Современное профессиональное сообщество дизайна предъявляет высочайшие
требования к подготовке специалистов в данной области. Одними из ключевых
профессиональных компетенций являются компетенции, получаемые будущими
дизайнерами на занятиях по рисунку: владение рисунком, умение использовать рисунки в
практике составления композиций, перерабатывать рисунки в направлении
проектирования любого объекта, владение принципами выбора техники исполнения
проектного рисунка, владение навыками линейно-конструктивного построения.
Классическая программа академического рисунка в основном реализуется на
основе применения натурного метода рисования. Этот метод позволяет сочетать
последовательность проведения заданий по принципу их усложнения, постепенность
приобретения студентами профессиональных навыков с творческой интерпретацией
натурного материала. Для реализации натурного метода необходимо:
наличие предметов, атрибуции, модели, подобранных преподавателем
сообразно локальным задачам постановки;
наличие при необходимости смысловой оправданности постановки, её
естественный характер;
обеспечение разнообразия и определенности постановочных задач.
Современные требования в профессиональном образовании дизайнеров неизбежно
оказывают влияние на методику применения натурного метода и принципы организации
натурных постановок, особенно в части обеспечения разнообразия постановочных
учебных задач.
Таким образом, преподаватель вынужден адаптировать программу Академического
рисунка к потребностям приобретения студентами ключевых профессиональных
компетенций. На наш взгляд, продуманная постановка учебной задачи является
определяющим фактором в достижении высоких результатов в обучении рисунку.
Опираясь на многолетний опыт в преподавании дисциплин художественного цикла,
составлена классификация видов учебных задач в обучении рисунку.
Рис. 1
1. Технические задачи направлены на освоение
разнообразных художественных материалов и техник исполнения
рисунка: уголь, карандаш, сангина, сепия, мокрый соус, коллаж,
гратаж; поиск выразительных средств применения материала;
использование различных видов бумаги и картона; обучение
методу работы от «среднего тона»; получение навыков
использования конкретного материала в изображении образных
специфических свойств и материальности предметов. [Рис. 1.
Натюрморт с гипсовой головой. Бумага, тушь, кисть.]
Результат: использование выразительных свойств художественных материалов
рисунка в практике проектирования.
Рис. 2
2. Задачи академического рисования являются
основополагающими для профессиональной подготовки
по Рисунку: определение композиции и масштаба
изображения в соответствии с объектом рисования;
построение тел вращения; изучение принципов и основ
изображения линейной перспективы; изучение
принципов свето-воздушной перспективы и тональных градаций в изображении объема;
овладение методически грамотной последовательностью ведения работы. [Рис.2 Рисунок
интерьера. Бумага, «мокрый» соус.]
Результат: овладение основами академического рисования.
3. Эвристические задачи необходимы для чередования с академическими, так как не
позволяют студентам впасть в «срисовывание», обеспечивают поиск неожиданных
решений. Такие задачи являются трудными. Их решение обычно сопровождается
выполнением большого количества эскизных разработок. [Рис. 3 Натюрморт в интерьере.
Бумага, цветной карандаш, графитный карандаш, тушь.]
Рис. 3
Результат: формируется способность к эксперименту, направленному на получение
результата с заданными характеристиками (творческий замысел), развивается
вариативность мышления.
Рис. 4
4. Фантазийные задачи реализуются в практике рисования с
опорой на воображение, зрительную память, анализ; обобщают
возможности студента к рисованию по представлению,
соединяются в сознании рисующего с процессом интерпретации
увиденного и художественным вымыслом. [Рис.4 Тематический
натюрморт. Бумага, графитный карандаш.]
Результат: развитие воображения, рисование по представлению.
Рис. 5 5. Орнаментальные задачи. Гармонично организованная
орнаментальная поверхность придает сложность и
законченность изображению, обнаруживая в нем
художественно-образные качества. Задачи этой группы обычно
любимы студентами и выполняются с воодушевлением.
Граница перехода орнаментального рисунка в орнаментальную
графику весьма условна. Таким образом, в решении данной
группы задач объединяется изображение натурных и условных
качеств объекта. Задача орнаментации должна содержаться изначально в натурной
постановке или в постановке задачи. В сознании студента проходит большая работа по
анализу, осмыслению, трактовке орнаментальных поверхностей, их композиционной и
тональной взаимосвязи. [Рис. 5 Орнаментальный автопортрет. Бумага, графитный
карандаш.]
Результат: развитие способности к практическому управлению художественно-
выразительными возможностями орнамента, использование гармонично-
организованных орнаментальных поверхностей в дизайнерской практике.
6. Композиционные задачи в той или иной мере ставятся в каждом практическом
задании, но совершенно необходимо проводить задания, в которых эти задачи являются
главными, первоочередными. У студентов вырабатывается чувство равновесия
изобразительной поверхности, ритма, сомасштабности элементов рисунка относительно
друг друга и относительно общего пространства рисунка, происходит осознание роли
паузы, «пустого пространства» в композиции рисунка. [Рис.6 Городской пейзаж. Бумага,
гризайль.]
Рис.6
Результат: овладение профессиональными средствами композиции в рисунке.
7. Копийные задачи. Копийный метод работы и копийные задачи недооцениваются в
современном художественно-педагогическом сообществе: считается, что решение этих
задач в образовательной практике малоэффективно. На наш взгляд, копийные задачи
могут быть с успехом использованы как в комплексе с другими задачами, так и в
изучении стилей и манеры рисования отдельных художников,
Рис. 7
художественных направлений,
изучении традиционных техник
исполнения рисунка. [Рис.7
Автопортрет, выполненный в манере
скопированной работы. Тонированная
бумага, уголь.]
Результат: развитие навыков аналитического рисования, чувства пропорций и
целостности изобразительной поверхности, воспитание художественного вкуса.
8. Образно-эмоциональные задачи обычно реализуются в краткосрочных рисунках,
зарисовках, набросках; развивают цельное восприятие натуры, позволяют выразить
эмоциональное отношение рисующего через максимально отобранные выразительные
художественные средства рисунка; направлены на обобщение и выражение главных
изобразительных характеристик изображаемого объекта. [Рис.8 Портрет. Наброски
головы человека. Бумага, графитный карандаш, фломастер, сепия.]
Рис.8
Результат: способность минимальными отобранными художественными средствами
передавать главное в рисунке.
Чередование выполнения студентами описанных видов учебных задач в обучении
рисунку позволяет использовать их в жанрах рисунка портрета, пейзажа, натюрморта,
интерьера. Разнообразие подходов к выполнению рисунков максимально охватывает
необходимый в профессиональной деятельности дизайнера спектр навыков мышления и
рисования.
Преподаватель может менять акценты в процессе выполнения этих задач.
Педагогическая интерпретация в сочетании с различными методами рисования – с
натуры, по памяти, по воображению – позволяет моделировать учебную рабочую
программу, превращая ее в неповторимый продукт педагогического творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Владос, 2008.
2. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. Научно-методическое издание. – М.: «Издательство
Сканрус», 2010.
3. Глазычев В.Л. Образы пространства. Творческий процесс и художественное восприятие. – Л.:1978.
4. Зорин Л.Н. «Эстамп» Руководство по графическим и печатным техникам. – М.: ООО «Издательство
Астрель», 2006.
5. Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: «Изобразительное искусство», 2000.
6. Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, Учебный
рисунок,- М.: Издательский дом « Искусство», 2003.
ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДИЗАЙНА
Аннотация:
Статья посвящена обобщению практического опыта автора в преподавании рисунка на
факультете дизайна. Представленные группы видов учебных задач направлены на формирование ключевых
профессиональных компетенций дизайнера. Учебные задачи по рисунку сгруппированы по принципу
различия в их содержании и способу практического исполнения. Сформулировано содержание результатов
обучения для каждой группы учебных задач. Приведенные иллюстрации практических работ, выполненные
студентами факультета дизайна Высшей школы экономики (Национальный исследовательский
университет), наглядно представляют эффективность апробированной методики.