ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ «POSITIVE YOUTH DEVELOPMENT»

Большакова Юлия Михайловна

кандидат политических наук, доктор философии, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62543

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость деликатного, осторожного и опосредованного управления педагогическим процессом социализации подростков, позволяя им стать не просто объектом педагогического воздействия, но и обрести субъектную роль в этом процессе. В этом плане перспективным представляется педагогический подход с позиции «позитивного развития молодежи» (PYD). Подчеркивается педагогический потенциал культуры и искусства как эффективных инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Дается обзор и оценка программ творческого развития молодежи, органично сочетающих в себе основные принципы PYD с уникальными программами по искусству для молодежи. Делается вывод о перспективности использования подхода PYD при разработке отечественных программ творческого развития молодежи при условии органичного включения этого подхода в национальный социокультурный контекст.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания 
Министерства просвещения Российской Федерации
«Формирование эффективных моделей и технологий коррекции 
девиантного поведения подростков в различных учреждениях 
с использованием художественного образования и культурологии» на 2020 год


То обстоятельство, что педагогическая деятельность, связанная с решением проблем социализации молодежи вообще и подросткового контингента, в частности, требует особого подхода, подтверждается целым рядом исследований.
Эта особенность обусловлена, в первую очередь, стремлением к самоутверждению на фоне недостаточной социализации, еще недостаточного усвоения подростком социальных норм и ценностей. В этих условиях такое стремление к самоутверждению часто приобретает протестную форму. Таким образом, встает крайне сложная задача обеспечения  деликатного, осторожного и опосредованного управления процессом социализации подростков, позволяя им стать не просто объектом педагогического воздействия, но и обрести субъектную роль в этом процессе.
В этом плане перспективным представляется педагогический подход с позиции «позитивного развития молодежи», который резко контрастирует с другими педагогическими подходами, сосредоточенными скорее на проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди во время взросления, такими, как: неспособность к обучению; аффективные расстройства; асоциальное поведение; низкая мотивация; курение; употребление алкоголя, наркотиков; психосоциальные кризисы и др. 
Подходы, ориентированные на профилактику и преодоление проблем, долгое время являлись доминирующими в педагогике и психологии. В таких моделях подростковый период рассматривается как период, чреватый опасностями и трудностями, а сами подростки - как носители этих потенциальных проблем, которые должны быть преодолены прежде, чем они смогут причинить серьезный вред себе или другим. Такого рода проблемно-ориентированное видение доминировало в большинстве профессиональных сфер, связанных с работой с молодежью, в т.ч. педагогики и психологии.
Новый подход к развитию молодежи привел к более позитивным установкам в отношении молодежи. Этот подход рассматривает молодежь, скорее, как ресурсы, а не как проблемы для общества. Позитивная перспектива развития молодежи подчеркивает явные возможности, а не потенциальные проблемы и трудности молодых людей (в т.ч., молодых людей из неблагополучных семей).
Таким образом, позитивный подход к развитию молодежи направлен на обучение и вовлечение молодежи в продуктивную деятельность, а не на коррекцию, исправление или лечение.
Несмотря на отсутствие четкого определения «позитивного развития молодежи», можно выделить ключевые компоненты, которые лежат в основе этого подхода [10].
• Акцент на позитивных результатах: подход сосредотачивается на положительных, здоровых результатах (в отличие от акцента на преодолении негативных последствий, таких как подростковая беременность, токсикомания, насилие и т.д.).
• Рассмотрение молодежи в качестве активного участника любой молодежной инициативы.  Молодые люди должны быть равноправными партнерами в этом процессе. 
• Стратегии развития молодежи направлены на вовлечение всей молодежи.
• Предполагается, что создание благоприятных условий для обучения и творческого развития всей молодежи приведет к достижению позитивных результатов и одновременно будет являться хорошей профилактикой подростковых проблем и трудностей.  Вместе с тем экспертами в данной области признается необходимость сочетания универсальных подходов с подходами, нацеленными на подростков, сталкивающихся с дополнительными проблемами.
• Долгосрочное участие: развитие молодежи предполагает долгосрочное участие в образовательных программах по искусству и культуре. Деятельность и поддерживающие отношения должны продолжаться в течение длительного периода времени, чтобы быть эффективными. Они должны сопровождать молодых людей на протяжении всего периода их взросления. Хотя к положительным результатам приводят и краткосрочные программы, стратегии развития должны предполагать долгосрочные программы.
• Участие сообщества (внешние активы развития): развитие молодежи подчеркивает важность вовлечения социальной среды, которая влияет на то, как молодые люди растут и развиваются. Это включает в себя не только семью и сверстников, но и сообщество, в котором они живут.
• Акцент на сотрудничество: позитивное развитие молодежи требует участия  различных субъектов, сотрудничество может выражаться в разных формах. 
Значительным педагогическим потенциалом в социализации и творческом развитии молодежи обладают средства художественного образования и  культурологии.
Многие исследования доказывают, что занятия искусством способствуют достижению академических успехов;  искусство формирует у молодых людей устойчивое просоциальное поведение и чувство собственного достоинства; способствует созданию здоровых и поддерживающих сообществ для молодежи; искусство помогает в успешном переходе во взрослую жизнь и развитии востребованных навыков.
Действительно, культура вообще, и художественные образы, в частности, являются выразителями социальных норм и ценностей общества.
Овладение индивидом культурой через сопереживание и интериоризацию художественных образов является одним из основных факторов, имплементирующих социальные нормы и ценности в формирующееся индивидуальное сознание, способствуя, таким образом, эффективной социализации личности.
Сопереживание и интериоризация, являясь неформальными (невербальными) механизмами восприятия социальных норм и ценностей, обеспечивают наибольшую эффективность педагогического воздействия в формировании просоциальной составляющей индивидуального сознания и социального поведения подростков.
Исследования подтверждают существование значительной корреляции между участием молодежи в образовательных программах по искусству и культуре и развитием просоциального поведения, уменьшением эмоциональных проблем [2, 4, 5, 9].
Одним из подходов, органично сочетающих основные принципы PYD с художественными программами  для молодежи, является «Creative Youth Development» (CYD) - обобщенная практика развития молодежи, которая направлена на овладение практическими навыками создания произведений искусства, гармоничное сочетание  развития в области гуманитарных наук с формированием важных жизненных навыков, полноценного использования подросткового возраста и перехода во взрослую жизнь.
Таким образом, положительные результаты участия молодежи в программах CYD не ограничиваются высокими достижениями в области искусства. В США молодые участники программ CYD утверждают, что участие в программах по искусству и культуре спасло их жизни, обеспечило позитивные траектории развития, отвлекло от банды, употребления наркотиков, преступности и помогло справиться с депрессией [7, 11].
Организации и программы CYD объединяют тех, кто работает в области искусства, гуманитарных наук и научно-обоснованного развития молодежи с акцентом на предоставлении молодым людям возможностей для творческого поиска и самовыражения [3]. 
Важно отметить, что программы CYD рассматривают молодежь как активных агентов собственных изменений, с присущими им сильными сторонами и навыками, которые необходимо поддерживать и развивать.
Одна из причин, обусловивших высокую эффективность программ творческого развития молодежи связана с тем, что молодежь рассматривается как значимый ресурс и партнер в педагогическом процессе обучения, а не сосуд, который необходимо заполнить или проблемы, которые необходимо решить [7].
В отличии от однократного посещения музея и соответствующего педагогического эффекта от этого посещения, высокий педагогический потенциал программ CYD объясняется постоянным участием, которое со временем становится еще более глубоким, за счет в т.ч. овладения необходимыми навыками и формирования чувства принадлежности к сообществу.
Программы CYD контрастируют, например, с более узконаправленной программой консерватории [7], которая строго связана с музыкальным исполнением. Программы CYD отличаются также от художественных программ, выполняющих функцию удержания молодежи от негативного влияния улиц, но ограниченных при этом в целях или ожиданиях от обучения участников. 
На территории США реализуются сотни программ творческого развития молодежи (г.о. программ по искусству и культуре). На основании тематических исследований лучших программ по искусству и культуре, а также интервью с экспертами в области искусства, были сформулированы основные принципы, лежащие в основе CYD [8, 12]: 
1. Привлечение в качестве педагогов (наставников) специалистов творческих профессий из числа практикующих профессионалов (художников, музыкантов и т.д.), стимулирование их деятельности не только морально, но и материально. 
2. Приверженность руководителей проектов высококачественным художественным программам, подтверждаемая их публичной деятельностью, осуществляемой на регулярной основе.
3. Педагогический процесс реализуется в специальных помещениях, дизайн и интерьер которых максимальным образом способствует созданию творческой атмосферы. 
4. Формируется и поддерживается культура уважения к творческому самовыражению и самоутверждению участников.
5. В качестве кульминационного пункта программы выступают качественно организованные публичные мероприятия (выставки, концерты и т.д.).
6. Позитивные отношения со взрослыми наставниками и сверстниками воспитывают у молодежи чувство сопричастности.
7. Молодые участники активно привлекаются к формированию программ по искусству и культуре и распределению ролей. 
8. Программы предполагают практическое развитие навыков с использованием современного оборудования и технологии.
9. Программы предусматривают вовлечение всех заинтересованных сторон в создание сети поддержки как молодых участников, так и программ.
10. Программы предусматривают реализацию мер моральной и физической безопасности для молодых участников.
Исследователи обнаружили, что потребности и ожидания подростков от участия во внешкольных программах по искусству, в значительной степени совпадают с тем, что, по мнению экспертов, составляет мотивацию подростков в них участвовать, и с тем, что программы передового опыта демонстрируют в своих подходах. Это подтверждается высоким уровнем участия в программах и длительным сроком этого участия, часто охватывающем три и более лет.
История CYD в США берет свое начало с бесплатных образовательных программ по искусству для малообеспеченной молодежи и поощрения молодежной инициативы в формировании этих программ, учреждения к 1889 г. Халл-Хаус, первого поселенческого дома в движении центров помощи экономически неблагополучным иммигрантам. В 1892 г.  соучредители Халл-Хаус - Джейн Аддамс и Эллен Гейтс Старр основали первую общественную школу искусства в США для обеспечения доступа к программам искусств для детей иммигрантов. Художественные программы включали обучение изобразительному искусству, музыке, драме и танцам, а также проведение выставок и перформансов и подчеркивали значение искусства как средства самовыражения, коммуникации и выражения культурной идентичности.
Халл-Хаус пользовался авторитетом и уважением, и практика предоставления художественных программ быстро распространилась. В 1914 году уже насчитывалось 400 поселенческих домов и почти все они имели художественные программы, ориентированные как молодежь, так и на взрослых [6].
В 1937 году была создана Национальная гильдия общинных музыкальных школ, при поддержке которой инициировано создание программы искусства для всех, миссия которой состояла в продвижении идеи и поддержании возможности обучения искусству на протяжении всей жизни. Национальная Гильдия в настоящее время является одной из ключевых организаций, помогающих осуществлять продвижение CYD на национальном уровне в партнерстве с Президентским комитетом по искусству и Гуманитарным наукам, Массачусетским культурным советом Национальной ассамблеи агентств по искусству и др.  
Знаковое событие в контексте развития практики CYD может быть датировано мартом 2014 года и произошло в рамках первого Национального саммита. Термин «творческое развитие молодежи» был единодушно принят в ходе обсуждений и планирования результатов саммита, чтобы более четко сформулировать преимущества программ CYD для более широкой аудитории. 
Несколько штатов (Калифорния, Джорджия и Массачусетс) успешно интегрировали поддержку программ CYD в агентства и советы по культуре,  финансирующие общественные организации или участвующие в частно-государственном партнерстве.
Другие штаты, такие как Род-Айленд, продемонстрировали успех на местном уровне, где школы сотрудничают с общественными организациями в целях содействия развитию программ творческого развития молодежи.
Так, например, миссия сети «Искусство для молодых заключенных» (The Arts for Incarcerated Youth Network /AIYN) [13] (Калифорния) состоит в использовании художественного образования в качестве альтернативы наступления юридической ответственности и рассматривается как стратегия предоставления «второго шанса» несовершеннолетним правонарушителям. Благодаря партнерству окружного отдела в Лос-Анджелес и Комиссии по искусству, сеть «Искусство для заключенных» организуют программы по искусству для 17 мест содержания под стражей несовершеннолетних и более 500 заключенных молодых людей. Межведомственное сотрудничество использует художественное образование, чтобы органично соединить академическое обучение с дополнительными занятиями по искусству и ознакомлением участников с возможностями карьерного роста в искусстве.
«Искусство для молодых заключенных» является единственным художественным объединением для заключенных молодых людей в штате Калифорния и обеспечивает координацию и поддержку организациям по искусству, обслуживающим молодежь в системе ювенальной юстиции округа Лос-Анджелес. AIYN использует искусство как педагогическое средство исправления молодежи и способ изменения системы ювенальной юстиции в лучшую сторону. В рамках AIYN 14 учреждений-членов осуществляют поддержку молодежи, содержащейся в местах лишения свободы в округе Лос-Анджелес, обеспечивая их высококачественными  программами по искусству и культуре, которые включают в себя литературное творчество, ораторское мастерство, изобразительное искусство, театр, цифровые медиа, танцы и музыку. В 2015 году была разработана первая мультидисциплинарная программа по искусству для молодых заключенных в округе Лос-Анджелес. (в рамках 5-недельного пилотного проекта занятия искусством проходили с понедельника по пятницу в шести лагерях, где каждую субботу демонстрировались успеваемость участников). Благодаря координации предложений членов AIYN, возможность художественного образования была предоставлена более 240 участникам с помощью уникальной и разнообразной программы. Это позволило участникам изучать различные дисциплины, включая исполнительское искусство, письмо, изобразительное искусство и музыку. Предварительные и последующие оценки зафиксировали обретение уверенности в себе участниками программы,   развитие у них чувства эмпатии, готовности и способности к сотрудничеству и оптимизма в отношении своего собственного будущего.
AIYN поддерживает идею использования арт-педагогики в процессе ресоциализации молодых заключенных, что способствует гуманизации системы ювенальной юстиции.  В основе модели AIYN лежит представление о том, что искусство и культурная деятельность являются преобразующей практикой. Педагогический потенциал искусства реализуется на разных уровнях - от индивидуального «исцеления» и самовыражения, которые становятся возможными в результате обращения к творчеству, до создания сплоченности членов общества посредством совместного участия в художественных проектах и практики по созданию произведений искусства.
Общественный культурный совет Массачусетса- учреждение, занимающееся пропагандой искусства, гуманитарных и естественных наук для создания богатой культурной жизни для своих жителей определил программы творческого развития молодежи как важную часть государственного художественного образования, экосистемы с инфраструктурными связями для развития молодежной среды [1]. 
Подводя итог сказанному, отметим, что несмотря на высокий педагогический потенциал программ творческого развития молодежи, актуальной задачей остается гармонизация формы и содержания процесса развития этой практики. Это касается как необходимости поиска новых форм, адекватных динамично развивающейся реальности, так и гармонизации формы и содержания в ходе реализации программ творческого развития молодежи – задачи, обладающей непреходящей актуальностью. Только в условиях быстрой адаптации формы к динамично изменяющемуся содержанию социальной жизни возможно достижение необходимой эффективности программ творческого развития молодежи в практике просоциальной ориентации подростков. 
Полагаем также, что педагогический подход с позиции «позитивного развития молодежи» (PYD) является перспективным при разработке отечественных программ творческого развития молодежи, в которых ставятся задачи не только избегания асоциального поведения, но и достижения значимых позитивных изменений. При этом очень важно, чтобы данный подход был органично включен в национальный социо-культурный контекст.
ЛИТЕРАТУРА
1. Afterschool and Youth Development [Электронный ресурс]. – URL: https://dfcs.georgia.gov/prevention-and-community-support section/initiatives/georgia-afterschool-youth-development-asyd (дата обращения: 08.12.2019).
2. Donelan, K., O'Brien, A. Creative interventions for marginalised youth: The risky business project. City East: Drama Australia, 2008.
3. Excellence on stage and in life: The Mosaic Model for Youth Development through the Arts [Электронный ресурс]. – URL: https://www.issuelab.org/resources/2352/2352.pdf (дата обращения 18.10.2019).
4. Fuller, S. Youth participation in arts, heritage, culture and community: A national conversation. Canada: Atlantic Evaluation Group, 2009 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aiynetwork.org/ (дата обращения: 08.12.2019).
5. Hunter, M. A. Education and the arts: Research overview. A summary report prepared for the Australia Council for the Arts. Sydney: Australia Council for the Arts, 2005.
6. Mass Cultural Council  [Электронный ресурс]. – URL: https://massculturalcouncil.org/creative-youth-development/youthreach (дата обращения 08.12.2019)
7. Montgomery, D. The Rise of Creative Youth Development] [Электронный ресурс]. – URL: https://www.creativeyouthdevelopment.org/wp-content/uploads/2016/09/Rise-of-Creative-Youth-Development.pdf (дата обращения: 08.11.2019).
8. Montgomery, D., Rogovin, P. et al. Something to Say: Success Principles for Afterschool Arts Programs From Urban Youth and Other Experts. The Wallace Foundation. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wallacefoundation.org/knowledgecenter/Documents/Something-to-Say-Success-Principles-for-Afterschool-ArtsPrograms.pdf (дата обращения: 02.11.2019).
9. Personal development of children and youth. Making the case for the culture [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.creativecity.ca/database/files/library/personal_social_development_youth.pdf(дата обращения: 05.12.2019).
10. Positive Youth Development Resource Manual. Act for youth development upstate center of excellence] [Электронный ресурс]. – URL: https://ecommons.cornell.edu/bitstream/handle/1813/21946/PYD_ResourceManual.pdf;jsessionid=62C062B25F8C208DA54764ABB8760C64?sequence=2 (дата обращения 10.11.2019).
11. Rabkin. N., Reynolds, M.,  Hedberg, E. and Shelby, J. Teaching Artists and the Future of Education: A Report on the Teaching Artist Research Project. NORC: University of Chicago, 2011.
12. Shirley Brice, H., Soep, E. and Roach, A. Living the Arts Through Language-Learning: A Report on Community-Based Youth Organizations // Americans for the Arts Monographs. – 1998. – Vol. 2 (7). P. 3-10.
13. The Arts for Incarcerated Youth Network [Электронный ресурс]. -  URL: https://www.aiynetwork.org/ (дата обращения: 08.12.2019).