Учреждения основного и дополнительного образования в организации профильного обучения детей в области искусства

Касимова Татьяна Александровна

Аспирант Педагогической академии
последипломного образования,
директор Дворца творчества детей и молодёжи
«Истоки», г. Сергиев Посад Московской обл.

Аннотация: 
Учреждения основного и дополнительного образования в организации профильного обучения детей в области искусства

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьѐзные общественно значимые цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Эти задачи решает профильная школа, которая уже стала реальностью в наше время. Однако профессиональная ориентация учащихся в условиях общеобразовательной школы требует профилизации обучения с учетом рынка образовательных услуг. При этом важно, что профессиональный уклон образовательного учреждения жѐстко не регламентируется ни законодательством, ни руководством, а только местными условиями, традициями, желаниями родителей и позицией самих учащихся. Профильное обучение в старших классах, как указывается в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Современное российское образование в условиях модернизации [3] определяет необходимость ориентирования жизненного и профессионального определения учащихся. Таким образом, модернизация образования является «…одним из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно – теоретической моделью семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества» [8, с. 435]. Многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании». Его идеи были развиты в «Концепции модернизации образования в Российской Федерации до 2010 г., получившей одобрение на заседании Правительства России 25 октября 2001 г. [6]. В Концепции была поставлена задача достижения нового качества образования, что фактически предполагает разработку новой модели педагогического процесса. Цель модернизации образования направлена на создание устойчивой системы образования и обеспечение ее соответствия современным запросам личности, общества и государства. В осуществлении процесса профилизации современная школа использует необходимые средства, позволяющие за счет изменений в структуре, содержании и организации обучения более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, то есть создаются условия для образования и развития учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями.
Л. Л. Алексеева разработала в русле идей модернизации концепцию художественно-эстетического образования в профильной школе, где познание искусства, «подразумевающее его духовное воспроизводство в процессе творческой, вдохновенной деятельности и относительно завершенном, художественно ценном «продукте», осуществляется во взаимосвязи всех содержательных составляющих» [1]. По мнению исследователя, эта концепция работает при условии организации художественно-творческой среды, способствующей «эмоциональному выражению старшеклассниками собственных впечатлений и размышлений с помощью различных видов искусства (изобразительного, танцевального, декоративно-прикладного, театрального и других)» [1]; создания эмоционально-увлекательной атмосферы обучения; осуществления художественно-педагогического процесса во взаимосвязи и взаимодействии всех образующих его компонентов и ориентации на универсальное развитие учащихся в художественно-творческой деятельности.
Принципы профильного обучения, являющиеся основанием для реализации целей, его задач и содержания, согласуются с принципами личностно-ориентированного образования и в то же время имеют свою специфику. Принципы профильного обучения, кроме обычных «общеучебных» характеристик, таких как развивающий, деятельностный характер образования, вариативность, индивидуализация, должны включать и такие, как интеграция образовательного процесса с социумом, региональная направленность образования. В концепции под профильным обучением понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика, что соотносится с основной идеей обновления старшей школы, состоящей в выборе каждым школьником индивидуальной образовательной программы, конструированию и реализации индивидуализированных форм учебной деятельности. Индивидуализация профильного обучения направлена на самопознание школьников, выявление их истинных мотивов выбора профиля обучения, реальных образовательных потребностей и реализацию образовательной программы обучения в соответствии с интересами, возможностями и способностями. Под дифференциацией обучения понимается форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки; предполагает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными. Принципы индивидуализации и дифференциации не могут быть реализованы в образовательном процессе без наличия принципа вариативности и открытости, а также без взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования.
Собственно взаимодействие общего и дополнительного образования в профилизации обучения учащихся определяется современными методическими основаниями и специфическими особенностями организации этого взаимодействия, основанных на известных принципах и подходах профильного обучения. Взаимодействие при этом понимается как двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более партнерами. В нашем случае взаимодействие относиться к способам, при помощи которых партнеры, то есть общее и дополнительное образование, интегрируют свои образовательные цели и средства их достижения, распределяя имеющиеся образовательные ресурсы между собой.
Возможности дополнительного и общего образования в профильном обучении учащимися определяются важнейшей интеграционной составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности учащегося.
Дополнительное и общее профильное образование учащихся – это «зона ближайшего развития» личности, которое выбирает личность, сама или с помощью взрослого, в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Дополнительное и общее образование в профильном обучении учащихся наиболее приближено к запросам населения, призвано умело реагировать на новые образовательные потребности. Гибкость дополнительного и общего образования учащихся как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
В дополнительном и общем образовании учащиеся более эффективно внедряются в социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих профильных учреждениях максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление учащимися опыта гражданского патриотического поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
Дополнительное и общее образование учащихся, как правило, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-ориентированного образования. Вместе с тем социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного и общего образования учащихся и совершенствования их социально-адаптирующих функций. Несмотря на существенные различия в условиях и содержании учебного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования, в педагогической науке было выработано единое понимание целей основного и дополнительного образования. Более того, в публикациях последнего времени находит отражение тот факт, что «…система дополнительного образования может и должна сыграть существенную роль в реализации новых целей образования, так как позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах» [5, c. 56]. Это в корне отличает дополнительное обучение от основной учебной деятельности как одной из основных видов деятельности человека, направленной на усвоение теоретических знаний в процессе решения только учебных задач.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, включая сюда и возможности дополнительного и общего образования.
При разумном использовании уникальных возможностей учреждений дополнительного образования современное обучение в школе можно сделать личностно ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности учащихся. Многие дополнительные образовательные программы могут стать прямым продолжением базовых программ, существенно углубить их содержание и дать при этом детям актуальные прикладные навыки. При этом одни элективные курсы дополняют профильные предметы (например, для социально-экономического профиля могут представлять интерес курсы математической статистики, математической логики, теории вероятностей и т. п.). Другие углубляют содержание тех базисных предметов, которые в данной школе (классе) изучаются на минимальном общеобразовательном уровне. Третьи нацелены на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в тех областях, которые как бы выходят за рамки выбранного ими профиля, но способствуют их разностороннему личностному развитию.
Например, как отмечает Л. Н. Буйлова, для школьников, обучающихся в классах негуманитарного профиля, могут быть интересны элективные курсы из области изобразительного искусства, русской и зарубежной литературы, истории театра и кино; для учащихся гуманитарного профиля – курсы, связанные с использованием компьютерных технологий: «Организация деятельности в виртуальной среде», «Компьютерная графика: WEB-дизайн», «Интернет-клуб».
Наконец, учащимся любого профиля чрезвычайно полезными в плане их адаптации к условиям современного общества могут оказаться такие курсы, как «Основы подготовки учащихся к учебно-исследовательской деятельности», «Точность и правильность родной речи», «Современный этикет», «Основы потребительской культуры», «Основы рационального питания» и т. п. Для базовых и профильных предметов в настоящее время ведется разработка соответствующих стандартов. Что касается содержания элективных курсов, то оно может описываться в форме примерных учебных программ.
Большое значение для разработки принципов взаимодействия общего и дополнительного образования имеет обоснование общей сущности их содержания как видов единого, целостного образования. В монографии «Содержание образования» В. С. Леднев рассматривает проблему дифференциации и интеграции компонентов образования [7].
Учреждение дополнительного образования деятельность учащихся направляет на развитие, с одной стороны, творческого (продуктивного) мышления с опорой на логическое, последовательное (конвергентное), с другой – альтернативного, отступающего от логики (дивергентного) мышления, связанного с воображением, оригинальностью и разнообразием идей. В качестве примера реализации программы по воспитанию патриотизма и гражданственности в учреждении дополнительного образования в маленьком городе можно назвать деятельность Дворца творчества детей и молодѐжи «Истоки» (ДТДМ), работающего с 2000 года в г. Загорске (Сергиевском Посаде). В настоящее время Дворец творчества детей и молодѐжи «Истоки» (далее ДТДМ) является многопрофильным учреждением и методическим центром по организации воспитательной работы в городе и районе, как для системы общего, так и дополнительного образования.
Деятельность ДТДМ охватывает более 3000 детей и подростков, которые занимаются в 270 объединениях, клубах и студиях по различным направлениям, нацеленным на духовно-нравственное и творческое развитие личности. Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы с детьми дают высокие результаты: ежегодные победы учащихся и творческих коллективов на международных, всероссийских, региональных и районных конкурсах.
Таким образом, взаимодействие общего и дополнительного образования можно рассматривать как высшую форму единства целей, принципов, содержания, форм организации образования, которые являются объективным основанием формирования единого культурно-образовательного пространства обучения, развития и социализации личности, обеспечивающего ее готовность к социальному и профессиональному самоопределению. Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе.
Литература
1. Алексеева Л. Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития: Автореф. д. пед. н. М., 2009. 51 с.
7
2. Артемова Л. К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования: Монография. Новокузнецк: НГПИ, 2002. 117 с.
3. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего и среднего образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2001. 164 с.
4. Байбородова Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. 219 с.
5. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.
7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М.: Высшая школа, 1991. 280 с.
8. Можейко М. А. Концепция модернизации // Новейший философский словарь. / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. 520 с.