Актуальность исследования. Правительство России, будучи основным регулятором системы образования, сочло целесообразным изменение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) от 13 августа 2020 года по направлению подготовки «Дизайн», поставив высшие учебные заведения и преподавателей перед фактом необходимости кардинального пересмотра содержания рабочих программ практики (РПП) [1]. Отметим, что специфика изменений РПП всегда обусловлена институциональными изменениями в сфере образования, иными словами, всегда диктуется правительством РФ через Минобрнауки. Современным педагогам и организаторам педагогического процесса необходимо рационально и быстро решить задачи, поставленные органами государственного управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить опыт проведения учебной практики у учащихся художественно-графических направлений в России;
2. исследовать виды проведения учебной практики творческих направлений; сравнить компетенции, формируемые в рамках учебной практики и дисциплин основного блока; провести модернизацию инструментария для прохождения учебной практики, к которой мы стремимся;
3. исследовать, как и чем дополнить программы учебной практики для студентов художественно-графических направлений;
4. определить вектор творческих заданий, которые смогут максимально раскрыть продуктивность в художественно-творческой и рабочей деятельности студентов художественно-графических направлений.
Методами исследования являются:
• сравнительный анализ последних ФГОС, учебных планов и РПП,
• анализ исторических документов открытого доступа по внедрению практики в высших образовательных учреждениях,
• метод выведения эмпирической закономерности педагогических задач на основе описания педагогического процесса,
• метод моделирования и научного прогнозирования,
• метод аналитического прогнозирования педагогического процесса.
В процессе исследования проанализирован опыт российских художественных и архитектурных вузов, которые уделяют обильное внимание подготовке специалистов широкого профиля. В нашем исследовании важно то, что предложенный путь модернизации учебной практики повысит эффективность подготовки студентов художественных направлений.
Практическая значимость результатов исследования определяется:
• направленностью на формирование профессиональных компетенций студентов;
• разработкой наиболее эффективного процесса прохождения учебной практики у студентов художественных направлений.
Источниковой базой для данной статьи стали исторические документы из открытого доступа, утвержденные учебные планы МГОУ, утвержденные рабочие программы практик и дисциплин МГОУ, дневники и отчеты студентов о прохождении учебной практики, отчеты руководителей учебной практики. Были изучены утвержденные в Московском государственном областном университете РПП (рабочие программы практики) за последние три года. Для исторической справки были изучены декреты СНК РСФСР с 1923 года до 1926 года, касающиеся порядка прохождения практики в высших учебных заведениях [1, 2, 3, 4, 5].
Исторический опыт проведения учебной практики учащихся художественно-графических направлений в России.
Изучая историю проведения учебной практики в хронологических рамках от начала XX до начала XXI века, мы выявили документально подтвержденное явление проведения учебной практики. Выявлено, что на территории РСФСР законодательно регламентированная практика проводится в учебных заведениях высшего образования с 1923 года.
Декретом СНК РСФСР о порядке прохождения практики студентами и оканчивающими высшие учебные заведения от 22.05.1923 г. устанавливается регламент производственной практики и стажировки [3]. Год спустя в свет выходит декрет СНК РСФСР о рабочих факультетах от 18.02.1924 г. [4]. В третьей главе этого документа, «Управление рабочим факультетом», вводится обязательное проведение курсовых совещаний. В круг ведения курсовых совещаний входит:
а) обсуждение вопросов о распределении студентов по группам в начале года и о перемещении их из группы в группу в зависимости от обнаруженных знаний в течение года;
б) предварительное обсуждение объема, предположенного к прохождению в течение семестра материала;
в) установление внутренней согласованности между всеми преподаваемыми предметами;
г) рассмотрение и обсуждение отчетов о прохождении курса и успешности студентов [4].
В комиссию курсовых совещаний входили преподаватели курса и представители студенческого самоуправления. В данном документе студентов предлагали распределять по группам в зависимости от обнаруженных знаний. Учебная практика, исследуемая авторами, включенная в образовательный процесс во ФГОС (от 2016 года) как Блок 2 «Практика», нес в себе те же профориентационные задачи.
С 2003 года в России начинается реформа образования из-за официального присоединения к Болонскому процессу. Внедряется существенный ряд изменений в системе высшего образования. В том числе деление на двухуровневую структуру образовательных программ. В научной статье «Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски» Ломов С.П., Лейфа А.В. и Плутенко А.Д., приводят описание изменений, произошедших в области высшего образования в период с 2007 по 2014 г. [10]. В этой же статье, выражается обеспокоенность, связанная с переходом на болонскую систему: «Проблема состоит в том, что введение болонских положений, в том числе схемы «бакалавр + магистр», приведет к снижению общей планки высшего педагогического образования для большей части населения РФ» [10, с. 118].
После реформ образования в некоторых учебных заведениях стало наблюдаться, что бюрократические требования к оформлению практики (дневники и отчеты практиканта, договора с учреждениями) стали более приоритетными, чем само прохождение, в связи с чем многие ВУЗы перестали делать акцент на обязательности качественного ее прохождения. О проблеме бесполезной бюрократии в российских ВУЗах часто пишут в электронных изданиях СМИ, таких как «Коммерсантъ», «Новые известия» и т.д. Регулярно публикуются интервью и статьи преподавателей из разных сфер и ВУЗов [13]. Но кроме всеобщего негодования со стороны профессорско-преподавательского состава беспощадная и бессмысленная бюрократия в области рынка образовательных услуг, к сожалению, ничего не вызывает.
Тем временем открываются новейшие профессии и специальности, рынок труда расширяется. С появлением отраслей, связанных с информационными и компьютерными технологиями, появились десятки новых образовательных профилей; во многих направлениях подготовки появились ответвления, связанные с компьютерными технологиями [9, с. 458]. Этот технологический нюанс оставил след на процессе прохождения практики, особенно художественно-творческой. Возможность частично автоматизировать практику дало, с одной стороны, повод для меньшей траты времени на оформление документации практиканта, а с другой, - создало возможность для студентов «списывать и срисовывать» с уже готовых материалов, в связи с чем качество выполнения творческих заданий значительно упало за последние несколько лет.
В ФГОС ВО 3++ было решено вернуться к профориентационным целям учебной практики. Для этого в редакции ФГОС от 2016 года фигурирует отдельное направление учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» [2]. Второй вид учебной практики – творческая практика, которая иногда реализуется как пленэрная практика. ФГОС ВО рекомендует использовать активные и интерактивные методы обучения и обязует применять информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания, для активизации студенческой работы [5, с. 95]. Именно эту задачу в ходе проведения практики мы стараемся решить – перевод учебную практику на более продуктивный уровень, организовать сознательную самостоятельную работу студентов [5, 6].
Наблюдая за процессом изменения нормативных документов по студенческой практике на протяжении века, мы сделали вывод, что учебная практика - пластичная дисциплина, которую возможно в короткие сроки изменить под нужды учащихся, актуализировать по мере изменений условий на рынке труда, благодаря ее профориентационному уклону. По нашему мнению, необходимо использовать эту пластичность в пользу прогресса образовательного процесса.
Основные направления программ учебной практики для студентов художественно-графических направлений.
Обратим внимание на компетенции, соответствующие профессиональной деятельности дизайнеров и педагогов-дизайнеров. Изучая учебный план 2018 года, мы рассмотрели формируемые компетенции, установленные в основных профильных дисциплинах направления «Дизайн», которые начинаются с третьего семестра [12].
Исходя из учебных планов МГОУ, на протяжении нескольких последних лет учебная практика по художественным направлениям разделялась на подвиды: пленэрная, творческая, а также учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе научно-исследовательской деятельности. В рамках некоторых направлений подготовки бакалавров остались все перечисленные учебные практики. Есть направления, которые отдали приоритет одной-двум практикам. Все эти практики выполняют схожие функции и формируют примерно одни и те же компетенции. На первом году обучения студентов закреплению профессиональных компетенций способствовала учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в ходе которой формируется компетенция ПК-6 (способность применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике) [2, с. 6]. В ходе учебной практики (творческой) формируются ОПК-1 (способность владеть рисунком; умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка), ОПК-2 (владение основами академической живописи приемами работы с цветом и цветными композициями), ПК-1 (способность владеть рисунком и приемами работы с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями) [2, с. 6-9].
Все компетенции, формируемые профильными дисциплинами связаны между собой. Одна дисциплина, чаще всего, включает в себя несколько компетенций. Это предусмотрено для того, чтобы учащийся получил знания, умения и навыки специалиста – для закрепления межпредметных связей, для устойчивого понимания профессиональных возможностей. В методическом смысле, в процессе прохождения перечисленных учебных практик, студентам необходимо давать художественно-творческие задания, связанные с профессией – скетчинг, ручное эскизирование объектов интерьерной и экстерьерной среды, задания на растровое коллажирование (в любых профессиональных графических редакторах) [11, с. 161].
Согласно нашему мнению, при условии полной реализации деятельностного подхода к обучению (акцентировании внимания на консультации и организации студентов, соблюдении грани между индивидуальной консультацией и коллективной работой), достаточному проявлению внимания и демонстрации учащимся способов решения проектных задач, мы реализуем и компетентостный подход, в том числе, ориентированный на способность выпускника решать проблемы в учебной, социальной и профессиональной ситуации. Мы воссоздаем взаимосвязи этих подходов. Следовательно, именно учебная практика подготовит на первом году обучения студентов к изучению профильных дисциплин и закреплению вышеперечисленных компетенций.
Отметим, что по учебному плану 2018 года программой практики предусматриваются определенные этапы формирования компетенции, как уже рассматривалось в статье «Значение учебной практики студентов-бакалавров дизайна для выбора профиля обучения» Ларионовой Н.Л. и Левчик Л.Д. [8]. Авторы отмечают следующие этапы: синтез подходов к выполнению проектных заданий; определение и выбор необходимых современных технологий, связанных с конкретным дизайнерским решением; решение художественно-творческих задач проектных заданий при помощи современных технологий; осуществление защиты выполненных работ на этапах проектирования и экспозиции проектных заданий [8, с. 315]. Это именно те навыки, которые определяют конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а также являются основными задачами для выполнения в ходе разработок учебных дизайн-проектов.
В ходе исследования мы обратили внимание на новые наименования компетенций – двухуровневое разделение на группы компетенций в обновленном ФГОС – теперь, по стандарту, профессиональные компетенции (ПК) определяются организацией самостоятельно, а вместо общекультурных компетенций (ОК) в стандарте фигурируют универсальные компетенции (УК).
УК и ОПК теперь имеют более детальное описание, в сравнении с предыдущим стандартом. Появились группы и категории компетенций, которые включают в себя коды и наименования. Благодаря этому делению, установленные компетенции могут реализовываться эффективнее, содержания дисциплин могут стать разнообразнее, а задания пластичнее.
Самым интересным, на наш взгляд, в этом обновлении стало расширение профессиональной деятельности, которую теперь имеют право вести выпускники дизайна, а также добавление компетенции, позволяющей дизайнерам осуществлять педагогическую деятельность (ОПК-7). Как ВУЗ с педагогическим уклоном, мы и наши коллеги приняли решение сделать акцент в рабочих программах учебной практики именно на подготовке к профессиональной деятельности.
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Учебную практику для учащихся художественно-графических направлений следует дополнить теми элементами современных технологий, которые выпускники будут применять в профессиональной деятельности, расширить допустимый инструментарий для прохождения учебной практики.
2. Учебная практика - одна из самых пластичных дисциплин, которую возможно в короткие сроки изменить под нужды учащихся, актуализировать по мере изменений условий на рынке труда благодаря ее профориентационному уклону. Изучение практики, установленной Министерством науки и высшего образования, подтвердило наши представления о данном виде учебной деятельности. Каждый пройденный этап готовит студента к прохождению следующего, а затем и к исполнению профессиональных трудовых обязанностей. Один из путей модернизации рабочих программ учебной практики дизайнеров – это актуализация заданий, ориентированная на закрепление умений в области подготовки учебных наглядных пособий для учащихся школ.
3. Мы отметили, что в дистанционном формате обучения именно расширение допустимого инструментария для выполнения учебных заданий по практике положительно сказалось на успеваемости студентов. Практиканты, выполнявшие учебные задания при помощи графического редактора, показали высокую продуктивность в творческой и рабочей деятельности и продемонстрировали высокую заинтересованность в практике с комбинированным подходом.
Среди перспективных направлений исследования мы выделяем дискурс внутри научного педагогического сообщества в рамках проведения модернизации обучения, а также совместный поиск новых форм и методов проведения учебной практики у студентов художественных направлений. В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы факультета изобразительных искусств и народных ремесел МГОУ. Данное научное исследование позволяет, в том числе, расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении учебной практики в области дизайна, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) от 13 августа 2020 г. № 1015 [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-01-dizayn-1015 (дата обращения 20.09.2021)
2. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) от 11 августа 2016 г. № 1004 [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-01-dizayn-1004/ (дата обращения 20.09.2021)
3. Декрет СНК РСФСР о порядке прохождения практики студентами и оканчивающими высшие учебные заведения, 22.05.1923 г. [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1655.htm (дата обращения 20.06.2021)
4. Декрет СНК РСФСР. Положение о научных работниках высших учебных заведений, 21.01.1924 г. [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1930.htm (дата обращения 20.09.2021)
5. Воронов, В.В. Опыт активизации учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / В.В. Воронов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. –М., 2016. №1. С. 94-102.
6. Коробанов, А.В. Использование интерактивных методов обучения во взаимодействии с участниками образовательного процесса [Текст] / А.В. Коробанов // В сб.: Развитие одарённости в современной образовательной среде (из опыта работы педагогических работников Московской области) Региональный Центр поддержки олимпиадного движения. – М., 2015. С. 12-14.
7. Крючков, Е.М., Бикушева, Ю.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов художественно-графических факультетов на примере изучения технологических особенностей росписи фарфора [Текст] / Е.М. Крючков, Ю.А. Бикушева, // В сб.: Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн // Сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ. № 4. -М.: 2019. С. 30-33.
8. Ларионова, Н.Л., Левчик, Л.Д. Значение учебной практики студентов-бакалавров дизайна для выбора профиля обучения [Текст] / Н.Л. Ларионова, Л.Д. Левчик // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве. Сборник материалов Международной научно-практической конференции // Елец: 2019, С. 314-316.
9. Левчик, Л.Д. Учебная практика студентов-бакалавров дизайна: как выбрать профиль // Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» (3 апреля 2019 г.) [Электронный ресурс] /Л.Д. Левчик // сборник научных статей. – Гжель: ГГУ, 2019 г. – 1127 с. ГГУ: – Режим доступа: http://www.art-gzhel.ru/ С. 548-550.
10. Ломов, С.П., Лейфа, А.В., Плутенко, А.Д. Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски [Текст] / С.П. Ломов, А.В. Лейфа, А.Д. Плутенко // В сб.: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. № 1. –М., 2015. С. 113-119.
11. Львова, И.А. Стандарт ФГОС 3+ для дизайнеров: краткий анализ. Успехи современной науки и образования [Текст] / И.А. Львова // – М.: 2017, Т. 1. № 3. С. 160-162.
12. Учебные планы, МГОУ [Электронный ресурс] // www.mgou.ru (дата обращения 01.02.2021)
14. Электронное издание Новые известия [Электронный ресурс] // «Бюрократия vs свобода: чем различается высшая школа в России и в США» https://newizv.ru/comment/sergey-kostyaev/03-02-2018/byurokratiya-vs-svoboda-chem-razlichaetsya-vysshaya-shkola-v-rossii-i-v-ssha-6ebdabc2-31fd-451c-994c-c327f8310bf3 (дата обращения 20.06.2021)