ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - АРХИТЕКТОРОВ В КУРСЕ «КОМПОЗИЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

БЕСЕДИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Аспирант кафедры педагогики непрерывного профессионального образования Астраханский
Государственный Университет, доцент кафедры Дизайн, реконструкция и реставрация Астраханский
инженерно-строительный институт

Аннотация: 
В статье рассмотрен один из примеров творческого задания в практическом курсе «Композиционного моделирования». Задания интегрируются с курсами всеобщей историей искусств, рисунком, живописью и архитектурной колористикой, овладение которыми способствует формированию и развитию творческого потенциала студентов-архитекторов, необходимого любому специалисту.

Творчество – это новый безграничный, полный возможностей мир, где творческая
деятельность открыта изменениям.
Любой творческий процесс – это деятельность. Речь идет, прежде всего, о
подготовке к творческой деятельности, являющейся обязательным условием поиска и
принятия нестандартных решений.
Творчество может быть внесено в любой вид деятельности. Для студентов
архитектурно-дизайнерских специальностей проявления творчества необходимы во всех
видах.
Студентам-архитекторам предлагалось создать творческий планшет по работе
мастера. Задание состояло из нескольких этапов. Подчеркнем, практическая деятельность
- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития
креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, как
преподавателя, так и студентов.
Работа над проектом дает широкую возможность организации продуктивного
взаимодействия педагога и студента, основанного на принципах творческого
сотрудничества. В зависимости от характера познавательной деятельности студентов по
усвоению изучаемого материала выделялись следующие методы: репродуктивный,
проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Педагогическими условиями, способствующими успешному развитию творческого
потенциала будущих специалистов в области архитектуры, являются:
- творческий потенциал должен рассматриваться как базовая профессиональная
способность, необходимая в решении задач на основе единства традиции и новаторства,
соблюдения в содержании образования баланса между существующими нормами
проектирования с его новыми технологиями и поиском собственных решений;
- у будущих архитекторов должна формироваться потребность в творческом
саморазвитии с позиции их ориентации на усвоение опыта практической деятельности
посредством организации развивающей среды, то есть обучения с учетом региональной
составляющей (природных особенностей астраханской области), дающей неограниченные
возможности для нестандартного подхода к проектной деятельности, к архитектурному
творчеству;
- наличие открытого художественно-эстетического пространства, необходимого для
творческой самореализации личности будущего специалиста, включающее практику
участия в конкурсах на лучший проект, проводимых на разных уровнях; пространства,
обладающего педагогическим потенциалом, то есть, обеспечивающего включенность
каждого конкретного студента в творческую деятельность, формирующего комплекс
ценных качеств, новообразований, определяющих поступательное развитие творческого
потенциала личности;
- обучение специальным дисциплинам (рисунку, живописи и архитектурной
колористике, скульптуре, начертательной геометрии, всеобщей истории искусств,
объемно-пространственной композиции), сопровождающееся решением задач открытого
типа, то есть вариативностью выполнения заданий, начиная с первого курса;
- овладение компьютерной графикой как эффективным инструментом воплощения
мысли;
- наличие технического оснащения вуза (персональный компьютер, интерактивная
доска, плоттер и др.);
- наличие в вузе высокопрофессиональных кадров (каждый педагог – мастер,
руководитель творческой мастерской);
-организация практики в проектных институтах города, области; благоприятный
режим для раскрытия индивидуальности и уникальности будущих архитекторов;
- наличие модели развития творческого потенциала будущих архитекторов в
процессе профессиональной подготовки в вузе, являющейся структурирующим его
основанием, базирующейся на системном и целостном подходе к обучению [1].
Специфическими особенностями художественного творчества, близкого к
творчеству архитектора, без которых невозможно сформировать творческую личность,
являются образное видение; владение образным языком архитектуры как искусства;
наличие оригинального воображения; развитое чувство пластики и ритма;
композиционное мышление [5].
Развитие творческого потенциала будущих архитекторов позволит им отказаться от
сложившихся стереотипов, догм и штампов (зачастую создание нового сдерживается
лишь психологической инерцией, отсутствием неординарной точки зрения) и в то же
время будет способствовать всестороннему проникновению в сущность явления,
оказавшегося в поле зрения предметной области.
С целью развития творческих способностей по активизации творческого
потенциала студентам-архитекторам было предложено выполнить несколько типов задач,
которые направлены на решение проблемных ситуаций, предполагающих вариативность в
поисках ответов, стимулирующих мотивацию к творческой деятельности.
Одновременно с выполнением заданий, предусмотренных Госстандартом,
начиная с первого курса, решались задачи открытого типа: «Плоскостная композиция из
геометрических фигур» (ассоциации на заданную тему); «Работа с мастером»
(интерпретация произведений); «Композиция в цвете по работе «Мастера» (несколько
вариантов композиции на тему выбранного или предложенного произведения);
«Рельефная композиция» (переход из плоскостного изображения в объемное);
«Натюрморт «Белое на белом» (по К.С. Малевичу); «Декоративная интерпретация
натюрморта»; «Объёмно-пространственный макет на сохранение и разрушение объёма»;
«Композиция из одного листа бумаги»; «Памятники мировой архитектуры» (стилизация);
Плакат «Мировая архитектура» (аппликация, коллаж). Повторимся, что построение
заданий для профессиональной подготовки будущих архитекторов имеет
интегрированный характер, который раскрывает закономерности взаимосвязи
изобразительного и архитектурного творчества, объемно-пространственной композиции,
научных знаний, знаний по истории искусств.
Рассмотрим практическое задание для студентов первого года обучения:
«Рельефная композиция по работе «мастера»». Предыдущие задания связаны между собой
«логической цепочкой». В курсе всеобщей истории искусств студенты изучают
творчество ряда художников 20 века как отечественных, так и зарубежных; в курсе
дисциплины «Живопись и архитектурная колористика» копируют работы; следующий
этап - выполнение стилизации понравившийся работы художника. В ходе выполнения
задания происходит не просто срисовывание понравившихся работ, «слепое
копирование», а проходит сложная аналитическая работа. Будущие студенты-архитекторы
стараются понять замысел художника, изучить манеру мастера, проанализировать
композицию, повторить цветовую гамму.
Рис. 1. Композиция и рельеф из геометрических фигур на теплую и холодную гаммы.
Остановимся на этапах «Рельефной композиции по работе «мастера»». Сначала
студенты рисуют несколько вариантов эскизов композиций из геометрических фигур (рис.
1, 2); за аналог можно взять произведение художников 20 века. Далее выполняется
цветовая гамма эскизов (монохромная, в колорите «мастера», теплая, холодная). Потом
студенты - архитекторы переводят композицию в объемную часть. Прежде чем
приступить к рельефной части задания, делается цветовой анализ композиции[3],
например, тёплой гаммы.
Самые выступающие части будут яркого цвета – жёлтого, затем по степени
расположения по цветовому кругу – оранжевый, красный, коричневый и т.д.
Ограничение пятью цветами неслучайно: рельеф строится из пяти уровней; на
данном этапе работы этого достаточно. Рельеф на эскиз теплой гаммы будет
выступающим (выпуклым), на холодную гамму – углубленным.
Рис.2. Композиция и рельеф из геометрических фигур на холодную и теплую гаммы.
Рисунок композиции на теплую и холодную гаммы может быть одинаковым, а
может быть разным.
Представленное выше задание продолжает изучение стиля, техники, направления
работы художников двадцатого века с одной стороны; а с другой - повышает
художественно-графические навыки студента, совершенствует навыки работы в рельефе.
Рис. 3. М. Костаби «Несовершенный объём» (Выполнила: студентка группы Аб-11-12
Ефремова Екатерина)
В ходе выполнения задания студенты-архитекторы обучались: самостоятельному
критическому мышлению, умению работать с информацией; учились размышлять,
опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
учились принимать самостоятельные аргументированные решения.
Развитие творческих способностей требует сочетания множества условий и
факторов. Одно из необходимых условий для развития творческих способностей –
разнообразие форм и видов деятельности человека. Искусство воспитывает творческое
начало, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. Творческие
способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на
привычные и повседневные вещи или задачи [4].
Итоговой работой стал «Колористический и пластический анализ работы
художника 20 века». Далее следует несколько стадий выполнения этого задания в духе
мастера:
1. Выполнение стилизации композиции – работы художника;
2. Выполнение стилизации в цветовой гамме художника;
3. Выполнение стилизации в монохромной гамме (растяжка в пять - семь градаций);
4. Выполнение рельефа монохромной гамме – материал ватман;
5. Выполнение цветного рельефа в колорите мастера.
Решающим акцентом в работе выступает оформление планшета, где отражены все
постадийные этапы задания: от работы мастера до рельефа, включая рисунок-стилизацию
произведения мастера, цветной эскиз, монохромный эскиз, шрифтовую надпись с именем
художника и названием картины; по желанию - цветовые шкалы- растяжки, оформление
цветного фона планшета.
Рис. 4. К. Юон «Новая планета» (Выполнила: студентка группы Аб-11-12 Кожевникова
Полина)
Необычной в этом подходе была направленность усилий преподавателя
(консультанта). Его внимание сосредотачивалось на компетентностях, которые
обучающиеся могли приобрести, выполняя работу в «духе мастера». Эти компетентности
включали стандартные умения и навыки в области следующих учебных дисциплин:
рисунок, живопись и архитектурная колористика, моделирование, всеобщая история
искусств.
Но при этом они включали также поиск информации, необходимой для достижения
конкретной цели (путем чтения книг, участия в семинарах, подготовке презентаций,
работы с интернетом), изобретательность, умение представлять свою работу,
практическим навыкам по реализации творческого проекта и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беседина И.В. Развитие творческого потенциала архитекторов в процессе вузовской
подготовки//Образование в современном российском регионе: качество, состояние, проблемы,
тенденции [Текст]: монография/ Е.В. Каргаполова, И.В. Аксютина, И.В. Беседина, Ю.Л. Дмитриева,
Н.М. Качуровская, С.Б. Медведев, М.А. Семенова, С.А. Таран, Ю.А. Шуклина; под ред. Е.В.
Каргаполовой. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. – 194с.
2. Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для студ. сред. проф. заведений / С. Е.
Беляева, Е. А. Розанов. – 3-е изд., испр. – М. : Издат. центр «Академия», 2008. – 240 с.
3. Ефимов А.В., Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов: [Текст]/ Г. Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т.
Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 504с.
4.Моисеенко В.Ю. Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза средствами
интегрированного медиаобразования (на материале художественной фотографии)/ Педагогика
искусства: электронный научный журнал. - № 2, 2013, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine-2- 2013. htm- Объем 0,3 п.л.
5. Сатарова Л.А., Беседина И.В. Развитие творческого потенциала студентов архитектурных специальностей
[Текст]/Л.А. Сатарова, И.В. Беседина// Дискуссия. 2012. - №8 (26). – С.146-150.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «Бакалавр» [Текст]. – М.,
2010. – 19 с.