Влияние киноискусства на развитие аудиовизуальной культуры учащихся

Баранова Марина Михайловна,

аспирант ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А. П. Чехова», ассистент кафедры художественного образования ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А. П. Чехова», Таганрог lirikamarina@rambler.ru

Аннотация: 
В статье рассматривается влияние киноискусства на развитие аудиовизуальной культуры учащихся

Современное развитие человеческой личности происходит под знаком медиа. В повседневной жизни СМК окружают нас повсеместно: это и компьютерные технологии, и интернет, и пресса, и, конечно же, телевидение. В условиях такой информационной атаки необходимо уметь почерпнуть важное и исключить пагубное.
Огромное влияние на развитие человека оказывает телевидение, оно властно вошло в жизнь современного общества. Непрерывно развивающаяся аудиовизуальная техника оказывает большое влияние на сознание, образ жизни, способ мышления, формирование системы жизненных ценностей, культуру личности в общем. О. А. Баранов, считающий искусство кинематографа уникальным средством воспитания учащихся, писал: «Кино пользуется звучащим словом и движущимся изображением, поэтому оно рационально и эмоционально впечатляет вдвойне. Благодаря своей аудиовизуальной природе, фильм сегодня актуализирует присущие человеку способы чувственного познания мира. Используя свои специфические средства воздействия на зрителя, кинематограф воспитывает внимание к выразительным деталям, наблюдательность, интерес к внешнему выражению внутренней жизни человека. Никакое другое искусство не организует такого сосредоточенного непрерывного внимания в течение полутора часов, как это делает кино» [3, 19].
Любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека. Вследствие такого стремительного роста индустрии видеозаписи возникают новые существенные проблемы: что смотреть? Как смотреть? Ведь большинство современных кинолент направлено на развлечение. Для того чтобы научить человека избирательно относится к выбору фильма, необходимо развивать его аудиовизуальную культуру. И здесь первоочередная проблема – помочь подрастающему поколению понимать смысл данного медиатекста. Кинолента, по своей сути, является посланием автора зрителям, следовательно, при просмотре между ними возникает диалог.
Концепция «диалога культур», разработанная М. М. Бахтиным и продолженная В. С. Библером, является философско-методологической базой медиаобразования: «Медиаобразование опирается на возможности "диалога культур", который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных дидактических подходов в различных стран планеты, а следовательно, постоянно совершенствовать педагогическую теорию и методику» [14]. Концепция «диалога культур» направлена на освоение различного рода медиатекстов. Любой медиатекст диалогичен, поскольку направлен на человека. Диалог выступает как способ общения и понимания киноленты, а, значит, обладает наибольшими возможностями в развитии аудиовизуальной культуры «собеседника».
Аудиовизуальная культура — область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа) [13, 46].
«Аудивизуальная культура, — считают Ю. О. Овакимян и В. П. Пустовойтов, — это не только область предметной культуры цивилизации», но и «личностной культуры человека, связанная с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой и визуальной информации» [4, 3].
Аудиовизуальная культура основывается на восприятии экранных произведений, их оценке с точки зрения нравственно-эстетической ценности. Цель формирования такой культуры — возможность научить детей правильно воспринимать медиатексты, анализировать то, что они видят и слышат, развитие эстетического вкуса, влияние на интересы и потребности учащихся [1, 2]. Специфика аудиовизуальной культуры определяется ее семиотической природой и техническими возможностями средств ее реализации: высокая информационная емкость, эмоциональность образного восприятия, доминирование репродуктивных возможностей над продуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования. Вследствие этого –восприятие.
«Аудиовизуальная культура предлагает зрителю определенную картину социального мира. Будучи усвоена молодыми людьми, эта картина становится одним из источников их представлений о том, как устроено общество: какие социальные роли выполняют люди, какие цели они преследуют, какими средствами при этом пользуются, в каких ситуациях оказываются и как из них выходят, как реагируют на трудности и т. д.
Донося такого рода информацию до "юношей, обдумывающих житье", аудиовизуальная культура оказывается одним из важных институтов первичной социализации» [13, 50].
Как и любая другая, аудиовизуальная культура включает в себя функции:
1) регулятивная — оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;
2) познавательная — непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;
3) коммуникативная — неотъемлемый элемент взаимосвязи людей;
4) воспитательная — участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
С. В. Казакова писала: «Аудиальная культура, как и общая культура, есть условие и результат общения людей. Только благодаря освоению культуры (в частности, музыкальной или речевой) между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им и средства общения — знаковые системы, языки (условие). Благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научаются пользоваться знаковыми системами, фиксировать (опредмечивать) в них свои мысли и усваивать (распредмечивать) зафиксированные в них мысли других людей (результат)» [5].
Зная о таких возможностях фильма воздействовать на личность, необходимо использовать их в целях повышения аудиовизуальной культуры и культуры в целом. Мысль о том, что воспитательную силу киноискусства необходимо использовать в педагогических целях возникла давно и была отражена в работах советских педагогов: Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Проблемами кинообразования и воспитания занимались и занимаются многие современные российские ученые: Л. М. Баженова, И. С. Левшина, Л. С. Зазнобина, О. А. Баранов, А.В. Федоров, Ю. Н. Усов, С. Н. Пензин и многие другие. Все авторы, изучающие проблемы медиа/кинообразования, так или иначе, подчеркивают необходимость акцентировать эстетическую сторону медиасредств. Ведь без всестороннего эстетического развития или развития эстетического вкуса невозможно говорить о воспитании его культуры. Развитый эстетический вкус является необходимым условием при выборе фильма, позволяет оценивать его художественные достоинства. При этом под эстетическим вкусом мы понимаем «устойчивое эмоционально-оценочное отношение человека к прекрасному, носящее избирательный характер (формируется на базе конкретных эстетических восприятий, чувств, идеалов, суждений и понятий), выражается в способности чувственно откликаться на воздействия явлений окружающей действительности. Оно предполагает умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, психическими состояниями» [3, 9]. С. Н. Пензин, посвятивший свою жизнь изучению теоретических и практических вопросов кинообразования, также считал, что киноискусство в современном мире оказывает наибольшее влияние на развитие личности: «Формирование личности — сложный процесс изменения личности в результате воздействия на нее. Известны три основных вида формирования личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. О первом виде приходится говорить, например, при просмотре фильмов, идущих в кинотеатрах, когда изменение личности происходит в результате случайных воздействий» [8, 8]. Большим преимуществом Пензин считал тот факт, что «кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения зрителей тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино» [7, 29]. То есть необходимо таким образом подготовить публику, чтобы она смогла самостоятельно оценивать фильм и делать выводы. Следовательно, можно говорить о том, что необходимое условие успешного медиаобразования – присутствие педагога, который, не навязывая собственного мнения, делает процесс обучения и воспитания целенаправленным. Необходимость помощи педагога учащимся обосновывается наличием некоторых причин: – фильм, помимо воспитательной функции, несет еще множество других; – воздействие произведений кинематографа зачастую случайно; – киноленты не имеют точного адресата; – действие некоторых фильмов на воспитание несет отрицательный характер; – отсутствует двусторонняя связь [8, 12].
Наибольшую сложность в развитии аудиовизуальной культуры подрастающего поколения С. Н. Пензин видел в затрудненном восприятии учащимися авторских кинолент, серьезных и многогранных фильмов, способных глубоко духовно воздействовать на формирующуюся личность. Он предполагал, что необходимо научить молодежь распознавать и понимать смысл «настоящего» кино, сформировать эстетический запрос, потребность в подобных произведениях: «Воспитательное воздействие фильма и эстетическое развитие зрителей — взаимосвязанные проблемы. Искусство предполагает наличие у публики определенных потребностей, удовлетворять которые и призвано художественное произведение… Кинообразование призвано развивать у молодежи эстетические запросы в области киноискусства, возвышать их. Без этого идейное, нравственное, эстетическое влияние фильма неосуществимо» [7, 37]. Также затруднение вызывает тот факт, что обучение в школе и в вузе ориентировано в основном на развитие логико-речевого мышления, а не на образное, которое является необходимой основой для восприятия киноискусства. Эстетическое воспитание и формирование аудиовизуальной культуры призваны добиваться гармоничного развития личности, стимулирования образного мышления [7, 34].
В монографии «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы» С. Н. Пензин выделил две цели кинообразования: «Следует различать ближайшую и конечную цель. Ближайшая – помощь эстетическому восприятию кинопроизведений. Конечная – формирование всесторонне развитой личности с помощью киноискусства» [8, 46]. Здесь же автор выделил триединство задач, характерных как кинообразованию, так и любому другому: 1) образование, т. е. формирование знаний; 2) обучение, т. е. формирование умений и навыков; 3) воспитание.
Для реализации поставленных задач необходима система, основанная на общедидактических принципах и методах обучения, рассмотренных сквозь призму медиаобразования:
1) репродуктивный — наиболее доступный, основывается на получении готовых знаний из рассказа учителя об авторах картины, проблематике фильма;
2) эвристический — заключается в углубленном анализе киноленты собственными силами ученика с помощью учителя;
3) исследовательский — состоит из полностью самостоятельной работы ученика в определении идейно-художественных особенностей фильма [8, 72].
Также С. Н. Пензин подчеркивал: для того чтобы воспитать всесторонне развитую личность, необходимо развивать умение анализировать фильмы по трем направлениям: 1) освоение авторских позиций; 2) постижение героя как основного носителя эстетического начала; 3) слияние, синтез двух предыдущих понятий в новом [8, 66]. Медиапедагог Ю. Н. Усов, который также внес огромный вклад в развитие отечественного медиаобразования, писал о том, что современный человек должен уметь ориентироваться в потоке информации, владеть навыками работы с медиа, а также обладать художественно-творческим мышлением и высоко развитой аудиовизуальной культурой: «Неразвитое восприятие аудиовизуальной информации, непосредственно сказывается на низком уровне их предпочтений, ценностных ориентации, мировоззренческих позиций. В этих условиях экранные искусства из блага превращаются во зло» [10, 25].
В своей программе «Основы экранной культуры» Ю. Н. Усов определил задачи курса: научить основам киноискусства, ориентироваться в потоке информации, развивать познавательный интерес и способность к самообразованию, аудиовизуальную культуру и художественный вкус [12].
Для реализации поставленных задач, Ю. Н. Усов предлагал проводить с учащимися совместные размышления по поводу увиденного на экране, выполнять специальные упражнения, осмысливать результаты восприятия: «на основе рассмотрения отдельных моментов художественного восприятия по мере постепенного проникновения, «вживания» в произведение искусства открывается ученику многоплановость развития авторской мысли, в каких образных формах закрепляется она творческим воображением, сознанием школьника» [11, 4].

Но для эффективного восприятия звукозрительного образа зрителю необходимо обладать определенными навыками аудиовизуального восприятия:

1) уметь анализировать и синтезировать информацию;

2) обладать развитой зрительной памятью;

3) уметь преодолевать стереотипность восприятия и свойственные молодежи конформизм, быть творчески активным и направленным на восприятие произведения [11].

Итогом анализа каждого фильма при предлагаемом подходе Ю.Н. Усова должно стать обоснование зрителем своего отношения к авторскому мировосприятию, которое выявилось в результате коллективного анализа, т.е. построение своей личной концепции. Еще один видный педагог, занимающийся проблемами медиаобразования средствами киноискусства – О. А. Баранов, написал много теоретических трудов по данной проблеме и разработал программы занятий по кинообразованию, которые он предлагал проводить в форме факультативов, кружков, киноклубов. О. А. Баранов считал, что в системе киновоспитания важно научить детей самостоятельно отбирать, внимательно смотреть, квалифицированно анализировать разнообразные киноленты, пробуждать творческую активность учащихся. Разработанная им методика базируется на реализации разнообразных творческих заданий: пересказ содержания, определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте, анализ структуры и художественного языка произведения, авторской позиции, описание эмоции, вызванных просмотром, формирование суждений о достоинствах кинокартины по различным критериями [3, 27]. О. А. Баранов составил общую схему обсуждения медиатекста на факультативных занятиях:

а) вступительное слово ведущего, в котором содержится краткую информация о создателях медиатекста, напомнить их предыдущие работы, если есть в том необходимость, рассказать об историческом или политическом контексте событий, но не касаться никаких оценок авторской позиции, не пересказывая фабулу произведения), т. е. установка на медиавосприятие;

б) коллективное «чтение» произведения;

в) обсуждение киноленты, которое должно начинаться с относительно более простых для восприятия произведений массовой (популярной) культуры со следующими этапами:

  • выбор эпизодов, наиболее ярко выявляющих художественные особенности построения всего медиатекста;
  • анализ данных эпизодов по нескольким критериям: логика авторского мышления, развитие конфликта, характеры персонажей, эмоциональная насыщенность, звукозрительный ряд и т. д.);
  • выявление авторской концепции и ее оценка учащимися.

г) Подведение итогов занятия, проверочный вопрос, который позволяет определить степень усвоения учащимися полученных умений анализа кинопроизведения. По мнению О. А. Баранова, в результате такого образования появляется возможность воспитания высокого уровня аудиовизуальной культуры, а как следствие —высоконравственной, духовно развитой личности [2, 26]. Таким образом, анализируя труды многих российских ученых, можно сделать вывод, что киноискусство обладает большими возможностями для развития аудиовизуальной культуры учащихся, так необходимой современному человеку. Ведь аудиовизуальная культура — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме. По отношению к аудитории аудиовизуальная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Литература 

1. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. М.: Изд-во Российской академии образования, 2004. – 55 с.

2. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: Учеб. пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. – 87 с.

3. Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. Калинин: Изд-во КГУ, 1977. – 82 с.

4. Ворохоб Ю.А. Аудивизуальная культура будущего учителя и пути ее формирования: автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979.

5. Казакова С. В. Аудиальная культура: сущность, структура, функции / С. В. Казакова // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 43-54.

6. Малобицкая З.С. Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Алма-Ата, 1979.

7. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. – 176 с.

8. Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. –152 с.

9. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: SvR-Аргус, 1995. – 224 с.

10. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. д-ра пед. наук. – Москва, 1988. –362 с.

11. Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин, 1980. – 125 с.

12. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. – 90 с.

13. Шамшин Л.Б. Аудиовизуальная культура/ Л.Б.Шамшин // Культурология. XX век. Энциклопедия. Том 1. СПб.: Университетская книга, 1998. – 465 С. 46.

14. Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в контексте теории «диалога
культур». http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/dialog_k.htm.