ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОСВОЕНИЯ СРЕДЫ (ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ)

ЛЫКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА 1, ФАЙЗУЛЛАЕВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА 2

1. Дктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ст.н.с. ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования, г. Москва,

2. Кандидат психологических наук, заведущая кафедрой дошкольного образования и логопедии педагогического факультета Томского государственного педагогического университета, г. Томск

Аннотация: 
В статье раскрыт новый подход к проектированию предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Выявлены основные причины некомфортного состояния ребенка в детском саду и обосновано значение изобразительной деятельности для успешной адаптации в образовательном пространстве. Дана характеристика творческого стиля адаптации к среде. Описаны авторские арт-технологии «Коллажирование (детская флористика)» и «Textile-fun» (досуг с тканью). Приведены психолого-педагогические рекомендации для родителей и форма «Дневника индивидуального развития ребенка» в период адаптации. Сделан конструктивный вывод о специфике адаптации ребенка к образовательному пространству и адаптационном потенциале изобразительного искусства.

Каждый человек постоянно и неразрывно связан со средой своего обитания,
обеспечивающей витальные (воздух, еда, территория) и социокультурные условия для
полноценной жизни, деятельности и общения, а также для самореализации и развития.
Среда обитания человека – окружающее пространство, обусловленное системой
факторов (физических, химических, биологических, социальных, информационных,
культурных и др.). Эти факторы могут оказывать на человека разные по характеру
воздействия: глобальные и незначительные, позитивные и негативные, прямые или
косвенные, мгновенные или отдаленные по времени, прогнозируемые или спонтанные
и т. д. Человек и среда его обитания образуют устойчивую открытую систему. На
протяжении своей жизни человек сталкивается с необходимостью приспосабливаться к
новой для него среде обитания – адаптироваться.
Что же представляет собой адаптация? Современное научное представление о
феномене адаптации основывается на трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова,
П. К. Анохина, К. Бернара (C. Bernard), У. Кэннона (W. Cannon), Г. Селье (H. Selye) и
других ученых. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют
утверждать, что адаптация — это:
 свойство любого живого организма;
 процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды,
достижение оптимального равновесия между организмом и средой;
 результат активного взаимодействия человека со средой;
 цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к
которой он настойчиво стремится.
Таким образом, адаптация понимается сегодня как процесс эффективного
взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в
разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и
направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда».
Известны три основных стиля, с помощью которых человек адаптируется к
окружающему миру:
 конформный стиль, когда человек постепенно привыкает к среде,
пассивно принимая все ее требования и обстоятельства;
 избегающий стиль, когда человек не хочет или не может
приспосабливаться к требованиям среды, пытается игнорировать их или открыто
бунтует — противопоставляет себя окружению или даже вообще выходит из него;
 творческий стиль, когда человек позитивно принимает среду и при
этом старается активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая
необходимый физический и психический комфорт.
Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов,
является творческий стиль адаптации к окружению. Можно предположить, что дети
раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном
образовательном пространстве детского сада. Большая роль при этом отводится
изобразительному искусству и разным видам детского художественного творчества.
Образовательная развивающая среда рассматривается как система целесообразно
отобранных и гармонично включенных в пространство жизни детей средств (бытовых,
культурных, дидактических, игровых), обеспечивающих успешную реализацию учебно-
воспитательных целей и задач дошкольного образования, в том числе комфортную
адаптацию к детскому саду.
Основные причины некомфортного состояния ребенка в детском саду
и значение художественной деятельности для успешной адаптации
Новое пространство. В идеале детский сад должен представлять для ребенка
среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь (Д. Дьюи), что станет
предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач: 1) позволит максимально
приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что поможет
личностному принятию их ребенком; 2) научит ребенка общаться и действовать в
ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума.
Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание
предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого
ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы
наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя.
Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную,
познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному
развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с
первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное,
интересное для познания и практического освоения. Для сенсорной адаптации ребенка к
детскому саду должно быть обеспечено накопление разнообразных зрительных, слуховых,
осязательных, вкусовых впечатлений в процессе специальных игр-занятий и в
повседневной жизни.
Ребенок знакомится с пространством детского сада и «обживает» его: приносит в
детский сад любимую домашнюю игрушку; сам выбирает картинки для маркировки
своего шкафчика, кроватки и полотенца; наполняет новое пространство результатами
своего художественного творчества (рисунками, раскрасками, пластилиновыми
фигурками и др.).
Педагог помогает ребенку найти яркие зрительные ориентиры для более быстрой
ориентировки в новом окружении. Это могут быть народные игрушки (и другие предметы
декоративно-прикладного искусства), картины, аранжировки, шторы, мобили (подвесные
конструкции) и другие красивые предметы, местонахождение которых не меняется в
период адаптации. Для ребенка эти запоминающиеся предметы выступают не только
зрительными ориентирами, но и своеобразными «островками стабильности». Педагог
вовлекает ребенка в активный выбор этих предметов среди ряда других (например, в
мини-музее детского сада, в коробке с игрушками) и поиск для них подходящего места в
обживаемом пространстве. Это помогает педагогу на следующий день в момент прихода
малыша в детский сад вовлечь его в совместную «проверку окружения» и тем самым
смягчить момент расставания с родными. Педагог приглашает ребенка пойти и вместе
проверить, на месте ли находится петушок, «проснулась» ли лошадка, «не улетела» ли
бабочка и т. д.
В пространстве группы можно обустроить «заветные места», где ребенок будет
обнаруживать сам себя: например, оформить полочку или маленький стендик (достаточно
фоторамки) с использованием фото ребенка. Здесь же размещаются и работы ребенка,
которые он выполнял совместно с воспитателем или другими детьми в течение дня.
Вводимый в настоящее время Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание
образовательного пространства, отвечающего принципам амплификации (обогащения),
трансформации, полифункциональности. Однако для успешной адаптации ребенка к
окружающему пространству важно, чтобы в начальный период посещения детского сада
пространство было стабильным, иначе ребенку сложно будет к нему привыкнуть и начать
ориентироваться. В последующем педагог вовлекает детей в преобразование бытового и
образовательного пространства (новый способ расстановки стульев, ширм,
образовательных и игровых центров; иной вариант конструкции из напольного
строительного материала). Такой подход, с одной стороны, отвечает заявленным
принципам, а с другой — соответствует творческому стилю адаптации.
Отсутствие родных и близких людей. Во многих детских садах России и
Эстонии в сентябре педагоги оформляют газеты с семейными фотографиями детей,
например, на тему «Где мы были летом» или «Давайте познакомимся». Педагог может
посоветовать родителям принести в детский сад семейный альбом для его размещения в
шкафчике ребенка. Если ребенку будет грустно, педагог утешит его напоминанием о том,
что мама (папа, бабушка и другие родственники) любят малыша, днем они работают и
вечером за ним придут, вот их фотографии.
В первые недели адаптации все творческие работы детей передаются родителям
(или другим взрослым, законным представителям родителей). Тем самым «память» о
новом пространстве приносится домой для установления незримого контакта «детский сад
— семья». Возводится своеобразный мостик: дома ребенок, глядя на свои творения,
начинает вспоминать о детском саде, а в детском саду он всегда может посмотреть
фотографии любимых людей, полистать свою домашнюю книжку с картинками, поиграть
с куклой или даже положить ее под подушку. Для упрочения такого мостика можно
предложить родителям создать в сотворчестве с ребенком какую-то интересную работу
(аппликацию, коллаж из природного материала), чтобы он мог ее рассматривать, находясь
в детском саду.
Яркое доказательство постоянного (хоть и неощутимого в данный момент)
присутствия мамы в жизни ребенка — силуэт ее ладошки, к которой он в любой момент
может прикоснуться — положить на «мамину руку» свою ручку. Советуем педагогам
создать в адаптационный период коллажи из силуэтов маминых и детских ладошек. Эти
силуэты могут быть вырезаны из цветной бумаги (если ребенок не аллергик — из
бархатной) или ткани — лучше мягкой, теплой, пушистой, приятной для прикосновений.
Хорошо зарекомендовала себя такая форма доверительного взаимодействия
педагога с родителями, как «Дневник индивидуального развития ребенка» (прил. 2).
Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится
«близким». В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми по
преимуществу в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он
вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного
содержания, позитивного стиля общения. Иногда педагоги берут на себя невыполнимую
задачу «заменить маму», но профессиональная задача педагога иная — стать не мамой, а
другим близким взрослым, эмоционально и социально значимым для ребенка. Здоровый
ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. И педагог
выполняет чрезвычайно важную миссию: он становится «проводником» детей в мир
природы, человеческой культуры и искусства. Художественное творчество позволяет
превратить этот совместный путь в незабываемое путешествие, наполненное новыми
впечатлениями и открытиями. Ребенок начинает доверять педагогу, идет вслед за ним,
вместе с ним в большой мир. Яркие краски, гармоничные формы и звуки, ритм
орнаментов и мелодий, литературные герои и сюжеты привлекают ребенка своей
красотой. И он охотно обращается к педагогу с просьбой еще порисовать, полепить,
послушать, почитать…
Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности
ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и
поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают
как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе. Показателен опыт
заведующей детским садом «Солнышко» Хелли Адамович (г. Нарва, Эстония), которая
как приоритет в оценке профессиональных качеств педагогов определяет именно стиль
общения педагога с детьми. Начинающего педагога в детском саду можно обучить
многому в профессиональном плане, но стиль человек воспитывает в себе сам. «Грустный
педагог, — считает Хелли Адамович, — не сможет работать в детском саду, дети хотят
радоваться жизни, и педагог должен уметь радоваться вместе с ними». Заведующая
детским садом «Нескучный сад» Татьяна Александровна Данилина (центр развития
ребенка — детский сад № 183, г. Москва) рассказывает о том, что название детскому саду
дали сами воспитанники, потому что им всегда интересно.
Во многих детских садах России и в большинстве детских садов Эстонии
воспитатели начали осмыслять такое явление, как «имидж педагога», в котором большое
значение имеет эстетический компонент. Очень ценно, что педагоги задумываются о том,
как видят их не только родители, но и дети. Именно личность воспитателя, его
профессионализм, готовность стать другом детей и «проводником» в мир культуры,
имидж и стиль общения определяют успешность адаптации детей к детскому саду.
Резкое уменьшение персонального внимания. Художественная деятельность
позволяет педагогу индивидуализировать отношения с детьми, проявлять внимание к
интересам и способностям каждого ребенка, персонально поощрять за конкретный
результат. В процессе изобразительной деятельности появляется конкретный продукт —
рисунок, аппликация, пластилиновая или бумажная фигурка, что визуализирует и заметно
продлевает эмоционально насыщенное общение ребенка с педагогом. Выставки детского
изобразительного творчества, индивидуальные художественные альбомы, портфолио,
личные мини-коллекции красивых предметов (фантиков, лоскутков, художественных
открыток, карандашей, наклеек) — это хорошие способы индивидуализации общения
педагога с детьми и персонализации внимания.
В период адаптации очень важно создавать ситуации для самостоятельной
художественной деятельности детей, в процессе которой педагог не вмешивается в
детские замыслы, но внимательно наблюдает за детьми и их эмоциональным состоянием,
прислушивается к комментариям, рассматривает и анализирует результаты
художественной деятельности. Наши наблюдения за детьми, увлеченными лепкой в
нерегламентированной деятельности, показали, что в образах фантазии дети выражают
трудности адаптационного периода. Так, например, ребенок, который плохо ел, начал
лепить сосиски (в каком-то невероятном количестве!), и мы задумались о коррекции
питания в семье. Другой ребенок начал лепить унитаз, и выяснилось, что он испытывает
трудности при посещении туалета в детском саду. Еще один ребенок с увлечением лепил
игрушки, которые его ждут дома. На следующий день он пришел в детский сад со своей
игрушкой.
Заметим, что художественное творчество является своеобразным коррелятом
душевных состояний ребенка, выражением его психики, отражением индивидуальности.
В период адаптации именно художественное творчество, как и игра, позволяет
«отыгрывать» страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные
состояния. Кроме того, именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих
условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к
состоянию душевного комфорта. (Сравним: в большом искусстве состояние катарсиса —
это также результат адаптации творца к окружающему миру в процессе преодоления
противоречия, вызвавшего творческий порыв.)
Использование портфолио (папок с творческими работами и пояснениями к ним,
документирование результатов художественной деятельности), включение занятий
искусством в число средств интеллектуального, физического и социального развития
дошкольника позволяют педагогу объективировать, фиксировать и анализировать процесс
адаптации каждого конкретного ребенка.
Четкий режим дня. Ребенок более легко привыкает к организации и
регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами,
интересным содержанием, позитивными эмоциями.
Художественное творчество может быть организовано в более свободных формах,
не связанных с размещением детей за столами и высиживанием положенного времени на
стульях. Это наблюдения в природе (за растениями, животными, природными объектами
и явлениями), экспериментирование с художественными материалами (песком, глиной,
соленым тестом, цветными карандашами, мелками, фломастерами, разными сортами
бумаги, тканью, фольгой, шерстяными нитками и др.), художественно-дидактические
игры, игровые упражнения, рассматривание и обследование красивых предметов,
художественный труд, конструирование на полу, на магнитной доске, из природного
материала.
Педагог может нарисовать и тем самым сделать более осязаемым, понятным и
конкретным «план» режимных моментов в группе. Это поможет ему доходчиво объяснить
ребенку, что еще должно произойти за день, прежде чем за ним придет мама. Даже самый
маленький ребенок охотно окажет помощь педагогу в создании или хотя бы
декорировании такого красивого «календаря текущего дня». Самый простой вариант –
вместе рвать листики цветной бумаги, сминать и этими кусочками (комочками)
обклеивать какой-нибудь фрагмент «календаря текущего дня» (можно сделать их
разноцветными для лучшей ориентировки).
Педагог может использовать красивые, лаконичные по графике и доступные по
смыслу картинки для понимания ребенком содержания дел (занятий) и запоминания их
последовательности (если это действительно необходимо), а также для более быстрого
переключения детей с одного вида деятельности на другой, формирования позитивного
настроя на конкретное занятие, подготовки к чему-то новому и интересному.
Элементы художественного творчества могут сопровождать различные моменты
уклада жизни группы. Для моделирования ситуаций из жизни самого ребенка можно с
ним изобразить (сконструировать, вылепить, прорисовать) разные события, как бы
создавая в картинках его личную историю. Объективируя те жизненные моменты, в
которые ребенок включен, посредством наглядного моделирования, педагог помогает
ребенку еще раз их прожить. Если ребенок станет совместно с близким взрослым
проигрывать конкретный (иногда травмирующий) эпизод своей жизни или свое
затруднение (не умею застегивать пуговицы, завязывать шарфик), то у него возникнет
чувство сопричастности, помогающее пережить и преодолеть стресс.
Способы организации образовательных ситуаций и режимных моментов также
могут носить эстетический характер, вызывающий у детей яркие эмоции. Например,
педагог может привлечь внимание детей с помощью свистульки или погремушки,
поиграть на дудочке или металлофоне, негромко ударить в бубен или барабан. Он может
предложить детям договориться о значении тех или иных звуковых сигналов — и это
также проявление творческого стиля адаптации. Дети сами, по своей инициативе и на свой
художественный вкус, выбирают условные ориентиры, знаки, символы. Регламентация,
выстроенная и выраженная таким образом, становится понятной и комфортной для
каждого ребенка.
Необходимость подчиняться правилам. Художественная деятельность в более
наглядной, убедительной — и при этом комфортной — форме знакомит детей с
правилами, регулирующими отношения «педагог — ребенок», «ребенок — сверстники»,
«ребенок — окружающая среда». Дети не просто принимают правило на веру, но и
убеждаются на деле в том, почему именно нужно: слушать (слышать) и слушаться,
договариваться друг с другом, уступать, делиться, быть аккуратным в использовании
художественных материалов и инструментов, помогать другу друг другу и др. В
результате они принимают правило осмысленно и даже сами участвуют в разработке
правил поведения и общения — приобретают опыт социального нормотворчества.
Сравнительный анализ стилей взаимодействия педагога с детьми и детей друг с
другом показывает, что в разных культурах правила могут отличаться по своим
ценностным основаниям и способам проявления внимания, заботы, любви. Так, например,
в детских садах Эстонии (так же, как и в детских садах Финляндии) детям в более раннем
возрасте (по сравнению с Россией) предоставляется самостоятельность в оценке своего
физического и эмоционального состояния. В эстонских и финских детских садах педагог и
дети не ринутся безоглядно на помощь опаздывающему или не очень умелому ребенку в
тех ситуациях, в которых он может и должен научиться справляться сам. И они готовы
быстро оказать помощь, когда ребенок сам оценит свои реальные возможности и
попросит о помощи. В этих ситуациях дети приобретают опыт конструктивного
взаимодействия и рефлексивной самоорганизации.
В российской педагогике находят отражение национальные ценности, среди
которых не утеряны открытость, душевность, гостеприимство, готовность прийти на
помощь, поделиться последним и др. Но при этом взрослые часто не задумываются о том,
насколько уместна «скорая помощь», которая лишает ребенка самостоятельности,
испытания самого себя, приобретения опыта преодоления затруднений.
Художественное творчество помогает найти ответ на этот вопрос, поскольку делает
ситуации общения более наглядными и понятными, а их содержание — более конкретным
и легко изменяемым, исправляемым, доводимым до позитива. Правило, связанное с
художественной деятельностью и выраженное в художественной форме, всегда более
глубоко понимается и охотнее принимается, запоминается на всю жизнь. Убедительные
правила общения в социуме дают детям художественные произведения, в первую очередь
детская литература, изобразительное и народное декоративно-прикладное искусство,
мультфильмы.
Постоянное присутствие сверстников. Ребенку сложно привыкнуть к тому, что
в течение дня он находится среди других детей. Опытный педагог умело организует детей
для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом
предоставляет каждому ребенку право побыть одному, уединиться, сделать что-то
индивидуально. Для этого можно использовать невысокие, легкие ширмы, ротонды
(свисающие с потолка ленты или тонкие ткани, образующие купол), подвесные зонты,
игровые центры, напольный конструктор.
В период социальной адаптации важно организовать позитивное взаимодействие
детей, чтобы они научились получать удовольствие от общения друг с другом. Эта задача
успешно решается в парных и коллективных формах художественного творчества.
Наиболее эффектны по совместному результату такие виды и техники художественного
творчества, как аппликация из готовых силуэтов (или наклеек), лепка из соленого теста и
пластилина, конструирование из строительного, бытового и природного материала,
коллажирование из разных материалов (природных, бытовых).
Период адаптации чрезвычайно сложен не только для детей, но и для педагогов. Он
требует особого искусства в общении с детьми. На помощь современному педагогу
приходят современные арт-технологии.
Арт-технология «Коллажирование»
Арт-технологии всё чаще используются на разных ступенях образовательного
процесса. Большое значение они имеют в период адаптации ребенка к детскому саду
и/или начальной школе. Арт-терапевтические методики и арт-технологии находят свое
применение не только в рамках терапевтического воздействия, но и при решении
диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Одной из
разновидностей арт-технологий является техника коллажирования. В современной
педагогике искусства И. А. Лыкова разработала разные варианты этой технологии,
основанные на разнообразии художественных материалов и их художественной
трансформации: «Живой натюрморт» (бумага), «Детская флористика» (коллажи,
аранжировки, инсталляции из природного материала), «Экопластика» (детский дизайн).
Коллажирование — это процесс создания коллажа, визуальная художественная
техника и арт-технология, которая дает возможность выявить, раскрыть и развить
потенциальные способности человека и помочь ему реализовать себя в максимально
свободном художественном творчестве. Арт-технология «Коллажирование» помогает
взрослому определить существующее на данный момент психическое состояние ребенка,
выявить актуальное содержание его самоощущения и самосознания, понять его
личностные переживания, ожидания, сомнения, огорчения и радости.
Коллаж — это оригинальная композиция, созданная из различных элементов,
которые прикрепляются на основу, заметно отличающуюся по материалу (фактуре).
Коллажем называют как художественную технику, так и результат ее применения —
художественное произведение.
Как и любая визуальная техника, коллажирование является «мягким»,
безболезненным, но при этом очень эффективным методом работы психолога и педагога с
личностью ребенка, поскольку предполагает большую степень открытости и свободы,
позволяет выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка,
опирается на позитивные эмоциональные переживания, связанные с процессом
художественного творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа у детей не возникает
напряжения и дискомфорта, связанных с отсутствием художественного опыта,
специальных умений и способностей. Техника коллажирования позволяет каждому быть
успешным «здесь и сейчас», получить хороший результат, повысить самооценку,
адекватно выразить свои эмоции, испытав при этом чувство подлинной, глубокой
радости.
Коллаж — это не только художественная техника и арт-технология, но и образ
мышления, способ выражения собственных ощущений и эмоций, осмысление
индивидуального опыта деятельности и общения. Можно сказать, что коллаж вошел в
суть сознания современного человека, в его мировосприятие и мировоззрение. Коллажное
мышление наиболее адекватно соответствует эклектичному, «разорванному» сознанию
современного человека. В коллаже образ генерируется и создается не столько путем
приклеивания, сколько путем сопоставления, наслоения, наложения разрозненных
впечатлений, сведений, реальных предметов или их элементов.
Ребенок, накапливающий множество разрозненных и часто непонятных ему
впечатлений, в процессе создания коллажа приобретает опыт создания целого из
случайных элементов. Он начинает смотреть на обыденные вещи и привычное окружение
по-особенному, а в новом и непривычном окружении начинает ориентироваться гораздо
быстрее. И самое ценное — он приобретает опыт восстановления целостности своей
личности, т. е. осваивает творческий стиль адаптации. Коллажирование предоставляет
детям возможность максимально реализовать свои личные интересы и желания и тем
самым быстрее адаптироваться в новой ситуации. Дети создают оригинальные картины
для интерьера детского сада (детского, кукольного), а также сувениры и подарки для
дорогих и близких людей.
В этом случае коллаж как результат и коллажирование как процесс могут быть
своеобразной моделью адаптации, направленной на восстановление равновесия,
достижение гармонии между личностью и окружающим миром. Процесс коллажирования
дает ребенку (и взрослому) возможность взглянуть на окружающий мир глазами
созидателя, а не потребителя, что соответствует творческому стилю адаптации в малом и
большом социуме. Как правило, коллаж используется для получения неожиданного
эффекта от нетривиального сочетания разнородных материалов, а также для усиления
оригинальности и эмоциональной выразительности произведения. Коллаж может быть
дополнен любыми другими художественными техниками (способами) и материалами —
тушью, акварелью, пастелью, цветным или простым карандашом, фломастером и т. д.
Флористический коллаж — один из любимых видов творчества детей и взрослых.
Цветовая палитра — как в живописи — дана в природных формах изначально. Образы и
композиции — как в конструировании — возникают из готовых природных форм быстро
и каждый раз по-новому. Техника ничуть не сложнее, чем в работе с наклейками или в
аппликации из цветной бумаги. Флористический материал богат по своим сенсорным
характеристикам. Это различные природные материалы: листья, лепестки, венчики
цветов, фрукты, овощи, злаки, стебли, травы, ветки кустарников и деревьев, кора
деревьев, шишки, плоды и коробочки растений, мох.
Коллажирование как арт-технология позволяет педагогу выявить проблемы,
связанные не только с трудностями адаптационного периода, но и с индивидуальными
особенностями каждого ребенка. Важно, что в период адаптации ребенок более склонен
к самоизменению и саморазвитию. Для опытного педагога это благоприятный момент
для переориентировки ребенка на конструктивные стили общения и поведения.
Используя арт-технологию «Коллажирование», педагог может выявить
особенности индивидуальных стилей взаимодействия каждого ребенка с ровесниками и
взрослыми. Создание коллажей обычно происходит в групповой форме, что позволяет
включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их общения и
взаимодействия.
Педагог создает ситуацию, в которой каждый ребенок начинает выполнять
индивидуальный коллаж, но, не завершив работу, передает ее соседу. Тот, в свою очередь,
также начинает работу, передает ее другому соседу и приступает к дополнению чужого
коллажа. Педагог наблюдает за творческим процессом, отношениями между детьми,
анализирует детские коллажи и способы их создания. При этом он ориентируется на
исходный замысел (первоначальное размещение элементов), количество и величину
элементов, их размещение относительно других элементов коллажа, пытается понять
мотивы выбора того или иного элемента и способа действия, характер общения. В
результате делает выводы о стилях взаимодействия детей друг с другом:
 сотрудничество — элементы коллажа органично дополняют друг
друга, согласованы, выстроены в одно целое, можно выявить общий замысел;
 уступчивость — ребенок находит для себя отдельное место в общем
пространстве и заполняет свой уголок, не вмешиваясь в чужое пространство,
уступает инициативу по созданию и реализации основного замысла другому
ребенку — более инициативному, самостоятельному и творческому;
 компромисс — возможно перекрывание тех или иных элементов, но
при этом сохраняется общий замысел, поддерживается одно настроение;
 избегание — ребенок отгораживается от других, робко выбирает
готовые элементы, не проявляя при этом большого интереса, приклеивает свои
элементы в стороне от остальных, без связи с замыслом другого;
 противодействие — один элемент отвергает — намеренно закрывает
— другой (чужой), каждый ребенок выделяет и разрабатывает свою идею, нет
общей композиции и единой смысловой линии.
Эта методика достаточно эффективна. Она позволяет познакомить детей с разными
способами социального взаимодействия и повысить их коммуникативную
компетентность, что крайне важно в период адаптации. Данная методика расширяет
понимание детьми межличностных отношений, помогает осознать некоторые особенности
их личного взаимодействия с другими людьми и осмыслить (на доступном уровне)
возникающие при этом трудности — непонимание друг друга, неприятие другого
человека, разногласия и даже конфликты в процессе совместной деятельности.
Итак, арт-технология «Коллажирование» может широко использоваться в качестве
эффективного метода работы педагога с личностью и группой как в адаптационный
период, так и на протяжении всего учебного года.
Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью»)
Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью») разработана Е. Д. Файзуллаевой и
Т. Д. Фицнер (малое инновационное предприятие Томского государственного
педагогического университета ООО «Академия счастливого детства») и основана на
многоаспектном использовании сенсорного материала (ткани).
Поскольку сенсорно-перцептивная сфера является наиболее представленной на
раннем этапе онтогенеза, материалы, с которыми взаимодействует ребенок, имеют
большое значение. Ткань — это мягкий, пластичный материал, пригодный для любой
детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как
полифункциональность, открытость, комфортность, что позволяет создавать множество
игровых и дидактических пособий. В зависимости от решаемых задач тканевые средства
могут выступать в разных качествах.
Основная идея технологии «Textile-fun» заключается в применении
опосредованных способов решения педагогических задач и регулировании
психоэмоционального состояния ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми
— детьми и взрослыми.
Выделим несколько сфер (аспектов) жизнедеятельности ребенка, в которых
психологически оправдано применение тканевых материалов в качестве средств решения
воспитательно-образовательных задач, в том числе в период адаптации ребенка к
условиям детского сада.
Сенсорный и терапевтический аспект. При использовании тканевых материалов
ребенок приобретает сенсорный опыт. Для этого необходимо вводить в обиход большое
количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных,
синтетических и т. п.) Ребенок получает своеобразный опыт переживаний, накапливает
сенсорные впечатления.
Для решения образовательных задач тканевые средства могут использоваться
разнообразно: например, предлагается завязать определенное количество узелков,
сложить из лоскута ту или иную геометрическую фигуру, подобрать одинаковые по цвету
лоскуты и сделать коврик заданного цвета и т. п.
Во время адаптации игра с лоскутками поможет ребенку переключиться на
совместную деятельность со взрослым. Игры с легкими прозрачными тканями помогут
поднять настроение. Например, игра в «Прятки». Малыш прячется, надевая на голову
небольшое шифоновое полотно, а воспитатель его ищет, зовет по имени. Сенсорные
качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий, гладкий материал
дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». В ситуации депривации матери это
носит характер замещающего компонента.
В период адаптации тканевые средства также можно применять в качестве
психологически защищающих средств. Полотняные навесы дают ребенку возможность
уединиться, а прозрачность полотна позволяет ощущать присутствие других. Игровое
полотно, исполненное в виде «моря», «лужайки» объединяет детей в рамках общей игры и
дает чувство единения. Мягкие пушистые рукавички, надетые на руку еще малознакомой
воспитательницы, притягивают внимание ребенка, и он быстрее может откликнуться на
предложение пойти вместе поиграть.
Коммуникативный аспект. Большие тканевые полотна хорошо использовать для
развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно,
дети объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они «настраиваются»
друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.
Много игр с правилами можно придумать с полотнами, которые используются в качестве
«полянки», «моря», «огня», «ветра», «тучи» и т. п. В соединении с музыкальным
сопровождением взаимодействие с полотном, управляемым совместно с другими детьми и
взрослыми, дает ребенку расширенный опыт эмоциональных переживаний,
сотрудничества, согласования своих действий с действиями других, соблюдения общего
игрового правила и т. д.
Для детей, испытывающих затруднения в коммуникативных ситуациях, можно
предложить игру, в которой он будет коммуницировать посредством «цветных меховых
ладошек», выстраивая сначала невербальный уровень общения. Например,
взаимодействуя руками с партнером, ребенок получает эмоциональные переживания,
которые может выражать любым доступным ему способом, в том числе вербально. Создав
ситуацию успеха, можно предложить ребенку совместно с тем, кого он выберет, поиграть
в сказку.
Игровой и творческий аспекты. Кроме того, тканевые материалы можно
использовать для создания игровой ситуации и персонажей. Ткань является хорошим
средством для передачи образов. В ситуации взаимодействия взрослый оживляет условно
выполненный персонаж (из розового лоскута — голова, туловище-платьице, ручки — это
девочка Машенька; из коричневого — голова с маленькими ушками, туловище,
небольшие лапки — это медведь). И вот уже Машенька весело бегает по зеленой
лужайке… И встречает Машенька медведя, который выходит из-за больших зеленых
кустов. И между ними начинается разговор… Машенька говорит тоненьким голоском, а
медведь — грубым… Оживляя персонажей, взрослый использует голос, движения рук,
помогает мимикой передать происходящее. Кроме того, сюжет и персонажей можно
быстро трансформировать, при этом ребенок становится соучастником творческой
деятельности педагога. В процессе создания персонажей ребенок обучается приемам
складывания, скручивания, связывания лоскутов. Это может стать базой для создания
картин из ткани или различных изделий (ковриков, украшений, в том числе интерьерных).
Общие рекомендации по использованию технологии «Textile-fun»
Образовательных, развивающих возможностей у тканевого конструктора много. В
группах рекомендуется иметь наборы разных полотен, лоскутов, которые должны
эстетично выглядеть и быть аккуратно обработаны. Например, один набор состоит из
небольших лоскутов размером 20×20 см, другой из лоскутов размером 40×40 см, третий
— 60×60 см. Желательно также иметь несколько полотен размером 300×300 (250×250) см.
Эти материалы удобны для хранения, хорошо стираются, не требуют особых затрат.
Хранить их можно в цветных коробках или в корзинах, в местах, доступных детям.
Игровые наборы можно составлять под конкретные образовательно-воспитательные
задачи (досуговые, коррекционные, развивающие).
Выводы
Периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека
на пути его развития и взросления. Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют
грамотного процесса сопровождения (организационного, психолого-педагогического).
Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по
проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры
выступают медиаторами (помощниками, посредниками) при взаимодействии взрослого с
ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, используются в
качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых
средств.
Художественное творчество несет в себе глубинную идею созидательности,
продуктивного переживания, возможности освоения мира и его переустройства «под
себя». И даже в самом раннем детстве это эффективное средство «встречи» ребенка с
миром, осуществленное в совместной творческой деятельности с другими людьми —
детьми и взрослыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Речь; Семантика-С, 2002.
2. Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности // Электронный научный
журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2006. – № 1. 1 п.л. URL:
/berezhnaya_10-12-2006.htm.
3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во
Московского ун-та, 1984.
5. Лыкова И.А. Коллаж из листьев. Детская флористика. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
6. Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и
символов // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AEmagazine.
– 2013. – № 2. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-
2013/lykova_2_2013.pdf.
7. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания
детей //// Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AEmagazine.
– 2013. – № 4. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-
2013/shkolyar_savenkova.pdf.