Сегодня в условиях утраты и трансформации многих культурно-нравственных ценностей необходимость и значимость формирования художественного восприятия призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности.
Исследователи отмечают богатые предпосылки художественного видения у старших дошкольников. К их числу можно отнести творческую мотивацию, органичность художественного творчества для детей - дошкольников (Л.С. Выготский, Э. Нойман, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, М.С. Старчеус и мн. др.). Именно в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться эстетическое отношение к действительности (А. Запорожец).
Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др.). А.В. Запорожец отмечал: “… эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий, как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях”. Адаскина А.А., конкретизирует следующую релевантную процессу художественного восприятия характеристику - направленность на создание художественных образов, выражающих эмоциональную оценку предметов и явлений окружающего мира).
Современные исследования особенностей развития художественного восприятия представлены в исследовании Т.В. Калининой. Изобразительно-выразительный тип восприятия характерен для детей старшего дошкольного возраста, который автор определяет как художественно-игровое восприятие. Для данного типа восприятия характерны: эмоциональность переживания, отношение к художественным материалам как к средствам изображения и средствам игры.
Адаскиной А.А. в экспериментальном исследовании выделены черты детского восприятия эмоциональность и интерес к чувственному облику вещей, что можно считать благоприятными предпосылками художественного развития.
При определении методики педагогической диагностики мы опирались на вышеобозначенные положения о специфике свойств художественной перцепции в дошкольном возрасте. Свойства восприятия были определены в качестве критериев оценки уровня развития художественного восприятия детей. Всего было выделено 3 критерия, с которыми соотносились определенные показатели.
1. Устойчивый интерес, увлечённость, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.
2. Понимание средств художественной выразительности графики, рисунка, передающего характер образа (с помощью линий, штрихов, пятен передаётся образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита – цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчёркивание главного. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.
3. Представления о графике, её особенностях, знание средств художественной выразительности, имён художников, видение их творческой манеры. Представления о творческом процессе создания рисунка. Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о художественных достоинствах картины. Соответственно этим показателям определяются уровни художественного восприятия детьми картин.
Обобщая полученные данные, по трём сериям диагностических заданий, выявляющих общий уровень художественного восприятия оказалось, что на высоком уровне развития художественной перцепции находятся (13.3 % контрольной и 13% экспериментальной группы). Этот уровень характеризовался тем, что ребёнок обладает глубокими системными знаниями о живописи и графике; о средствах выразительности, хорошо владеет понятийным аппаратом, проявляет осознанность, высокую степень заинтересованности. В работах этих детей различается цветовой образ рисунков в целом, в том числе и всех как бы нейтральных деталей изображения. Проявляется устойчивый интерес к заданию, ребёнок выделяет главных героев, осознаёт и передаёт средства выразительности - в рисунке через позу, жест, мимику; цвет; владеет приёмами рисования. Имеет представление о создании картин.
На среднем уровне развития художественного восприятия находятся (16,7% контрольной и 16% экспериментальной группы). Этот уровень характеризуется фрагментарным проявлением интереса, не всегда выражена эмоциональность, их знания системные, однако не глубокие, знают некоторые средства выразительности. Работы этих детей содержали определённые градации – различался цветовой образ некоторых частей двух изображений; в первую очередь самих персонажей, получивших ясную оценочную характеристику взрослых во время разъяснения задания.
На низком уровне развития художественного восприятия находится (70% контрольной и 71% экспериментальной групп). Этот уровень характеризуется тем, что дети не проявляют интереса к профессии художника и к их работам. Знания у них поверхностные, не системные, они не могут различить средств художественной выразительности. Ещё характеризуется низким уровнем идентификации изображений и недостаточным уровнем использования графических средств, то есть два персонажа почти не различимы; их можно легко спутать. Не проявляют желания участвовать в процессе создания иллюстрации.
Концепции, реализующие идеи «поступенности» художественного развития ребенка (В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Ю.М. Полуянов, Б.П. Юсов, Т.В. Калининой) легли в основу определения ведущих педагогических условий развития художественного восприятия детей данного возраста: опора на опыт эмоционально-непосредственного восприятия; опора в процессе обучения на собственную художественно-практическую деятельность ребенка; создание «центра искусства» в группе детского сада с использованием картин А. Кусса в образовательной деятельности.
На подготовительном этапе с детьми проводилась работа по обогащению знаний о живописи, что вызвало интерес, эмоциональный отклик при знакомстве с художником А. Куссом. В группе был создан центр искусства, где дети могли свободно рассматривать картины художника А. Кусса, могли лепить, рисовать, располагать свои работы.
Воспитанники научились отличать живопись и графику от других видов искусств. Отвечая на вопрос: Что такое живопись? А что такое графика? Дети смело отвечали, что живопись - это искусство живого письма, картины живописные похожи на живое, как, будто мы видим пейзаж из окна, а Данила М. обратил внимание на то, что в графике используются только линии, штрихи, точки и рисуются такие рисунки не красками, а карандашами, тушью, фломастерами. «Главное в живописи это цвет, он делает картину настоящей, живой » - отвечала Диана Р., а Соня Л. рассказала всем детям, что живописные картины пишутся маслом и вставляются в красивые рамы, а графические картины рисуются на бумаге и их нужно беречь.
Мы расширяли представления детей о средствах выразительности и связях их с художественным образом. Например, Влад М. на вопрос: Про что этот рисунок? Сказал про кошечку, она такая вся пушистая, мягкая, серенькая. Она лежит, прикрыв, глазки и дремлет, она добрая, так как у неё видно язычок. Алёша К. сказал, что «На картине изображена река, художник выбрал светлые краски, потому что это день».
На втором этапе, (основном) работа была нацелена на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами художника А. Кусса, через непосредственно образовательную деятельность и работу в режимных моментах, самостоятельной деятельности.
Важнейшим механизмом творческого восприятия является акцентирование, то есть выделение из бесчисленного многообразия впечатлений нескольких наиболее характерных черт (Р. Арнхейм, М. Арнаудов, З.Н. Новлянская). Эта черта восприятия приобретает в художественном творчестве статус специального приема.
Использование акцентирования как художественного педагогического приема при рассматривании и обсуждении картин художника А. Кусса, отмечая манеру исполнения художника, обращая внимание на средства выразительности, композицию иллюстрации в целом. В образовательной деятельности знакомились с основными цветами, формировали умение смешивать краски, образуя новые цвета; через лепку учились передавать позу, движение персонажей сказок. С помощь детей была оформлена групповая комната, что вызвало восторг у детей. Для родителей были проведены консультации – практикумы.
На заключительном этапе, проводилась работа в вариативных формах календарного и перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на сохранение интереса к картинам художника А. Кусса. Вариативность обеспечивалась свободой выбора педагогами содержания экспонируемых картин художника, создание условий для проявления творческости, открытия субъективно-значимого смысла как в содержании, так и в процессе художественно-творческой деятельности.
Проведенное нами исследование показало, что при внедрении апробированного нами комплекса педагогических условий, направленных на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста позволяет обогатить предметность, аконстантность, целостность, осмысленность. В результате проведенного исследования мы установили, что для развития художественного восприятия произведений искусства детьми дошкольного возраста имеет большое значение, преобразование модели художественного воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации образовательной деятельности эстетического цикла.
ЛИТЕРАТУРА
Адаскина, А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Адаскина. - Москва, 2001. - 22 с.
Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1968
Калинина, Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Калинина. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.