Отечественные средние специальные музыкальные школы (первоначальное название – «музыкальные школы-десятилетки») – особый вид образовательных учреждений, возникший в 30-х годах ХХ столетия. Базовой идеей их создания являлось объединение общеобразовательной и профессиональной подготовки детей, обладающих яркими музыкально-исполнительскими способностями. Их учащихся называют «музыкально одарёнными детьми» (это было утверждено на нормативном уровне - в Положении о данном виде школ 1958 года), в ряде случаев – «музыкальными талантами», «вундеркиндами», но чаще – «особо одарёнными», «высокоодарёнными», «исключительно одарёнными», «чрезвычайно одарёнными». Отсутствует единый, общепринятый термин, а также ясно очерченная характеристика особенностей состава учащихся данных учебных заведений, которая играет определяющую роль в организации их образовательного процесса. Задачей статьи является выявление данных особенностей путём анализа трактовок данных вариантов понятия «одарённость» в отечественных исследованиях.
Из вышеуказанного ряда терминов в качестве опорного нами выбран термин «особо одарённые». Он введён в научный обиход общей педагогики, хотя используется довольно редко, прежде всего – при изучении интеллектуальной одарённости. Существуют определения, поясняющие смысл данного термина. По В.И. Панову, особо одарённые - это «дети с ранними проявлениями ярко выраженной одарённости» [3, 165]. М.Т. Таллибулина определяет особую степень одарённости как «наличие высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также интенсивность интеграционных процессов внутри субъекта, вовлекающих его личностную сферу» [6, 10-11].
Анализируя отмеченные в исследованиях признаки особо одарённых детей, можно выделить следующие их сущностные характеристики: раннее проявление одарённости, яркая выраженность (высокий уровень способностей) и интенсивность. Интенсивность трактуется исследователями по-разному: как сильнейшая мотивация, сверхпогруженность в деятельность, сверхнормативная активность (В.И. Панов), быстрый, почти «взрывной» характер развития детей (Н.С. Лейтес), как высокий уровень интеграции различных сфер личности (М.Т. Таллибулина).
Обратим внимание на отмеченную М.Т. Таллибулиной более сложную комплексность компонентов, отличающую высокий уровень одарённости. Она объясняет встречающуюся в исследованиях рядоположенность понятий «особая одарённость» и «талант».
В «Лекциях по педологии» Л.С. Выготского определён следующий признак таланта: сочетание креативности («творческого переживания возрастных особенностей») и высокого уровня умственного развития. По мнению Б.М. Теплова, талант - это высокая степень одарённости, а также - проявление универсальности личности [7, 34]. И в том, и в другом случае подчёркивался не просто более высокий уровень развития специальных способностей, но и усиление признаков общей одарённости, высокий интеллект.
Г.С. Цыпиным рассмотрена структура музыкального таланта, объединяющая специальные способности, психические свойства личности и духовность. Причём удельный вес общих способностей – выше, чем у рядовых музыкантов, отсюда – более благоприятный контекст для деятельности [8].
Термин «талант» имеет достаточно широкую и не всегда ясную формулировку в исследованиях, поэтому не представляется целесообразным выбор его в качестве опорного. Однако он интересен внесением нового нюанса в понимание «особой одарённости» - комплексность, взаимосвязанность широкого спектра составляющих её общих и специальных компонентов.
Как указывалось выше, отличительной особенностью данной категории детей является раннее проявление одарённости. Не случайно в литературе встречается ещё одно тождество понятий - «особо одарённые» и «вундеркинды». Более детальный анализ понятия «вундеркинд» позволит раскрыть данный аспект «особой одарённости».
В работах Л.С. Выготского «Педагогическая психология» и «Лекции по педологии» (1930-е годы) вундеркинд, «в очень раннем возрасте поражающий исключительными способностями» [1, 46], рассматривался сквозь призму ускоренного развития, причём - как патология. Вундеркиндам («пустоцветам») противопоставлялись «настоящие одарённые, талантливые дети». Ускоренность развития относилась к мнимой одарённости, а подлинной одарённостью определялась глубина, качества ума, то есть способность к творческому преобразованию возрастных особенностей [там же].
В исследованиях в области музыкальной педагогики этого же периода феномен вундеркинда также рассматривается как пример исключительной одарённости. Ю.А. Струве отмечал характерное для данных детей «упорно выражаемое естественное устремление» к музыкальной деятельности, а также подчёркивал первостепенную роль окружающей среды в интенсификации музыкального развития ребёнка. Само явление «вундеркиндизма» он тоже оценивал отрицательно, но с иных позиций – как форсирование окружающими исполнительской успешности ребёнка, внушение ему ложных представлений, препятствующих подлинному музыкальному развитию [5].
Н.С. Лейтес, исследуя «комплекс вундеркинда» в последней трети ХХ века, называет его «парадоксальным образом закономерной и … весьма специфической особенностью психологического развития ребенка» [4, 285]. То есть отрицательная трактовка вундеркиндизма пересмотрена, он не трактуется как патология.
Данным автором подробно рассмотрен «комплекс вундеркинда». Одна из его характеристик - своеобразная связь слухового образа и звучания, «слуховое ощущение, непосредственно переходящее в движение рук» (для «нормальной» психологической структуры характерно обратное). Другая характеристика - иная этапность музыкального развития. Н.С. Лейтес определяет 3 этапа музыкального развития: двигательно-слуховой синкрезис, дифференциация психических функций и структур (в соответствии с элементарными музыкальным способностям) и специфический синтез (тонкие и многозначные связи между функциями и структурами). А «дети с выдающимися музыкальными способностями, по мнению Н.С. Лейтеса, как бы «минуют» первые два этапа, их способности обнаруживаются на переходе от второго к третьему или даже сразу на третьем этапе» [4, 282-285].
Г.М. Цыпин отмечает следующую особенность вундеркиндов: их способность к антиципации – «проникновению в суть и смысл художественных явлений, которые не имеют ещё опоры в личном жизненном опыте» [8, 17]. Характеристику, аналогичную антиципации, даёт и Н.С. Лейтес, называя её «зрелостью без созревания», которая обычно более всего поражает в одаренных детях» [4, 267]. Это ещё одно проявление ускоренного развития, «опережения» возраста.
Исследователями акцентируются некоторые негативные стороны «вундеркиндизма», требующие особого педагогического внимания. Н.С. Лейтес указывает на чрезвычайную способность таких детей к умственному подражанию, когда «одарённые имитаторы» делают своими знания и формы рассуждений взрослых» [цит. по 9, 181]. Данное качество приводит к формализму мышления и является фактором, тормозящим подлинное развитие ребёнка. Г.М. Цыпин обращает внимание на опасность лёгкости творческих достижений, ослабляющих волю. Он подчёркивает важность осознания природы дарования - высокоразвитые двигательно-техническими данные (аналогия с «мнимой одарённостью» Л.С. Выготского) или «отчётливо и напряжённо пульсирующая творческая жилка» [9].
Понятие «особой одарённости» взаимосвязано и с определёнными особенностями психического развития детей. В.И. Панов отмечает возможную неравномерность (диссинхронию) в уровне сформированности их психических процессов [4, 30] и склонность к особым психическим состояниям - фрустрация, аффект [3]. Это обуславливает сложность и специфичность выстраивания педагогического процесса при работе с данной категорией детей.
Таким образом, учащиеся средних специальных музыкальных школ – это «особо одарённые дети», обладающие следующими характерными особенностями:
высокий уровень музыкальных способностей, раннее проявление и ускоренность (особая этапность) их развития;
высокие показатели общей одарённости, уровня интеллекта;
повышенная системность круга специальных и общих компонентов, взаимозависимость развития музыкальности и мышления, интеллекта, креативности, личностных качеств;
особенности общего развития: «ускоренность» развития, антиципация, возможная диссинхрония формирования психических процессов;
высокая мотивированность, сверхпогруженность в интенсивную музыкальную деятельность (одним из следствий которой являются специфические психические состояния).
В заключении отметим, что отнесение всех учащихся средних специальных музыкальных школ к категории «особо одарённых детей», обладающих данными характеристиками, является несколько идеализированным. Но именно такие критерии соответствуют эталонному представлению об учащихся данных учебных заведений, миссией которых является воспитание музыкально-исполнительской элиты нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с.
Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие [электронный ресурс]. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php (Дата обращения: 05 сентября 2016).
Панов В.И. Ранняя одарённость и особые психические состояния //Известия МГТУ «МАМИ». 2013. №4 (18). Т.2. С. 161-168.
Психология одарённости детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М., Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. Л.: Музгиз, 1937. 182 с.
Таллибулина М.Т. Музыкальная одарённость: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: дисс…. канд. псих. наук. Пермь, 2003. 195 с.
Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. Т.1. 329 с.
Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. 320 с.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1988. 384 с.