Всё чаще можно услышать, что современное общество ожидает от школы развития индивидуальности и творческого мышления обучающихся, создания условий для социального успеха выпускникам, приобретения ими умений, необходимых для жизни и знаний, позволяющих адаптироваться в быстро меняющейся информационной и наукоёмкой социальной реальности.
Более того, именно в период получения образования в условиях средней школы закладывается фундамент развития личностных качеств, способствующих достижению успеха в рамках поставленных целей, что, соответственно, тесно взаимосвязано с осознанным выбором сферы самореализации в профессиональной деятельности и, в целом, готовности к позитивной и продуктивной адаптации к реальной самостоятельной жизни.
Система школьного образования в течение многих лет является одним из наиболее структурированных и стабильных компонентов социально-экономической сферы общества. Между тем, исследования показывают, что и эта система в настоящее время испытывает значительное негативное влияние таких общественных процессов, как:
- региональное и социальное расслоение граждан России,
- кризис семейных ценностей,
- активное распространение в подростковой среде различных видов аддикций: алкоголизм, игромания, употребление различных психоактивных веществ и др.,
- агрессия,
- ксенофобия, ведущая к доминированию в подростковых субкультурах идей экстремизма,
- отсутствие системного правосознания,
- искаженные представления об этнической и гражданской идентичности и значимости этих качеств для гармоничного разностороннего развития личности современного человека.
Почему школа не способна справляться с этим комплексом проблем? Во-первых, педагогические коллективы оказались в сложных условиях лавинообразно развивающейся информационной среды. Во-вторых, доминирование рейтинговой системы в школьном образовании выхолащивает из учебно-воспитательного процесса занятия, на которых создается возможности уделить особое внимание развитию социальной ответственности обучающихся, поддержке их социализации, которую мы понимаем, как «…процесс освоения социально-культурного опыта индивидом, готовящимся к самостоятельной жизни в современном ему обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности»[5]. Очевидно, что социализация включает и сложившуюся устойчивую систему знаний и умений, ценностей и установок, а также норм межличностного взаимодействия и правил поведения.
Кроме того, процесс социализации проявляется в единстве организованного и неорганизованного, случайного и централизованного начал, определяющих целеполагание в становлении личности. Как осуществляется целенаправленная социализация обучающихся? Прежде всего, в современных условиях этот процесс проходит в ходе получения образования.
Что данные теоретические позиции определяют для образования? Каке цели формируют? Это а) полное (по возможности) развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу и б) приобщение личности растущего человека к активному и социально ответственному участию в жизни общества – безусловно, в посильных проявлениях для каждого юного гражданина.
Следовательно, тесно взаимосвязанные процессы обучения, воспитания, социального развития, если они осуществляются в современной образовательной организации, должны иметь общие ориентиры и взаимно дополнять друг друга.
Вернемся еще раз к пункту о том, что современная школа не справляется с воспитательными задачами и вызовами общества, в котором стремительно происходят глобализация и информатизация. Очевидно, что происходящие изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют как корректировки содержания, а также различных методических и, конечно, технологических аспектов организации образовательного процесса, так и пересмотра опорных ценностных приоритетов, целевых установок и ряда педагогических механизмов, форматов, приемов, средств обучения и воспитания учащейся молодежи.
Анализ сложившейся социально-педагогической ситуации в районе расположения школы, в которой проходило исследование, определил следующие проблемы:
- территориальную удалённость от исторического культурного центра, учреждений дополнительного образования, культуры и т.п.;
- учреждения дополнительного образования выполняют функцию организаторов культурных мероприятий в социуме, но преимущественно в районном центре;
- значительное количество семей, въезжающих из ближнего зарубежья (инонациональные семьи);
- значительная часть кризисных семей, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации;
- дети с ОВЗ и инвалидностью, занятия с которыми требуют адаптированного и коррекционного подхода к обучению и воспитанию, соблюдения требования к организации возможности инклюзивного образования;
- наличие социального заказа семей на продвинутый уровень образования (дети с признаками одарённости).
В связи с этим, в структуре и содержании образовательного процесса школы проходят значительные изменения – это касается и приоритетов, и всей его организации.
Сегодня успешность социального развития выпускника школы непосредственным образом связывают с его готовностью к взрослой жизни, с понятием «зрелости» [7], а школу признают как эффективно работающую. В данном контексте понятия «выпускник» и «зрелость» тесно взаимосвязаны, можно выделит такие критерии, как:
- «интеллектуальная зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение познавательной проблемы, критическое мышление и т.д.);
- социальная зрелость (ответственность за происходящее, готовность к сотрудничеству, терпимое отношение к другим);
- личная зрелость (понимание себя, самостоятельность, самоуважение, стремление реализовать свои позитивные инициативы);
- эмоциональная зрелость (сочувствие, интуицию, сопереживание и т.д.» [7]
Важно подчеркнуть, что в реальности наиболее развиваемой в школе является интеллектуальная сфера ребёнка, так как она является наиболее контролируемой и оцениваемой по таким показателям, как качество обучения, количество баллов на итоговой государственной аттестации, поступление в образовательные организации высшего образования. Именно эти показатели, с точки зрения большинства учителей и родителей, являются залогом успешности в профессиональной деятельности и взрослой жизни.
Парадокс, но это факт – развитие качеств, значимых для социальной и личностной сфер, признают неотъемлемой частью социального становления школьника, но внимание к этим направлениям педагогики оказывается недостаточным.
Понимание того, что современному выпускнику прежде всего необходимы умения:
- планировать своё будущее,
- быть способным работать и принимать решения в ситуации неопределённости,
- нести за это ответственность,
- быть самостоятельным и инициативным,
стимулирует педагогический коллектив выстраивать культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы школа становилась динамично развивающейся системой, которая позволяет развивать свой потенциал всем субъектам образовательного процесса - и школьнику, и педагогу, создавать условия для построения отношений на принципах совместного познания внутреннего и окружающего мира, активного содержательного диалога с познаваемой реальностью (М.М. Бахтин).
Комплексное воздействие на обучающихся по всем направлениям развития и на всех возрастных этапах становления детей и подростков школа может обеспечить, если будет реализована функциональная модель школы как центра социокультурного развития детей и подростков.
Под функциональной моделью образования мы понимаем модель «…отражающая образование в системе его связей с социальной средой» [5].
Функциональная модель образования даёт школе возможность выстраивать культурно-образовательное пространство, используя потенциал дополнительного образования, внеурочной деятельности, современных педагогических технологий на уроках, сетевого взаимодействия и социального партнёрства.
В системе дополнительного образования приоритетными стали следующие комплексные мероприятия:
- привлечение педагогов дополнительного образования для работы с контингентом обучающихся всех социальных групп, которая проходит непосредственно в школе;
- создание условий для заинтересованной работы учителей в системе дополнительного образования;
- максимальное приближение к месту проживания и учёбы детей и подростков занятий в системе дополнительного образования (территория школы);
- использование адаптированных программ дополнительного образования, отвечающих уровню требований и возможностей всех групп обучающихся;
- обновление содержания образования по программам дополнительного образования художественно-эстетического направления, ориентированного на социальные проблемы, нравственные категории и т.д.
Например, в школе успешно работает театральная студия «Бенефис».
Театральная студия «Бенефис», по своей сути, социально образовательный проект педагогического коллектива школы, который решает задачи социальной адаптации детей и подростков средствами театрального искусства. Наши студийцы, несомненно, достигнут очень важных для современного выпускника личностных результатов образования: у них будет развито умение работать в команде, лидерские качества, эстетическое мировосприятие, творческие способности, гордость за свою семью и Родину, патриотизм, чувство гражданской ответственности. Многим занятия в театральной студии помогут определиться с будущей профессией и сферой деятельности.
Ансамбль «Росиночка» для родителей и ребят, для педагогов и гостей школы больше, чем ансамбль, в репертуаре которого песни о Родине, патриотические песни, народные песни. Ансамбль для всех – это пример любви к Родине, к национальной русской культуре, её традициям.
Выстроенная система дополнительного образования в школе:
- обеспечивает свободный выбор деятельности,
- определяет индивидуальное развитие обучающихся и их адаптацию к возникающим изменениям на основе вариативности содержания и форм организации социокультурную адаптацию,
- раскрывает возможности концентрации функциональной модели на развитии личности ребенка – т.к. ее ядром является именно ребёнок или подросток, его талант, способности, приоритет интересов, его личностные достижения.
Интегральность характеристики системы образования требует соответствующего подхода к организации внеурочной деятельности.
В этом случае ее целью становится формирование ценностных ориентаций в современном обществе. А решение этой задачи опирается на использование комплекса ситуативных в развивающих занятий. Снизить воздействие факторов неблагополучной социальной среды, приобрести основные социальные навыки помогает внеурочная деятельность.
Хотя в социальном развитии школьников дополнительное образование и внеурочная деятельность играют без преувеличения огромную роль, но важнейшим силами в культурно-образовательном пространстве школы все же являются уроки и учебные занятия. Важно, чтобы современный учитель понимал и принимал эти позиции и опирался не сбалансированные подходы к ответам на вызовы общественного развития.
Принимая во внимание, что образовательный процесс – это комплексный процесс, который объединяет учебный и воспитательный процесс, процесс трансляции и генерации новых знаний, имеет творческую составляющую, учитель в своей деятельности должен ориентироваться на современные педагогические технологии, использовать информационные ресурсы. В современном образовательном процессе учитель должен обращаться не только к педагогическим наукам, но и реализовывать свою деятельность используя фундаментальные знания науки.
Учитель выстраивает свою деятельность так, чтобы его уроки отражали соответствие реальных достигаемых образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям.
В современном обучении широкое распространение получили такие инновационные технологии, как
- технологии анализа ситуации,
- технология мозгового штурма,
- игровые, интерактивные технологии,
- эвристические техники интенсивного и продуктивного генерирования идей,
- технологии получения объективной обратной связи на уроке,
- технологии формирования индивидуальной образовательной перспективы развития и маршрутизации обучающихся.
Работа педагогического коллектива в инновационном режиме развития культурно-образовательного пространства школы и построения функциональной модели образования дала первые результаты по выстраиванию иерархии ценностных ориентаций школьников (см. таблицу №1).
Таблица №1
«Иерархия ценностных ориентаций школьников (возраст 12-14 лет)»
Ценности |
2018/2019 |
2020/2021 |
||
Родители |
% |
Ранг |
% |
Ранг |
79.1 |
1 |
86.5 |
1 |
|
Друзья |
59.7 |
3 |
52.9 |
4 |
Образование |
71.1 |
2 |
77.9 |
2 |
Здоровье |
50 |
4 |
62 |
3 |
Профессия |
30.2 |
6 |
33.7 |
5 |
Карьера |
34.5 |
5 |
29.8 |
6 |
Творчество |
13.2 |
12 |
18.3 |
6 |
Образование |
19 |
10 |
17.3 |
10 |
Любовь |
28.3 |
7 |
33.7 |
5 |
Самостоятельность |
24.8 |
8 |
24 |
7 |
Среди десяти наиболее значимых ценностей школьники выделяют такие ценности, как родители, образование, друзья, здоровье, карьера, профессия, любовь, самостоятельность, общение, творчество.
В целом, обобщая результаты исследования, можно еще раз подчеркнуть, что, говоря о влиянии культурно-образовательного пространства школы на общее социальное развитие обучающихся, необходимо соотносить эти процессы не только с непрерывностью и преемственностью образования, но и с социальными и экономическими составляющими общественной жизни, а также историко-культурными условиями среды.
ЛИТЕРАТУРА
- Национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 г., утверждённый Указом Президента РФ от 7 мая 2018г. №204.
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г., утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р.
- Асмолов, А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А.Г. Асмолов; Министерство Образования и науки Российской Федерации, Федеральный институт развития образования, 2012.
- Онушкин, В.Г., Огарёв, Е.М. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.М. Огарев. – С-Пб., Воронеж, 1995.
- Шульгина, И.Б. Формирование гражданской идентичности личности школьников: уроки времени и взгляд в будущее / И.Б. Шульгина // Внешкольник, 5(197), 2020.
- Эффективная школа / Под ред. Вершколовского С.Г. – С.-Пб., 1995.