Необходимо в связи с рассмотрением представленной проблемы, прежде всего, выделить наиболее актуальные социокультурные и психологические характеристики молодежи, важные на современном этапе развития общества, которые необходимо иметь в виду при разработке образовательных адаптирующих программ и проектов в рамках кино и телевидения. К ним необходимо отнести: 1) уровень притязаний; 2) характеристики индивидуальной и групповой активности; 3) идентификационную стратегию; 3)удовлетворенность реализацией общей жизненной стратегии; 4) временные характеристики, связанные с планированием важнейших жизненных событий; 5) социокультурная среда в целом. Многие исследования в области психологии и педагогики сходятся, прежде всего, в том, что уникальность каждой человеческой личности прямо не позволяет воздействовать на отдельные компоненты личности без опасности разрушения ее целостности и нанесения вреда ее психическому развитию, но, используя различные средства и механизмы воспитания, тем не менее можно влиять на общую систему отношений каждой отдельной взятой личности, а также на развитие в целом творческого потенциала данной личности. Одним из важных условий индивидуализации творческого процесса личности является учет и выявление характерных для каждого конкретного возраста особенностей, связанных со спецификой интеллектуального и личностного развития на каждом отдельном возрастном этапе. Интеллектуальное развитие личности в период ее становления тесно связано именно с общим формированием и развитием личности, процессом ее социализации. Рассматривая данную зависимость, необходимо отметить, что не только особенности социокультурного и индивидуального развития личности непосредственно воздействуют на интеллектуальное развитие человека, но и также особенности развития и формирования интеллектуальной сферы личности влияют на общий процесс развития личности, поскольку именно интеллектуальная сфера образует собственную личностную мировоззренческую позицию. Влияние же технологий воздействия кино и телевидения на развитие интеллектуальной сферы и формирование мировоззрения, несомненно, велико. Телевидение в современных условиях образования приобретает все новые и новые формы воздействия. Как социальный институт, телевидение в современном социокультурном пространстве видоизменилось, что связано, прежде всего с переходом к информационному обществу, так как трансформировались основные принципы его взаимодействия с аудиторией, расширились его формы и функции, в том числе в системе образования. Крупнейшие ВУЗы создают собственные телестудии, которые непосредственно отвечают за разработку и реализацию подобных образовательных программ. Примером может служить созданная телевизионная система в Российском экономическом университете им.Г.В.Плеханова, где установлены экраны во всем основном комплексе зданий университета, через которые осуществляется трансляция образовательных, информационных и воспитательных программ университета. Также каждый отдельный факультет имеет собственный телевизионный канал и создает собственные программы. В реализации данных программ активное участие принимают сами студенты. Данная телевизионная система активно и постоянно развивается, ведется трансляция основных культурных и образовательных событий в реальном времени, снимаются образовательные фильмы социокультурной направленности. В систему включены также и филиалы университета. Студенческая молодежь является наиболее подвижной, динамичной и развивающейся социальной группой любого общества, которая всегда максимально быстро реагирует на любые изменения в структуре данного общества, его социальные, политические, культурные и экономические преобразования. Студенчество сразу улавливает современные общественные тенденции, которые в свою очередь транслируются наиболее полно, прежде всего, через средства массовой информации, прежде всего кино и телевидение. К данным динамическим процессам в развитии молодежной среды прежде всего относятся: социальное и профессиональное самоопределение в деятельности, а также развитие профессионально значимых качеств личности студентов; индивидуально-личностное самоопределение, которое включает прежде всего формирование и развитие системы личностных смыслов, мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций личности; собственно социальную, культурную и психологическую адаптацию к условиям обучения, которая предполагает усвоение принятых социальных и культурных норм и ценностей. Данные процессы личностного развития студенческой молодежи являются между собой взаимообусловленными и взаимосвязанными. На успешность протекания адаптивных процессов личности влияет достаточно большое количество факторов, к которым относятся: - особенности самоопределения на различных возрастных этапах развития личности; - окружение (друзья, семья, учителя, коллеги и т.д.), - жизненные события и обстоятельства, - мотивация и поставленные жизненные цели (или их размытость), - особенности жизненного выбора, - присутствие положительного или отрицательного примера, - особенности прохождения жизненных кризисов, - жизненные ценности личности, - уровень сформированности «Я-концепции» личности. Все вышеперечисленные составляющие обусловлены в первую очередь социальными и культурными факторами воздействия. С этой точки зрения роль телевидения, как важного информационного, образовательного и воспитательного источника велика. На создание и направленность образовательных адаптирующих программ в рамках кино и телевидения основное влияние имеет социокультурный контекст, в котором существует современное общество. Важной задачей современного кино и телевидения является определение возможностей построения взаимодействия с обществом с учетом его социальных и культурных потребностей, и в соответствии с данными потребностями выстраивание собственных целей и собственной таблицы ценностей, а также в соответствии с данными ценностями, разработка образовательных адаптирующих программ в рамках кино и телевидения. На современном этапе социокультурного развития общества изменились ценностные ориентации и предпочтения потребителя кино и теле продукции, а также способы и формы восприятия телевидения и кино. В авторском подходе к рассмотрению структуры социокультурной адаптации выделены три группы критериев, по которым можно оценить ее эффективность: личностные, культуротворческие и социальные. В соответствии с выделенными группами критериев можно выделить компоненты адаптации, подлежащие влиянию кино и телевидения – это личность, культура и общество. Блок-схема процесса составления и реализации программы телевидения и радио в соответствии с существующей социокультурной доктриной (по Абрахаму Молю) (1). Основными стратегиями образовательных адаптирующих программ в рамках кино и телевидения, являются: 1) культуротворческая, 2) восстановительная, 3) образовательная, 4) социально-защитная, 5) исследовательская, 6) проектная, 7) инновационная, 8) коммуникативная, 9) этнонаправленные формы деятельности, направленные на социокультурный обмен и сотрудничество, 10) социокультурный менеджмент, 11) изучение зарубежного опыта. Кроме того, возникает достаточно много споров в связи с тем, что является нормой адаптивности человека в современном социокультурном пространстве, и какова роль влияния современного телевидения на данный процесс, поскольку основные эталоны и представления современного общества отражаются в кинопродукции и телевизионных проектах. Данные вопросы можно представить следующим образом: 1. Человеку в современной социокультурной ситуации представляется все труднее воспринимать состояние общественного сознания как «адаптивную норму», что в первую очередь отражается именно в мировом телевизионном и кинопространстве. Культурные и социальные противоречия выглядят все более острыми, а также современное состояние социума становится далеко от «адекватного». 2. Относительно целостное в прошлом пространство общественного и культурного сознания становится более пограничным и разъединенным, тем самым еще более затрудняется выбор некоей «общественной адаптивной нормы». 3. Основным же вопросом является то, что ни личное, ни общественное, ни культурное сознание современного человека нельзя рассматривать, как нечто неизменное, так как они являются непрерывно развивающимися структурами, в связи с чем то, что когда-то считалось поведенческим отклонением в обществе и культуре, сейчас является социокультурной нормой. 4. Также, скорость протекания социокультурных процессов в современном обществе значительно возросла, что также ставит вопрос: если раньше при выборе критериев «нормы» и «патологии» общей динамикой развития общества можно было пренебречь, то в современной ситуации его развития это практически невозможно. 5. Современные СМИ, в том числе кино и телевидение в современных формах существования создали международную информационную систему высочайшего энергетического уровня, которая владеет богатым выбором различных средств и методов воздействия на мозг, и вследствие этого, на жизнедеятельность современного человека, как в позитивных, так и в агрессивных формах проявления. Данное явление чаще всего связано с отсутствием устоявшихся социально значимых критериев к разработке телевизионных программ и кинопроектов. Необходимо помнить, что только наблюдение за агрессивной моделью поведения на экране самим фактом наличия провоцирует агрессивное поведение, а также вырабатывает у человека новые формы его проявления, и наоборот социально продуктивные формы поведения, транслируемые кино и телевидением могут сформировать подобное поведение у зрителя. Экранные образы, сформированные у человека, сохраняются длительное время в его памяти, не поддаваясь контролю критического мышления личности. Данная статья выполнена при поддержке Гранта РГНФ, Проект № 15-06-10481, «Проблема психологического обоснования экспертизы телесюжетов для детей» (2015-2017 гг.).
ЛИТЕРАТУРА 1. Бережная М.С., Фузейникова И.Н. Критерии социокультурной адаптации в образовательной практике. / Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2011. - №2. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2011.htm Гос.рег. № 0420900061 2. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.