Творческая самореализация личности будущего учителя музыки как педагогическая проблема

Грибкова Ольга Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры пения и хорового дирижирования ГОУ ВПО МГПУ

Groli@mail.ru

Аннотация: 
Творческая самореализация личности будущего учителя музыки как педагогическая проблема

Современная система образования выдвигает высокие требования к высшей профессиональной школе, которая должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт высшей профессиональной школы, следует сохранить лучшие традиции гуманитарного и художественного образования, в основе которых лежит создание механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения столь значительной цели следует решать в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: это, прежде всего, достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. В этом контексте профессиональное образование ставит своей целью подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, компетентного и ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, к творческой самореализации, социальной и профессиональной мобильности.
Известно, что решающее значение для эффективности образования играет личность учителя. Весь творческий потенциал учителя, его воспитательное воздействие воспринимается в его творческой индивидуальности. Развивающий эффект современных концепций обучения построен в русле личностно ориентированного образования и предполагает рост творческого потенциала личности будущего учителя.
Согласно результатам наших исследований, творческая самореализация будущего учителя музыки способствует организации музыкального образования в соответствии с современными требованиями к нему, повышению эффективности предстоящей профессиональной деятельности учителя музыки, обеспечению систематического профессионального роста педагога-музыканта. Достижение данных результатов возможно при наличии комплекса личностных и педагогических условий. При этом основным источником, инициирующим и обеспечивающим процесс творческой самореализации, имеют условия практической исполнительской работы студента в хоровом классе при общении с хоровым коллективом. Совокупность таких условий воплощается в готовности будущего педагога к творческой самореализации в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера, учителя музыки в школе.
В процессе дирижерско-хоровой деятельности студентов были поставлены задачи, позволяющие определить исходный уровень дирижерско-хоровой подготовки студентов музыкально-педагогического факультета и готовности их к творческой самореализации с хоровым коллективом.
Эффективность проявления творческой самореализации в процессе дирижерско-хоровой деятельности студентов была проверена опытно-экспериментальным путем. Работа проводилась в хоровых классах музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов в рамках естественно протекающего учебного процесса специальной подготовки будущих учителей музыки в русле действующих учебных программ и учебных планов. Студенты контрольной группы были примерно близки по уровню хоровой музыкальной подготовки. В экспериментальной группе число студентов с довузовской дирижерско-хоровой подготовкой составляло меньший процент (в основном это были студенты по базовому образованию – пианисты, скрипачи, теоретики).
Определены три основополагающих параметра, позволяющие проследить развитие личности будущего учителя и динамику его творческого роста в процессе учебной деятельности в вузе:
 развитие мотивационной сферы личности;
 развитие творческой самостоятельности;
 развитие личностно-индивидуальных качеств.
Выделенные параметры позволили разработать критерии оценки интересующей нас проблемы. Этими критериями стали:
- интерес к выбранной профессии учителя музыки;
- стремление к психологическому взаимодействию с коллективом;
- проявление познавательной и творческой активности в новой для студента сфере деятельности – умение работать с хоровым коллективом;
- повышение творческой работоспособности; развитие музыкально-исполнительской воли;
- проявление творческой инициативы в учебной деятельности.
Обобщив существующий в науке опыт и учитывая особенности профессии учителя музыки, опираясь на выделенные критерии, мы определили готовность студентов к восприятию музыкально-творческих задач, содержание которых раскрывается через следующие показатели: психологическая, эмоциональная и интеллектуальная готовность к творческой самореализации в хоровом коллективе, умение планировать самостоятельную хормейстерскую деятельность, владение приемами и методами работы с хором. Практическая сторона музыкально-коллективного творчества, способы учебных действий могут рассматриваться на 4 уровнях: а) мыслительных действий; б) словесно-логических действий; в) действий собственно практических; г) эмоционально-психологических действий.
При этом установлено, что действия студентов должны соответствовать характеру поставленных задач и трансформироваться в следующие навыки:
1. Наглядно-образные и выразительные возможности дирижерских жестов;
2. Навыки техники репетирования хорового произведения на практической работе с хором, свободное овладение рабочим жестом;
3. Приобретение навыка собственного исполнительского плана (интерпретации).
Считаем необходимым подчеркнуть, что одной из важнейших характеристик творческой самореализации является позитивный творческий рабочий настрой при работе с коллективом, профессиональная ответственность и адекватная самооценка. Процесс обучения в хоровом классе в учебно-исполнительских условиях требует совместного обсуждения художественно-творческих задач. В связи с вышесказанным формы диалогического общения, такие, как творческая беседа, творческая дискуссия, наиболее органично выявляют суть этого процесса.
Метод творческой беседы в процессе разучивания хорового репертуара развивает у студентов способность самостоятельно мыслить и излагать свои мысли в доступной логической форме в присутствии коллектива сокурсников, как бы репетируя публичное выступление перед коллективом, вырабатывая в себе навык свободного профессионального общения.
Метод творческой дискуссии применялся, как правило, для определения структурных элементов исполняемого произведения и выработки самостоятельных поисков в нахождении новых средств выразительности. С этой целью нами задавались в присутствии всего коллектива следующие вопросы: «Чем бы Вы могли доказать правильность того или иного нюанса в данном эпизоде хорового произведения?», «Аргументируйте правильность выбранной Вами артикуляции и характер жеста», «Нет ли у Вас возражений по поводу предложенных редакционных указаний в тексте данного произведения?» и т. д. Опыт работы показал, что дискуссионная форма общения в коллективе способствует развитию и формированию самостоятельности мышления у студентов. В результате этих творческих дискуссий первоначальная растерянность и нерешительность в ответах исчезали, возникала творческая инициатива, способствующая формированию и росту самостоятельности суждений в том или ином случае.
В процессе экспериментальной работы выделены три уровня подготовки студентов по степени профессиональной работы над хоровым произведением.
Высокий уровень – творческая активность студента в отборе выразительных дирижерских жестов, наличие собственной трактовки сочинения и четкое представление художественной значимости выразительных средств дирижирования для создания исполнительского образа, способность планировать музыкально-творческие действия при работе над произведением, эмоциональное восприятие художественно-образных сторон исполняемого произведения, самостоятельность в суждениях и в практической работе над исполняемым произведением.
Средний уровень отличается от первого отсутствием самостоятельности в отборе выразительных жестов. Осознанность в их применении возникает после аргументированного разъяснения преподавателем. Навыки самостоятельной работы присутствуют формально. В понимании передачи образно-смыслового содержания музыки требуется постоянная помощь преподавателя. Слабое представление художественной значимости выразительных средств дирижирования в создании исполнительского образа. Способность овладеть музыкальным произведением больше логическая, чем эмоциональная.
Низкий уровень – отсутствие готовности к творческому процессу, боязнь общения при работе с хором, неумение логически поставить задачу, сформулировать мысль и т. д. Профессиональную деятельность, качество решения музыкально-творческих задач студенты этого уровня, как правило, не связывают с приобретением профессионального мастерства при общении с коллективом. Выбор выразительных средств дирижирования у них в основном осуществляется по подсказке педагога. Этих студентов также характеризует отсутствие собственной трактовки сочинения, неспособность планировать свои действия самостоятельно, отсутствие эмоциональности и инициативности в работе над хоровым произведением.
Наличие навыков техники репетирования с хором оценивалась по следующим показателям:
 наличие четкого репетиционного плана работы над хоровым произведением;
 динамичный (активный) темп репетиции;
 эмоциональный контакт дирижера с певцами;
 словесно-логический навык общения с коллективом.
В рамках экспериментальной работы по анализу приобретения навыков исполнительских возможностей проводилось анкетирование нескольких групп студентов, только что приступивших к хоровой практике. На вопрос «Готовы ли Вы были к работе с хоровым коллективом?» положительно ответили только 10%, студентов, так как они имели хоровую довузовскую подготовку, а самое главное – практический опыт работы с хоровым коллективом. 70% студентов ответили, что они не имеют навыков работы с хором, так как их базовое образование не предусматривало работы с хоровым коллективом (теоретики, струнники, пианисты, вокалисты). Таким образом, выяснилось, что у большинства опрошенных студентов общение с коллективом вызывает чувство страха перед аудиторией, неуверенность в себе. На этой основе происходит заторможенность психологически-мыслительного процесса, слуховых восприятий, логических действий и творческой инициативы. Вследствие этого возникает скованность опорно-двигательного аппарата (мануальной техники).
Основные компоненты, составляющие готовность к творческой самореализации студента при работе с хоровым коллективом, могут быть сформированы и развиты до необходимого качественного уровня при наличии психологической готовности к хормейстерской работе. Динамика данного процесса уверенно прослеживается в практической хормейстерской подготовке к исполнительской деятельности студентов.
Итак, важным и необходимым условием развития творческой самореализации является концертно-исполнительская деятельность студента с хоровым коллективом. При этом совместные концертные выступления при системном построении практической репетиционной работы создают благоприятные условия для развития творческой самореализации, так как активизируют все качества личности студента.
Таким образом, творческая самореализация студента постепенно и наиболее успешно проявляется в практической работе с хоровым коллективом, где развиваются индивидуальные психологические и личностно-творческие особенности каждого студента, а также формируется сознательное отношение студента к исполнительской работе.
Литература
1. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. М., 2008.
2. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М., 1998.