Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема
личности и ее творческих индивидуальных проявлений. Эта проблема с древнейших
времен занимает умы выдающихся мыслителей и ученых. И, хотя к настоящему времени
накоплен исключительный по объему теоретический и эмпирический ресурс, она и
сегодня остается одной из самых сложных, так как творчество человека выступает
первоосновой его жизни. Эволюционируя вместе с человеком, творческая деятельность
сохраняет в нем то, что квалитативно выделяет его в ряду живых существ и природы в
целом. Творчество является основой формирования творческой индивидуальности, для
которой характерен неповторимый индивидуальный стиль деятельности. Следовательно,
творчество, характерное для всех сфер человеческой деятельности, помогает максимально
проявиться индивидуальности каждой личности, особенно в процессе занятий одним из
видов искусств.
Сегодня, в условиях засилья массовой культуры, проблема сохранения и развития
народного художественного творчества выступает со всей остротой; возникает
необходимость четкого понимания сохранения традиций хореографического искусства
как живой реальности, как определенного способа освоения человеком современного
социокультурного пространства. Перед представителями научных школ в области
хореографического искусства, педагогами-хореографами стоит задача найти такие формы
и методы работы с молодежью, чтобы, с одной стороны, народный танец не выступал
архаической формой пластического самовыражения, а с другой стороны – в доступной,
увлекательной форме знакомил с лучшими образцами танцевальной традиции. Поэтому в
последние десятилетия внимание ученых-исследователей к изучению этнохореологии,
народной танцевальной традиции, значительно возрастает, подтверждением чего является
активный рост количества научных исследований и публикаций. Исследователь народной
художественной культуры Н.И. Ануфриева, рассматривая народное творчество как
социальный механизм культурного опыта, пишет: «Невозможно понять социально-
эстетическую значимость народного творчества, если не учитывать его включенности в
сферу общей социокультурной деятельности, непосредственно связанной с духовным
освоением и преобразованием мира. Социальные функции народного художественного
творчества заключены в воздействии на духовный мир человека и общества путем
трансляции и коммуникации различных ее частей [1, с. 78].
Современному этапу развития хореографического образования в России присущи
трансформация его содержательно-смысловых основ и утверждение вместо «знаниевого»
подхода нового, личностно ориентированного, при котором в центр образовательной
парадигмы становится формирование профессиональных и личностных компетенций
воспитанников, развитие их самобытной индивидуальности и самостоятельности в
решении творческих, практикоориентированных задач. «Современная культурная
ситуация, – справедливо утверждает Е.А. Ануфриев, – диктует нам гуманитаризацию и
гуманизацию образования (а тем самым и его культуризацию) как самую насущную
проблему. Современный специалист, лишенный полноценного гуманитарного
образования, будет односторонней, личностью, не соответствующей той новой
культурной ситуации, которая отказалась от технологической линии развития
индивида [2, с. 167].
Для современной образовательной хореографической практики характерно
требование к повышению уровня профессиональной компетентности руководителей
коллективов, необходимого для успешного осуществления их будущей практической
деятельности, соответствующей новейшим достижениям в области педагогики искусств,
так как уровень и направленность обучения и воспитания участников хореографического
коллектива зависят в первую очередь от уровня владения общекультурными и
профессиональными компетенциями педагога-руководителя. Поэтому изучение
специфики и особенностей профессиональной подготовки руководителя
хореографического коллектива, обладающего яркой творческой индивидуальностью,
является актуальной и своевременной проблемой.
Профессиональная компетентность будущего руководителя хореографического
коллектива, его индивидуальность развиваются на основе активного взаимодействия с
социокультурной средой и ориентации на профессию, в основе которого должна быть
заложена, в первую очередь, интернализация позитивного отношения к себе как личности
руководителя. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения,
свойственные пластическим формам хореографического искусства, выполняющие
информационные, коммуникативные и регулятивные функции, стимулируют развитие
способности руководителя танцевального коллектива к эмпатии, увеличивают,
направляют и совершенствуют его ассоциативные связи. «Мировосприятие и
мироощущение – это проявление эмоциональной сферы личности, ее потребности в
духовном переживании, которое Пьер Адо называет опытом присутствия и опытом
любви. Отсутствие эмоций, безразличие, равнодушие – это бесплодная пустыня, на
которой творческие ростки обречены на увядание, поскольку эмоция, в первую очередь,
мотивирует личность, обращает ее к процессу творческого созидания» [7, с. 35].
Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях,
несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь,
развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и
психологической сфер развития участников хореографического коллектива. Это
направление имеет развитую традицию и восходит к глубокой древности. У древних
греков муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в божественный пантеон.
Ритуальный танец всегда был синтезом духа и движения. Античные философы, писатели
дают описание танцев (Аристотель, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и др.).
Первенствующим понятием культуры античности была калокагатия – гармония тела и
духа, что делало человека подобным богам. Платон в своих работах «Государство» и
«Законы» отводил главную в воспитании «совершенных» граждан мусическому
искусству, музыкально-поэтическому и танцевальному творчеству, где музыке
предназначалась центральная роль в познании сути бытия, в приближении к моральному
совершенству.
Е. Маркевич подчеркивает: «Всякий танец у древних знаменовал соединение
человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания
важных, этапных событий в его жизни: рождение – вступление во взрослую жизнь –
вступление в брак – рождение потомства – охота – война смерть…. То есть танцевали не
от избытка сил, а для их приобретения» [4].
С точки зрения О.А. Шамровой, индивидуальный стиль профессиональной
деятельности является «универсальной архитектоникой любого аспекта хореографической
профессии, выступает фактором, определяющим ее эффективность» [6]. Главная функция
индивидуального стиля профессиональной деятельности заключается в гармонизации
индивидуально-психологических особенностей личности в объективных условиях
профессиональной деятельности с целью повышения эффективности ее процесса и
результата, удовлетворенности субъектов выполняемой работой.
Хореограф, обладающий не только педагогическими и балетмейстерскими, но
сольными исполнительскими компетенциями, не испытывает эмоционального
дискомфорта в процессе репетиционно-постановочной работы. Наконец, педагог-
хореограф, имеющий свой индивидуальный стиль («почерк»), способен создать
необходимые условия для становления и развития творческой индивидуальности своих
учеников – участников хореографического коллектива.
Процесс формирования индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа
имеет сложный и многогранный характер. Современный хореографический коллектив
представляет собой собрание индивидуальностей с учетом их хореографических
способностей и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-
творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические
условия, создаваемые руководителем хореографического коллектива.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева, Н.И. Народное творчество как социальный механизм трансляции культурного опыта /
Н. И. Ануфриева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011. –
№ 3. – С. 77–88.
2. Ануфриев, Е.А. Развитие творческо-познавательной деятельности студентов в классе основного
музыкального инструмента / Е.А. Ануфриев // Казанская наука. – 2010. – № 5. – С. 167–171.
3. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. – М.: Искусство, 1963.
– 122 с.
4. Маркевич, Е. История танцев (Танец как выражение национального духа художественной культуры во
все времена) [Электронный ресурс] / Е. Маркевич.- Режим доступа: http://www.ashtray.ru, свобод. – Загл.
с экрана. – Яз. рус.
5. Рудницкая, О.П. Педагогика: общая и художественная: учебное пособие / О.П. Рудницкая – М.:
Педагогика, 2002. – 270 с.
6. Шамрова, О.А. Проявление индивидуальности хореографа в исполнительской деятельности:
методический аспект [Электронный ресурс] / О.А. Шамрова.- Режим доступа: http://www.rusnauka.com,
свобод. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. Щербакова, А.И. Культурологический взгляд на проблемы осмысления музыки и музыкального
образования / А.И. Щербакова // Фэн-наука. – 2012. – С.34–36.
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН САМОВЫРАЖЕНИЯ
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема формирования творческой индивидуальности будущего
руководителя хореографического коллектива в системе профессионального образования. Автор считает, что
опора в процессе обучения педагогов-хореографов на личностно ориентированный подход обеспечит
высокий уровень сформированной их творческой индивидуальности. Приобщение молодого поколения
хореографов к истокам и «корням» культурного прошлого, позволяет, по мнению автора, сохранить
традиции народного танцевального искусства в их первозданном виде.