицинского центра.

Появившаяся в древнем мире настенная роспись также существует и поныне как форма преобразования пространства с помощью цвета и рисунка. В декорировании интерьера применяются различные техники стеновой росписи [5]. Для любителей штукатурки и декора стен панелями с нанесением различного вида изображений существуют специальные накатные валики с заданным объемным рисунком: деревянные, затем тканевые, поролоновые, резиновые, силиконовые.

В современном мире типографика находит свое применение в архитектуре, мебели, текстиле, материалах для отделки стен, а также может быть вполне самостоятельной единицей декора. Поскольку при подготовке будущих дизайнеров по направлению «Средовой дизайн» избежать применения типографических образов невозможно, это обусловило написание данного обзора. Однако без знания основ элементов графического дизайна опыт применения типографических объектов в среде может проявиться недостаточно грамотно. «Надежной базой для осуществления задач по проектированию заданного типа объектов, тщательного ознакомления обучающихся с основами, традициями и современным актуальным опытом по части дизайна, ... являются четко развитые представления об общности изобразительных искусств, о логике построения, развития и органичности художественной формы, об осуществлении проектной работы как процесса создания лаконичного декоративного ансамбля» [1]. Мы бы хотели, в рамках данного обзора, поделиться не только историческим, но и нашим опытом применения области графического дизайна – типографики – в средовом дизайне, в Московском государственном областном университете.

Для проектирования интерьеров важны различные виды восприятия, а для этого необходима визуальная поддержка окружающих стен, которые занимают большую площадь в помещении, поэтому специалистам - дизайнерам интерьера и графическим дизайнерам необходимо знать, что, например, очень мелкий рисунок создает уют и комфорт в помещениях, а крупные формы в декоре стен способны сужать пространство. Обои с использованием элементов типографики, т.е. с буквами и символами, по-прежнему актуальны и востребованы. Например, их активно используют при декорировании детской комнаты, ребенку важна информативность во всем, на что он смотрит, т.к. с ранних лет малыш познает и запоминает окружающий мир, и ему не помешают обои с алфавитом или словами, это может оказаться своеобразным образовательным материалом и в дальнейшем упростит задачу в учёбе.

Типографические средства применяются в интерьере достаточно широко: рисунки для обивки мебели, декора занавесей, постельного белья. Разработками графического дизайна пользуются фабрики, изготавливающие кафельные покрытия, паркетные полотна и доски; отделочные материалы: сайдинговую и ламинатную доски, панели МДФ и т.п.

Типографика из технического мастерства постепенно преобразовалась в искусство, так как красивые наборные тексты или отрисованные формы гарнитур могут образовать оригинальные блоки логотипов - и тут же превратить их в элемент декора вывески, дизайнер может спроектировать серию плакатов, а затем смоделировать анимированные открытки, которые оформят стены крупных торговых комплексов, кафе или выставок.     

Развитие типографики интегрировано в различные сферы деятельности человека, она вышла на новый этап и выразилась в индивидуальном виде искусства – объемной типографике, где графемы превратились в мебель и предметы быта. Не так давно появилось оформление пространства - анаморфная типографика, где с помощью надписи получается необычный буквенный декор в пространстве интерьера или экстерьера. Такое оформление делается с помощью краски или другими материалами на разно выступающих поверхностях стен, потолков и арок. Такие выступы можно назвать слоями, так как в разных точках нахождения зрительного восприятия, будет создаваться оптическая иллюзия различного назначения. Данные оформительские формы можно прочесть, находясь в лишь определенной точке помещения и под определенным углом зрения. Именно на это и рассчитана надпись, так как она должна сначала выступать, как хаотично разбросанные гарнитуры, линии, знаки и привлекать к себе внимание [2].  

Интересны и архитектурные разработки зданий в форме букв, что дает архитекторам еще одно варьирование строительных проектов. Почти весь алфавит можно найти в Москве, Санкт-Петербурге, городах Европы. И здесь зачастую огромное значение может иметь и световой дизайн – как средство активизации восприятия архитектурной-пространственной среды в темное время суток [4]. Изобразительные и декоративные свойства света хорошо дополняют типографические объекты малых форм – вывески, прежде всего.

Мы настолько привыкли жить в окружении типографических знаков и образов, что замечаем их далеко не всегда, а только тогда, когда они исполняют свою основную роль: привлекают внимание, заинтересовывают, заставляют работать ассоциативное мышление, память или воображение.  И дизайнеры-графики, и дизайнеры среды могут использовать все вышеизложенные современные методы решения типографического подхода в проектировании одинаково интересно и разносторонне.

Экстерьерная среда, так же, как и интерьер, восприняла элементы графического дизайна, что стало взаимопроникновением одного направления в другое. Сейчас почти невозможно представить существование одних разработок без других, так как дизайнеры интерьера могут разработать средства визуальных коммуникаций для оформления пространства библиотеки или поликлиники.

С помощью графического дизайна можно создавать зонирование и оформление помещения выставки или элемента декора жилого интерьера. Замечательно, как нам думается, именно то, что взаимодействие различных видов дизайна при обучении способствует росту профессионализма обучающихся обоих этих направлений.  В статье даны примеры того, как студенты графического дизайна интегрируют продукт своего труда в интерьерах (используются фото интерьеров, размещенных в сати Интернет, в них помещаются объекты):

На занятиях графическим дизайном и дизайном интерьера в Московском государственном областном университете изучают типографику как основу для новых формообразований. По справедливому замечанию В.А. Мальцевой, в практико-ориентированном обучении развитие творческих умений напрямую связано с осмыслением обучающимися системы требований определенных практических действий: «Система конкретных заданий, требований к профессиональной подготовке вызывает действия, которые, автоматизируясь, превращаются в умения» [7, с. 113]. Студенты-дизайнеры познают многообразие гарнитур и всевозможные цветовые сочетания с различными текстурами и конструкциями. Используя комбинации и творческий подход, интеграция одного направления может дать толчок к вариации в другом. Например, обыграть пространство экстерьера можно, используя объемные крупные буквы, выше человеческого роста, что привлечет людей к фирме или компании. Черно-белые надписи или шрифтовые символы, гармонично распределенные по плоскости, логично впишутся в оформлении стены кофейни или салона красоты. В творческом беспорядке отдельные гротескно оформленные словосочетания могут украсить стену ночного клуба. Рельефно оформленный вензель или логотип идеально впишется в холле, приемной офиса или завода и придаст солидности и презентабельности. В психологических кабинетах и релакс-зонах могут быть размещены надписи-мотивации или крылатые цитаты.

Шрифтовые и цифровые, идеографические и иероглифические символы можно компоновать нестандартно и интересно, в зависимости от направленности компании, учереждения или мероприятия. Студенты средового дизайна с удовольствием осваивают эти приёмы, используя их в своих проектах, что достаточно хорошо видно на приведённых здесь примерах. Типографика играет немаловажную роль в образности и выразительности интерьерных проектов.

Таким образом, можно заключить, что, поскольку средства типографики исторически уже имеют все права на жизнь в среде, окружающей человека, то и задача преподавателей, занимающихся подготовкой дизайнеров по направлению 54.03.01 Дизайн, профилю Средовой дизайн - это уделять обязательное и немалое внимание такой интересной, разнообразной, самобытной и развивающейся отрасли графического дизайна как типографика.  Образность и выразительность её языка, вариативность, огромные возможности в плане технологического осуществления её объектов,  способность её к мотивационному либо умиротворяющему воздействию, эстетико-формирующие компоненты – всё это не оставляет нам, педагогам, обучающим дизайну, никаких вариантов, кроме как разнообразить процесс обучения и методикой применения типографики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанаскина, Л.Ю., Аманжолов, С.А., Моисеев, А.А. Формирование художественно-проектных способностей у студентов при работе над дизайн-решениями [Текст] / Л.Ю. Афанаскина, С.А. Аманжолов. // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Сборник научных трудов XIV Международной конференции и XII Международного конкурса научных и научно-методических работ 01-02 ноября 2019 г. – М.:  ООО «Издательство Экон-Информ», 2019. – С.5-8, С.6.

2. Гурская, Н.Ф. Типографика и рекламная индустрия. Использование методов типографики [Текст] / Н.Ф. Гурская. // Социальный идентификатор: педагогические науки. Сборник по материалам III Всероссийской научно-практической конференции по педагогическим наукам. – М.: Изд-во Эдитус, 2016. - №3. - С. 48-50.

3. Гурская, Н.Ф., Моисеев, А.А. Роль учебной дисциплины «Типографика» в формировании профессиональных компетенций у студентов вузов по программе подготовки «Графический дизайн» [Текст] / Н.Ф. Гурская, А.А. Моисеев. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: МГОУ, 2019. - №3. – С. 83-90, С.83.

4. Клячина, М.В., Черная, З.Ю. Проблемы светового дизайна в условиях дизайн-проектирования социальной среды [Текст] / М.В. Клячина, З.Ю. Черная. // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Белгород, 08 февраля 2019 г., в 4 томах. – Белгород: БГИИК, 2019, т.1. - С. 39-43.

5. Львова, И.А. Декорирование интерьера. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Проектирование» [Текст] / И.А. Львова. // Сборник учебно-методических материалов для студентов-дизайнеров направления подготовки 54.03.01 - Дизайн. Под редакцией Е.Л. Суздальцева.  – М.: Изд-во «Перо», 2016.  – С. 60-90,  С. 67.

6. Львова, Н.С. Барциц, Р.Ч. Особенности формирования образа средового объекта [Текст] / Н.С. Львова, Р.Ч. Барциц. // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. Сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ. – М.: МГОУ, 2018 - № 3.  – С.136-140.

7. Мальцева, В.А. Развитие творческих умений у студентов-дизайнеров в процессе художественного формообразования [Текст] / В.А. Мальцева. // Психология образования в поликультурном пространстве. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. - № 3 (51).- С. 110-120, С. 113.