Как известно, теория цивилизаций и классификаций культур зародились на Западе, и Восточный культурный мир изучался неравномерно. Китай, Египет, Япония или Индия были включены во многие типологии, (Н. Я. Данилевский, К. В. Леонтьев, Р. Генон, О. Шпенглер, Ж. Гобино, А. Дж. Тойнби и др.), то тюркских кочевников и их империю не упоминает практически ни один автор, либо упоминают как варваров-разрушителей. [12, 68-69], [17, 17]. В чем причина столь негативного отношения к тюркской составляющей концепта «Восток»?
Во-первых, еще со времен гуннского нашествия, на западе укоренилось мнение о дикости и варварстве кочевников. Немалую роль в негативном отношении играет и европоцентризм культурологов. Во-вторых, от древних кочевых культур осталось не так много материальных памятников. Как говорил Л.Н. Гумилев, продукты тюркской материальной культуры (войлок, кожа, дерево и меха) сохраняются хуже, чем камень, и проводимые раскопки подтверждают существование тюркской культуры, рунической письменности (Орхонские надписи, Енисейские надписи и др.) [9].
Далее нам следует рассмотреть некоторые исторические факты из жизни древних тюрков дабы доказать ошибочность европоцентристского подхода к тюркской культуре и выявить значимость тюркского мира как части концепта «Восток».
Итак, тюрки окончательно сформировались (как этнос) в VI веке н. э. и завоевали обширную степную территорию от Персии и Византии до Китая [7, 6-7]. Нет однозначного мнения насчет происхождения самоназвания тюрков. В настоящее время же слово «тюрк» имеет чисто лингвистический смысл, так как соседние с тюрками народы иного происхождения усвоили тюркский язык лишь при общении с тюрками (например, азербайджанцы) [9, 10 -11]. Сейчас к тюркской языковой группе относят турков, азербайджанцев, узбеков, казахов, уйгуров, туркмен, татар, киргизов, кумыков и др., язык всех этих народов, несмотря на диалектные различия, имеет очень сильное сходство. Л. Н. Гумилев в своих исследованиях, посвященным древним тюркютам (тюркам), приходит к заключению, что они имели собственную систему государственной организации (иль), удерживающую их от рассеяния, а также систему престолонаследия (удельно-лествичную систему, где сын наследует не отцу, а младший брат - старшему, старший племянник - младшему дяде и т.д.)[9] Так называемая удельно-лествичная система стала не только государственным учреждением, но и проникла в семейные отношения [9]. Также тюрки имели свою иерархию чинов, военную дисциплину, дипломатию, четко отработанное мировоззрение, противопоставляемое идеологическим системам соседних стран.[9, 3]. Л.Н Гумилев доказал, что тюрки занимались не одними лишь военными набегами, существовали и оседлые поселения, тюрки имели ремесла, торговали [9, 297]. Благодаря суровому степному климату они научились изготовлять различные изделия из шерсти, войлока, меха, создали повозки и легкие переносные жилища, обрабатывали железо, разводили скот. Именно тюрки первыми в Центральной Азии стали заниматься промышленной добычей железа (на Алтае были найдены следы добычи железной руды, олова, золота, серебра и пр. VI-IX века), что позволило им обрести независимость и вооружить армию, о чем свидетельствуют письменные источники и археологические находки[9] Изготавливались тюркскими кузнецами монеты, очень прочные ножи, топоры, сабли, котлы и др. Кочевое скотоводство, составляло у тюрков две упорядоченных системы: «аильная система» - каждая семья владела своими определенными землями для зимовок и летовок скота; «куренная система» - несколько семей кочевали совместно и на ночь отгораживали ставку дозорами и телегами. Данные системы сохранялись у кочевых потомков тюрков в Средней Азии до конца XIX в. [9].
Что касается тюркских жилищ, юрты тюрков удивляли европейских, арабских и китайских путешественников. В Средневековом Китае возникла мода на тюркские музыку, одежду, нравились китайцам и юрты [9]. Будаев Н. М. отмечает, что форма юрты поразительна с точки зрения теории упругости, деревянные прутья создавали легкий, но вместительный купол, в середине крыши был дымоход, юрта была выстлана и покрыта специальными войлочными коврами, и внутри было очень тепло[8]. При переходе к оседлой жизни тюрки стали строить однокамерные многоугольные срубные жилища, которые встречаются у балкарцев, карачаевцев, казахов, татар, тувинцев и др. тюркских народностей [3]. Изобретения кочевников в плане жилища, быта, военного дела также достойны называться вкладом в мировую сокровищницу культур наравне с колесом, бетоном, лампочкой и другими изобретениями нестепных народов.
Тюрки создали множество предметов одежды. Л.Н. Гумилев отмечает, что тюркские воины носили специальный халат с высоким воротником, застегивающийся справа налево, головной убор, подобный казахскому малахаю, с железными пластинками и меховой оторочкой, а также панцирь с железными пластинами, поясом и оторочкой, шаровары из барсовой шкуры, легкие и мягкие черные войлочные сапоги. [9] Н. М. Будаев сообщает, что тюрки имели боевой шлем, тюбетейки, высокие пышные шляпы с заломленными полями. Тюрки носили разнообразные кафтаны с узорами, орнаментом[8] В русских летописях упоминаются, япанчи (бурка) [3]. Предметы одежды, созданные тюркской цивилизацией, заимствовались соседними народами, вследствие торговли, завоеваний и переселения тюрков.
Рассмотрим теперь морально-нравственную сторону древнетюркской жизни. Воровство у тюрков не практиковалось (они клали метки на скоте), и приравнивалось к измене и убийству[9]. Ал Джахиз говорил, что «тюрки не знали ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни притворства, ни клеветы, ни высокомерия к близким, ни притеснения сотоварищей, они не были подвержены пороку ереси, не присваивали имущества по причине различного толкования закона» [1]. Женщина у тюрков имела высокое положение, всегда было уважение к матерям. Изнасилование у тюрков поставлено рядом с самыми тяжелыми преступлениями. [9] Отсюда следует, что тюрки обладали достаточно четкими морально-нравственными установками и принципами.
Что касается духовно-религиозной сферы жизни древних тюрков, в древнетюркской религии были причудливо сплетены культы Неба, предков, шаманизм, поклонение анимистическим тотемам. Тюрки имели верховное божество – Тенгри (во многих тюркских языках до сих пор сохранилось это слово. Оно означает «бог»), который был незрим и вездесущ, давал и отнимал жизнь, изображение бога было запрещено [9]. Здесь прослеживается сходство тенгрианства с исламом, не случайно, практически все тюркские народы впоследствии стали мусульманами [8]. Главный тотем тюрков – волк, который считался прародителем тюркского народа [9]. У всех тюркских народов сохранился народный эпос («Манас» у киргизов, «Кобланды батыр» у казахов, «Олонхо» у якутов, «Нарты» у балкарцев), все сказания имеют сходства, указывающие на общее происхождение тюркских народов [8].
Отдельно хотелось бы упомянуть и наличие заимствований из тюркских языков в русском (и белорусском, украинском, т.е вообще в восточнославянских языках), а также в западноевропейских языках - в частности, в русский язык от тюрков перешли многочисленные слова различных сфер жизни от быта до торговли и военного дела: чекан, товар, монета, боярин, богатырь, казна, и мн. другие [18]. Таким образом, мы разделяем мнение современного исследователя С.Ш. Аязбековой в том, что необходимо включить самобытную тюркскую цивилизацию в систему цивилизационной классификации на основе ряда признаков (единство территории и общность условий проживания, государственность, языковое родство, наличие религии и письменности и пр.) [2].
Вывод: Мы можем заключить, что культура тюрков обладает индивидуальностью: исторические данные показывают, что тюрки – не бескультурные дикари, а самобытный народ, создавший собственные цивилизацию, быт, законы и мн.др. Как представители Востока, тюрки оказали немалое влияние на западную культуру. Мы считаем, что тюрки являются важнейшей частью восточного культурного мира, отсюда можно сделать вывод, что тюркская цивилизация является неотъемлемой и значительной составляющей универсального культурологического концепта «Восток».
ЛИТЕРАТУРА
Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. - Баку: Элм, 1993—204 с.
Аязбекова С.Ш. Тюркская цивилизация в системе цивилизационных классификаторов. http://www.viaevrasia.com/ru/
Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986.
Баскаков Н.А. Арабские источники о тюрках в раннем средневековье. Баку, 1993
Баскаков Н.А. Тюркизмы в восточно-славянских языках. — М.: Наука, 1974
Байчоров С.Я. Древнетюркские рунические памятники Европы, Черкесск, 1989 г.
Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Собр. соч. в 9 т. Т I. - М., 1963.
Будаев Н.М. Западные тюрки в странах востока http://www.balkaria.info/library/b/budaev/turki/turki.htm
Гумилев Л.Н. Древние тюрки// М.: 1967. 504 с.
Гумилев Л. Н. В поисках вымышленного царства//СПб. – 1994. 253 c.
Древнетюркский словарь / Редакторы: В.М. Наделяев, Д.М. Насилов, Э.Р. Тенишев, А.М. Щербак; Авторы-составители словарных статей: Т.А. Боровкова, Л.В. Дмитриева, А.А. Зырин, И.В. Кормушин, Н.И. Летягина, Л.Ю. Тугушева и др.; Институт языкознания АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — 676 с.
Иконникова С. Н. История культурологических теорий. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
Кляшторный С. Т. Зарубежная тюркология// М.: 1966
Крадин Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. — М., 2000.
Равдоникас Т. Д. Очерки по истории одежды населения Северо-западного Кавказа. Ленинград, Наука, 1990
Тойнби А.Дж. Исследование истории /Арнольд Тойбни; пер. с англ. К.Я.Кожурина. – М.: АСТ, 2010.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
Шипова Е. Н. Словарь тюркизмов в русском языке / Е. Н. Шипова (составитель); Отв. ред. акад. А. Н. Кононов; Институт языкознания АН КазССР. —Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1976. — 444 с.