Творческое воображение как перспектива развития личности

Новикова Н.А

Кандидат педагогических наук, сотрудник лаборатории интеграции искусств Института художественного образования РАО, Москва

Аннотация: 
В статье раскрываются психолого-педагогические аспекты актуализации художественного воображения детей 10-15 лет в процессе выполнения творческих заданий.

В российском образовании, как показывают многочисленные исследования, сохраняются традиционные подходы к организации и осуществлению процесса обучения, основанные на репродуктивной системе занятий, преобладающие над исследовательскими и творческими формами организации учебного процесса. Но понятие образование можно расшифровать как создание образа окружающего мира. Человек познает окружающий мир образами, а не сумой знаний. Знания упорядочивают, выстраивают образы в систему. Поэтому образовательный процесс должен включать в себя разнообразные методические приемы развития личности. Наиболее комфортной областью познания мира через образы является искусство. Искусство познает мир в образах. Способность рождать образы – воображать принадлежит человеку, и дает ему возможность преобразовывать и совершенствовать мир, в котором он живет. Следовательно, область искусства – это необходимая часть образовательного процесса, нацеленная на воспитание гармоничной и творческой личности. Репродуктивный подход в образовании ориентирован только на воссоздающее воображение, а творческое воображение оказывается вне поля зрения учителя. Психолог В. П. Зинченко предупреждает, что опасность угасания творческого воображения молодого поколения грозит нарастанием негативно-депрессивного мироощущения в обществе. Концепция образования, в его понимании, основывается, на возможности «бесконечного развития человека». Учащемуся необходимо дать возможность разобраться в собственных образах – это поможет ему понять самого себя и определиться в выборе своего путь. В. П. Зинченко мечтает об образовании, которое «выйдет за пределы зоны ближайшего развития и обратится к перспективе бесконечного развития человека, откроет не чем не заместимое место каждого человека». (Зинченко В. П. Живое знание. Изд. 2-е.Самара, 1998. С. 161). Следовательно, организация учебного процесса, в большинстве своем, должна основываться на активизации творческого воображения и последующем анализе полученного результата. Вопросы творческого воображения интересовали философов-гностиков, ученых-психологов, педагогов-дидактиков. Принципы действия воображения впервые в истории философии наиболее глубоко и подробно были исследованы философами Кантом и Гегелем. Наиболее близко подошел к пониманию многих существенных особенностей воображения, Гегель. Он писал: «воображение может быть соотнесено с истоком познавательного процесса, “началом начал” (однако это еще не знание), может проявиться в способности субъекта устанавливать различного рода связи на всех этапах развития, наконец, выступать в качестве синтеза». С такого рода синтезом и выводом из разного рода фактов, исследованных в процессе познания, Гегель и связывает понятие истины. Следовательно, воображение как мыслительная способность причастно к познавательному итогу. Педагогический процесс, лишенный ситуаций направленных на активизацию воображения, утрачивает свою значимость, поскольку без воображения невозможны процессы познания.
Главной отличительной особенностью воображения, согласно концепции Канта и Гегеля, является проявление творческой активности познающего субъекта, способность к созданию нового. В настоящее время доктор философских наук Форман Н. В. в своей диссертация «Воображение в структуре познания» (РАН 1994 г.) подробно рассматривает все философские теории, связанные с воображением. В результате он выделяет три основных аспекта развития творческого воображения: 1)воображение как акт сознания и его место в структуре мышления; 2) познавательная функция воображения; 3) способность воображения быть творческим и продуктивным. Н. В. Форман рассматривает процессы научного познания и делает акцент на роли воображения в нем. Он также выявляет особенность воображения в научном познании – это, по его мнению, рациональные ассоциации. В современной ситуации научного познания мира, очень важно формировать личность, обладающую способностью выстраивать рациональные ассоциации. Процесс обучения должен стать тренингом активизации творческого воображения. Не случайно многие ученые и философы увлекались искусством. Искусство помогало активизировать творческое воображение, необходимое ученому для последующих открытий в науке. В работах философов и психологов (Л. С. Выготского, Ж Пиаже, С. Л. Рубинштейна), касающихся природы и специфики воображения, убедительно обосновывается всеобщий характер воображения, интенсивность его проявления в самых разных областях материальной и духовной деятельности, направленной на созидание и творчество. Одним из ведущих направлений в современной психологии, изучающим воображение, является когнитивная психология. Областью исследования когнитивной психологии являются познавательные процессы: память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, способность решать задачи, мышление, внимание, воображение и познание. В дальнейшем изучением структуры воображения занялись психологи. «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления». Исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели или чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, другими словами, когда требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме как результат оперирования образами. Воображение является основой для всякой творческой деятельности, и проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т. к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Педагог должен использовать данные особенности воображения в воспитательных целях. Разбирая ситуации окружающей действительности, очень важно направлять ход мысли учащегося в русло общечеловеческих ценностей и формировать отношение к окружающему миру. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его личностью, изучающей и изменяющей мир, обращенной к будущему. Л. С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение “нового”, в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности. Проблема развития творческого воображения учащихся актуальна еще и потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, поведения человека. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии учащегося, об определении сущности механизмов воображения. Рассмотрим виды воображения и способы создания творческих образов. Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Педагогическая деятельность нацелена, на осознанное, деятельное воображение, поэтому мы рассматриваем только творческое воображение. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового. Процесс обучения – это важный этап, основанный на репродуктивном методе, в основу которого заложена трансляция уже имеющихся знаний и при многочисленном повторении происходит закрепление нового знания или присвоение новых умений и навыков (например; обучение, письму, чтению,
рисованию, заучивание наизусть и т. д.). Этот тип воображения широко используется в разных видах деятельности человека. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Поэтому воссоздающее воображение очень важно для ребенка, но педагог должен смотреть в будущее и не только транслировать знания, умения, а постепенно развивать творческое воображение. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Для формирования творческой личности педагогу необходимо, используя приемы и методы, активизировать творческое воображение учащихся. Чтобы подобрать методы активизации творческого воображения, необходимо разобраться с особенностями воображения. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, основываясь на которых можно сформировать методы, активизирующие творческое воображение. Проанализируем механизмы творческого воображения: 1. Типизация – это специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Типизация основывается на образах памяти, сложившихся в процессе работы воссоздающего воображения. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д. 2. Комбинирование – это прием воображения, основанный на способе подбора и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является жизненный опыт и тип личности. Например; ваза в виде цветка. В качестве педагогического метода можно использовать аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известными понятиями или образами. 3. Акцентирование – это подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. 4. Реконструкция – это мыслительный процесс, в котором по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа. За основу педагогического метода можно взять прием расчленения. Это прием основывается на расчленении понятии или объекта, и получения нового в результате реконструкции. 5. Агглютинация – это мыслительный процесс «склеивания» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, художники сюрреалисты. В основе педагогического метода можно использовать прием замещения – это замена одних элементов другими. 6. Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Например; мальчик с пальчик. 7. Уподобление – это прием, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен, он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).
8. Расчленение – этот прием заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов. 9. Замещение – это прием замены одних элементов другими. 10. Аналогия – это прием создания нового по аналогии (сходству) с уже известным понятием, образом. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность. В образовательном процессе ее можно назвать социализацией творческого воображения – это творческий продукт. Следующим этапом педагогического процесса должна быть рефлексия – это очень важный этап верифицирования личностного восприятия. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями личности, преобразуя прошлое и настоящее за счет обобщений. Процессы воображения в своем развитии описывают круг: восприятие?воображение?материализованный образ. Вновь созданный образ может быть воспринят. Элементы, из которых он построен, берутся человеком из реальности, но под воздействием воображения изменяются. Внутри человека, в его мышлении, они подвергаются сложной переработке и материализовываются в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. Область искусств наиболее благодатная сфера для развития воображения. Литература, музыка, рисование, танец, любой из видов художественной деятельности предполагает развитие творческого воображения, но материализация образа подразумевает умение учащегося владеть техникой того или иного вида искусств. Поэтому в Образовательной области искусство существуют два основных аспекта обучения: o работа по приобретению навыков технических приемов (репродуктивные методы); o развитие творческих способностей (различные творческое методы). Педагоги, работающие в Образовательной области искусство, часто бывают увлечены отработкой технических навыков, или, напротив, погружены в творческий процесс. Выстроить гармоничный процесс обучения – задача учителя. В процессе формирования творческой личности необходимо накопление ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, вербальных и т. д. Это необходимо, для дальнейшей деятельности воображения. Но это не значит, что подросток лишен воображения. Чем ученик старше, тем больше возможностей у педагога активизировать его воображение. «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – это отлет от прошлого опыта, преобразование его ». Очень часто под воображением понимается то, что не реально, что не соответствует действительности, нечто невиданное, непривычное, небывалое. Но воображение художника – это что-то другое. Современный американский ученый Р. Арнхейм утверждает: «Художественное воображение наиболее полно раскрывается тогда, когда до зрителя доносится содержание обычных объектов и избитых историй. В манере изображения человеческих рук Тицианом гораздо больше воображения, чем в сотнях кошмаров сюрреалистов…». В действительности истинное воображение художника скрывается в умении создать «новое понятие о старом предмете». Это утверждение Р. Арнхейма, на наш взгляд, особенно ценно. Поскольку ценности человеческой жизни вечны: добрые, теплые чувства любви, дружбы, таинственного предчувствия
радости, счастья, сопричастности ко всему происходящему в мире, они объединяют человечество. Поэтому создание «нового понятия» (выражение собственного глубоко личностного отношения к окружающему миру) к «старому предмету» (вечным человеческим ценностям) – это и будет являться художественным воображением, которое свойственно талантливым личностям. Молодое поколение всегда пытается осознать давно известные истины по-новому, в этом процессе заложен успех прогресса человеческого развития. Важная миссия учителя – создать педагогическую ситуацию, в которой творческая деятельности будет направлена в нужное русло, и воображение создаст прекрасные образы. Художественное воображение требует реализации образа в эстетической форме. Подросток – это человек, который уже сформировал свое отношение к окружающему миру и частично определился с ценностями. В этом ему помогли родители, воспитатели, учителя и все кто находился рядом. Следовательно, у подростка уже есть накопленный опыт ощущений. Значит творческое воображение присуще школьнику, и его необходимо активизировать. Но все ли учащиеся способны создать художественный образ или это доступно немногим. Как возраст влияет на способность творческого воображения.
На эти вопросы мы попытаемся ответить, проанализировав творческое занятие с детьми 10-15-ти лет. Занятия в детской художественной школе позволяют экспериментировать в области художественного воображения. Наша задача проследить и проанализировать, как ученик выявит художественный образ, основываясь на цветовом пятне «монотипии», и создаст композицию, связанную с новогодними праздниками.
Все дети любят Новый год. Это праздник, наполненный тайной и ожиданием чуда. Было бы хорошо, если бы это чувство закрепилось и сохранилось на долгие годы. Тема занятия: «Новогодняя открытка». Начнем наш урок с создания цветового пятна в технике «монотипии». Будем использовать гуашевые краски. Перед тем как начать работу, цветом мы беседуем. Цель беседы: создать ощущение тайны вокруг праздника. Тема нашей беседы – зима: - Какую погоду зимой вы любите? - Здорово хрустит снег под ногами! - А как искрится снег на солнце! - Зимой длинные вечера. Вечером выходишь на улицу и видишь, как свет фонарей раскрашивает заснеженные улицы голубыми и желтыми пятнами. Каждый из учеников отыскивает в своих воспоминаниях собственные впечатления. Необходимо обязательно озвучить свои образы, рассказать о самых ярких впечатлениях. Вербальное воздействие на учащихся необходимо, оно позволяет сформировать эмоциональный фон, проговаривание помогает формированию образа. Последующий перевод вербальных образов в невербальное изображение приведет к осознанию рожденного образа. Приступаем к практической деятельности. На этом этапе занятия используем репродуктивный метод. Учитель показывает технический прием «монотипия». Работа ведется очень быстро. Густой, пастозной краской наносим цветовые пятна. Белый снег, сине ночное небо – все переливается сложными оттенками цвета. Когда лист наполнен красками, сверху на него кладется чистый лист бумаги и делается отпечаток. Таких отпечатков можно сделать не один, а несколько. Полученные отпечатки долго рассматриваются, учащимся в них нужно увидеть будущую композицию, связанную с новогодними праздниками.
Первый этап работы. Кистевые мазки. Гуашь берется пастозно, вода применяется для сочности и вязкости краски. Работа ведется очень быстро, чтобы гуашь не успевала высыхать Первый оттиск цветового пятна «монотипии». Таких оттисков может быть несколько. Попробуйте рассмотреть его и включить свое воображение. Что можно увидеть в этом цветовом пятне.
После того, как работа выполнена, у каждого ученика получается несколько вариантов оттисков «монотипии». Причудливые формы пятен цвета. «Монотипия» не содержит художественного образа, но она будоражит творческое воображение. Причудливые цветовые пятна могут восприниматься каждым по-своему. Один увидит заснеженный лес, другой – городской пейзаж, третий – дворец снежной королевы и т. д. Это будет зависеть от внутреннего ощущения учащихся. От того, на чем останавливался глаз ученика и какие образы считывал в окружающей среде, что зафиксировалось в сознании. Именно в этот момент происходит активизация творческого воображения, и ему нужно уделить особое внимание. Задание нацелено на прием реконструкции в воображении. На этом этапе задача учителя помочь учащимся выбрать нужный художественный образ и найти выразительные средства для изображения. Новогодний праздник станет темой, ограничивающей возможные вариации образного мышления. Среди учащихся могут появиться те, кто не видит никаких художественных образов, а только цветное пятно на листе бумаги. Значит, у этих учеников активизации воображения не произошла. Если создать тишину и включить музыку, то воображение можно усилить. Ученики, уже определившиеся в своей работе с художественным образом, захотят помочь окружающим. Такая помощь нежелательна, потому что воплотить образ, рожденный другим человеком, крайне сложно. Активных «фантазеров» учителю необходимо угомонить. Для них лучше сузить рамки поставленных задач, иначе бурная фантазия не даст им сосредоточится. Определить четкие задачи в творческой работе можно еще более конкретизировав тему. Возможно, что учащиеся, у которых не возникли затруднения с воображением, более способны к творческому процессу, чем те, у кого были проблемы, но «фантазерам» трудно сосредоточиться и довести задание до конечного результата. Следующий этап работы – это построение композиции и материализация того художественного образа, который родился в ходе рассматривания «монотипии». Простым карандашом учащиеся намечают возможный сюжет композиции новогодней открытки. В его основу сразу же закладывают место для поздравительной надписи. Выявление художественного образа из цветового пятна «монотипии» это процесс не только творческий, но и требующий навыков технологии изображения. Именно здесь мы сможем увидеть тонкие эмоциональные ощущения настроения личности, они будут проявляться через цвет и форму, организацию пространства в композиции. Владение навыками рисования даст возможность учащемуся раскрыть художественный образ, рожденный воображением. На этом этапе важно нацелить учащихся на то, что намеченное изображение не нужно полностью перекрашивать цветом, его нужно только выявить контурами, светотенью, иногда локальными пятнами, чтобы сохранить красоту монотипии.
Курако Ирина, 15 лет
Цветовое пятно «монотипии» использовано как основа для создания образа. Художественный образ вычленяется из цветового пятна. Чувствуется сформированное абстрактное мышление. Стиль изображения – «импрессионистский мазок» – указывает на эмоционально-образное мышление с интуитивно чувственным восприятием. Ученица находит аналогии (сходства) в цветовом пятне и обобщает их (сугробы, дома). Дополнение в композиции – это сани и олени. В процессе воображения их можно определить как акцентирование. Это символы Новогоднего праздника. Комбинация образа гармонично вписана в пространство «монотипии».
Нескоромных Мария, 13 лет. Цветовое пятно «монотипии» частично сохранено. Следовательно, абстрагироваться от цветового пятна «монотипии» было сложно. Художественный образ очень выразителен. Маша добилась выразительности, за счет перекомбинации цвета. За счет цвета и света создано ощущение предчувствия новогоднего чуда. Ученица относится к эмоционально чувственному типу, творческое воображение помогло ей передать состояние новогоднего праздника интуитивно. Но абстрагироваться в пятне «монотипии» Маше было сложно.
Новикова Саша, 10лет. Цветовое пятно «монотипии» полностью перекрашено. Абстрактное мышление еще не сформировалось, но художественный образ праздника, радости, зимнего состояния схвачен удачно. На рисунке изображены типажи новогоднего праздника. Творческое воображение выступает как операция типизации.
Вывод. При выполнении заданий, активизирующих творческое воображение, возраст учащегося имеет значение. Задание, основанное на «монотипии» наиболее продуктивно выполнили ученики старшего возраста те, у кого сформировалось абстрактное мышление. Ученики помладше чаще всего просто перекрашивают цветовые пятна и рисуют сверху те образы, которые были рождены «монотипией». Причина этому – нехватка навыков рисования и несформировавшееся абстрактное мышление. Работа с монотипией позволяет развивать художественное воображение, но она предполагает уже сформированный навык изображения, поэтому в упражнениях с «монотипией» интересные результаты получаются у учеников 13-15лет. Все учащиеся в начале работы над новогодней композицией видели перед собой красивые пятна «монотипии», а результат работы получился у всех разный. Если вспомнить Р. Арнхейма, то каждый ученик дал новое, свое понятие о старом предмете – о новогоднем празднике. Наш небольшой эксперимент показал, что активизация творческого воображения возможна. Рассмотрим еще две работы учащихся 14 лет. Ученики работали над «монотипией». Работы получились разные по стилю исполнения, несмотря на то, что учащиеся одного возраста, сюжеты не лишены воображения. Работа Сони выполнена в экспрессионистской манере. Живописный мазок, недосказанность формы, не организованность. Такая манера исполнения свойственна эмоционально чувственной личности. Рассмотрим работу Димы. Ей присущи конкретность и декоративность, перечисление елочек, звездочек, следов на снегу. Манера изображения четко выверена, конструктивно предметна, если бы не фон цветного пятна монотипии, сложилось бы ощущение раскрасски. Но работа Димы интересна сюжетом изображения. Гиперболизация луны, потерянный подарок. Автор решает задачу другими изобразительными средствами. Судя по технике изображения, Дима склонен анализировать и логически мыслить. Следовательно, не только возраст влияет на творческое воображение, он и тип личности, особенности мышления.
Акимцева Софья, 14 лет.
Чернавин Дима, 14 лет. Вывод. Художественное образование должно строиться на гармоничном сочетании формирования навыков и умений изображения и развитии творческого воображения. Оценка творческих работ должна основываться не только по техническим качествам изображения, но и по выразительности образа. Именно воображение спрятано за выразительностью образа, за интересной подачей идеи в композиции. Выявить творческую личность, можно по ее творческим работам. Человек сегодня живет среди образов, навязанных ему с экранов компьютеров и телевизоров, эти образы часто инородны для формирующегося сознания ребенка, они не рождены чувствами и переживаниями юной развивающейся личности. В результате создается неверное представление о человеческих ценностях, и расставляются губительные приоритеты в жизни молодого поколения. Работа с художественным воображением подростающего поколения особенно важна в наше время. Именно поэтому, учебный процесс в средней и старшей школе необходимо гармонизировать, то есть уравновесить репродуктивные методы обучения с творческими формами учебного процесса.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Литература 1. Каменская Е. Н. Основы психологии. Роств-на-Дону: Феникс, 2005. С.219. 2. Смирнова С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.: АСАDEMIA, 2004. С.509. 3. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003. 4. Зинченко В. П. Современный психологический словарь СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 489. 5. Форман Н. В. Диссертация «Воображение в структуре познания». М.: РАН, 1994. 6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Искусство, 1994. 7. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. С. 334. 8. Мелик-Пашаев А. А., Художественная культура: трансляция и порождение. Мир психологии, 2000, № 3. 9. Зинченко В. П. Живое знание. Изд. 2-е. Самара, 1998. С. 161.