Все современные стандарты (как профессиональные стандарты педагога, так и стандарты педагогического образования), как известно, ориентированы на формирование компетенций, вне зависимости от того, в каких именно терминах эти компетенции сформулированы («знания», «умения», «трудовые действия»; общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции). В связи с этим повышается риск «натаскивания» студентов и утраты творческой составляющей педагогической деятельности.
Вместе с тем, в лучших традициях педагогической теории и практики педагогическая деятельность неразрывно связана с творчеством, которое рассматривается как процесс и результат деятельности, имеющей субъективную и / или объективную новизну, многофункциональной по своему характеру и назначению.
Очевидно, что творческое развитие будущего учителя – развитие его как субъекта творчества в педагогической деятельности – начинается еще на этапе профессионального обучения. Подготовка учителя не может ограничиваться сугубо рационально-логическими формами освоения содержания педагогического образования. В связи с этим и в контексте происходящих преобразований (реформирование педагогического образования) весьма актуальной становится проблема поиска образовательных технологий подготовки современного педагога, основу которых составляют развитие творческого потенциала обучающегося. Теоретико-методологической базой, позволяющей, с нашей точки зрения, решить заявленную проблему, является арт-педагогический подход.
Арт-педагогический подход – направление педагогики, обоснованное и раскрытое, прежде всего, в трудах О.С. Задориной (О.С. Булатовой) [2] и Н.Ю. Сергеевой [8]. Под арт-педагогическим подходом понимается ракурс рассмотрения педагогических явлений с точки зрения соотнесенности в образовательном процессе логико˗гносеологического и художественно-эстетического планов [2, 6].
Однако практическое воплощение арт-педагогического подхода требует его «инструментализации». Для этого необходимо создание некой обобщенной структуры арт-педагогической «технологии», позволяющей педагогу грамотно использовать арт-педагогические методы и средства в образовательном процессе и, тем самым, помимо решения собственно обучающих задач, способствовать творческому развитию будущего учителя.
В целом мы опираемся на трактовку образовательных технологий, предложенную в трудах В.М. Букатова [3], В.П. Беспалько и Г.К. Селевко [1, 5], Л.Г. Савенковой [6]. Учитывая специфику творческой деятельности, мы рассматриваем арт-педагогическую технологию в широком значении этого понятия, то есть как относительно свободное, вариативное сочетание этапов, форм, методов и средств обучения. Теоретическому обоснованию такой технологии и ее экспериментальной проверке и было посвящено наше исследование.
Основаниями для разработки модели арт-педагогической технологии стали: структура творческой деятельности [4]; интрапсихические механизмы творчества [5]; а также специфика арт-педагогических методов и средств. Разработанная модель арт-педагогической технологии была апробирована на базе Института психологии и педагогики ФГАОУ ВО «ТюмГУ» на материале учебного предмета «Педагогика: основы воспитания; основы дидактики» (16 акад. часов аудиторных практических занятий). Выборку участников исследования составили студенты, обучающиеся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» – 57 чел. Рассмотрим реализацию данной модели на примере конкретного занятия (таблица 1).
Таблица 1
Пример разработки учебного занятия с использованием арт˗педагогической технологии
Тема занятия
Задание по программным требованиям предмета
Используемые арт-педагогические средства
Воспитательный потенциал детского коллектива
Анализ этапов развития детского коллектива по произведению А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».
0. Когнитивный этап
Преподаватель и учащиеся анализировали содержание этапов становления детского коллектива по А.С. Макаренко и А.Н. Лутошкину. С помощью мультимедийного оборудования теоретический материал был представлен преподавателем с помощью электронной презентации.
Преподаватель знакомил с арт-педагогическим подходом, который для большинства студентов оказался новым материалом.
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Педагогический замысел
Фаза логического анализа
Студентам было предложено разделиться на 5 команд, что равно количеству этапов становления детского коллектива. Преподавателем были подготовлены карточки с наименованиями этапов и отдельно карточки с заданиями, которые необходимо было выполнить.
Фаза интуитивного решения
Преподаватель наглядно демонстрирует использование арт-педагогических средств на занятии. Главной целью этапа является актуализация творческих ресурсов и стимулирование учащихся к выполнению действий. Происходит предвосхищение конечного творческого продукта.
2. Проектировочный этап
- фотосредства
-изо-средства
- музыкальные средства
- танцевальные (двигательные) средства
-средства театрализаци.
- сочинение и анализ сказок
Разработка замысла
Вербализация интуитивного решения
Каждая подгруппа обсуждает план действий по поиску творческой идеи и способов ее реализации. Командам необходимо представить один из этапов становления детского коллектива в виде творческого продукта. Арт-педагогический инструментарий выбирался самостоятельно участниками команды.
Фаза формализации вербализованного решения
Творческие задания, прописанные в карточках, предполагали использование арт-педагогических средств. Описание содержания каждого задания выглядело следующим образом:
1. С использованием предложенных фотокарточек и открыток, необходимо создать коллаж, который будет отражать содержание выбранного этапа становления детского коллектива.
2. Отобразить специфику и содержание выбранного этапа с помощью средств театрализации. Необходимые условия выполнения: использование предложенного реквизита, сюжетная линия постановки, в которой можно будет проследить особенности этапа становления детского коллектива.
3. Создать коллаж, используя художественные средства и журнальные вырезки, который передаст основную суть выбранного этапа.
4. С помощью предложенных средств создать 3D макет одного из этапов становления детского коллектива.
5. Сочинить сказку или рассказ, с помощью которого окажется возможным раскрыть суть выбранного этапа. Как вспомогательное средство предполагается возможность использования мультимедийного оборудования для создания презентации.
3. Операционально – технический этап
Воплощение замысла и представление творческого продукта
Фазы актуализации объективных и субъективных ресурсов
После обсуждения творческой идеи учащиеся перешли к ее воплощению. Преподавателем были предложены различные арт-педагогические средства, с помощью которых участники команд могли реализовать свой творческий замысел в виде конечного продукта.
Фаза презентации замысла
По истечении отведенного времени каждой группе предлагалось продемонстрировать получившийся творческий продукт, сопровождая описанием функций педагога, характерных для определенного этапа становления творческого коллектива.
4. Контрольно-оценочный этап
Анализ и оценка результатов творчества
Фаза рефлексии
Индивидуальная рефлексия заключалась в заполнении оценочной карты, предложенной преподавателем, в которой студенты могли оценить продуктивность проделанной работы по каждому компоненту творческой деятельности.
Коллективная рефлексия включала в себя совместное обсуждение, анализ и оценку результативности и целесообразности выполненных заданий.
На «когнитивном» этапе деятельности происходит насыщение необходимым теоретическим материалом и знаниями как в изучаемой предметной области, так и в области арт-педагогики. На мотивационно-ориентировочном этапе преподаватель демонстрирует процесс возникновения и воплощения творческой мысли или идеи, тем самым побуждая к действию учащихся и стимулируя их творческий поиск, вербализирует педагогический замысел предполагаемой работы (задания). Этому этапу соответствуют фазы логического анализа и интуитивного решения [5]. При этом «путь» от анализа до решения «надстраивается» по большей части интиутивно, без развернутого научного обоснования и формализации.
На проектировочном этапе замысел начинает приобретать определенную структуру и переходить в понятия и категории. Этому этапу соответствуют фазы вербализации и формализации интуитивного решения [5]. Иначе говоря, предполагаемое решение «проговаривается» и приобретает словесную форму, которая затем уточняется и формализуется в научных терминах.
На операционально-техническом этапе осуществляется практическое воплощение замысла. Этому этапу соответствуют фазы актуализации объективных и субъективных ресурсов, необходимых для воплощения замысла. Привлекаются материально-технические средства, информационные технологии и базы данных, специфические арт-средства (фото-, видео-, изо-, библио- средства и др.). «Проявляется» широкий круг личностно-профессиональных компетенций (знания, умения, навыки, способности, ценностные ориентации, отношения и др.).
На контрольно-оценочном этапе (фаза рефлексии) осуществляется само- и взаимоанализ и итоговая оценка хода и результатов творческой деятельности, определяются коррективы, которые необходимо внести в деятельность для повышения ее продуктивности. На этом этапе востребованы современные методы и средства оценки компетенций студентов.
На каждом из этапов творческой деятельности возможно использование широкого спектра арт-методов и средств, в зависимости от специфики изучаемого предмета, особенностей конкретного задания, актуального и потенциального уровней развития обучающихся, мастерства самого педагога и других факторов. Конкретное воплощение арт-средства находят в действиях преподавателя и студентов и результатах этих действий.
Констатирующая и контрольная диагностика уровней творческого развития осуществлялась с применением валидного диагностического инструментария: тест «Диагностика личной креативности» Е.Е. Туник (когнитивный компонент творческого развития); опросник «Личная склонность к творчеству» Г. Дэвис (мотивационный компонент творческого развития); опросник «Проявление творчества в разных сферах жизни» С.В. Нигматулина (деятельностный компонент творческого развития). Сравнительный анализ результатов исследований позволяет нам оценить динамику творческого развития будущих педагогов (таблица 2).
Таблица 2
Динамика творческого развития будущих педагогов по результатам апробирования арт-педагогической технологии, n=57 человек, сентябрь, май 2017 г.
Результаты исследования позволяют констатировать следующее. В экспериментальной группе на том же уровне выражены показатели «любознательность» и «воображение», что проявляется как устойчивое стремление к новым знаниям, выбор интересных путей решения какой-либо проблемы, склонность к фантазированию и мечтаниям. Вместе с тем, более выраженным стал показатель «сложность», что проявляется как готовность ставить перед собой более сложные цели и задачи и выбирать более интересные и креативные пути их достижения.
У студентов экспериментальной группы превалирует средний и высокий уровень личной склонности к творчеству, что свидетельствует о повышении мотивации к творческой деятельности. В развитии деятельностного компонента значимых изменений не произошло. Вероятно, это связано с тем, что обучающиеся «связали» творчество с конкретным предметом, в рамках которого происходило апробирование арт˗педагогической технологии. Возможно, для реализации творчества в более широком контексте жизнедеятельности обучающимся необходимы дополнительные социально-педагогические условия (например, более широкое применение арт-педагогической технологии в образовательном процессе).
Таким образом, опыт апробирования модели арт˗педагогической технологии, включающей в себя:
описание и анализ этапов творческой деятельности;
описание интрапсихических фаз творческого процесса;
описание обучающих и развивающих возможностей арт-педагогических средств, использование которых целесообразно на каждом этапе и фазе творческой деятельности;
формулировку основных педагогических задач и действий преподавателя и студента на каждом этапе деятельности и фазе творческого процесса, способствует развитию когнитивного и мотивационного компонентов творчества студентов.
Разработанная нами арт˗педагогическая технология является вариативной и универсальной, что говорит о возможности ее адаптации к материалу практически любого предмета. Представляется, что данная технология поможет будущему учителю актуализировать свой творческий потенциал и резерв возможностей, что является важным аспектом подготовки к педагогической деятельности.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
2. Булатова О.С Арт-педагогический подход в образовании / О.С. Булатова. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.
3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие / В.М. Букатов. – М.: Флинт, 1997.
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Кан–Калик – М.: Просвещение, 1987.
5. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976.
6. Савенкова Л.Г. Технологии интегрированного полихудожественного обучения (продолжение; начало – в № 4 2010, № 3 2011) / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2011. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/integrirovannye-polihudozhestvennye-tehnologii-obucheniya.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
8. Сергеева Н.Ю. Арт–педагогика: радость самовыражения: учебно-методическое пособие / Н. Ю. Сергеева. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004.