ВИРТУАЛЬНАЯ ОЙКУМЕНА: ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА И МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ COVID-19

Полюдова Елена Николаевна

преподаватель РКИ и литературы, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт иностранных языков, Монтерей, США 

DOI: 10.34897/w6693-2909-3934-h

Аннотация: 
В статье проанализированы особенности изучения искусства как части гуманитарной сферы образования в условиях карантина COVID-19 в 2020 году. Рассмотрены принципы преподавания искусства в условиях дистанционного обучения, которое стало необходимостью в современном техногенном мире компьютерных технологий и послужило основой развития новой парадигмы педагогики искусства, сформировав виртуальную ойкумену. Исследование рассматривает примеры деятельности профессиональных сообществ педагогики искусства разных стран, которые представляют международную картину развития художественного и музейного образования в виртуальном мире: программы по изучению искусства, экскурсии в художественных музеях, педагогические принципы и созданные в период карантина виртуальные платформы для профессионального общения.

Уходящий 2020 год принес испытания для всего человечества, когда страны должны были принимать экстренные меры по сохранению здоровья населения в условиях пендемии вируса COVID-19. Помимо колоссальных проблем в сфере здравоохранения наибольшую сложность вызывала необходимость жизни в режиме карантина, сохраняя в ходе повседневности обучение и социальную активность. Первые недели и месяцы вызвали шок и попытки изменить существующие стандарты во многих сферах социальной жизни. Справившись с шоком, социальные институты попробовали вернуть процессы  на путь повседневности, накапливая и анализируя новые методы, наступил этап продуктивного развития новых стратегий. Образование и музейная деятельность, ориентированные на общение в реальном времени,  вынуждены полностью перейти на удаленное преподавание. В связи с вынужденной экспансией цифровых технологий в каждую сферу повседневной жизни и в мире, и в России теоретико-методологическая деятельность образовательных и культурных учреждений потребовала быстрой реакции и кардинальных изменений. Времени на поступательное движение не было. По мнению современных философов происходила “активная трансформация культурной среды” в двух направлениях: развитие учебного материала для учащихся и формирование методических стратегий. [6, c. 5].  В ситуации новой парадигмы тотального цифрового общения - делового, образовательного и повседневного - фундаментальные идеи не только требуют нового прочтения, но и являются основой для создания новых моделей и стратегий [1].
В статье обобщается международный опыт и изменения методов работы в сфере художественного образования и музейной деятельности в условиях карантина. Поскольку  изменилась и система бытования педагогического пространства, проанализирована трансформация онтологической парадигмы педагогики искусства и музейной деятельности на примере практической деятельности разных стран. Автор объединяет художественное образование и деятельность художественных музеев, поскольку проблемы, возникшие в обеих сферах были общими: изменение физического пространства деятельности на виртуальное при необходимости говорить о произведениях искусства. Именно поэтому в статье рассматриваются педагогические подходы как профессиональных сообществ педагогики искусства, так и музейных педагогов их художественных музеев. Как показал анализ, в период карантина произошло активное слияние обеих сфер. Карантин стимулировал объединение музейных и школьных педагогов, которые создали и продолжают развивать единую парадигму новой виртуальной Ойкумены.
После начала карантина лавина работы по разработке новых видов деятельности обрушилась на педагогические и музейные коллективы. Школы и музеи лишились пространственно-временного формата посещения. Изначально ориентированные на посещение своих учреждений учащимися, эти институты должны были отреагировать и создать новые принципы взаимодействия уже с виртуальными посетителями.  Особенностью множества новых практик, способов и методов стало то, что они должны были учитывать отсутствие самого главного условия, на которых зиждется принцип их существования: посещения школьного и музейного пространства. Таким образом, онтологические основы этой социокультурной деятельности потребовали пересмотра и быстрой, практически мгновенной, трансформации: “Пандемия открыла и новые возможности. Учреждения культуры стали внедрять различные онлайн-программы и проекты. Особое внимание стало уделяться наполнению и удобству сайтов музеев, виртуальным экскурсиям, видео-конференциям, работе сервисов.” [7] Речь идет не о точечном изменении, а о системной трансформации методов работы и принципов взаимодействия с аудиторией. Педагоги разных стран заговорили об изменении социокультурного ландшафта, на его перенос в виртуальное пространство, были сделаны выводы о психолого-педагогических особенностях виртуальных уроков и экскурсий. [2], [4], [5], [6] Образовательные системы всех стран по возможности отреагировали на сложившиеся обстоятельства и не прервали обучение. При этом педагоги не прекращали постоянный самоанализ методов обучения, выделяя весь спектр и эффективных методов, и возникающих проблем, и способов их решения. Этот процесс, безусловно, является международным, и опыт разных стран аккумулируется в единую культуру виртуального обучения. Так, среди проблем, возникающих с онлайн-уроками, исследователи японского образования называют плохую связь, ограниченный доступ к материалу (можно скачать только в определённое время), “невозможность провести онлайн-занятия по предметам, имеющим практическую составляющую (по некоторым предметам занятия во время карантина не проводились вообще). Наиболее удачным видом онлайн-урока учащиеся назвали презентации, при которых визуальный контент помогает восприятию материала” [5, c. 56-57]. 
Процесс использования виртуальной среды начался давно, но карантин потребовал изменения пространства, диктуя свои условия мгновенного реагирования. Музейная педагогика и художественное образование каждой страны откликнулись на экстремальную ситуацию с позиций философии, эстетики, педагогики, культурологии, социологии. Мировое музейно-педагогическое сообщество изменило аспекты бытийности, перейдя на путь виртуальных способов углубленного восприятия коллекций и учебных программ. В новой парадигме процесс знакомства с произведениями искусства начинается на практическом уровне и постепенно переходит к возвышенным, абстрактным категориям. Это становится возможным при поступательном движении от материального к абстрактному. В традиционных условиях такой процесс организуется либо на интерактивном уроке, либо при создании специальных залов, воссоздающих среду определенного пространства и периода. В экстремальных условиях карантина возникает важность создания практического соединения с материально-практическим миром того пространства, в котором находятся виртуальные посетители, то есть с их бытовыми реалиями. Одним из примеров такого подхода стали экскурсии Государственного Эрмитажа. [4] При сохранении баланса между утилитарным и остальными категориями возможен плавный переход от простых примеров к философским дискуссиям об идеях времен и эпох, выраженных в произведениях искусства. 
Сферы, развитие которых требует не только взаимодействия преподавателя и учащихся в реальном физическом пространстве, но и контакта с определенными феноменами или объектами также в физическом пространстве, пострадали больше всего [10]. Из процесса восприятия изъят факт физического присутствия, процесс приближения к объекту и удаления от него, утрачивается эффект “культурного участия”, а в ситуации карантина возможность восприятия оригинала ограничена стилем жизни [8, c. 4]. В данном случае необходимо думать о расширении границ и восприятия, и воспроизведения. При таком подходе задачей организаторов становится не только представление произведения искусства как феномена истории и теории художественного и культурного наследия. Невозможно воссоздать пространство выставочного зала, как невозможно воссоздать реальное произведение на экране. В связи с этим возникает цель создания специальных средств – сопровождающих компонентов, которые расширят границы восприятия, вовлекут в свой хоровод пользователя компьютера (именно пользователя, так как человек, воспринимающий произведение с экрана, не может быть назван полноценным зрителем, - он, в первую очередь, пользователь компьютера). 
Онтологическая парадигма виртуальной педагогики искусства включает в себя создание сопровождающих компонентов на основе базовых характеристик как произведения, так и окружающей его среды, которые соответствуют особенностям виртуального пространства. Эти компоненты конкретны, рассчитаны на определенную аудиторию, детализированы в соответствии с задачами каждого образовательного сегмента. Парадигма представляет собой новые методы, которые демонстрируют своеобразие подходов, сформировавшихся в период карантина и ориентированных на создание эффективной среды работы в виртуальном пространстве, взаимодействия с аудиторией и произведениями искусства. Она охватывает и виды общения, и технические формы реализации этого общения, но ее главной особенностью является постоянное изменение, чуткое реагирование на изменяющиеся обстоятельства. Будучи гибкой, она позволяет быстро реагировать на все, что происходит в обществе, и отражать эти запросы и вызовы в образовательном процессе.
Сопровождающие компоненты виртуальной онтологической парадигмы художественного образования:
1.  Комбинированный - объединение традиционных и инновационных методик (записанные видео-экскурсии, лекции и уроки).
2.  Инновационный –  создание принципиально новых ресурсов: сайты, порталы, исследовательские платформы, виртуальная школа https://www.getty.edu/research/tools/), виртуальные конференции и другие профессиональные встречи.
3.  Виртуальный - общение с учащимися и посетителями в виртуальном пространстве с использованием интернет-технологий, стриминга и виртуальных туров в режиме реального времени.
4.  Цифровой - отцифровка и перевод коллекций в облачное хранение. Помимо музеев к отцифровке подключились крупные корпорации:  Google Art&Culturehttps://artsandculture.google.com/partner?hl=en&tab=popж https://sites.google.com/boiseschools.org/virtualpeaceroom/virtual-tours
5.  Профессиональный - создание новых сопроводительных материалов для обучения и взаимодействия, подготовка специалистов в области виртуального и цифрового пространства. Необходимо выделить данный подход в отдельную категорию, так как процесс формирования нового профессионального пространства требует особых форм и организации, и создания содержания.
Рассмотрим примеры сопровождающих компонентов виртуальной онтологической парадигмы. 
Третьяковская галерея  подготовила широкий спектр видео о картинах и выставках: несколько сотен мини-видео о произведениях, туры по масштабным выставкам Галереи. [3] Это пример комбинированного компонента, когда традиционные фильмы об искусстве выложены в виртуальную среду. Недостатком такого метода является отсутствие живого общения с аудиторией и, как следствие, слабый уровень вовлеченности зрителей, но при этом материал доступен в любое время и не требует предварительной записи.
ГМИИ имени А. С. Пушкина предлагал виртуальные экскурсии в формате реального времени (виртуальный компонент), которые вызвали живейший интерес аудитории. К сожалению, записаться было сложно: билеты заканчивались в течение нескольких минут. Использовав комбинированный компонент, музей разработал серию “Виртуальный Пушкинский”, что сделало коллекции музея доступными в виртуальном пространстве. [2]  Пример инновационного компонента, созданного ГМИИ, – реакция на движение #ИзоИзоляция, стихийно объединившее миллионы пользователей интернета в порыве создания эстетических виртуально-реальных ценностей. Спонтанный виртуальный процесс творческого воплощения получил резонанс в мировом движении демонстрации своих проектов в социальных сетях, и в результате перешел на уровень создания художественных ценностей. На фасаде музея была размещена фотография победителя проекта (http://www.theartnewspaper.ru/posts/8124/), а издательство АСТ выпустило книгу работ проекта “#ИзоИзоляция”.
Итальянские коллеги оперативно систематизировали свой опыт и создали “Национальную музейную сеть”, профессиональный сопровождающий компонент, который формулирует особенности восприятия музеев и музейных экспозиций в виртуальной реальности: “(...) образовательный подход, при котором материал передается музеем пользователю. Это односторонние отношения, исходящие из музея и включающие в себя такие вещи, как сюжетная линия для произведения искусства, интервью с экспертом или экскурсия с директором”, другой “подход заключается в синхронном взаимодействии, при котором музей и посетитель взаимодействуют в режиме реального времени. Здесь отношение двустороннее, но, в отличие от предыдущего случая, оно одновременное. Эта группа включает в себя образовательные инициативы с взаимодействием в режиме реального времени между музеем и студентами/детьми и встречи с друзьями музея” [8, c. 6].
Международная ассоциация музеев ICOM опубликовала рекомендации для музеев, в которых рассматриваются варианты создания виртуального контакта с посетителями и наиболее эффективной организации виртуального пространства: “Для музеев и культурных достопримечательностей как никогда важно исследовать новые способы охвата аудитории. Онлайн-коллекции, виртуальная реальность, 360-градусное видео и прямые трансляции могут сыграть решающую роль в привлечении общественности”. Также приводятся способы активизации работы музеев с помощью активной и систематической работы в соцсетях.  [12]
Американские преподаватели изобразительного искусства организовали портал “Виртуальный преподаватель искусства” на сайте Национальной ассоциации художественного образования (NAEA). [7] Этот инновационный проект - виртуальное пространство, где можно получить доступ к возможностям профессионального обучения из любой точки мира. Члены Ассоциации имеют возможность выбирать из обширного архива веб- материалов для профессионального развития и практического применения. Материалы представляют современное художественное образование США во всех его аспектах. Интересно изменение парадигмы самопозиционирования виртуального образовательного пространства Ассоциации. Первоначально оно было собранием материалом, но в период пандемии Ассоциация трансформировала структуру сайта, сформировав специальное виртуальное пространство. Онтологически это - новый виток самоидентификации профессионального сообщества, которое изменило взгляд на веб сайт. Виртуальное пространство перестало быть архивом или коллекцией материалов, но стало платформой профессионального общения и развития.
Учитывая международный масштаб этих процессов, происходящих одновременно, можно сделать вывод о том, что интернет воспринимается как новая реальность профессионального развития. Это требует работы по виртуализации материалов и перевода профессионального взаимодействия в цифровую сферу, но это не останавливает модераторов, поскольку изменение формата привело к изменению востребованности виртуального общения.  Также новым элементом парадигмы профессионального общения стали виртуальные конференции, которые заменили собой физическое присутствие. Однако эта форма еще не приобрела массового распространения ввиду большого количества ограничений и финансового, и организационного характера.
Метрополитен музей - разноуровневый образовательно-музейный комплекс. В ситуации карантина была разработана система “Вопросы, творчество и общение”, объединившая комбинированный, инновационный, виртуальный и профессиональный компоненты. [11] Система многопрофильна и полифункциональна: предлагаются соответствующие школьной программе и образовательным стандартам онлайн-экскурсии и виртуальный лагерь. С началом карантина материалы для всех ступеней обучения был размещены как отдельный кластер сайта музея, иллюстрируя тенденцию перемещения профессионального пространства на виртуальную платформу. Если в случае с NAEA – это профессиональное общение, то Метрополитен-музей формирует парадигму виртуального учебного пространства.
Подобная занятия в реальном времени разработана Учебным центром Гетти музея. Учебное пространство стало  виртуальным, не потеряв при этом наиболее важных характеристик: реальное время и живое взаимодействие. [9] Обсуждения с учителями искусства перенаправили тематику уроков: "Учащиеся проводят большую часть своего лета в помещении, поэтому мы сосредоточились на пейзажах – изображениях широких открытых пространств и природы”. Также были выявлены актуальные для учащихся темы: “В дополнение беседам об искусстве ученики делились опытом карантина, тоской по друзьям и близким, а также своим видением мира, который придет после COVID-19”. [9] Работа сотрудников Гетти объединяет художественное образование и музейную педагогику на основе одной платформы: «Онлайн-классная комната является общей, и опыт работы в таком формате может улучшить понимание не только искусства, но и самого себя и других» [9].
Развитие событий в условиях карантина COVID-19 потребовало от художественного и музейного образования мгновенной реакции и трансформации существующих методов. Обстоятельства пандемии потребовали поиска продуктивных идей для решения проблем, связанных с большим количеством ограничений. Длительный период карантина и переход многих сфер жизни в виртуальное пространство вовлекли в него практически все  виды деятельности, даже проведение уроков искусства и посещение музеев. Изменение образовательной и музейной деятельности вызвало изменение парадигмы используемых методов. На основе традиционных теоретических и дидактических принципов была создана новая виртуальная Ойкумена – техногенная среда бытования и общения, культурного и образовательного взаимодействия с новыми формами работы с аудиторией. Карантин закончился, но виртуальное пространство, обогащенное накопленными материалами, даст возможность использовать созданные ресурсы и методики в дальнейшей работе.
 
ЛИТЕРАТУРА
1.   Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - №2(41). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnezapnoe-distantsionnoe-obuchenie-pervyy-mesyats-avrala-po-rezultatam-ekspress-issledovaniya-i-eks-press-oprosa-v-2-ch (дата обращения: 10.09.2020).
2.      ГМИИ им. А. С. Пушкина. Виртуальный Пушкинский [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/user/theartsmuseum - (дата обращения: 24.09.2020).
3.      Государственная Третьяковская галерея. История одного шедевра. #третьяковкадома [Электронный ресурс] /
https://www.youtube.com/results?search_query – (дата обращения: 24.09.2020)
4.      Государственный Эрмитаж. Кожа. Художественные изделия старой Европы. Экскурсия по выставке в Эрмитаже [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=iT1Lhj3BWw4 - (дата обращения: 24.09.2020).
5.      Кириченко М. А. Японское образование: дистанционное обучение и другие вызовы современности [Электронный ресурс] // Восточная Азия: факты и аналитика. - 2020. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskoe-obrazovanie-distantsionnoe-obuchenie-i-drugie-vyzovy-sovremennosti (дата обращения: 08.09.2020).
6.   Плещенко В. И. Между традициями и виртуальной реальностью: эпидемия коронавируса как катализатор изменений в культурной сфере [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. - 2020. - №2(40). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-traditsiyami-i-virtualnoy-realnostyu-epidemiya-koronavirusa-kak-katalizator-izmeneniy-v-kulturnoy-sfere (дата обращения: 15.09.2020).
7.   Филатова Н. В., руководитель отдела всемирного наследия и международного сотрудничества Института Наследия [Электронный ресурс] / VI Международный экспертный совет по вопросам сохранения культурного наследия
http://heritage-institute.ru/?tribe_events=nadezhda-filatova-rasskazala-o-vyzovah-s-kotorymi-stolknulis-obekty-yunesko-v-period-pandemii&utm_source=mailpoet&utm_medium=email&utm_campaign=nadezhda-filatova-rasskazala-o-vyzovah-s-kotorymi-stolknulis-obuekty-yunesko-v-period-pandemii_533 – (дата обращения 24.09.2020)
8.   Deborah Agostino, Michela Arnaboldi & Antonio Lampis. Italian state museums during the COVID-19 crisis: from onsite closure to online openness [Электронный ресурс] // Museum Management and Curatorship. - 2020. - DOI: 10.1080/09647775.2020.1790029. (дата обращения: 01.09.2020).
9.   Getty Virtual Art Explorations. [Электронный ресурс] - (http://blogs.getty.edu/iris/getty-brings-art-education-into-the-virtual-classroom/ - (дата обращения: 01.09.2020).
10.          Maria Segoviano. Art Museums and Modern Challenges. Интервью Е. Н. Полюдовой. - PR & Communications Associate. - Crocker Art Museum, Sacramento, CA, USA. -  29 июля 2020 г. - г.г. Сакраменто - Морган Хилл, Калифорния, США.
11.          Metropolitan Museum - [Электронный ресурс] -https://www.metmuseum.org/visit/group-visits/virtual-tours - (дата обращения: 05.09.2020).
12.          ICOM. American Alliance of Museums. [Электронный ресурс] -
https://www.arteducators.org/news/covid-19-arts-updates - (дата обращения: 01.09.2020).
13.          NAEA Virtual Art Educators [Электронный ресурс] -
https://virtual.arteducators.org/?p_cust_id=5542630 0 (дата обращения: 01.09.2020).