Построение отечественной модели экономики, ориентированной на новые технологии и инновации, требует подготовки специалиста нового качественного уровня, обладающего глубокими знаниями и способного к новаторству. По мнению современных ученых, от специалистов требуется постоянный творческий поиск, создание оригинальных проектов [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Это придает особую значимость процессу раннего выявления, развития и сопровождению одаренных людей на всех этапах их обучения. В этой связи, реализация задач инклюзивного образования и включения лиц с особыми образовательными потребностями (одаренные, мигранты и т.д.) в активную социальную жизнь, позволит максимально эффективно использовать их человеческий ресурс. Но это требует разработки новых адаптированных методик, технологий, индивидуализированных программ, для обеспечения доступности образования для всех категории обучающихся.
Более внимательного отношения требуют и студенты, обучающиеся художественно-педагогическим специальностям.
Известно, что признаки одаренности в области изобразительной деятельности проявляются почти у каждого ребенка, а затем исчезают. Что требует более внимательного изучения, механизмов возникновения, развития одаренности, степени влияния одаренности в области изобразительной деятельности на развитие других видов одаренности, ее способности в дальнейшем затухать или трансформироваться в другие виды одаренности. В этой связи особую значимость приобретает деятельность тьютора, который призван на ранних стадиях выявлять и сопровождать одаренных студентов по дисциплинам изобразительного цикла (рисунок, живопись, композиция), тем самым обеспечивать развитие важных компонентов любого новаторства: воображения, аналитико-синтетических свойств мышления, креативности, выраженной мотивации, способностей и др.
В современной научной литературе понятие «тьютор» имеет широкий диапазон трактовок (от англ. Tutor, от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) в американском варианте английского – преподаватель, который дает частные уроки, в британском английском – преподаватель университета или колледжа. Кроме того, тьютор определяется как домашний учитель, гувернер, наставник группы и др.
Деятельность тьютора в настоящий момент, официально признана на государственном уровне и регламентируется рядом правовых документов. Так, приказ Министерства здравоохранения с социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N761н определяет требования к тьюторскому сопровождению в системе общего образования. Согласно этому документу, в обязанности тьютора входит организация процесса индивидуальной работы с обучающимся, направленного на выявление, формирование и развитие их познавательных интересов. Организация их персонального сопровождения в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения. Координация и поиск информации обучающимся для самообразования, сопровождения процесса формирования их личности[9].
К сожалению, для высшей школы и педвузов правовая норма тьюторства не разработана, что создает противоречие между запросами школы, общества, государства и уровнем компетентности специалистов, которого готовит система педагогического образования.
Исследованием особенностей формирования отечественной системы тьюторского сопровождения с различных образовательных позиций (одаренные, ОВЗ и т.д.), формированием современного понятийного аппарата для данного вида деятельности занимались О.С. Бутенко, В.С. Бутенко, Т.М. Ковалева, Е.В. Кузьмина, Д.А. Логинова, Т.Ю. Сурнина и др.
Так, Т.Ю. Сурнина предлагает рассматривает тьютора как помощника, консультанта, организатора учебной деятельности и среды, в которой обучающийся имеет возможность самостоятельно определять свои образовательные цели и средства, выстраивать индивидуальную траекторию обучения [10, 88]. Д.А. Логинова выделяет тьюториал как ведущую форму работы тьютора с обучающимися (тьюторантами), и предлагает ориентировать его на создание пространства для осознания и построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т.е. среду и ситуацию самоопределения. По мнению Т.М. Ковалевой, реализация задачи сопровождения детей на различных этапах обучения обосновывает необходимость формирования у современного учителя тьюторской компетентности, которая включает комплекс разнородных практикоориентированных знаний, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы. Е.В. Кузьмина определяет компетенции тьютора как компетенции современного педагога, позволяющие ему сопровождать индивидуальные образовательные программы, выделяет сходство компетенций и одаренности: универсальные (коммуникативные и т.д.) общие (гуманитарные, естественнонаучные) и предметно-специализированные (математические, музыкальные и т.д.).
О.С. Бутенко, В.С. Бутенко и Т.Ю. Сурнина [10] выделяют различные деятельностные позиции тьютора: наставник-стажер, академический наставник, тьютор-наставник и наставник-супервизор, преподаватель–тьютор. Так, в позиции преподавателя–тьютора выделяют следующие деятельностные компоненты: отвечает на поставленные вопросы; помогает в поиске, выборе и анализе информации, определении потребностей и решении проблем и т.д.; предоставляет необходимую информацию в соответствии с принципом «избыточности»; способствует выбору продуктивных приемов деятельности; учитывает мотивы и удовлетворенность обучающихся качеством учебного процесса; обеспечивает индивидуальный темп и траекторию обучения; рекомендует продуктивные способы работы; стимулирует, активность в определении собственных целей и задач определении путей их решения [10, С.85].
Данные исследования позволили выделить и сформулировать основные проблемы тьюторского сопровождения характерные для художественно-педагогического образования, наметить ориентиры для проведения опытно-поисковой работы: отсутствие разработанной позиции тьюторского сопровождения одаренных для художественно-педагогических специальностей с учетом этапов обучения и специфики контингента; степень осмысления необходимости тьюторского сопровождения всеми участниками образовательного процесса (студенты, педагоги, родители, администрация и др.); выявление области деятельности оптимальной для тьюторского сопровождения одаренных студентов по дисциплинам изобразительного цикла (рисунок, живопись, композиция); степень разработанности проблематики тьюторского сопровождения одаренных студентов для художественно-педагогических специальностей вузов.
Одним из возможных средств преодоления этих проблем и организации сопровождения одаренных студентов может явиться использование ресурсного потенциала самостоятельных работ по дисциплинам изобразительного цикла (рисунок, живопись, композиция).
Самостоятельная работа – важный компонент профессиональной подготовки художника-педагога закреплена в нормативных документах (учебный план, программы и т.д.), а деятельность регламентируется содержанием учебно-методических комплексов по дисциплинам: рисунок, живопись, композиция.
К сожалению, содержание тем для выполнения самостоятельной работы студентами в учебно-методических комплексах ориентированы на «среднего» студента и не учитывает индивидуальные особенности развития личности (степень одаренности, подготовку по художественным дисциплинам, мотивацию и т.д.), к тому же остается незадействованным в полной мере профессорско-преподавательский ресурс вуза, что приводит к формализации этой сферы учебной деятельности. Чаще сопровождение преподавателей ограничивается сообщением тем для самостоятельной работы. Как результат, одаренные студенты во время выполнения самостоятельной работы остаются предоставлены «сами себе», их ресурсный потенциал никак не стимулируется к раскрытию и как следствие полного раскрытия возможностей одаренного студента в области изобразительной деятельности по дисциплинам рисунок, живопись, композиция не происходит.
С целью выявления основных компетенций тьютора для сопровождения самостоятельных работа по дисциплинам изобразительного цикла (рисунок, живопись, композиция, определения оптимальной образовательной позиции тьюторского сопровождения одаренных студентов при выполнении самостоятельной работы по спецдисциплинам (рисунок, живопись, композиция), на базе кафедры искусств ИПиП ТюмГУ была проведена опытно-поисковая работа, которая включала анкетирование и устный опрос преподавателей и студентов. Данная работа осуществлялась в несколько этапов:
1 этап. Определение состава компетенций и позиций тьютора: на основе функционального анализа профессиональной деятельности тьютора и преподавателя, должностных инструкций, в опоре на исследования О.С. Бутенко, В.С. Бутенко, Т.Ю. Сурниной, Н.В. Севрюковой, требования Федерального государственного образовательного стандарта тьютора, был создан примерный список позиций, охватывающий весь функционал деятельности тьютора и преподавателя.
2 этап. Оценка значимости позиций тьютора, компетенций и уровня их выраженности: создание и корректировка списка признаков для каждой позиции, консультации с коллегами (экспертное оценивание).
3 этап. Общая процедура исследования состояла в оценке степени важности каждой позиции из предложенного списка. Студентам и преподавателям кафедры искусств был предложен список. В случае отсутствия позиции в списке, слушателям необходимо было вписать свой вариант. В обследовании приняли участие 61 человек (9 преподавателей, 12 студентов 4 курса и 20 студентов1курса).
В результате проделанной работы мы выявили, что в контексте профессионального художественно-педагогического образования в условиях инклюзии для сопровождения выполнения самостоятельных работ по изобразительному искусству в начальный период обучения (1-2 курс) наиболее перспективной видится позиция «преподавателя–тьютора». Это объясняется отсутствием у данной категории студентов достаточных профессиональных навыков в области изобразительной деятельности по рисунку, живописи, композиции и преобладающей мотивацией опрошенных студент на их приобретение.
На старших курсах (3-4 курс) для сопровождения самостоятельных работ по изобразительному искусству целесообразней использовать позицию «тьютора-преподавателя», что обусловлено возросшей мотивацией студентов на личностное самовыражение, при этом степень сформированности изобразительных навыков и способностей может быть различной.
Для тьюторского сопровождения одаренных студентов при выполнении самостоятельных работ по дисциплинам специальной подготовки (рисунок, живопись, композиция), уже начиная с 1 курса, рекомендуется использовать позицию «тьютора-преподавателя». Так как данная позиция позволяет наиболее полно реализовывать возможности индивидуализированного сопровождения одаренного студента, в удовлетворении его мотиваций и потребностей в обретении изобразительных компетенций, и осмысления их как необходимого компонента художественно-педагогической деятельности.
В результате анализа развития тьюторского сопровождения, традиций, нормативной документации, понятийного аппарата мы пришли к выводу об уникальности отечественной системы тьюторства и необходимости ее развития на всех образовательных ступенях (школа, вуз и т.д). Данные обстоятельства продиктованы социально-экономическими условиями, инклюзивными ориентирами государственной политики в области образования, необходимостью дальнейшей индивидуализации обучения. А для эффективного осуществления процесса сопровождения самостоятельной работы студентов необходимо дифференцировать в применении позиции тьюторского сопровождения «тьютора-преподавателя» и «преподавателя–тьютора», что продиктовано возрастными различиями, уровнем компетентности и одаренности студентов и сферой их мотивированных потребностей, что выявили в результате опытно-поисковой работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко О.С, Бутенко В.С. Развитие института тьюторства в высшем образовании // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 292-296.
2. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Т.М. Ковалева, А.А. Теров, О.Ю. Жилина //Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Мат. Всерос. научно-метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009. - М.: АПКиППРО, 2009. - С. 5-11
3. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику: метод. рек. / Е.В. Кузьмина. -2012 с.57
4. Кашина Н.И., Павлов Д.Н. Проблема развития творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусств в процессе музыкально-композиционной деятельности / Н.И. Кашина, Д.Н. Павлов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 3. С. 11-15.
5. Концепция Федерального Государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Проект. – Режим доступа : http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/03.02-2014.pdf
6. Логинова Д.А. Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса / Д.А. Логинова //Экономика образования. – 2013. - №1. – С169-172.
7. Мокроусов, С.И. Структура профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства / С.И. Мокроусов //Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: Гуманитарные науки». – 2015. - № 2. - С.1-11. - Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2015/Mokrousov.pdf
8. Мокроусов С.И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области компьютерного моделирования (в системе повышения квалификации) / С.И. Мокроусов // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». – 2010. - №3. – С.1-8. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/11_09_mokrousov.pdf
9. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) // «Консультант плюс»: официальный сайт. – Код доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116278;fld=134;from=90920-5;rnd=0.05268523981794715
10. Сурнина Т.Ю. Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя / Т.Ю. Сурнина //Омский научный вестник. – 2008. - №1 (63). - С.83-88.
11. Севрюкова Н.В. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам / Н.В. Севрюкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». – 2016. - №4. – С.63-70. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/sevryukova_63-70.pdf