ВКЛАД ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В 1613–1918 ГГ.

ДЁМИН ВАДИМ ПЕТРОВИЧ

Академик-секретарь Отделения образования и культуры Российской академии образования,
действительный член РАО, доктор искусствоведения, профессор, Москва

Аннотация: 
В статье рассматриваются исторические предпосылки становления и развития отечественного образования, в том числе в области музыки и театра, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В работе раскрывается специфика российского образования (светские, духовные и другие учебные заведения), приводятся примеры профессионального обучения искусству, художествам и ремеслам, подчеркивается роль династии Романовых в создании условий для рождения уникального художественного и образовательного опыта в России на основе глубокого и талантливого переосмысления зарубежных теорий и практик. Автор показывает, что Россия создала искусство высочайшего уровня, уникальную школу в сфере искусства, заложила такие основы художественного образования, которые и сегодня эталонны для всего мира.

Для продолжения исследований по данной проблеме получен Грант Российского гуманитарного
научного фонда 14-06-00003.
Нам нужно такое образование, –
которое делало бы нас способными всегда
правильно разуметь, желать, делать,
высказывать; только тогда, достигнув умом,
душой, рукой и языком должного совершенства,
мы будем справедливо называться людьми.
Я. Коменский
Российское образование к началу ХХ века – это разнообразная сеть институтов и
высших училищ, привилегированных (закрытых) учебных заведений: лицеев,
благородных пансионов, императорских училищ, гимназий и прогимназий, реальных и
коммерческих училищ, училищ при церквах иностранных исповеданий, учительских
институтов и семинарий, средних технических и других профессиональных училищ,
начальных учебных заведений, из которых приходские училища были самой нижней
ступенью образования, а следующей – в каждом уездном городе уездные училища, а в
удельных имениях сельские училища. Их дополняли училища для детей канцелярских
служителей, начальные народные училища, городские училища с 6-летним сроком
обучения, высшие начальные училища. По данным, которые содержатся в IV томе
Биографического словаря «Русские писатели 1800–1917» [1, 673–688], к 1917 году в
России имелось 124 высших учебных заведения, в которых за 1898–1917 годы прошло
обучение около 160 тыс. человек. 65 государственных и 59 неправительственных вузов
находилось в ведении 10 Министерств, Синода, Ведомства учреждений императрицы
Марии (в ведении Министерства народного просвещения – 67 вузов, Министерства
торговли и промышленности – 13, Министерства земледелия – 11, Министерства
внутренних дел – 11).
Первый русский Московский университет, созданный в 1755 году, в 1914-м
насчитывал около 10 тысяч студентов; в 1804 году открылись Харьковский и Казанский
университеты; в 1819 году основан Петербургский на базе Главного педагогического
института, Академических гимназии и университета, что позволило ряду историков, а
затем и государственных деятелей, в т. ч. членам Российской академии образования
Л. А. Вербицкой и В. Г. Кинелеву, учредить «старейший» университет в Санкт-
Петербурге. В одном из своих интервью Людмила Алексеевна подтвердила, что «этим
постановлением за подписью премьера Черномырдина была поставлена точка в
многолетнем споре российских историков о том, какой из университетов России –
московский или петербургский, – старейший» [2, 24]. Затем к ним присоединились
Дерптский, Юрьевский, Виленский университеты, Университет св. Владимира в Киеве,
Новороссийский университет в Одессе, Томский, Саратовский, Ростовский, Пермский,
Варшавский университеты, причисленный к университетам Александровский
(Гельсингфорсский) вуз в Финляндии.
В зависимости от общей ситуации в стране университеты обладали большей или
меньшей автономией, сохраняли право цензуры своих изданий, финансировались за счёт
казны и частных пожертвований. Всего в университетах обучалось в 1901 г. около 17
тысяч студентов, а в 1916 г. – 39 тысяч. Студенты, окончившие университеты и
защитившие дипломную работу, получали звание кандидатов, не защитившие –
действительных студентов. Руководство вузами осуществлялось на основе уставов, для
государственных вузов уставы издавались в виде законодательных актов. Только в XIX
веке были изданы общероссийские Университетские уставы в 1804, 1835, 1863, 1884, 1906
годах, не считая ввода отдельных уставных требований в отдельных университетах и
ведомственных распоряжений для неправительственных вузов.
Наряду со светскими учебными заведениями существовала система духовных
учебных заведений (духовные семинарии, академии, уездные духовные училища) и
система военно-учебных заведений (кадетские, шляхетные корпуса, пажеский корпус,
военное училище, военные гимназии, юнкерские училища). Высшее военное образование
давалось в Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной
академии, Александровской военно-юридической академии, Николаевской морской
академии. Особо следует отметить наличие в России специализированного женского
образования (женские институты – институты благородных девиц и пансионы, частные
женские пансионы, женские гимназии, Мариинские женские училища, училища для девиц
духовного звания, высшие женские учебные заведения – высшие женские курсы, в т. ч.
сельскохозяйственные, медицинские, юридические, архитектурные, воспитательниц и
руководительниц физического воспитания, а также среднее специальное медицинское
образование в различных фельдшерских училищах, училищах лекарских помощниц,
повивальных институтах, на подготовительных курсах сестер милосердия и в
фельдшерских школах).
Частью российского образования было художественное, художественно-
прикладное и музыкальное образование. Основанная в 1757 году Академия художеств
давала высшую подготовку в области живописи, ваяния и зодчества, но общее
образование её студенты получали либо до поступления в академию, либо в специальном
так называемом малолетнем отделении, которое позднее стало воспитательным
училищем. Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1832 г.) вместе с
состоявшем при нём Училищем художеств давало среднее общее образование и высшее
специальное. Императорское Строгановское центральное художественно-
промышленное училище, основанное графом С. Г. Строгановым в 1825 году как частная
школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, в 1843 году получило статус
государственного. Как и Центральное училище технического рисования барона
Штиглица, основанное в 1876 г. в Петербурге, они положили начало среднему
специальному художественному образованию в России.
Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории были основаны
братьями Антоном и Николаем Рубинштейнами, давали высшую профессиональную
подготовку, принимали на обучение лиц с завершенным средним образованием.
Старейшими театральными училищами были Петербургское, ведущее свое начало от
Танцевальной школы (1738 г.), Театральной школы (1779 г.) и Московское театральное
училище, преобразованное в 1806 году из Театральной школы при Московском
воспитательном доме, созданной в 1773 г. Но образование в сфере искусства
существовало столь долго и возникло так рано, как рождалось само искусство, само
художественное творчество. Поэтому и в XVII и XIX веках Россия обладала
убедительными примерами профессионального обучения искусству, художествам и
ремеслам, создания самобытных и неповторимых искусств, изящной словесности,
памятников материальной и духовной культуры.
Изучение истории отечественного художественного образования – дело сегодня
необходимое. Многое в истории страны мы изучали с позиции идеологии недавнего
прошлого, и не всё нас в далекой истории интересовало. А между тем 1 ноября 2012 года
исполнилось 400 лет, как прекратили россияне смуту, очистив свою землю от иноземных
захватчиков. 21 февраля 2013 года исполнилось 400 лет со дня восшествия на престол
династии Романовых, внесшей заметный вклад в становление образования и науки в
России, в т. ч. и педагогики искусства. 305 лет царствования Романовых – это не только
благоволение, но и практическое создание условий для рождения уникального
художественного и образовательного опыта в России на основе глубокого и талантливого
переосмысления зарубежных теорий и практик. Заимствуя иностранный опыт, Россия
создала искусство высочайшего уровня, уникальную школу в сфере искусства, заложила
такие основы художественного образования, которые и сегодня эталонны для всего мира.
В следующем году исполнится 350 лет первой театральной школе в Москве, с 1738
года действовала придворная танцевальная школа в Петербурге; мы располагаем
уникальным опытом школьной драмы, школьного театра – как воспитательного средства в
духовных учебных заведениях. В 1757 году возник театр при Московском университете.
Детская певческая школа существует с 1701 года в Москве, с 1703 года – в Петербурге, и
сегодня это одно из ведущих музыкальных учебных и творческих учреждений –
Петербургская капелла. В 1897 г. была открыта Школа народного искусства, в 1914 г. в
центре Санкт-Петербурга было построено специально здание Школы. Императрицей
Марией Фёдоровной в конце XIX века были созданы профессиональные кружевные
школы, а императрицей Александрой Фёдоровной – Школа народного искусства.
В 2003 г. на базе этой существовавшей до 1918 года школы воссоздана Высшая
школа народных искусств (институт) – первое в истории прикладного искусства высшее
учебное заведение. Великие школы педагогики искусства, рожденные в России, и сегодня
востребованы, как, к примеру, Константин Станиславский и Михаил Чехов. В прошлых
временах многое поучительно и ждет своего исследования. Одной из основ наших
размышлений является шеститомное издание материалов исследований по русской
истории, опубликованных в 1912-1913 годах И. Д. Сытиным к трехсотлетнему юбилею
Дома Романовых. Настоящее издание дает возможность узнать и малоизвестные
подробности из жизни и деятельности царей Московского государства, российских
императоров, русского духовенства, видных государственных и общественных деятелей
России за период трех столетий. Необходимо отметить, что большинство авторов
настоящего издания принадлежат к Московской исторической школе академика Василия
Осиповича Ключевского, научный метод исторического мировоззрения которого не
вписывался в идеологию послереволюционного периода.
Авторы исторического сборника «Три века» под редакцией В. В. Каллаша (Каллаш
Владимир Владимирович, 1866 года рождения, историк русской литературы, был членом
редакции «Русская мысль», один из лучших знатоков Крылова и Гоголя, писал также
труды по этнографии и украиноведению – В. Д.) [3, 502] поставили своей целью подвести
спокойные (как они подчеркивают), объективные итоги трехвековому развитию новой
России, полагая: «Смута – естественный водораздел русской истории. До неё – Русь
Московская, домостроевская, “азиатская”; после неё – Россия новая, европейская.
Глубокий внутренний кризис подготовлялся веками. Вскрывшись наружу, он проявился
во всех областях общественной и государственной жизни, наложил яркую печать на быт
политический и экономический, глубоко отразился в народной психологии, подготовил
“век мятежей” и “канун реформ”, окончательно вдвинув Россию в круг европейских
держав» [4, 5]. Следует подчеркнуть, что авторы указанного издания далеки от
панегириков в адрес династии Романовых, под влиянием которых сложились основные
черты русского государственного и социального строя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русские писатели 1800–1917: биографический словарь из серии биографических словарей
«Русские писатели XI–XX вв.», т. 4 / Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия»,
Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН; Научно-внедренческое предприятие
«Фианит». – М., 1999.
2. Ломоносов: патриот, творец, просветитель / Под ред. Н.Х. Розова. – М.: Изд-во Московского
университета, 2011.
3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Петербург: Издательское общество
«Ф. А. Брокгауз – И.А. Ефрон», т.5, 1890–1907.
4. Три века. Россия от смуты до нашего времени. Исторический сборник 1912 г. под редакцией
В.В. Каллаша в шести томах, т. 1 / Репринтное издание. – М.: Патриот, 1991.