Аннотация:
Аннотация. Статья адресована педагогам разного профиля, применяющим образность и эмоциональное «излучение» многообразных жанров искусства для смягчения различных острых эмоций, негативных переживаний. Именно это воздействие заложено в его природу, что обозначается понятиями катарсис (очищение), эмпатия (эмоциональная увлеченность, заразительность), эстетическая выразительность искусства. Приведены высказывания ученых, писателей, пример размышления подростков. Рекомендуются обсуждения этих мнений на коллективных занятиях для гармонизации эмоциональных проявлений школьников.
Abstract. The paper is addressed to specialists in education who make use of the imagery and emotional «radiation» of multiple artistic genres for the alleviation of sharp negative emotional experiences. This influence is inherent in its nature, which is articulated in the concepts of catharsis (purification), empathy (emotional involvement, contamination), aesthetic expressivity of the art. Besides scholarly and writers’ statements, the examples of adolescents’ considerations are given to be recommended for the discussion in group classes on harmonization of schoolchildren’s emotional expressions.
Статья выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02
В возрастном развитии подростков и старших школьников, как известно из психолого-педагогических исследований и повседневной жизни, возникают периоды неустойчивых эмоций, острых переживаний, даже эмоциональных срывов. Некоторые события социальной жизни или наступление эпидемических подъемов заболеваемости могут резко менять сложившийся уклад, образ жизни у всего населения. В этих условиях педагоги острее всего ощущают повышение тревожности детей и подростков, их контрастного поведения. В определении способов и средств смягчения, снижения негативных состояний в детских и подростковых коллективах учителям, воспитателям, работникам сферы просвещения не следует игнорировать особый гармонизирующий потенциал искусства и возможности вовлечения формирующейся личности на его основе в эстетическую деятельность, в творчество.
Дело вовсе не в том, чтобы приучать молодое поколение выискивать в искусстве и окружающей среде что-то красивенькое, эстетически вкусненькое, ласкающе-комфортное, а в том, чтобы учить его видеть в искусстве серьезную, глубинную опору для своего развития и понимания самого ценного в жизни. Поэтому в статье идет речь о важнейших особенностях влияния искусства на культурное обогащение эмоциональных переживаний.
Со времен античности люди высоко ценили искусство, и особенно словесное творчество, не только потому, что оно в качестве вида отдыха заполняло досуг, но и потому, что в произведениях раскрывались человеческие судьбы, события, характеры, расширяя личный опыт воспринимающих. И еще потому, что полученные впечатления вызывали игру чувств, переживаний, восхищения мастерством поэта, драматурга, скульптора, зодчего. И всегда в произведениях талантливых творцов была особая действенность, сходная со способностью лечить, гармонизировать тревоги и душевные боли человека. Согласно греческим мифам, искусство могло даже успокаивать природные стихии умиротворяющим пением и звучанием струн. Звуки музыки помогали людям в дни острых утрат и телесных недугов.
Искусству приписывали божественную власть над душевным состоянием людей, под влиянием которой они испытывали очищение страстей от их нездорового доминирования над разумом и поведением. Эти сложные процессы называли словом «катарсис» (на древнегреческом – очищение). Произведения искусства с этой целью включались в сопровождение религиозных обрядов и служб у многих народов. Особое значение для оздоровления придавалось ритмическим движениям, которые при многократном долгом повторении доводили участников до гипнотического состояния.
Аристотель в одном из первых в истории культуры сочинении про искусство «Поэтика» («Об искусстве поэзии») определял необходимое, по его мнению, понятие «катарсис», обращаясь, прежде всего, к искусству театра и драматургии: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному… посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов» [1, с.56]. Л.С.Выготский ссылался на формулировку катарсиса в сочинении Аристотеля. В психологическом плане Выготский образно поясняет, что произведения искусства «вызывают взаимно-противоположные ряды чувств и приводят их к короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения» [6, с.278].
В процессе воспитания и образования школьников учителям важно иметь в виду, что в эстетике, психологии искусства, психологическом анализе применяется понятие «катарсис» (очищение) как фактор сильного воздействия произведения искусства на эмоциональное состояние зрителей [9; 10]. В наше время также существует такая реакция слушателей, читателей, зрителей, особенно сильная при коллективном восприятии музыки, произведений театра, кино, поэзии. В напряженных переживаниях, возбуждении нервной системы при восприятии искусства первоначально возникает эмпатия, близкая к чувству симпатии как переживание, сочувствие к человеческим судьбам.
В завершение восприятия, по мысли Л.С.Выготского, происходит их превращение в «эмоциональную эстетическую реакцию», когда сознание, чувства из сферы искусства возвращаются к самой реальности.
В истории культуры и искусства накоплен огромный опыт наблюдений над влиянием искусства на нервную систему человека, когда он освобождается, очищается от тяжелых жизненных переживаний, трагических событий. Шедевры композиторов отечественной классики ХIХ века восстанавливают ощущения гармонии в жизни природы и человека. И даже симфонии, посвященные испытаниям в человеческой судьбе, обычно завершают мажорные финалы, передающие идею преодоления мрака и победы света.
Но есть также жанры в искусстве, которые через усиление и пробуждение памяти об испытанных страданиях и утратах позволяют очистить их и перевести в более светлые эстетические образы. Таково звучание классической музыки в жанре «реквиема» великих композиторов Моцарта или Верди, который обычно исполняется оркестром и хором, напоминая о смерти. Обращение учителя к раскрытию «тайны катарсиса» перед прослушиванием такого произведения, помогает старшим школьникам получить эстетический и социокультурный опыт реагирования на подобные произведения в искусстве или на близкие события в жизни. Это позволяет и подготовить к переживанию подобных моментов, тревожных и стрессовых ситуаций в жизни, и понять значение эстетических и художественных форм культуры, помогающих оберегать душевные силы. Разнообразие эмоций необходимо человеку в радости, в горе, в веселье и в преодолении страхов, в яростной борьбе и в торжестве победы.
Один из известных отечественных эстетиков Е.Я.Басин подготовил и опубликовал своеобразную хрестоматию «Искусство и эмпатия», где помещены собранные им высказывания философов, эстетиков, психологов, мастеров изобразительного искусства, писателей, поэтов, режиссеров, актеров, композиторов и музыкантов, представителей разных веков из России и других стран. Систематизируя и сопровождая их высказывания аналитическими статьями, ученый пришел к выводу, что развитие общих закономерностей в современной культуре и раскрытие особенностей художественного потенциала творческих личностей помогут в будущем «научить творчески мыслить при помощи средств искусства» любого человека [2, с.5].
Однако, если в последние десятилетия прошлого века наша страна считалась в мире одной из самых читающих, то теперь не только многие книги, но и произведения различных искусств занимают последнее место в современном школьном образовании и в сознании части школьников, как показывают различные социокультурные опросы. Это неизбежно сказывается на слабости развития их эмоциональной сферы, на их неумении преодолевать тревожность и негативные эмоции, даже после восприятия некоторых произведений искусства.
А.И.Буров, известный исследователь сферы искусства и возможностей его применения в сфере воспитания художественного сознания развивающейся личности, объяснял его воздействие особенностями творческих качеств человека, заложенных в сути искусства. «В искусстве требуется… особая проницательность, особое чутье, особая ассоциативность мышления, именно потому, что существует особый предмет, обладающий специфическими качествами. Эмоциональность как способность сопереживания и сочувствия является необходимым условием художественного творчества» [4, с.169]. «…Сам предмет познания в искусстве таков, что он не поддается познанию, следовательно, художественной обработке без эмоционального отношения к нему» [4, с.166].
В развитии психологии чувств, мышления, свойств личности в XXI веке изучались эмпатия, эмпатическое влияние на человека внешнего чувственного воздействия эстетических и художественных объектов и явлений. Это явление представляет собой эмоциональный, позитивный по преимуществу экспрессивный отклик на привлекательные, красивые объекты и свойства, нравящиеся комфортные ощущения.
Чувственный опыт взаимодействия с миром на основе эстетического освоения предметных свойств, в сфере культуры сочетается с опытом экспрессивных переживаний и действий в жизни, в образной плоти искусства, творческом мышлении.
В отечественной педагогике эстетическим и художественным впечатлениям в развитии детей, подростков и юношества придавалось в воспитании сферы чувств большое значение. Но в современной школе на уроках искусства и литературы по учебным программам нет условий для эмоционального «погружения» в слушание музыки, медленное чтение текста, созерцание образов подлинной картины художника.
Между тем ученые всегда высоко оценивали значение эстетической сферы в развитии личности на различных возрастных этапах. «…Универсальность эстетических интересов ребенка находит выражение в универсальности эстетической активности у детей», – писал в начале прошлого века философ и психолог В.В.Зеньковский. Он отмечал взаимосвязь развития воображения и эмоциональной сферы ребенка при восприятии им искусства в доступной форме (прежде всего сказок) и в собственном творчестве, в его «эстетической жизни» [9, с.170, 199].
В современных психолого-педагогических и эстетико-художественных исследованиях высоко оценивается социально-творческий потенциал влияния искусства на развитие личности растущего человека, накопление необходимого ему и обществу «человеческого капитала», который строится на освоении культуры, гуманистического миросозерцания, заложенного в творения искусства; воздействует на эмоционально-эстетическое сознание воспринимающих искусство посредством художественной образности самого произведения и общей готовности сопереживать различным психологическим состояниям персонажей во многих ситуациях их жизни.
В издании «Новая философская энциклопедия» (в 4-х томах) известный ученый В.И.Толстых определяет искусство как художественное творчество и особую форму общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Термином «искусство» издавна обозначают не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но также и «искусность» мастера, «артистизм», «виртуальность», проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности. Греческое слово «техне» было наименованием одновременно науки, ремесла и искусства.
В отличие от других форм общественного сознания и деятельности (наука, мораль, религия, политика), искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность – восприятие, познание реальной действительности в развитых формах человеческой чувственности, т.е. с помощью специфически человеческой способности чувственного («эстетического, наглядно-выразительного») восприятия явлений, предметов и событий объективного мира, как «живого конкретного целого» (Примечание: здесь автор статьи опирается на формулировки выдающегося отечественного эстетика А.Ф.Лосева [11]) «Они воплощаются в произведениях искусства на основе творческого «продуктивного» воображения мастера». «…Сфера его воздействия на жизнь и человека поистине «безгранична» [14, с.160-161].
Более широкая, но близкая по сути, характеристика искусства дается в другой энциклопедии – «Культурология. ХХ век». Искусство понимается как форма культуры, связанная «со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Эстетическое отношение к миру – предпосылка художественной деятельности в любой сфере искусства» (Б.Л.Губман).
Основными особенностями искусства «следует считать универсальный потенциал, концентрированный в образной, эмоционально-чувственной форме – языке, материальном оформлении любого вида восприятия зримого, слухового, осязательного, монументального, неподвижного или предельно динамической реалии человеческих действий». После его восприятия «…возвращаются в свое обычное состояние, уже обогащенными новыми впечатлениями, опытом, соображениями, часто с изменением эмоционального настроя» [8, с.274-275].
Искусство способно помочь школьникам в гармонизации их состояний на основе полученных новых чувств и эстетического опыта.
«Выражение различных по плюсу и минусу человеческих чувств составляет стержень искусства…» (А.И.Буров). Ученый специально обращал наше внимание на то, что в восприятии и оценке человек опирается на внешние «предметные свойства» всей окружающей реальности, они выражаются формой, цветом, размером, построением, пропорциями, симметрией, ритмом и другими физическими и одновременно эстетическими свойствами. Они же наполняют и художественную сферу, но уже в обработанных мастером образных сочетаниях. Так искусством очерчивается объективное пространство эстетического и человеческого, а личностное, эмоциональное его оценивание каждый совершает на основе субъективного «компаса» – форм и элементов эстетического сознания и мышления каждого из нас: от эстетического вкуса до идеалов и взглядов.
Вся эта система связей человека с миром лежит в основе искусства, многообразия произведений и определенных жанров, также тяготеющих к «излучению» тех или иных эстетических эмоций – от мажорных до минорных, печальных.
Во всех видах искусства существуют жанры и произведения, предупреждающие об угрозах жизни – начиная от античной скульптурной композиции «Лаокоона» и до популярных произведений мастеров в жанре детектива, отписывающих различные события, неприятные, опасные действия грабителей, убийц и других преступников. Эти произведения необходимы в нашей жизни, чтобы предупредить о возможных рисках и угрозе жизни беспечных и неопытных людей со стороны типов, подобных таким персонажам. Вместе с тем следует учитывать необходимость культурологической безопасности, обсуждая эти темы со школьниками.
Есть множество произведений в области особо известных и ценимых видов искусства литературы и кино, которые воссоздают героические характеры и мужественные действия, тем самым влияя на самовоспитание воли и борьбу со страхом, чтобы читатели и зрители в жизни были готовы постоять за себя в разных ситуациях – это книги и фильмы о путешествиях в разные страны, о военных кампаниях, об исторических событиях в разные времена.
Для многих педагогов особенно ценна заложенная в основу искусства способность пробуждать эмпатию – эмоциональное сопереживание и отклик на состояние другого человека или живого существа.
Это воздействие основано на эмоционально-чувственном характере образной системы искусства, «оживляющей» активность нашего воображения и опыт личной эмоциональной жизни, различных переживаний (что уже отмечалось выше). Эту особенность искусства Лев Толстой определял, как «заразительность», характеризуя возникающее состояние как слияние воспринимающего с автором, когда «ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им самим и что все, что выражается этим предметом, есть то самое, что так давно уже ему хотелось выразить» [13, c.234].
В исследованиях современного психолога Т.П.Гавриловой определяется сущность и объем самого феномена «эмпатия». Важно активизировать развитие этой способности в среднем и старшем школьном возрасте на основе приобщения школьников к восприятию лучших образцов литературы и других видов искусства, что позволяет уменьшить риск просмотров фильмов и видео с сомнительным и опасным содержанием. Это содействует и укреплению «культурологической безопасности» в сфере общения с искусством.
Это актуально в связи со сложными геополитическими событиями на планете и изменениями жизни в стране, с появлением и «диктатом» пандемии, усложнением проблем сохранения безопасности во всех сферах жизни, вплоть до ситуаций культурного общения и взаимодействия людей. Потому в педагогической среде необходимо опираться в процессах образования и воспитания на человеческую способность взаимного сочувствия, помогающую снять тревожность, чувство одиночества, страх перед неизвестными угрозами, стрессовые напряжения.
В этом и педагогу, и родителям, и школьникам может помочь опора на общую способность к особой эмпатической форме общения, заложенной именно в области художественного погружения, общения – реального или воображаемого – с произведением искусства, его автором и героями произведений в различных жизненных ситуациях.
Приведем краткий фрагмент из статьи известного исследователя в области эмпатических процессов Т.П.Гавриловой [7]:
«1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Способность к эмпатии – необходимое условие для развития такого профессионального качества как проницательность…
2. Эстетическая – вчувственность в художественный объект, источник эстетического наслаждения.
3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций… эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания ….Различаются «переживание человека за себя» (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия) ... сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям, а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений кино, театра, литературы (эстетическое переживание)».
Об этой способности «чувствовать другого человека почти как самого себя» размышлял выдающийся эстетик М.М.Бахтин, глубоко исследовавший классические произведения литературы, – Ф.Рабле, Ф.И.Достоевского как творцов мирового уровня [3].
Безусловно, научно значимы теоретические высказывания в контексте анализа искусства и его «механизмов». Однако именно обращение к реальным фактам и объяснение конкретным лицом своего действительного переживания при восприятии искусства и раскрытие отношения к автору как личности (его имени, жизненной судьбы) позволяет убедиться в действенной эмпатической силе искусства.
Приведем подробное описание ученицей 9-го класса эмоционального отношения к произведению ее кумира – автора модной песни. Казалось бы, что все это примитивная ситуация, вызывающая сомнение в ее эстетическом вкусе. Однако, отношение к искусству, художественному творчеству как личным ценностям говорят о ее сложных, глубоких переживаниях. Они одновременно лиричны, тревожны и самокритичны, свидетельствуют о длительности, устойчивости эстетических чувств и впечатлений подростков.
Саша Г. «Элегия в прозе»
«Как часто получается так, что, запутываясь в ежедневных, сиюминутных делах, мы не находим времени для размышлений о главном. Например, о том, зачем человек появляется на свет в этом мире. «Человек живет, чтобы жить» – противоречивое высказывание. Неужели человек просто существует на этой голубой планете, вдыхая свежий воздух, радуясь или печалясь мимолетным жизненным веяниям? Наверное, все-таки дело не в этом.
В жизни по-разному бывает. Бывает, что неожиданно вспомнишь любимую музыку и начинаешь интересоваться этим загадочным, но очень добрым человеком, голос которого заложен в твоем сердце с детства. А потом просто начинаешь жить этим человеком, его музыкой, чудесным голосом. Проходит какое-то время, и, будто повзрослев, ты думаешь, что, наверное, глупо вот так растворяться, занимая свои мысли одним человеком, который вообще живет в далекой стране и не подозревает о твоем существовании. И ты постепенно забываешь, с каждым днем все больше… а когда вспоминаешь, оказывается, что человек ушел. Ты уже не можешь думать ни о чем другом, а в любимых с детства песнях какой-то холод. И винишь себя – ведь можно было как-то помочь!..
Я пошла к окну, за замершими стеклами клубился снег, спускаясь на чуть занесенный асфальт. И вдруг на подоконнике я заметила цветок с чуть поблескивающими лепестками розовато-лилового цвета. Посмотрев на него, я вспомнила, как я, воодушевленная его названием – именем моего голоса детства, купила его в позапрошлом году. Я вспомнила, как я тогда была счастлива. И я улыбнулась. Я поняла, что след в этом потоке времени – самое главное. В имени цветка или в музыке, на бумаге, холсте – след всегда будет главным доказательством того, что человек прожил жизнь не зря. Ведь когда мы уйдем, наши следы останутся…».
В этом тексте (несколько сокращенном) в эстетическом сознании взрослеющей школьницы попеременно выступают то теплые живые интонации, то звучат элегические ноты, когда вспоминаются утраты, возникает светлая грусть. Здесь объединяет всю «музыку эмоций» мудрая мысль – каждый должен оставить особый «след в потоке времени». Так эмпатическое восприятие творчества талантливого исполнителя приводит к глубокому осознанию школьницей смысла жизни. В этом контексте становится отчетливо видно, что особенно важен в процессе воспитания и образования личностный, субъектный план общения через посредство искусства.
Известный искусствовед Паола Волкова определяла в своих книгах суть и ценность искусства во все времена как «моста через бездну». Этот спасительный мост не только поддерживает сознание, чувства, творческие стремления человека даже в суровых испытаниях, но еще и питает тонкие связи между людьми, их готовность сохранять и развивать культуру, бороться за нее. Воспитание такого отношения к духовной сфере и стремления к саморазвитию у молодого поколения особенно актуально на этапах взросления подростков и юношества.
И дело не только в расширении культурного опыта и художественного багажа личности школьников. В последние годы наблюдаются изменения отношения к искусству и области художественного образования, поскольку в школьной среде оно оказывается в третьестепенной роли укороченного по сроку функционирования (до 7-8 класса) учебного предмета (исключение составляет лишь изучение литературы).
Во многом эта ситуация оправдывалась наступлением в 2020-2021 годах пандемии коронавируса, когда заболевали десятки тысяч людей при обострении их других болезней на этом фоне. И такая открывшаяся бездна породила рост негативных эмоций у подростков и старших школьников.
В течение более двух лет происходили перемены в режимах занятий, их замены малоэффективными формами участия в виртуальных видеоуроках. Искусство в этих условиях привлекалось недостаточно качественно и технически представало в обесцененном виде, в трансляции репродукций.
Было бы неверным полагать, что повышенную тревожность и склонность к навязчивому страху можно преодолеть именно обращением к красивым, «благополучным» сюжетам или, напротив, к скучным нравоучительным историям, или исключительно к сказочным и фантастическим вымыслам. Настоящие, упорные защитники своих мнений и вкусов в искусстве воспитываются погружением в различные, часто противоположные по материалу и языку виды и жанры искусства.
Это связано именно с формированием таких сторон интеллекта, самопознания и эмоций, как «эстетическое сознание». В его ядре накапливаются вливающиеся через восприятие, контакты с искусством особые элементы – чувственные образы эстетических и художественных опытов и впечатлений, воспитанные на основе зрения, слуха, осязания и обоняния. Они перестраиваются в механизме личного эстетического сознания, превращаясь в такие качества и структуры личности человека как эстетические эмоции, оценки и предпочтения, художественный вкус, идеал, мотивы действия и выборов. Эти формы эстетического сознания являются не случайным набором свойств, все они тесно связаны с проявлением и сферой эмоциональных отношений.
Долгое время считалось, что главное в таких отношениях и эмоциях – чувство красоты, прекрасного. Оно, действительно, отмечает как бы высшую, но не главную сторону эстетических эмоций. Помимо него, в сферу эстетических понятий (категорий) входят столь же значительные для жизни человека чувства, выражающие его особые и испытываемые в жизни переживания, не только радостные. Чрезвычайно важное эстетическое понятие (категория) «выразительного» обосновано в ХХ веке Бахтиным, Лосевым и Буровым. На основе своеобразия эстетических свойств любого человека (и даже предмета реальности) могут сочетаться различные и даже противоположные ассоциативные образы (например, как в облике и действиях клоуна в цирке или героя в фильмах Чарли Чаплина). Полноценное включение школьников в освоение искусства через погружение, активизирующее эмоциональное «оздоровление», переживаний в школьной среде осуществляется очень редко, между тем, требования обеспечивать восприятие с точки зрения культурологической «безопасности», произведений искусства и предупреждение таких случаев становятся важны.
При восприятии школьниками в разных условиях несоответствующих возрасту содержательных составов, жанров со сценами насилия, агрессии, недостойного поведения, употребления алкоголя, наркотиков и пр. следует обсудить эти проблемы с родителями.
Ведь это еще одна бездна, открывающаяся перед детьми иногда в фильмах и сериалах, а порой и в самой жизни. Поэтому очень важны надежные мосты над различными безднами, которые должны быть построены не только для области гуманитарных дисциплин, но и для всей сферы образования. Необходимо расширение представлений педагогических коллективов школ о значении искусства в развитии культурно-эстетического сознания, художественных вкусов, оценок, эмоций школьников.
Для очищения и облагораживания чувств школьников важны не только классные часы, изредка посвященные искусству и общение с классикой наспех. Важно создание различных форм воспитывающей культурно-эстетической среды с внесения участков и «гнезд» освоения искусства и «творческих событий» в связи со значимыми датами и именами авторов великих творений становятся источниками обогащения эстетических и художественных впечатлений и эмоций всего школьного коллектива.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. Поэтика (Об искусстве поэзии). М., ГИХЛ, 1957.
2. Басин Е.Я. Искусство и эмпатия. М.: Изд. БФРГТЗ «Слово», 2010.
3. Бахтин М.М. Сочинения. В 7 т. М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2003.
4. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956.
5. Волкова П. Мост через бездну. Книга четвертая. М.: Зебра, 2009.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1964.
7. Гаврилова Т.П. Эмпатия // Большой философский словарь. Спб.: Прайм-Еврознак, 2006.
8. Губман Б.Л. Искусство // Культурология. Энциклопедия. В 2 т. Спб.: Университетская книга, 1998.
9. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1995.
10. Катарсис // Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.
11. Лосев А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. В 5 т. М: БСЭ, 1972.
12.Толстой Л.Н. Что такое искусство? М.: Современник, 1985.
13. Толстых В.И. Искусство // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001.