Художественное академическое образование является системой, выстроенной на многолетнем опыте и глубоких традициях, позволяющих давать фундаментальные знания и обучать таким образом, чтобы студенты не только овладевали необходимыми умениями, но и раскрывали планомерно и целостно собственный творческий потенциал [13]. Именно это является самым сложным и дискуссионным моментом в академическом образовании художников. Многочисленные споры о том, каковы цели, задачи и методы обучения могут обобщенно быть представлены в таком, в целом, закономерном вопросе: «Возможно ли обучить творчеству и кого именно призвана и способна воспитывать система академического художественного образования: Творца или Мастера?». Очевидно, что можно выявить два основных вектора в этом проблемном поле - «творческий акт» и «штудия». Важно осмыслить, насколько эти вектора взаимообусловлены и как осуществляется их взаимодействие в пространстве и времени образовательного процесса высших учебных заведений.
В целях выявления этих аспектов в статье делается обзор вариантов определения понятий «творческий акт» и «штудия».
«Творческий акт» является часть сложного диалектического процесса превращения идей, замыслов, т.е. субъективной реальности в - объективную, которая отражается в сознании, творчески преобразуется в нем и вновь обретает материальное воплощение. Согласно Н.А. Бердяеву, «творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы» [5, с. 40]. Важным в работах этого философа является акцент на взаимосвязь личностного и творческого начал. В исследованиях Б. Г. Ананьева творческий акт трактуется как процесс объективации внутреннего мира человека [2]. Следовательно, творческий акт можно назвать выражением взаимодействия всех форм жизни личности.
В работах В.П. Зинченко смысл понятия «творческий акт» рассматривается применительно к искусству. Ученый пишет, что «творчество есть обретение себя, т. е. важная форма идентификации. Cogito ergo sum нужно дополнить ago ergo sum. Вместе они означают не только я живу, но и я могу, т. е. содержат помимо констатации еще волю, кураж и самооценку» [8].
В отношении академического художественного образования важным аспектом является положение В.П. Зинченко о том, что в «творческой деятельности участвуют все силы души, как бы они ни назывались: психологические функции, процессы, орудия, системы, функциональные органы и т. п. Важно, что каждая из этих сил, будь то восприятие, внимание, память, мышление, переживание содержит в себе главные атрибуты души – познание, чувство и волю (действие)» [8].
При анализе структуры творческого акта ученый решающую роль отводит «продуктивному воображению, осуществляющему творческий синтез». По его мнению, воображение вводит человека в «мир открытий». Также примечательны его размышления относительно «внутренней формы» или «внутреннего голоса души», способствующими творческому выражению, т. е. породить слово и образ – обладающими «силами развития и саморазвития».
Ученые также выделяют такие черты творческого акта, как диалектичность, созидательность, избирательность, упорядоченность, сосредоточенность на определенной идее, стремление выявить сущность формы, акцентирование новизны. Так, А.Ф. Лосев подчеркивает: «Мы подойдем гораздо ближе к диалектическому раскрытию творческого акта, если обратим внимание на то, что творчески создаваемый предмет всегда представляет собой новизну» [11].
В зарубежной психологии и педагогике творческий акт исследуется на основе позиций психоаналитической теории З. Фрейда и его интерпретаций. Так, по К. Г. Юнгу, импульсом творческого акта являются сформированные прошлыми поколениями архетипы, которые представляют собой базовые структуры функционирования психики, зафиксированные в бессознательном человека, а также стремление человека к игре: «Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит».[14]
Исследование природы и психологических аспектов творческого акта неотъемлемо от изучения природы искусства, и ряд авторов [1,4,5] сходится во мнении, что творческий акт является процессом выдвижения новой идеи, поскольку в его процесс вовлечены все свойства внутреннего мира личности, чувства, мысли, мироощущение.
В художественном творчестве результатом творческого акта становится образ, о котором исследователи говорят как о своеобразном чуде претворения мысли в иную духовную символическую субстанцию. Приведем такое высказывание Л.С. Выготского: «Чудо искусства скорее напоминает другое евангельское чудо – претворение воды в вино, и настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержится» [6].
Применительно к художественному академическому образованию эта идея может интерпретироваться следующим образом: для того, чтобы освоить сущность творческого акта, подлинно осуществляя его как претворение, созидание образа, необходимо овладеть базисными началами, «азбукой языка» искусства – изобразительного, музыкального, хореографического и др. Здесь мы возвращаемся к исходной точке рассуждений и выявляем основу взаимообусловленности творческого акта и так называемой «штудии», которая в рамках статьи понимается, как освоение навыка, овладение определенным умением, значимым для профессионального исполнения творческого акта. Показательно, что в переводе с немецкого «штудия» (studie) происходит от studieren, что означает «изучать». В рамках академического образования будущих художников под штудией обычно подразумевается выполнение определенных заданий, «учебный рисунок».
В этом контексте штудия – это залог постижения основ художественного мастерства. Процесс обучения изобразительным основам на основе штудий сопровождается изучением законов изобразительной грамоты, натуры. Автору статьи близки такие заключения современного исследователя: «Длительный учебный рисунок с натуры, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном ее изучении… учит правдиво передавать видимые предметы и явления, характерные особенности их формы и пластические свойства, а также дает учащимся необходимые основные теоретические знания и практические навыки, связанные с процессом монохромного изображения на плоскости. В число знаний включаются: основы наблюдательной (наглядной) перспективы, некоторые вопросы физики (законы распространения света, оптика и др.), понятие о свето-теневых отношениях (тон), основы пластической анатомии человека и животных» [3].
Таким образом, штудию справедливо можно назвать процессом, в котором обучающийся учится более четко и глубоко понимать принципы построения объемной формы на двухмерной плоскости, и имманентно этому развивает «свое объемно-пространственное представление об окружающей действительности» [9].
Особенно важным представляется тот факт, что такой подход к изучению натуры способствует формированию у будущих художников целостного видения изображаемого, при этом они учатся и детализации, выявлению самого существенного в том, что они изображают.
Штудирование – это тяжелый труд, требующий усидчивости, временных и физических затрат, постоянных систематических упражнений. [3].
Именно этим отличаются занятия в классах тех образовательных учреждений, которые придерживаются основ и традиций академического образования. При этом штудирование не должно становится целью обучения, а всегда играть роль его средства, быть значимым и четким педагогическим методом освоения изобразительной грамоты. Только тогда, когда процесс обучения изобразительной грамоте связан с творческим актом, происходит рождение художника. Следовательно, художественное мастерство – это не только хорошо освоенные навыки, но и развитые способности к философски-абстрагированному и образному мышлению [7].
Анализ творчества выдающихся мастеров доказывает, что они виртуозно владели мастерством, прошли основательную «школу» подготовки и стали подлинными творцами, осуществившими прорыв в искусстве, создав неповторимые произведения, обладающие качествами новизны, самобытности, уникальности.
Что отличает художников, прошедших академическую школу? Прежде всего, это наблюдательность, развитое воображение, умение целостно видеть ситуацию реальности.
Увидеть явление в его целом, схватить и держать это целое в орбите непрестанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого – и композиционного и колористического – основа основ искусства [8]. В основе целостного видения лежит наблюдательность и умение сравнивать. Наблюдательность – это «видение», которое в значительной мере присуща художникам, умеющим и любящим наблюдать пульс жизни. «Обостренная наблюдательность вообще свойственна психическому складу художника и является как бы признаком и частью его индивидуального, художественного видения» [3].
Кроме того, важно выделить и значимость для художника умения критически наблюдать, анализировать свое собственное восприятие натуры и делать обобщающие эстетические выводы, которые отражаются в создаваемых художником образах [8].
Таким образом, можно заключить, что художественное видение реальности – это специфическое, профессиональное, аналитико-синтетическое видение, способность зрительно воспринимать предмет или явление, выделяя при этом главное, существенное из малозначащего, отличать типическое от характерного, определяя при этом внутреннюю связь между отдельными частями [3].
Художественное видение реальности обнаруживает себя, прежде всего, в форме и в способах построения произведения искусства, в которых раскрывается отношение художника к модели и к действительности не как его субъективная прихоть, а как высшая форма исторической обусловленности [7].
Формирование художественного видения в процессе обучения основано на штудировании натуры – не только на длительном ее наблюдении и анализе, но и на творческом отношения к действительности, т.е. прямо относится к творческому акту. «Творческий характер восприятия натуры, активность её видения – важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который мы называем мироощущением художника, основанный на её природных данных и развитый в процессе обучения» [1].
Связующим звеном при этом можно назвать воображение, стимулирующее эмоции, особые эстетические чувства, эмпатию – то, что в комплексе можно назвать «эстетическим отношением». Приведем такие цитаты: 1) «Эстетическое отношение – отношение творческое. Оно немыслимо без такой творческой способности как воображение, Эстетическое восприятие вызывает множество ассоциаций, позволяет по-новому смотреть на обычное, примелькавшееся видеть «удивительное рядом»; 2) «Эстетическое и есть системообразующее начало различных функциональных значений искусства, обеспечивающих многообразные «переходы» от художественного произведения к человеческой личности» [10].
Как видим, в постижении изобразительного искусства и его основ, будущих художник не может и не должен оставаться вне эстетического отношения, диктующего творческий характер восприятия натуры, активность ее видения. С точки зрения, исследователей, это «… важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который мы называем мироощущением художника, основанный на её природных данных и развитый в процессе обучения» [Авсиян].
Другим связующим звеном штудии и творческого акта можно назвать художественное познание: посредством штудии будущий художник познает законы изобразительной грамоты и законы художественного видения окружающей действительности, при этом он рефлексируют и осмысливает собственное отношение к этой действительности, а вместе с этим и самого себя, собственные творческие стратегии [12].
Следовательно, взаимодополняющими характеристиками творческого акта и штудии в академическом художественном образовании являются:
– художественное видение,
– эстетическое отношение,
– художественное познание.
При этом необходимо отметить, что единство и неразрывность взаимодополняющей природы творческого акта и штудии в академическом художественном образовании также необходимы, как учебное и творческое становление будущих художников, и не должны быть разделены. Эти явления представляются таким же важным условием для формирования творческой личности, как и единство воспитания и обучения в формировании личности.
Творческий акт и штудия, т. е. творчество и обучение основам мастерства требуют вовлечения всех внутренних сил личности, «внутреннего голоса души», поскольку любое прикосновение карандаша, кисти, резца и т.д. должно быть одухотворенно...
1. Авсиян, О. Натура и рисование по представлению.- [Текст]/ О.Авсиян. - М.: Изобразительное искусство, 1985.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.
3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст]/ А.В. Бакушинский. – М.:Изд. Карапуз, 2009.
4. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки. - [Текст]/ А.О. Барщ. - М.: Изд. Искусство, 1970.
5. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. [Текст]/ Н.А. Бердяев // В кн. Философия творчества, культуры и искусства. - .: Искусство, 1994.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства М.: Искусство изд. третье 1986
7. Громов, Е. С. Природа художественного творчества М.: Просвещение 1986
8. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт. - [Текст]/ В.П. Зинченко. - М.: Изд. Языки славянских культур, 2010.
9. Кривцун, О. Эстетика. [Текст]/ О. Кривцун. - М.: Изд. Юрайт, 2014.
10. Кузин, В. С. Психология искусства. [Текст]/ В. С. Кузин. - М.: Высшая школа, 1982.
11. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. [Текст]/ А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - С. 154-161.