Творческое задание в практике работы педагога образовательной области «Искусство»

Савенкова Л.Г.

Д. пед. наук, профессор, зам. директора по науке ИХО РАО, Москва

Аннотация: 
В статье раскрыт психолого-педагогический контекст творческого задания в образовательной области «Искусство». Предложена система развивающих заданий, направленных на общее творческое развитие личности младших школьников. Часть заданий имеет общее полихудожественное направление, часть связана с развитием интеллектуальной сферы школьника, часть является составляющей общеобразовательных предметов школы, главным образом, предмета «Изобразительное искусство», которые с успехом можно применять и на занятиях естественнонаучного цикла..

В педагогической энциклопедии (Российская педагогическая энциклопедия. — Большая российская энциклопедия. М., 1993 г., Т. 1. С. 317) указывается, что задание - это вид поручения учителя учащимся, в котором содержится определенное требование по выполнению какого-либо учебного действия. Такие задания могут быть предложены для школьников, например, по усвоению знаний, учебного материала, по освоению каких-либо действий, для закрепления пройденного ранее материала или для определения уровня подготовленности детей по той или иной теме. В педагогической и психологической литературе можно найти общие дидактические, методические классификации учебного задания и познавательных задач (И.Я.Лернер, Н.Г.Дайри), но единой общепринятой классификации пока не существует. Например, одной из задач исследования С.Ф.Жуйкова было определить, «какого характера умственную деятельность может вызвать то или иное задание». Он выделял те задания, которые требуют активизации знаний и действий, в том числе, для освоения нового учебного материала или ранее усвоенного понятия, действия, приема, закона, правила. Выделял задания, в которых реализуются сразу несколько функций. Стимулом (опираясь на одну из статей энциклопедии, автор С.М.Михайлов) для творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения не всегда связанных между собой элементов для установления между ними новых видов взаимоотношений. Предпосылками творческой деятельности являются: гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.
Специальные, развивающие фантазию и воображение задания очень важны в обучении. Тем более, что традиционная форма обучения чаще всего бывает направлена на решение и усвоение каких-либо определенных знаний, видов деятельности, информации и почти не ориентирована на творческий поиск, на развитие способности индивидуально решать поставленную проблему, и, следовательно, не дает навыка в приобретении опыта такого поиска. Если у человека (ученика) не сформирован такой опыт, то чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося становится сам процесс поиска. Нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными заданиями, поскольку они, зачастую, требуют нетрадиционного подхода к их решению.
Не требует доказательств истина, что гуманитарно-художественные дисциплины оказывают огромное влияние на развитие познавательных способностей и творческой активности ребёнка, активизируют заинтересованное, творческое отношение ученика к окружающей действительности. «Чем выше эмоции, тем большую роль играют мысли, тем легче они возбуждают мысли» (Блонский П.П. 20-е годы ХХ в.). Исследования в области психологии и физиологии о неразрывности двух пластов мышления - образного и речевого - показали, что нарушение этой взаимосвязи приводит к утрате мыслительного потенциала человека. В тот же период истории И.П. Павлов показал, что словесно-знаковое обучение требует постоянного подкрепления со стороны образного, а образное требует подкрепления активной деятельности органов чувств через их непосредственный контакт с окружающей средой. Иными словами, ведущие чувственные способности человека, по Павлову — видеть, слышать и двигаться - должны быть уравновешены окружающей средой. В результате исследования научно обоснована система ритмичного чередования в течение учебного дня занятий разными видами искусства, предметов естественнонаучного цикла, дополнительных занятий, связанных с системной работой в музеях.
Творческая деятельность в образовательной области «Искусство» тесным образом связана с понятием художественное творчество. (Ниже даны выдержки из книги Б.П.Юсова «Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области искусство» / Под ред. Л. Г. Савенковой. М.: Спутник, 2004). По словам Б. П. Юсова, ребенок в творческом процессе одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Продукты художественного творчества, по мнению ученого, целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему; соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения художественное творчество — это незаменимый, документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребенка, который представляет большую исследовательскую ценность. Б. П. Юсов обобщает виды и направления художественного творчества у детей 2-х — 5-ти летнего возраста. Раннее художественное творчество, по его мнению, имеет вид импровизации. Основой простых изобразительных, музыкальных и танцевально-игровых импровизаций детей может служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности: звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет и форма предметов (Н.А. Ветлугина). Эти импровизации опираются на социально усвоенный опыт художественной деятельности или предметно-конструктивные действия неигрового типа с материалами и инструментами (Н.Н.Поддъяков, Б.П. Юсов). В старшем возрасте первой ступени возникают инструментально опосредованные виды художественного творчества: рисование красками, конструирование, аппликация, лепка и др., требующие сложных навыков действий, знания способов обращения с бумагой, красками, кистью, ножницами и др., а также знания нот, букв, умения писать. Далее в тексте предложена система развивающих творческих заданий, направленных на общее творческое развитие личности младших школьников. Часть заданий непосредственно несет в себе общее полихудожественное направление, часть связана с развитием интеллектуальной сферы школьника, часть является составляющей общеобразовательных предметов школы, главным образом предмета «Изобразительное искусство», которые с успехом можно применять и на занятиях естественно-научного цикла.
Задания направлены на концентрацию внимания школьников, развитие памяти и эмоционально чувственной сферы, на умение сопоставлять, соотносить знания из разных областей искусства, науки в решении конкретной творческой задачи. В отличие от привычных учебных заданий по предмету, наши задания ориентированы на развитие творческого потенциала ученика и связаны не столько с закреплением материала или действия, сколько с проявлением способности школьников индивидуально выражать себя в творческой деятельности; направлены на развитие способностей детей быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, на создание нового (в форме, слове, действии). Такие задания желательно проводить в период наибольшего напряжения школьников, например, когда урок стоит в конце рабочего дня, и дети приходят в класс возбужденными и усталыми. Описанные ниже задания рассматриваются как особый вид творческой деятельности, направленный на общее художественно-творческое развитие детей и школьников в условиях обычной общеобразовательной школы. Многие задания связаны непосредственно с изобразительной деятельностью детей, это оправдано тем, что результаты их творческой деятельности можно наглядно продемонстрировать и зафиксировать. При работе с данными примерами творческих заданий совершенно необязательно четко придерживаться возрастных рамок. Например, многие задания, которые предлагается использовать на уроках в младших классах, вполне приемлемы и в работе с детьми старшего школьного возраста. Как показывает опыт наблюдений, старшие школьники часто с большим интересом выполняют задания, предлагаемые младшеклассникам и наоборот, младшие школьники пытаются выполнить задания, ориентированные на детей старшего возраста. Это связано, в первую очередь, с развитием фантазии и воображения детей, во-вторых, они позволяют развивать у школьников наблюдательность (слуховую, зрительную, осязательную, обонятельную и др.), в-третьих, научают переносить свои знания, представления и ощущения на разные виды художественного выражения, разные виды искусства. Тем самым они постепенно формируют поле полимодального проявления школьника, способствуют развитию их художественного вкуса, фантазии, образных представлений, которые воплощаются на бумаге в определенные зрительные образы.
Данные ниже задания помогут учителю сосредоточить внимание детей на конкретной деятельности, а при необходимости переключить внимание на предмет искусства, в тоже время они активно развивают фантазию и воображение. Возможны переносы заданий из одной возрастной категории в другую.
1 класс
1. «Дорисуй начатое другим» Задание можно проводить на уроках изобразительного искусства, художественного труда или дополнительных занятиях. Такого рода задания рассматриваются как средство, помогающее переключать внимание и как толчок к возбуждению фантазии и воображения. Детям предлагаются небольшие листы бумаги размером 15 х 15, 15 х 20 см (не более), на которых дано линейное изображение (карандаш или фломастер): полукруг, точка, полоса, кривая линия, часть треугольника и др. Листы с изображениями готовятся учителем заранее. Перед выполнением задания, следует дать некоторые пояснения: • предложить рассмотреть рисунок, повертеть в его руках и выбрать понравившееся положение; • затем шариковой ручкой, карандашом или фломастером дорисовать (закончить) изображение так, как хочется;
• важно соблюдать одно условие – поверхность всего листа должна работать, то есть при рисовании необходимо стараться выстраивать изображение таким образом, чтобы вся поверхность листа использовалась максимально.
2. «Из кляксы сделать образ» Задание напоминает предыдущее, но в отличие от него ребенку предлагается не рисунок, а клякса (пятно), которую учитель ставит на листе бумаги прямо на глазах у ребенка. Формат бумаги может быть несколько больше по размеру (20 х 20 см или альбомный лист), так как краска может сильно растекаться. Пояснения к заданию: • необходимо превратить кляксу в какое-то животное, птицу, человека, цветок, дерево и что-то другое; • с получившейся кляксой нужно поиграть, например, осторожно на нее подуть (пока краска не высохла), и она будет разливаться на бумаге в разные стороны в зависимости от того, в каком направлении дуть. Например, можно красиво «выдуть» различные волнистые фигуры (усы, лапы, бороду, хвост, уши и др.); • после этого тонкой кисточкой или с помощью специальной палочки, заточенной в виде лопатки подрисовать то, что подскажет воображение и закончить рисунок. Это задание проводится на уроках изобразительного искусства, художественного труда или на занятиях кружка, так как для его выполнения требуются краски и вода. Вполне возможно дать такое задание и на уроке литературы, например, при попытке создать какой-нибудь сказочный образ.
3. «Рисуем крик вороны и пение синицы» Это задание легче проводить на уроках изобразительного искусства, художественного труда, на занятиях кружка, дома, в группе продленного дня или в классе, где есть изобразительные материалы. Этот вид работы направлен на развитие у детей наблюдательности, способности различать форму, звук, передавать движения в изображении. Перед выполнением задания необходимо во время прогулки обратить внимание детей на звуки, которые издают разные птицы и животные. Вариантов таких заданий может быть бесчисленное множество: можно нарисовать шум удаляющейся машины или приближающейся машины; шаги мамы и папы, звук посуды на кухне, шум воды в ванне, капель на улице и др. Пояснения к заданию: • если есть возможность услышать эти звуки в записи, то желательно еще раз послушать их и после этого начать работу быстро на небольших форматах бумаги (два изображения на одном). Работать цветом, который, по мнению ребенка, максимально, выражает нужный звук. Возможно применение нескольких цветов. Кисть, формат, цвет дети выбирают сами. Обратить внимание ребят на то, чтобы плоскость листа работала максимально, а изображение не скатывалось в один угол.
4. «Выразить в форме вазы содержание: ваза для розы, ваза для одуванчиков, ваза для гладиолусов, ваза для фиалок» Работа направлена на развитие фантазии и воображения детей. Перед выполнением задания необходимо мысленно представить цветок, его форму (можно напомнить и показать детям эти цветы, посмотреть видеофильм, слайды и др.). Пояснения к заданию: • в зависимости от формы цветка и его цвета, характер вазы должен иметь свою форму, в которой
цветам будет комфортно и удобно; • работу следует выполнять на одном листе (лучше квадратной формы), которая условно тонкой линией разделяется на четыре части; • в каждой части рисуют по одной вазе; • работать лучше цветными фломастерами, так как рисунки будут небольшие; • можно украсить вазы любыми декоративными элементами, которые бы максимально сочетались с формой вазы и ее назначением; • рисовать окружение не нужно.
5. «Цветовые композиции без конкретного изображения» Работа ведется на одном листе, разделенном на четыре части. В каждой части с помощью цвета (цветового пятна) и формы (без конкретного изображения) нужно передать четыре вида настроения: «Мне весело», «Мне грустно», «Мне спокойно», «Мне тревожно». Пояснения к заданию: • перед выполнением задания предложить ребятам вспомнить минуты, когда им было грустно, весело, хорошо, тревожно и изобразить свое настроение с помощью красок цветовыми пятнами; • попытаться усилить это настроение соответствующей ему формой (то есть пятно должно иметь законченную форму, а не быть бесформенной кляксой). 6. Словесная передача портрета Ребенку предлагается описать словами портрет любимого человека (мамы, папы, бабушки, друга). Рассказ должен включать в себя цветовые характеристики и индивидуальные особенности описываемого человека (строение носа, глаз, прическа, манера двигаться, одеваться и т.д.). Пояснения к заданию: • ответы детей необходимо фиксировать с помощью диктофона (желательно, чтобы дети об этом не догадывались, так как это будет их сковывать); • детям необходимо пояснить, что такой рассказ необходим для того, чтобы все кто будет его слушать, могли нарисовать портрет так, чтобы он максимально отражал особенности описываемого человека. Можно наделить своего героя эпитетами, подчеркнуть характерные особенности, выделить главное; • при желании можно предложить детям изобразить человека по описанию друга.
7. Выразить слово «волшебство»: в цвете, в форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание запаха), передача словесного образа (описание словами) Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей. В процессе выполнения задания у детей максимально включаются в работу разные виды творческого мышления (музыкальное, художественное, визуальное, двигательное, осязательное, вкусовое и др.). Пояснения к заданию: • в каждой из шести частей листа необходимо выразить с помощью цветных карандашей (фломастеров, красок – по выбору) свое эмоционально-чувственное отношение к воспринимаемому слову; • в 1-ом квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить «какого цвета волшебство» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом, разными цветами); • во 2-ом квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем какова форма волшебства (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную «волшебную» форму); • в 3-ем квадрате фломастером или карандашом рисуем волшебную линию;
• в 4-ом квадрате пытаемся описать (если писать не умеем сказать учителю или помощнику, и он запишет) какого «вкуса волшебство» (например, какого вкуса «волшебная конфета»); • в 5-ом квадрате необходимо описать «волшебную музыку»; • в 6-ом квадрате нужно описать словами, что такое «волшебство».
2 класс
1. Сложить ритмическую композицию из трех видов заданных простых геометрических форм (треугольник, кружок, капелька) Задание направлено на освоение понятия «орнамент» и «ритм». Перед выполнением задания необходимо несколько раз на уроках изобразительного искусства (это предусмотрено учебной программой) сделать несколько упражнений на копирование орнаментов, узоров; на уроках музыки пропеть произведения, в которых, как и в рисунке, наиболее ярко выражена ритмическая повторяемость звуков, слов в песне и др. Орнамент можно прохлопать, протопать в различных комбинациях и в разной последовательности. На уроках чтения или развития речи прочитать, пересказать, проиграть с детьми те сказки, где есть повтор ситуаций, фраз, то есть также наглядно демонстрируется определенный ритм действий, слов, движений. После этого предложить детям несколько элементов (желательно не более трех, возможны также различные варианты форм, которые учитель придумывает сам). Из этих элементов необходимо выстроить свой орнамент (свой узор), который выражал бы определенный ритм или мелодию (ее также можно задать детям). Пояснения к заданию: • важно внимательно прослушать заданную мелодию, пропеть ее про себя, протопать, прохлопать; • только после этого попытаться с помощью заданных фигур нарисовать мелодию на своем листе бумаги или составить ее на парте (если будут даны фигуры); • при желании можно ввести свой цвет для орнамента (узора).
2. Изобразить графически музыку Р.Корсакова «Полет шмеля» Перед началом работы необходимо прослушать музыкальное произведение. Подобрать краски, цветные карандаши. Затем прослушать еще раз. И только после этого попытаться изобразить музыку на бумаге. Перед выполнением такого задания учитель ни в коем случае не должен давать своих пояснений по содержанию музыкального произведения, а направлять внимание детей непосредственно на характер музыки, ее движение в пространстве. Пояснения к заданию: • в начале прорисовать музыку рукой в воздухе непосредственно в процессе прослушивания и только после этого начинать работать на бумаге; • ученик должен работать на всей плоскости листа, соблюдая края (не рисовать близко к краю листа); • после завершения работы внимательно рассмотреть свой рисунок и завершить его.
3. Декоративная композиция без конкретного изображения «День» — «Ночь» Перед выполнением задания желательно подобрать выразительные стихотворения (лучше из детских сказок, колыбельных песен, потешек), описывающие день и ночь, поговорить с учащимися о своих впечатлениях в этот период суток, вспомнить об особенностях и примечательных моментах. Можно дать прослушать музыкальные произведения на эту тему.
Пояснения к заданию: • работа выполняется на небольших форматах (предпочтительно выполнить оба изображения на одном листе), в смешанной технике отрывной (рваной) аппликации из цветной бумаги и гуаши.
4. Передача характера через цвет и шрифт - написание своего имени Учащимся предлагается написать свое имя или имя и фамилию. Важно самим придумать шрифт, подобрать цветовое оформление и формат бумаги, на котором оно будет написано. Обратить внимание детей на то, как располагается текст на листе, важно максимально использовать всю плоскость выбранного формата бумаги. Пояснения к заданию: • в написании необходимо выразить свое отношение к имени, представить свой характер; • выбор цветового решения и материала (фломастер, цветные карандаши, гуашь) самостоятельно. Характер шрифта и его художественное решение должно передавать характер человека.
5. Создать эскиз архитектурного сооружения на основе ракушки. Желательно перед выполнением задания прочитать отрывки из сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка», где дано описание дворца морского царя и его окружения. Провести диалог о различных формах архитектуры, которая есть в городе, поговорить о том, что форма архитектуры должна гармонировать со всем окружением и в тоже время а соответствовать своему назначению (удобство, практичность, красота). Послушайте музыку по мотивам близким к заданию.
Пояснения к заданию: • обратить внимание на то, что под водой у морских жителей, также как и у людей на земле, есть свои дома, которые совершенно не похожи на земные, так как жизнь под водой не похожа на земную; • предложить ребятам изобразить дворец Морского царя или русалочки, в котором так же, как и в земной архитектуре есть окна, двери, сад вокруг дворца, но только все совершенно не так как на земле; • рисовать желательно тушью и палочкой (заточенной лопаточкой), тоненькой кистью и гуашью или фломастером; • по завершении работы что-то можно украсить отрывной аппликацией из цветной бумаги или цветными фломастерами.
6. Изобразить символ. "Указатель города Мышкина" Перед выполнением задания следует провести с детьми беседу о значении символа, особенностях символики, о том, что в символике города находят отражение важные содержательные факты, характерные только для конкретного города. Необходимо дать представление о реально существующем городе Мышкине, который находится на берегу реки Волги, недалеко от Ярославля, городе, сохранившем старую деревянную архитектуру. В Мышкине силами жителей создан необыкновенный «Музей мышки» для детей, где хранятся всевозможные игрушки, поделки, работы мастеров, изображающих мышку, а также произведения писателей, поэтов, сказочников. Есть также музей старинной утвари, этнографический музей на природе и другие достопримечательности. Пояснения к заданию: • важно выразить в символе свое личное отношение к городу; • здание выполняется эскизно на небольших форматах фломастером или тушью;
• после выполнения задания можно провести дискуссию о тех названиях городов, которые знают дети, обсудить их особенности и характерные черты; • узнать у родителей, в каких городах жили их родители, дедушки и бабушки, как называются эти города; • задание на дом: создать символ своего города или города своих предков.
7. Графическое изображение своего знака. «Я в знаке» Задание предполагает создание своего символа, своего знака, в котором необходимо максимально выразить свои увлечения. Выполняется на небольших форматах бумаги в технике аппликации и фломастером. Пояснения к заданию: • в решении задания стараться использовать минимум цвета (два, три цветовых отношения); • основную смысловую нагрузку берет на себя фон изображения; • характер изображаемых в знаке форм должен давать ясное представление о передаваемом значении; • цвета должны быть контрастными, чтобы знак четко прочитывался при восприятии.
8. Изображение разных ритмов с помощью штриха (работа на одном листе) Перед выполнением задания поговорить о ритме, можно прохлопать или протопать, пропеть задаваемые учителем ритмы. Придумать свои композиционные находки и выразить их хлопками. Обратить внимание школьников на то, что с помощью ритма можно передать настроение, движение и статику. При изображении ритмических композиций важен изобразительный материал, которым работают. Так, с помощью карандаша, фломастера, мягкого материала, кисти и краски можно создавать разный ритм. Пояснения к заданию: • попытаться передать ритм с помощью штриха; • в работе использовать различную толщину штриха, направление, повторы, динамику; • материал каждым учащимся выбирается по желанию: карандаш, фломастер, тушь и перо, пастель.
8. Изображение звуков: цок-цок-цок (медленно); цок-цок-цок (быстро) Задание связано с изображением на бумаге определенного ритма (быстрого и медленного), который нужно передать на одном листе. Пояснения к заданию: • при выполнении задания желательно выбирать такой материал, который позволяет передавать не только динамику, но и цветовое ощущение от звука цок-цок; • можно использовать технику аппликации или цветные фломастеры.
9. Перескажи сказку (например, «Сказку про лунный свет» или др.) от лица героев и от лица стороннего наблюдателя (жука, мухи, мышки) Для этого задания учителю следует подобрать такую сказку, в которой ярко выражены определенные действия и диалоги героев сказки, что позволяет импровизировать, самостоятельно домысливать сюжет. (Желательно фиксировать рассказы детей на диктофон, но делать это незаметно для них, так как это может сковывать рассказчиков).
Пояснения к заданию: • пересказ сказки от лица героя требует не передачи содержания, а рассказа от имени выбранного героя, передачи его ощущений от происходящего; • задание позволяет привносить свои мысли, соображения, пояснения. При пересказе нужно передавать и интонацию, и движения героя, характерные для него.
3 класс 1. Знак для зоопарка (указатель) Перед выполнением задания необходимо вместе с детьми вспомнить, что такое зоопарк, зачем в зоопарке нужны знаки и указатели. Поскольку в зоопарк любят ходить дети, знаки и указатели должны быть красивыми и понятными. Пояснения к заданию: • выбрать по желанию обозначение (животных, птиц, млекопитающих), проживающих на территории зоопарка. Работу следует вести в технике аппликации; • формат для работы нужно выбирать по характеру знака; • обращать внимание на простоту, узнаваемость и общее цветовое решение (не более 3-х цветов).
2. Дворец - ракушка (коралл, раковина) Перед выполнением работы прочитать сказки, в которых описывается подводное царство. Рассматриваем работы архитекторов, в сооружениях которых ярко выражены природные формы. Желательно внимательно рассмотреть работы архитектора Гауди. Пояснения к заданию: • важно внимательно рассмотреть с детьми ракушки (большие и маленькие), приготовленные специально для урока; • каждый учащийся должен придумать хозяина дворца (можно выполнять работу по конкретному литературному произведению (например, сказки «Русалочка» Г. Х. Андерсена); • изображать только дворец, без окружения; • после завершения работы вырезать выполненные рисунки по контуру и создать из них на цветном фоне большую коллективную работу; • сделать необходимые изображения вокруг дворцовых изображений подводного мира: водоросли, цветы, плавающие рыбки, песок, камни, ракушки и др.
3. Изображение в цвете смены настроения в сказке: начало сказки, середина, конец Перед выполнением работы учитель вслух читает небольшую сказку, в которой даны живые, эмоциональные описания окружающей природы, настроения героя. Обратить внимание детей на то, что в любом произведении (сказке, стихотворении, музыке, картине) художник всегда пытаться отобразить настроение героя, природы и др. После чтения создаются небольшие формальные цветовые композиции на передачу настроения. Специального разговора (подсказки) о настроении, отображенном в читаемой в классе сказке, вести не нужно. Дети должны сами его почувствовать, уловить, догадаться. Пояснения к заданию: • попросите детей внимательно проследить во время чтения за передаваемым писателем настроением; • предложите учащимся выразить настроение цветом наиболее точно, без конкретного изображения содержания, только в цвете; • работать лучше гуашевыми красками; • работу вести на одном листе, разделенном на небольшие форматы – прямоугольники (три изображения, следующие друг за другом).
4. Изобразить символ. «Указатель города» Солнечногорска Поговорить о названии города, подумать, почему его так назвали. Найти сведения об этом городе. Можно заменить название города на другое, похожее на это по характеру и звучанию. Напомнить детям о значении символа и знака, особенностях его изображения. Пояснения к заданию: • допускается использование не боле 3-х — 4-х цветовых отношений; • необходимо тщательно продумывать изобразительные элементы и формы, используемые в символике; • следует внимательно составлять композицию; • работу выполнять в технике аппликации (вначале вырезаются необходимые детали, компонуются на определенном формате и только после этого наклеиваются на выбранный формат); • для фона желательно выбирать нейтральный цвет.
5. Изобразить в виде орнамента сказку «Колобок» или «Кот, дрозд, петух и лиса» Вспомнить, что такое орнамент, ритм, динамика. Дать представление о том, что раньше наши предки с помощью орнамента и применяемых в нем изображений, могли многое рассказать. Подчеркнуть, что большое значение в орнаменте имеет цвет и условные обозначения. После этого прочитать сказку. Пояснения к заданию: • обратить внимание детей на то, какие действия и какие фразы в сказке повторяются. Как это перекликается с особенностями орнамента; • прочитать сказку еще раз; • предложить каждому учащемуся придумать свои знаки для героев сказки и с их помощью пересказать сказку на бумаге с помощью фломастера и аппликации.
6. Изобразить четыре вида движения: равномерное движение, нарастающий ритм, убывающий ритм, статику Предварительно провести небольшой разговор о ритме в стихе, песне, музыке, сказке, танце (разные примеры, прослушивание, просматривание отрывков на видео). Пояснения к заданию: • с помощью простого карандаша попытаться на одном листе передать разный по характеру ритм, обозначенный выше; • изображение вести в полосе один ритм под другим (работа штрихом).
7. Дать определение слову и изобразить его в абстрактной форме: синюха, укрепа, похаять, толмить, тюрик и др. Поговорить о том, что со временем многие слова, использовавшиеся народом в быту, постепенно уходят из нашего обихода. Привести примеры других слов, утративших свою актуальность. Предложить детям привести примеры слов, которые используют в речи их бабушки, но которыми уже не пользуются в разговоре их родители, учителя и они сами. После этого дать задание: подумать и написать свое предположение, написанных выше слов.
Пояснения к заданию: • предложить внимательно прочитать несколько раз слово; подумать, на что оно похоже по
звучанию и по смыслу; • постараться кратко описать значение этого слова.
4 класс
1. Орнаментальная композиция по мотивам народных художественных промыслов в области игрушки: «Дымково» и «Филимоново» Перед выполнением задания важно посвятить несколько занятий освоению народных художественных промыслов в области игрушки, в том числе таких как «Дымково», «Филимоново», «Семеново», «Городец», «Гжель», «Богодская игрушка» и др. Найти общее и оригинальное в каждом промысле. Обращать внимание на колорит, характер формы, особенности декоративных элементов украшения игрушек. Выполнить ряд композиций по мотивам того или иного вида народного промысла (не подражая промыслу, а используя главные выразительные моменты: форму, цветовое решение). Пояснения к заданию: • при выполнении задания рисовать только элементы украшения, передавать цветовое решение и особенности линейногорисунка, конкретной декоративной формы; • работа на одном листе.
2. Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм: машинка-жук, самолет-птица, кукла-бабочка Внимательно рассмотреть формы различных птиц и насекомых, их особенности, характер строения, окраска, элементы украшения. Найти работы художников, создающих игрушки; дизайнерские объекты, несущие в себе основу природной формы. Пояснения к заданию: • работу выполнять эскизно, постараться максимально приблизить живую форму птицы, бабочки, жука к форме игрушки; • предусмотреть такие элементы, как колеса, крепления; особенности движения игрушки; • передачу цветового решения строить с учетом естественного окраса живых организмов, с добавлением декоративных элементов.
3. Иллюстрация к колыбельной песне На занятии обязательно прослушать одну или две колыбельные песни. Сравнить этот жанр с обычной песней. Выделить характерные выразительные особенности колыбельной песни. Пояснения к заданию: • в решении композиции постараться максимально выразить через цвет характер мелодии, ее настроение; • выразительные сюжетные образы должны подчиняться настроению и колориту мелодии; • работу выполнить в технике гуаши, возможно сочетание с аппликацией в отрывной технике.
4. Изобразить символ. «Указатель города Москвы» Вспомнить главные достопримечательности г. Москвы. Москва – столица России, центр культуры России. Рассмотреть герб Москвы. Пояснения к заданию: • предложить в создании символики столицы использовать такие выразительные средства,
которые подчеркивали бы значимость города, его особенности; • тщательно подбирать цветовое решение символа. Не более трех цветовых отношений.
5. Выразить слово «таинственность» в цвете, форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание), слове (описание словесного образа) Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей. В процессе выполнения задания у детей максимально включаются в работу разные виды творческого мышления (музыкальное, художественное, визуальное, двигательное, осязательное, вкусовое и др.). Пояснения к заданию: • в каждой из шести частей листа необходимо выразить с помощью цветных карандашей (фломастеров, красок – по выбору) свое эмоционально-чувственное отношение к воспринимаемому слову; • в 1-ом квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить «какого цвета таинственность» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом); • во 2-ом квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем форму волшебства (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную «таинственную» форму); • в 3-ем квадрате фломастером или карандашом рисуем таинственную линию; • в 4-ом квадрате пытаемся описать (если писать не умеем сказать учителю или помощнику, и он запишет) какого «вкуса таинственность» (например, какого вкуса «таинственная конфета»); • в 5-ом квадрате необходимо описать «таинственную музыку»; • в 6-ом квадрате нужно описать словами, что такое «таинственность».
6. Дать определение слову и изобразить его в абстрактной форме: посупорствовать, страмец, краюха и др. Провести беседу о значении слов и их исчезновении со временем. Провести исследование по нахождению слов, которые были в активном обиходе 50 или 150 лет назад. Пояснения к заданию: • постараться выразить это слово в символе, изображение должно внести максимум содержания; • обосновать словами его значение.
Примерные темы и направления работы с детьми по изобразительному искусству, основанные на полихудожественности и интегрированном подходе к обучению и воспитанию детей разного возраста.
• Создание эскиза авторского шрифта (написание своего имени собственным шрифтом, изображение характера и настроения героя). • К заданному интерьеру (из журнала, фотографии) придумать люстру или другой предмет, костюм. Выразить в движении, походке характер и особенности движения людей, живущих в этом интерьере. • Создание орнамента по сказке (например: «Кот, дрозд, лиса и петух», «Теремок», «Колобок»), каждый знак которого олицетворял бы определенное животное и действие). • Передать в цвете и линии крик вороны, пение синицы, соловья и др. птиц. • Работа с крупными формами (создание архитектурных проектов). • На одном листе изобразить четыре настроения в природе. • Создание игрушек в технике бумажной пластики на основе конуса. • Эскиз интерьера для любимой куклы, для себя и др. (работа на основе коробки из-под обуви без крышки).
• Изображение пространства мыши и мотылька. • Графические работы по материалам наблюдений за природой. • Пространство леса зимой, весной, летом, осенью (желательно одного и того же места). • Напольные игрушки на основе простых геометрических форм. • Знак в декоративном искусстве (эмблемы кабинетов для своей школы, знаки-указатели для зоопарка, детского парка, игровой площадки). • Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Создание своего ритма, на основе мотивов народного орнамента. • Эскиз-макет русской избы (интерьер, экстерьер). • Солярные знаки и их значение у разных народов (славяне, Индия, Китай, Африка и др.). Создание смысловой декоративной композиции с использованием солярных знаков. • Эскиз буквицы к былине, сказанию. • Эскиз авторского иероглифа. • Эскиз дома «Вечности», города «Звезды». • Эскиз-проект оформления зала для прослушивания космической музыки. • «Моя семейная история» (родословная, генеалогическое древо). • Цвето-графические композиции по мотивам работ П. Пикассо, В. Кандинского. • Создание цветовых композиций по мотивам работ В. Гоголя, М. Шагала (общее и различное этих авторов). • Цветовые композиции без конкретного изображения: «Мне грустно», «Мне спокойно», «Мне тревожно», «Мне весело». • Дорисуй картину (в центре листа большой круг, красивая загибулина или пятно). • Выражение музыки цветом или графически без конкретного изображения действия. • Изображение в цвете настроения в сказке (начало, середина, конец). • Графические работы: дом-Дворец на основе формы ракушки, раковины, коралла. Задание лучше проводить после прочтения отрывка сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» (описание морского дна). • Эскизы игрушек по мотивам природных форм насекомых, животных. • Иллюстрирование колыбельной песни. • Конструирование упаковки для свежезамороженных фруктов, требующих бесшовного соединения. • Эскизы больших напольных игрушек для детской игровой комнаты: игрушки сидения, игрушки-конструкторы, игрушки на каркасе и др. • Создание вазы на основе трансформации природных форм: тюльпана, кактуса, ромашки, ириса, яблока, тыквы и др. • Графическое изображение стихов В.Хлебникова, Р.Рождественского, С.Есенина, др., а также считалок, скороговорок, потешек (передача динамики, ритма, структуры). • Максимальное выражение характера и образа писателя по его произведениям (в слове и изображении портрета). • Игры в зверей, птиц, рыб, предметы. • Характер героя и его комнаты (придумываем или вычитываем из книг описание героя и проектируем интерьер для него). • Конфликт, контраст в искусстве и его изображение (по примерам литературных и музыкальных произведений). • Придумывание мелодий попевок на краткий литературный текст. • Игры-драматизации песен и сказок, включая доступные виды деятельности минимальными средствами. • Передача в цвете шума настраивающегося оркестра, его композиционное изображение.
• Звуковое пятно, музыкальная клякса (удар по клавише и определение цвета извлеченного звука, и наоборот - цвет звука колокола и его распространение в пространстве).
• Размышление на тему: композитор-исполнитель-слушатель (как условие существования музыки); сюжет-художник-зритель; мысль-писатель-читатель. • Создание карты своего города, села, близкого пространства. • Изображение земли с высоты полета на Ковре-самолете. • Создание русской сказочной архитектуры из бумаги. • Город будущего. • Передача в формальной декоративной композиции из геометрических форм: равновесия, неустойчивости, динамики, симметрии, асимметрии, устойчивости, легкости, тяжести, ритма, движения. • Цветовые композиции на плоскости отношений: пол-стена-потолок; пол-стена-потолок-мебель; пол-стена-потолок-дверь и др. для конкретного интерьера (по назначению, по настроению, для конкретного человека). • Вырезание ножницами дерева без предварительного контура или в технике отрывной аппликации (создание из них коллективной композиции). • Создание новогодней шапки для вырезанного из журнала портрета. • К заданному головному убору создать костюм в технике бумажной пластики. • Эскиз декоративной решетки для средневекового замка, где живет конкретный герой. • Эскизы указателей для зоопарка, деткой игровой площадки.
В следующей статье будут предложены задания для учащихся 5 – 11 классов