ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Сеничкина Екатерина Витальевна

аспирант кафедры живописи и композиции Кубанского государственного университета, Краснодар.

Аннотация: 
В статье характеризуются два взаимосвязанных вида деятельности – творческая и познавательная. Так как познавательная деятельность является основной в творческом процессе, то можно говорить о творческо-познавательной деятельности как центральном понятии в художественно-педагогическом образовании. Охарактеризованы этапы коллективной и индивидуальной творческо-познавательной деятельности. Автор утверждает, что профессиональные успехи выпускников художественно-графического факультета напрямую зависят от опыта творческо-познавательной деятельности и формирования в сознании её образно-понятийной модели.

Одной из основных целей современного образования является формирование свободной, творческой, конкурентоспособной и эффективно функционирующей в обществе личности, которая способна применять полученные знания в ситуациях любой сложности, новизны и предсказуемости и решать творческие задачи. Успешный специалист должен уметь рационально оценивать и анализировать свою профессиональную среду, быть креативным человеком. Исследования креативности, творчества, пожалуй, наиболее популярны и востребованы в современной социально-культурной обстановке. И, конечно же, говоря об учебно-творческом процессе будущих художников, невозможно не сказать о творчестве как особом психическом состоянии, теснее всего связанном с искусством. Ведь именно способность к созданию «нового» отличает художника от ремесленника, а успех в искусстве – это успех в творчестве. Современные исследования творчества и творческой деятельности дают представления о взаимосвязи творческого процесса и процесса познания. Функция познания отмечается в определении творческой деятельности как активность человека, направленная « на познание и преобразование окружающего мира и себя в нём путём создания новых продуктов материальной и духовной общественной ценности» [5]. Взаимосвязь процесса познания и творческого процесса выражена в его поэтапности. Начальными этапами являются: 1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач); 2) сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи [4]. Затем следуют этапы инкубации, озарения, проверки и воплощения замысла. Таким образом, можно утверждать, что познавательная деятельность является подготовительным этапом для творческой. Действительно, творчество заключает в себе познавательную функцию. Творческая личность способна к активному проявлению познавательной инициативы. Открытию нового закона, постановке актуальный для какой-либо сферы вопроса предшествует большая сознательная и бессознательная работа по изучению проблемы. В ином случае невозможны поиски новых способов ее решения. Говоря о познании и интеллектуальной инициативе, следует упомянуть исследование Д.Б. Богоявленская «Интеллектуальная активность как проблема творчества» [1], где также рассматривается тема взаимозависимости познавательной и творческой деятельности. Творчество здесь трактуется как интеллектуальная активность, «выход за пределы заданного» [1, с. 80] , а интеллектуальная активность – как «продолжение познавательной деятельности за пределами заданной ситуации» [1, с. 166] Учитывая, что «интеллектуальная активность – это не стимулированное извне продолжение мышления» [1, с.24], можно утверждать, что творческая личность обладает высокой степенью интеллектуальной активности. Она продолжает мышление и познавательную деятельность по собственной, ничем и никем «не стимулированной» инициативе уже за пределами «проблемной» ситуации. Это также подтверждает неразрывную связь творческой и познавательной деятельностей: творческая личность обладает высокой интеллектуальной активностью и познавательной потребностью; личность, самостоятельно продолжающую мышление за границами, обозначенными руководителем процесса, следует считать творческой. Именно поэтому в педагогическом исследовании имеет смысл говорить о явлении творческо-познавательной деятельности, которая понимается как «самостоятельная, высокоорганизованная, мотивированная деятельность, направленная на развитие творческих качеств личности будущего специалиста. Проявляется она в достижение высокого уровня реализации новых оригинальных подходов, путей и способов решения задач» [8, с. 11]. Познавательная деятельность – это «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное отражение человеческим сознанием объективной действительности, ее предметов, процессов и законов» [2]. В научной литературе также обращается внимание на то, что главной целью учебного познания является «способная к полноактивному бытию образно-понятийная модель деятельности» [7, с. 138]. Важно отметить и появление в советской педагогике методик проблемного обучения, согласно которым «роль “пускового” момента в активной познавательной деятельности выполняет познавательный интерес, возникающий в результате проблемной ситуации» [6, c. 96]. То есть новая, «проблемная» для субъекта обучения ситуация создает условие для проверки приобретенных знаний и навыков, а также формирует опыт творческо-познавательной деятельности. Из вышесказанного следует, что творческо-познавательная деятельность – это форма активного отношения личности к окружающему миру; её характерная черта – наличие самостоятельной познавательной и творческой инициатив, а результаты – формирование высокого уровня творческих качеств, образно-понятийная модель творчества, а также продукты материальной и духовной культуры. Взаимодействие творческой и познавательной деятельности можно представить так: « репродуктивное начало в психическом акте выполняет функцию сохранения и накопления социального и личного опыта, а продуктивное начало – функцию его приумножения » [7, с. 71]. Деятельность определяется как «неоднородная полиструктура, объединяющая много разных и разнонаправленных процессов, протекающих с разным темпом и, по сути дела, в разное время» [9]. Следовательно, творческо-познавательную деятельность в учебном процессе нужно описывать в двух плоскостях – как индивидуальную и коллективную. Процесс индивидуальной творческо-познавательной деятельности состоит из следующих этапов: 1. Проблемная ситуация. Постановка задачи (самостоятельно субъектом или иным руководителем процесса, преподавателем). 2. Познавательная инициатива. Интеллектуальный, осознанный поиск информации, специальных и тематических материалов. Формирование навыков и методов нахождения информации. 3. Инкубация, «скрытая работа», подсознательный поиск и обработка полученной на предыдущем этапе информации; 4. Возникновение идеи и сознательной формулировки решения задачи. 5. Планирование реализации идеи. 6. Интеллектуальная рефлексия, проверка замысла на состоятельность и оригинальность. 7. Непосредственное создание творческого продукта, оригинальное решение поставленной задачи. 8. Контрольная оценка созданного продукта, соотнесенность поставленных целей и полученных результатов (субъектом или иным руководителем процесса). Процесс коллективной творческо-познавательной деятельности включает такие этапы: 1. Формулировка единой для каждого участника коллектива задачи для её индивидуального выполнения. 2. Индивидуальная творческо-познавательная деятельность. 3. Публичная презентация личных проектов, результатов решения задачи; приобретение опыта публичной презентации себя и своих проектов. 4. Коллективное обсуждение и подведение итогов работы (группы в целом и индивидуальных достижений каждого). 5. Рефлексивной работы единичного субъекта о своих результатах по итогам публичной презентации. Явление творческо-познавательной деятельности – центральное в художественном образовании. Посредством её профессиональной организации, создания условий для функционирования личности будущего художника-педагога в описанном процессе мы сформируем модель деятельности в сознании студентов, которую они смогут реализовать самостоятельно уже в своей профессиональной карьере. Во все времена художник был высокообразованным человеком, обладал широким кругозором, эрудицией, имел собственное мнение об актуальных общественных проблемах. Именно поэтому организация творческо-познавательной деятельности – одна из главных задач художественного образования, тем более – педагогического. Студенты должны не только приобрести творческие навыки, но и усвоить модель самостоятельной познавательной инициативы в процессе их профессиональной деятельности. Познавательная деятельность – основа и главное условие профессиональной творческой деятельности. Поэтому необходимо подготовить специалиста, сознательно и самостоятельно мотивированного на активную творческую деятельность, основанную на познавательной. Решение этой задачи будет способствовать формированию ярких, творческих личностей, повышению общего уровня профессиональной компетентности выпускников. Личность человека не «предшествует» её деятельности – «как и сознание, она ею порождается» [3, с.76]. Творческая личность с высоким уровнем познавательной инициативы формируется и «порождается» творческо-познавательной деятельностью. Организация творческо-познавательной деятельности студентов будет способствовать созданию оптимальных условий для того, чтобы творчество имело место и в учебном процессе, и в профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: монография. – Ростов-на-Дону: Издательcтво Ростовского университета, 1983. – 176 с. 2. Каган М.С. Мир общения. – М., 1988. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004. – 105 с. 4. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. – Киев: Знание, 1978. – 47 с. 5. Поединкова Т. П., Сидоров С. В. Развитие самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности. Материалы международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2011 года. – Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 176 с. 6. Пурышева Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью при самостоятельной работе на уроках: дис. ... канд. пед. наук. – М., 1972. – 241 с. 7. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1988. – 168 с. 8. Устинова Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. – 27 с. 9. Щедровицкий Г.П. К характеристике категориальных определений деятельности // Проблема деятельности в советской психологии: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду Общества психологов. – Ч. 1. – М., 1977.