УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФГОС 3++

Крючков Евгений Михайлович (1), Пилипер Алексей Вячеславович (2), Монахова Лада Дмитриевна (3)

(1) к. пед. н., доцент, Московский государственный областной университет

(2) к. пед. н., доцент, Московский государственный областной университет

 

(3) аспирант, ассистент, Московский государственный областной университет

Аннотация: 
В статье раскрываются особенности реализации учебной практики в ВУЗах по художественно-графическим направлениям обучения. Исследование включает исторический обзор по проведению практики в учебных заведениях. Основное внимание в работе уделено анализу нормативных документов, регламентирующих учебную практику. В статье изучены виды проведения учебной практики художественно-творческих направлений, проведено сравнение компетенций, формируемых в рамках учебной практики и дисциплин основного блока; рекомендованы примеры модернизации инструментария для прохождения учебной практики. В результате исследования были предложены пути модернизации рабочих программ практик для учащихся художественно-творческих направлений.

Актуальность исследования. Правительство России, будучи основным регулятором системы образования, сочло целесообразным изменение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) от 13 августа 2020 года по направлению подготовки «Дизайн», поставив высшие учебные заведения и преподавателей перед фактом необходимости кардинального пересмотра содержания рабочих программ практики (РПП) [1]. Отметим, что специфика изменений РПП всегда обусловлена институциональными изменениями в сфере образования, иными словами, всегда диктуется правительством РФ через Минобрнауки. Современным педагогам и организаторам педагогического процесса необходимо рационально и быстро решить задачи, поставленные органами государственного управления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить опыт проведения учебной практики у учащихся художественно-графических направлений в России;

2. исследовать виды проведения учебной практики творческих направлений; сравнить компетенции, формируемые в рамках учебной практики и дисциплин основного блока; провести модернизацию инструментария для прохождения учебной практики, к которой мы стремимся;

3. исследовать, как и чем дополнить программы учебной практики для студентов художественно-графических направлений;

4. определить вектор творческих заданий, которые смогут максимально раскрыть продуктивность в художественно-творческой и рабочей деятельности студентов художественно-графических направлений.

Методами исследования являются:

• сравнительный анализ последних ФГОС, учебных планов и РПП,

• анализ исторических документов открытого доступа по внедрению практики в высших образовательных учреждениях,

• метод выведения эмпирической закономерности педагогических задач на основе описания педагогического процесса,

• метод моделирования и научного прогнозирования,

• метод аналитического прогнозирования педагогического процесса.

В процессе исследования проанализирован опыт российских художественных и архитектурных вузов, которые уделяют обильное внимание подготовке специалистов широкого профиля. В нашем исследовании важно то, что предложенный путь модернизации учебной практики повысит эффективность подготовки студентов художественных направлений.

Практическая значимость результатов исследования определяется:

• направленностью на формирование профессиональных компетенций студентов;

• разработкой наиболее эффективного процесса прохождения учебной практики у студентов художественных направлений.

Источниковой базой для данной статьи стали исторические документы из открытого доступа, утвержденные учебные планы МГОУ, утвержденные рабочие программы практик и дисциплин МГОУ, дневники и отчеты студентов о прохождении учебной практики, отчеты руководителей учебной практики. Были изучены утвержденные в Московском государственном областном университете РПП (рабочие программы практики) за последние три года. Для исторической справки были изучены декреты СНК РСФСР с 1923 года до 1926 года, касающиеся порядка прохождения практики в высших учебных заведениях [1, 2, 3, 4, 5].

Исторический опыт проведения учебной практики учащихся художественно-графических направлений в России.

Изучая историю проведения учебной практики в хронологических рамках от начала XX до начала XXI века, мы выявили документально подтвержденное явление проведения учебной практики. Выявлено, что на территории РСФСР законодательно регламентированная практика проводится в учебных заведениях высшего образования с 1923 года.

Декретом СНК РСФСР о порядке прохождения практики студентами и оканчивающими высшие учебные заведения от 22.05.1923 г. устанавливается регламент производственной практики и стажировки [3]. Год спустя в свет выходит декрет СНК РСФСР о рабочих факультетах от 18.02.1924 г. [4]. В третьей главе этого документа, «Управление рабочим факультетом», вводится обязательное проведение курсовых совещаний. В круг ведения курсовых совещаний входит:

а) обсуждение вопросов о распределении студентов по группам в начале года и о перемещении их из группы в группу в зависимости от обнаруженных знаний в течение года;

б) предварительное обсуждение объема, предположенного к прохождению в течение семестра материала;

в) установление внутренней согласованности между всеми преподаваемыми предметами;

г) рассмотрение и обсуждение отчетов о прохождении курса и успешности студентов [4].

В комиссию курсовых совещаний входили преподаватели курса и представители студенческого самоуправления. В данном документе студентов предлагали распределять по группам в зависимости от обнаруженных знаний. Учебная практика, исследуемая авторами, включенная в образовательный процесс во ФГОС (от 2016 года) как Блок 2 «Практика», нес в себе те же профориентационные задачи.

С 2003 года в России начинается реформа образования из-за официального присоединения к Болонскому процессу. Внедряется существенный ряд изменений в системе высшего образования. В том числе деление на двухуровневую структуру образовательных программ. В научной статье «Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски» Ломов С.П., Лейфа А.В. и Плутенко А.Д., приводят описание изменений, произошедших в области высшего образования в период с 2007 по 2014 г. [10]. В этой же статье, выражается обеспокоенность, связанная с переходом на болонскую систему: «Проблема состоит в том, что введение болонских положений, в том числе схемы «бакалавр + магистр», приведет к снижению общей планки высшего педагогического образования для большей части населения РФ» [10, с. 118].

После реформ образования в некоторых учебных заведениях стало наблюдаться, что бюрократические требования к оформлению практики (дневники и отчеты практиканта, договора с учреждениями) стали более приоритетными, чем само прохождение, в связи с чем многие ВУЗы перестали делать акцент на обязательности качественного ее прохождения. О проблеме бесполезной бюрократии в российских ВУЗах часто пишут в электронных изданиях СМИ, таких как «Коммерсантъ», «Новые известия» и т.д. Регулярно публикуются интервью и статьи преподавателей из разных сфер и ВУЗов [13]. Но кроме всеобщего негодования со стороны профессорско-преподавательского состава беспощадная и бессмысленная бюрократия в области рынка образовательных услуг, к сожалению, ничего не вызывает.

Тем временем открываются новейшие профессии и специальности, рынок труда расширяется. С появлением отраслей, связанных с информационными и компьютерными технологиями, появились десятки новых образовательных профилей; во многих направлениях подготовки появились ответвления, связанные с компьютерными технологиями [9, с. 458]. Этот технологический нюанс оставил след на процессе прохождения практики, особенно художественно-творческой. Возможность частично автоматизировать практику дало, с одной стороны, повод для меньшей траты времени на оформление документации практиканта, а с другой, - создало возможность для студентов «списывать и срисовывать» с уже готовых материалов, в связи с чем качество выполнения творческих заданий значительно упало за последние несколько лет.

В ФГОС ВО 3++ было решено вернуться к профориентационным целям учебной практики. Для этого в редакции ФГОС от 2016 года фигурирует отдельное направление учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» [2]. Второй вид учебной практики – творческая практика, которая иногда реализуется как пленэрная практика. ФГОС ВО рекомендует использовать активные и интерактивные методы обучения и обязует применять информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания, для активизации студенческой работы [5, с. 95]. Именно эту задачу в ходе проведения практики мы стараемся решить – перевод учебную практику на более продуктивный уровень, организовать сознательную самостоятельную работу студентов [5, 6].

Наблюдая за процессом изменения нормативных документов по студенческой практике на протяжении века, мы сделали вывод, что учебная практика - пластичная дисциплина, которую возможно в короткие сроки изменить под нужды учащихся, актуализировать по мере изменений условий на рынке труда, благодаря ее профориентационному уклону. По нашему мнению, необходимо использовать эту пластичность в пользу прогресса образовательного процесса.

Основные направления программ учебной практики для студентов художественно-графических направлений.

Обратим внимание на компетенции, соответствующие профессиональной деятельности дизайнеров и педагогов-дизайнеров. Изучая учебный план 2018 года, мы рассмотрели формируемые компетенции, установленные в основных профильных дисциплинах направления «Дизайн», которые начинаются с третьего семестра [12].

Исходя из учебных планов МГОУ, на протяжении нескольких последних лет учебная практика по художественным направлениям разделялась на подвиды: пленэрная, творческая, а также учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе научно-исследовательской деятельности. В рамках некоторых направлений подготовки бакалавров остались все перечисленные учебные практики. Есть направления, которые отдали приоритет одной-двум практикам. Все эти практики выполняют схожие функции и формируют примерно одни и те же компетенции. На первом году обучения студентов закреплению профессиональных компетенций способствовала учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в ходе которой формируется компетенция ПК-6 (способность применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике) [2, с. 6]. В ходе учебной практики (творческой) формируются ОПК-1 (способность владеть рисунком; умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка), ОПК-2 (владение основами академической живописи приемами работы с цветом и цветными композициями), ПК-1 (способность владеть рисунком и приемами работы с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями) [2, с. 6-9].

Все компетенции, формируемые профильными дисциплинами связаны между собой. Одна дисциплина, чаще всего, включает в себя несколько компетенций. Это предусмотрено для того, чтобы учащийся получил знания, умения и навыки специалиста – для закрепления межпредметных связей, для устойчивого понимания профессиональных возможностей. В методическом смысле, в процессе прохождения перечисленных учебных практик, студентам необходимо давать художественно-творческие задания, связанные с профессией – скетчинг, ручное эскизирование объектов интерьерной и экстерьерной среды, задания на растровое коллажирование (в любых профессиональных графических редакторах) [11, с. 161].

Согласно нашему мнению, при условии полной реализации деятельностного подхода к обучению (акцентировании внимания на консультации и организации студентов, соблюдении грани между индивидуальной консультацией и коллективной работой), достаточному проявлению внимания и демонстрации учащимся способов решения проектных задач, мы реализуем и компетентостный подход, в том числе, ориентированный на способность выпускника решать проблемы в учебной, социальной и профессиональной ситуации. Мы воссоздаем взаимосвязи этих подходов. Следовательно, именно учебная практика подготовит на первом году обучения студентов к изучению профильных дисциплин и закреплению вышеперечисленных компетенций.

Отметим, что по учебному плану 2018 года программой практики предусматриваются определенные этапы формирования компетенции, как уже рассматривалось в статье «Значение учебной практики студентов-бакалавров дизайна для выбора профиля обучения» Ларионовой Н.Л. и Левчик Л.Д. [8]. Авторы отмечают следующие этапы: синтез подходов к выполнению проектных заданий; определение и выбор необходимых современных технологий, связанных с конкретным дизайнерским решением; решение художественно-творческих задач проектных заданий при помощи современных технологий; осуществление защиты выполненных работ на этапах проектирования и экспозиции проектных заданий [8, с. 315]. Это именно те навыки, которые определяют конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а также являются основными задачами для выполнения в ходе разработок учебных дизайн-проектов.

В ходе исследования мы обратили внимание на новые наименования компетенций – двухуровневое разделение на группы компетенций в обновленном ФГОС – теперь, по стандарту, профессиональные компетенции (ПК) определяются организацией самостоятельно, а вместо общекультурных компетенций (ОК) в стандарте фигурируют универсальные компетенции (УК).

УК и ОПК теперь имеют более детальное описание, в сравнении с предыдущим стандартом. Появились группы и категории компетенций, которые включают в себя коды и наименования. Благодаря этому делению, установленные компетенции могут реализовываться эффективнее, содержания дисциплин могут стать разнообразнее, а задания пластичнее.

Самым интересным, на наш взгляд, в этом обновлении стало расширение профессиональной деятельности, которую теперь имеют право вести выпускники дизайна, а также добавление компетенции, позволяющей дизайнерам осуществлять педагогическую деятельность (ОПК-7). Как ВУЗ с педагогическим уклоном, мы и наши коллеги приняли решение сделать акцент в рабочих программах учебной практики именно на подготовке к профессиональной деятельности.

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Учебную практику для учащихся художественно-графических направлений следует дополнить теми элементами современных технологий, которые выпускники будут применять в профессиональной деятельности, расширить допустимый инструментарий для прохождения учебной практики.

2. Учебная практика - одна из самых пластичных дисциплин, которую возможно в короткие сроки изменить под нужды учащихся, актуализировать по мере изменений условий на рынке труда благодаря ее профориентационному уклону. Изучение практики, установленной Министерством науки и высшего образования, подтвердило наши представления о данном виде учебной деятельности. Каждый пройденный этап готовит студента к прохождению следующего, а затем и к исполнению профессиональных трудовых обязанностей. Один из путей модернизации рабочих программ учебной практики дизайнеров – это актуализация заданий, ориентированная на закрепление умений в области подготовки учебных наглядных пособий для учащихся школ.

3. Мы отметили, что в дистанционном формате обучения именно расширение допустимого инструментария для выполнения учебных заданий по практике положительно сказалось на успеваемости студентов. Практиканты, выполнявшие учебные задания при помощи графического редактора, показали высокую продуктивность в творческой и рабочей деятельности и продемонстрировали высокую заинтересованность в практике с комбинированным подходом.

Среди перспективных направлений исследования мы выделяем дискурс внутри научного педагогического сообщества в рамках проведения модернизации обучения, а также совместный поиск новых форм и методов проведения учебной практики у студентов художественных направлений. В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы факультета изобразительных искусств и народных ремесел МГОУ. Данное научное исследование позволяет, в том числе, расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении учебной практики в области дизайна, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) от 13 августа 2020 г. № 1015 [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-01-dizayn-1015 (дата обращения 20.09.2021)

2. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) от 11 августа 2016 г. № 1004 [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-01-dizayn-1004/ (дата обращения 20.09.2021)

3. Декрет СНК РСФСР о порядке прохождения практики студентами и оканчивающими высшие учебные заведения, 22.05.1923 г. [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1655.htm (дата обращения 20.06.2021)

4. Декрет СНК РСФСР. Положение о научных работниках высших учебных заведений, 21.01.1924 г. [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1930.htm (дата обращения 20.09.2021)

5. Воронов, В.В. Опыт активизации учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / В.В. Воронов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. –М.,  2016. №1. С. 94-102.

6. Коробанов, А.В. Использование интерактивных методов обучения во взаимодействии с участниками образовательного процесса [Текст] / А.В. Коробанов   // В сб.: Развитие одарённости в современной образовательной среде (из опыта работы педагогических работников Московской области) Региональный Центр поддержки олимпиадного движения. – М., 2015. С. 12-14.

7. Крючков, Е.М., Бикушева, Ю.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов художественно-графических факультетов на примере изучения технологических особенностей росписи фарфора [Текст] / Е.М. Крючков, Ю.А. Бикушева, // В сб.: Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн // Сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ. № 4. -М.: 2019. С. 30-33.

8. Ларионова, Н.Л., Левчик, Л.Д. Значение учебной практики студентов-бакалавров дизайна для выбора профиля обучения [Текст] / Н.Л. Ларионова, Л.Д. Левчик // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве. Сборник материалов Международной научно-практической конференции // Елец: 2019, С. 314-316.

9. Левчик, Л.Д. Учебная практика студентов-бакалавров дизайна: как выбрать профиль // Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» (3 апреля 2019 г.) [Электронный ресурс] /Л.Д. Левчик // сборник научных статей. – Гжель: ГГУ, 2019 г. – 1127 с. ГГУ: – Режим доступа: http://www.art-gzhel.ru/ С. 548-550.

10. Ломов, С.П., Лейфа, А.В., Плутенко, А.Д. Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски [Текст] / С.П. Ломов, А.В. Лейфа, А.Д. Плутенко // В сб.: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. № 1. –М., 2015. С. 113-119.

11. Львова, И.А. Стандарт ФГОС 3+ для дизайнеров: краткий анализ. Успехи современной науки и образования [Текст] / И.А. Львова // – М.: 2017, Т. 1. № 3. С. 160-162.

12. Учебные планы, МГОУ [Электронный ресурс] // www.mgou.ru (дата обращения 01.02.2021)

14. Электронное издание Новые известия [Электронный ресурс] // «Бюрократия vs свобода: чем различается высшая школа в России и в США» https://newizv.ru/comment/sergey-kostyaev/03-02-2018/byurokratiya-vs-svoboda-chem-razlichaetsya-vysshaya-shkola-v-rossii-i-v-ssha-6ebdabc2-31fd-451c-994c-c327f8310bf3 (дата обращения 20.06.2021)