Двадцать первое столетие стало временем стремительного изменения всего и вся.
Иногда стало достаточным нескольких лет для практически полного изменения
представлений о мире, а то, на что ранее требовалось многие и многие десятилетия, а то и
столетия, преображается за какие-то несколько дней, месяцев, лет. Если всего лишь
несколько десятилетий назад прекрасная натренированная память, престижный вуз
служили важнейшими слагающими будущего успеха для молодого человека, то теперь всё
изменилось. Знания мгновенно «устаревают», а на смену запоминанию приходит умение
быстро оперировать известной информацией. Классические «знания – умения – навыки»
(ЗУНы) вытесняются «универсальными учебными действиями» (УУД), новыми
показателями, характеризующими успешность освоения ребёнком образовательной
программы. И именно поэтому успешный человек, т. е. эффективный в экономической и
социальной жизни, самореализовавшийся в той или иной сфере, это человек творческий.
Именно творчество является той универсальной характеристикой, которая позволяет с
высокой долей вероятности прогнозировать и будущую успешность, и востребованность
человека в современном мире.
Наука и образование должны сделать всё возможное для творческого развития
человека, так как именно здесь сокрыты истоки инновационного развития и общества, и
государства. Поэтому важно не утратить творческий импульс, сокрытый в каждом
ребёнке, развить его, и только тогда можно быть уверенным в том, что вне зависимости,
от сферы его будущей профессиональной деятельности, он будет успешным во взрослой
жизни. И поэтому приобщение к искусству с раннего возраста – необходимое условие
успешности во взрослой жизни.
Российской, а затем и советской педагогикой накоплен огромный опыт
практического приобщения к искусству детей, формирования у них эстетического
отношения, творческого развития [7]. Нисколько не отрицая и не умаляя заслуг
отечественной педагогики, следует, однако, понимать необходимость серьёзной
корреляции сложившихся подходов к развитию творческого потенциала ребёнка с учётом
его очень быстрой изменчивости. Кроме того, надо учитывать и принципиально новые
организационные и нормативно-правовые условия, в которых оказались российские
образовательные учреждения. Поэтому принимая и признавая «классические» труды по
проблемам творческого развития старших дошкольников и младших школьников, следует
в то же время искать новые организационные формы, больше отвечающие современным
социокультурным реалиям.
В педагогике за последние десятилетия подробно разработаны и описаны формы и
методы организации творческого развития ребёнка в дошкольном образовательном
учреждении [5], в начальной школе [3], в условиях перехода из детского сада в школу (в
составе единого образовательного комплекса) и т. д. Однако очень слабо представлены
такие образовательные модели, «ядром» которых был бы вуз, а сам процесс развития
детей протекал бы в сфере дополнительного образования. Именно это направление (вуз
как центр всего образовательного комплекса и как главный координатор развития
дополнительного образования по «своему направлению») и представляется на
сегодняшний день особенно актуальным и перспективным, особенно с учётом тех
глобальных изменений, которое претерпевает сегодня всё российское образование,
находящееся в ситуации завершения перехода от знаниевой парадигмы к развивающей.
Универсальным свойством образовательной парадигмы является широкая
представленность важнейших её методологических положений в учебно-методической
литературе, закреплённость в типовых и «базовых» учебниках, программах, пособиях. С
этой точки зрения середина 2010-х гг. становится рубежной, так как начинается массовый
переход на обучение по ФГОСам; кардинально меняется преподавание в высшей школе
(традиционная двухуровневая европейская модель становится повсеместно
распространённой). Вносятся значительные изменения в систему дополнительного
образования детей и подростков.
В 2010-е гг. были принято сразу несколько правовых документов, определивших
стратегию и тактику развития дополнительного образования в России. Прежде всего это
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013
№ 30468) и Концепция развития дополнительного образования (утверждена
распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04 сентября 2014 г.). В этих документах не
только закреплены системно-деятельностный подход и развивающее обучение, но и
сделаны акценты на усиление воспитательного потенциала дополнительного образования,
на углубление его ценностного содержания, на необходимость построения и организации
многоуровневого взаимодействия образовательных организаций. Благодаря Концепции и
приказу Минобрнауки РФ, а также иным нормативно-правовым актам, их дополняющим и
развивающим, создаются все предпосылки для становления и развития непрерывного
дополнительного образования в «творческих» вузах.
В педагогике неоднократно отмечалась значимость дополнительного образования в
профориентационной деятельности [2], однако наступило время для реализации нового
понимания дополнительного образования – как возможности для профессионального
становления мастера, а также как к существующей параллельно и в дополнении к
основной программе возможности для профессионального развития. В том, что именно
здесь таится огромный педагогический потенциал убеждает опыт ФГБОУ ВО Академии
изящных искусств и изящных искусств Сергея Андрияки.
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки – это огромный
образовательный комплекс, основной задачей которого является развитие классической
старинной многослойной акварельной живописи. Отсюда и важнейший методологический
принцип Академии – от мастера к ученику, который реализуется на всех уровнях
образовательного процесса, в том числе и в дополнительном образовании. Данный
принцип основывается на традициях классической системы преподавания искусства, на
методических принципах системы преподавания Императорской Академии художеств и
Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-
Петербурге, Строгановского училища технического рисования и Московского училища
живописи, ваяния и зодчества в Москве. Обучение построено на том, что искусство
открыто каждому, а потому любой учащийся, любой интересующийся искусством человек
может получить основы профессиональных знаний. Поэтому изначально в Академии
развивается дополнительное художественное образование, адресованное и детям, и
взрослым.
Разновозрастной состав обучающихся на курсах или в группах дополнительного
образования обусловил различия в построении образовательных программ. Впрочем, эти
различия связаны исключительно с учётом психологических и возрастных особенностей
детей. Обучение проходит под руководством опытных педагогов, профессиональных
художников. Идеология курсов, основанная на системе и методике С. Н. Андрияки и
классических традициях преподавания искусства, остаётся неизменной во всех группах
обучающихся. Благодаря этому обеспечивается единство образовательной программы,
создаётся общая концептуальная основа всего дополнительного образования.
Непрерывная система дополнительного художественного образования в Академии
живописи и изящных искусств Сергея Андрияки основывается на: единой идеологии и
методологии построения всего образовательного процесса, модульности курсов
дополнительного образования, преемственности между всеми этапами обучения,
открытости образования. Обучающиеся на курсах дополнительного образования по
общеразвивающей программе «Академический рисунок и акварельная живопись» со
сроком обучения от 4 до 6 лет старшего дошкольного и младшего школьного возраста, на
начальном этапе обучения, могут успешно продолжать профессиональное
художественное образование в более старшем возрасте; наиболее одарённые дети
получают подготовку к дальнейшему продолжению образования в этой сфере. Кроме
курса акварели («Основы акварельной живописи» для детей от 6 лет до 10 лет со сроком
обучения 3 года) детям также предлагается несколько курсов, сроком освоения 2 года. Это
– «Основы анималистической скульптуры» (с 6-летнего возраста), «Основы
художественной керамики» (с 8-летнего возраста), «Витражное искусство» (с 8-летнего
возраста), «Римская мозаика» (с 8-летнего возраста), «Гончарное искусство» (с 8-летнего
возраста). Все курсы рассчитаны на индивидуальную работу с обучающимися, проходят в
специализированных мастерских. На всех занятиях также реализуется важнейший
методологический принцип Академии – от мастера к ученику, а обучение проходит в
пространстве музея, в сотрудничестве разных видов искусства.
Ряд занятий обязательно проводится в музейно-выставочном комплексе, состоящем
из 8 выставочных залов и Музея акварели (около 250 кв. м.), где выставлено несколько
сотен произведений западноевропейских художников акварелистов, там же проводятся
выставки произведений великих мастеров изобразительного искусства из ведущих музеев
мира. Небольшие группы обучающихся, от 6 до 14 человек, позволяют организовывать
занятия непосредственно в пространстве музея. Таким образом, в Академии воплощена
одна из идей педагогики 20-х гг. прошлого столетия, предполагавшая, что дети будут
приобщаться к искусству в музее [1, 4], о значимости которой многократно писали и
современные учёные [8].
Творческое развитие детей – процесс сложный и неоднозначный. Из истории
известно, как опасна чрезмерно развиваемая детская одарённость [6]. И тем не менее в
процессе творчества дети старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного
возраста выходят на такие результаты, которые позволяют выявлять у них раннюю
одарённость в области изобразительного искусства и направлять её развитие при помощи
профессионалов в своей области – художников, признанных мастеров своего дела.
Дополнительное образование, охватывающее детей и подростков различных
возрастных групп, позволяет не только подготовить обучающихся к продолжению
занятий в высшем профессиональном образовании – в Академии живописи и изящных
искусств Сергея Андрияки, но и значительно расширить кругозор, активизировать
творческий потенциал. В то же время модульный принцип построения курсов позволяет
подросткам не ограничиваться в своём профессиональном выборе сферой искусства; в
этом случае дополнительное образование выполняет развивающие и просветительские
функции. Для них дополнительное образование становится первым этапом
предпрофильного образования. Дополнительное образование взрослых направлено на
приобретение дополнительной квалификации или совершенствование в профессии, или
удовлетворение личных потребностей. Однако оно в силу своей модульности и
открытости оказывается востребованным и теми, кто ранее обучался на курсах Академии
в детском и подростковом возрасте, и студентами Академии. В этом непрерывность
дополнительного образования, впервые оказавшись в котором в раннем возрасте дети –
старшие дошкольники и младшие школьники, начинают своё творческое развитие.
При поступлении на курсы дети проходят собеседование, включающее не только
творческий конкурс, призванный установить исходный уровень развития ребёнка, но и
беседы с педагогом-организатором, призванные выявить круг его интересов, ценностные
и творческие приоритеты, установить мотивацию к занятиям искусством. Из этого
слагается индивидуальная траектория творческого развития учащегося. Важно отметить,
что на курсы приходят все желающие, что, однако, не исключает индивидуальный подход
к их творческому развитию.
В 2014 году по результатам такого опроса было установлено, что в Академию, хотя
она принимает всех желающих, приходят высокомотивированные дети – все любят
рисовать. Для подавляющего большинства рисование – любимый вид времяпровождения
(более двух третей опрошенных), далее с большим отрывом разместились – чтение,
прогулка, игра и т. д. Однако творчество они рассматривают прежде всего не как способ
улучшить свои результаты на занятиях («лучше рисовать» – так обозначило своё видение
творчества менее трети детей), а как источник вдохновения (почти половина), фантазии
(чуть меньше трети). И это несмотря на то, что социальное признание очень важно для
обучающихся: боле трёх четвертей детей высказали желание участвовать в выставках и
творческих конкурсах, для двух трети занятия в вузе – это возможность научиться лучше
рисовать.
Таким образом, говоря о мотивации детей 6 – 10 лет, занимающихся на курсах
дополнительного образования при Академии, к творческой деятельности, можно отметить
и социально-значимые моменты (успех на выставках, успешность как художника) и
внутренние творческие (рисование источник творчества – вдохновения, фантазии и т. д.).
Дополнительное образование в рамках образовательного комплекса Андрияки
становится первым этапом в приобщении к творчеству детей, а также первым звеном
непрерывного художественного образования. Благодаря этому происходит и сохранение
традиций русской академической школы, и развитие классической техники акварели, и
популяризация традиционного реалистического искусства. В Академии живописи и
изящных искусств Сергея Андрияки сложилась уникальная система непрерывного
дополнительного образования, направленная как на решение узкопрофессиональных, так и
общеразвивающих задач. Дальнейшее развитие и совершенствование данной системы –
залог успешности всего российского художественного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале
пространственных искусств. – М.: Новая Москва, 1925. – 250 с.
2. Берникова О. В. Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и
формирования социально-полноценной личности //Вестник МГУКИ, 2015. – № 1. – С. 176–182 (0,8 п. л.).
3. Коротеева Е. И. Способности как актуальная проблема современной психолого-педагогической науки
//Педагогика искусства: Электронный научный журнал – режим доступа http: // www.art-education.ru/AE-magazine/, № 4,
2010 (0,5 п.л.).
4. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
5. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности
дошкольников: Автореф. дисс. … доктора пед. наук. – М., 2009. – 54 с.
6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А., Чубук Н. Ф. /Под ред. А. А. Мелик-Пашаева.
Психология одарённости: художественная одарённость. Выпуск 2. – М.: МИОО, 2005. – 128 с.
7. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: АПН РСФСР, 1961. -
334с.
8. Фомина Н. Н. Концепция художественно-педагогического музея. – М.: ЦХК и О, 1992. – 20 с.
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы творческого развития старших дошкольников и младших
школьников в условиях системы непрерывного дополнительного образования в области изобразительного
искусства, эффективно функционирующей в высшем учебном заведении. Благодаря созданию культурно-
развивающего пространства в художественном вузе дети «погружаются» в пространство искусства, а
благодаря непрерывности функционирующей в вузе системы дополнительного образования слушатели
курсов приобщаются к образовательному процессу, делая свой первый шаг в своём возможном
профессиональном развитии.