ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ НА ОБЩЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Шульгина Ирина Борисовна (1), Таранов Миххаил (2)

(1) кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, методист МОБУ «Средняя образовательная школа «Янинский центр образования»,  Ленинградская область

(2) заместитель директора, учитель истории и обществознания МОБУ «Средняя образовательная школа «Янинский центр образования», Ленинградская область

 

Аннотация: 
В данной статье раскрывается феномен социального развития обучающихся в условиях культурно-образовательного пространства школы, рассматривается в контексте функциональной модели образования, обеспечивающей формирование ценностных ориентаций школьников. Авторы опираются на представления о том, что современная школа не справляется с воспитательными задачами и вызовами общества, в котором стремительно происходят глобализация и информатизация. Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной сферах современного общества требуют как корректировки содержания, так и пересмотра опорных ценностных приоритетов, целевых установок образовательного процесса.

Всё чаще можно услышать, что современное общество ожидает от школы развития индивидуальности и творческого мышления обучающихся, создания условий для социального успеха выпускникам, приобретения ими умений, необходимых для жизни и знаний, позволяющих адаптироваться в быстро меняющейся информационной и наукоёмкой социальной реальности.

Более того, именно в период получения образования в условиях средней школы закладывается фундамент развития личностных качеств, способствующих достижению успеха в рамках поставленных целей, что, соответственно, тесно взаимосвязано с осознанным выбором сферы самореализации в  профессиональной деятельности и, в целом, готовности к позитивной и продуктивной адаптации к реальной самостоятельной жизни.

Система школьного образования в течение многих лет является одним из наиболее структурированных и стабильных компонентов социально-экономической сферы общества. Между тем, исследования показывают, что и эта система в настоящее время испытывает значительное негативное влияние таких общественных процессов, как:

  • региональное и социальное расслоение граждан России,
  • кризис семейных ценностей,
  • активное распространение в подростковой среде различных видов аддикций: алкоголизм, игромания, употребление различных психоактивных веществ и др.,
  • агрессия,
  • ксенофобия, ведущая к доминированию в подростковых субкультурах идей экстремизма,
  • отсутствие системного правосознания,
  • искаженные представления об этнической и гражданской идентичности и значимости этих качеств для гармоничного разностороннего развития личности современного человека.

Почему школа не способна справляться с этим комплексом проблем? Во-первых, педагогические коллективы оказались в сложных условиях лавинообразно развивающейся информационной среды. Во-вторых, доминирование рейтинговой системы в школьном образовании выхолащивает из учебно-воспитательного процесса занятия, на которых создается возможности уделить особое внимание развитию социальной ответственности обучающихся, поддержке их социализации, которую мы понимаем, как «…процесс освоения социально-культурного опыта индивидом, готовящимся к самостоятельной жизни в современном ему обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности»[5]. Очевидно, что социализация включает и сложившуюся устойчивую систему знаний и умений, ценностей и установок, а также норм межличностного взаимодействия и правил поведения.

Кроме того, процесс социализации проявляется в единстве организованного и неорганизованного, случайного и централизованного начал, определяющих целеполагание в становлении личности. Как осуществляется целенаправленная социализация обучающихся? Прежде всего, в современных условиях этот процесс проходит в ходе получения образования.

Что данные теоретические позиции определяют для образования? Каке цели формируют? Это а) полное (по возможности) развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу и б) приобщение личности растущего человека  к активному и социально ответственному участию в жизни общества – безусловно, в посильных проявлениях для каждого юного гражданина.

Следовательно, тесно взаимосвязанные процессы обучения, воспитания, социального развития, если они осуществляются в современной образовательной организации, должны иметь общие ориентиры и взаимно дополнять друг друга.

Вернемся еще раз к пункту о том, что современная школа не справляется с воспитательными задачами и вызовами общества, в котором стремительно происходят глобализация и информатизация. Очевидно, что происходящие изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют как корректировки содержания, а также различных методических и, конечно, технологических аспектов организации образовательного процесса, так и пересмотра опорных ценностных приоритетов, целевых установок и ряда педагогических механизмов, форматов, приемов, средств обучения и воспитания учащейся молодежи.

Анализ сложившейся социально-педагогической ситуации в районе расположения школы, в которой проходило исследование, определил следующие проблемы:

- территориальную удалённость от исторического культурного центра, учреждений дополнительного образования, культуры и т.п.;

- учреждения дополнительного образования выполняют функцию организаторов культурных мероприятий в социуме, но преимущественно в районном центре;

- значительное количество семей, въезжающих из ближнего зарубежья (инонациональные семьи);

- значительная часть кризисных семей, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации;

- дети с ОВЗ и инвалидностью, занятия с которыми требуют адаптированного и коррекционного подхода к обучению и воспитанию, соблюдения требования к организации возможности инклюзивного образования;

- наличие социального заказа семей на продвинутый уровень образования (дети с признаками одарённости).

В связи с этим, в структуре и содержании образовательного процесса школы проходят значительные изменения – это касается и приоритетов, и всей его организации.

Сегодня успешность социального развития выпускника школы непосредственным образом связывают с его готовностью к взрослой жизни, с понятием «зрелости» [7], а школу признают как эффективно работающую. В данном контексте понятия «выпускник» и «зрелость» тесно взаимосвязаны, можно выделит такие критерии, как:

- «интеллектуальная зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение познавательной проблемы, критическое мышление и т.д.);

- социальная зрелость (ответственность за происходящее, готовность к сотрудничеству, терпимое отношение к другим);

- личная зрелость (понимание себя, самостоятельность, самоуважение, стремление реализовать свои позитивные инициативы);

-  эмоциональная зрелость (сочувствие, интуицию, сопереживание и т.д.» [7]

Важно подчеркнуть, что в реальности наиболее развиваемой в школе является интеллектуальная сфера ребёнка, так как она является наиболее контролируемой и оцениваемой по таким показателям, как качество обучения, количество баллов на итоговой государственной аттестации, поступление в образовательные организации высшего образования. Именно эти показатели, с точки зрения большинства учителей и родителей, являются залогом успешности в профессиональной деятельности и взрослой жизни.

Парадокс, но это факт – развитие качеств, значимых для социальной и личностной сфер, признают неотъемлемой частью социального становления школьника, но внимание к этим направлениям педагогики оказывается недостаточным.

Понимание того, что современному выпускнику прежде всего необходимы умения:

  • планировать своё будущее,
  • быть способным работать и принимать решения в ситуации неопределённости,
  • нести за это ответственность,
  • быть самостоятельным и инициативным,

стимулирует педагогический коллектив выстраивать культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы школа становилась динамично развивающейся системой, которая позволяет развивать свой потенциал всем субъектам образовательного процесса - и школьнику, и педагогу, создавать условия для построения отношений на принципах совместного познания внутреннего и окружающего мира, активного содержательного диалога с познаваемой реальностью (М.М. Бахтин).

Комплексное воздействие на обучающихся по всем направлениям развития и на всех возрастных этапах становления детей и подростков школа может обеспечить, если будет реализована функциональная модель школы как центра социокультурного развития детей и подростков.

Под функциональной моделью образования мы понимаем модель «…отражающая образование в системе его связей с социальной средой» [5].

Функциональная модель образования даёт школе возможность выстраивать культурно-образовательное пространство, используя потенциал дополнительного образования, внеурочной деятельности, современных педагогических технологий на уроках, сетевого взаимодействия и социального партнёрства.

В системе дополнительного образования приоритетными стали следующие комплексные мероприятия:

- привлечение педагогов дополнительного образования для работы с контингентом обучающихся всех социальных групп, которая проходит непосредственно в школе;

- создание условий для заинтересованной работы учителей в системе дополнительного образования;

- максимальное приближение к месту проживания и учёбы детей и подростков занятий в системе дополнительного образования (территория школы);

- использование адаптированных программ дополнительного образования, отвечающих уровню требований и возможностей всех групп обучающихся;

- обновление содержания образования по программам дополнительного образования художественно-эстетического направления, ориентированного на социальные проблемы, нравственные категории и т.д.

Например, в школе успешно работает театральная студия «Бенефис».

Театральная студия «Бенефис», по своей сути, социально образовательный проект педагогического коллектива школы, который решает задачи социальной адаптации детей и подростков средствами театрального искусства. Наши студийцы, несомненно, достигнут очень важных для современного выпускника личностных результатов образования: у них будет развито умение работать в команде, лидерские качества, эстетическое мировосприятие, творческие способности, гордость за свою семью и Родину, патриотизм, чувство гражданской ответственности. Многим занятия в театральной студии помогут определиться с будущей профессией и сферой деятельности.

Ансамбль «Росиночка» для родителей и ребят, для педагогов и гостей школы больше, чем ансамбль, в репертуаре которого песни о Родине, патриотические песни, народные песни. Ансамбль для всех – это пример любви к Родине, к национальной русской культуре, её традициям.

Выстроенная система дополнительного образования в школе:

  • обеспечивает свободный выбор деятельности,
  • определяет индивидуальное развитие обучающихся и их адаптацию к возникающим изменениям на основе вариативности содержания и форм организации социокультурную адаптацию,
  • раскрывает возможности концентрации функциональной модели  на развитии личности ребенка – т.к. ее ядром является именно ребёнок или подросток, его талант, способности, приоритет интересов, его личностные достижения.

Интегральность характеристики системы образования требует соответствующего подхода к организации внеурочной деятельности.

В этом случае ее целью становится формирование ценностных ориентаций в современном обществе. А решение этой задачи опирается на использование комплекса ситуативных в развивающих занятий. Снизить воздействие факторов неблагополучной социальной среды, приобрести основные социальные навыки помогает внеурочная деятельность.

Хотя в социальном развитии школьников дополнительное образование и внеурочная деятельность играют без преувеличения огромную роль, но важнейшим силами в культурно-образовательном пространстве школы все же являются уроки и учебные занятия. Важно, чтобы современный учитель понимал и принимал эти позиции и опирался не сбалансированные подходы к ответам на вызовы общественного развития.

Принимая во внимание, что образовательный процесс – это комплексный процесс, который объединяет учебный и воспитательный процесс, процесс трансляции и генерации новых знаний, имеет творческую составляющую, учитель в своей деятельности должен ориентироваться на современные педагогические технологии, использовать информационные ресурсы. В современном образовательном процессе учитель должен обращаться не только к педагогическим наукам, но и реализовывать свою деятельность используя фундаментальные знания науки.

Учитель выстраивает свою деятельность так, чтобы его уроки отражали соответствие реальных достигаемых образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям.

В современном обучении широкое распространение получили такие инновационные технологии, как

  • технологии анализа ситуации,
  • технология мозгового штурма,
  • игровые, интерактивные технологии,
  • эвристические техники интенсивного и продуктивного генерирования идей,
  • технологии получения объективной обратной связи на уроке,
  • технологии формирования индивидуальной образовательной перспективы развития и маршрутизации обучающихся.

Работа педагогического коллектива в инновационном режиме развития культурно-образовательного пространства школы и построения функциональной модели образования дала первые результаты по выстраиванию иерархии ценностных ориентаций школьников (см. таблицу №1).

Таблица №1

«Иерархия ценностных ориентаций школьников (возраст 12-14 лет)»

Ценности

2018/2019

2020/2021

Родители

%

Ранг

%

Ранг

79.1

1

86.5

1

Друзья

59.7

3

52.9

4

Образование

71.1

2

77.9

2

Здоровье

50

4

62

3

Профессия

30.2

6

33.7

5

Карьера

34.5

5

29.8

6

Творчество

13.2

12

18.3

6

Образование

19

10

17.3

10

Любовь

28.3

7

33.7

5

Самостоятельность

24.8

8

24

7

 

Среди десяти наиболее значимых ценностей школьники выделяют такие ценности, как родители, образование, друзья, здоровье, карьера, профессия, любовь, самостоятельность, общение, творчество.

В целом, обобщая результаты исследования, можно еще раз подчеркнуть, что, говоря о влиянии культурно-образовательного пространства школы на общее социальное развитие обучающихся, необходимо соотносить эти процессы не только с непрерывностью и преемственностью образования, но и с социальными и экономическими составляющими общественной жизни, а также историко-культурными условиями среды.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 г., утверждённый Указом Президента РФ от 7 мая 2018г. №204.
  2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г., утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.  № 996-р.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р.
  4. Асмолов, А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А.Г. Асмолов; Министерство Образования и науки Российской Федерации, Федеральный институт развития образования, 2012.
  5. Онушкин, В.Г., Огарёв, Е.М. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.М. Огарев. – С-Пб., Воронеж, 1995.
  6. Шульгина, И.Б. Формирование гражданской идентичности личности школьников: уроки времени и взгляд в будущее / И.Б. Шульгина // Внешкольник, 5(197), 2020.
  7. Эффективная школа / Под ред. Вершколовского С.Г. – С.-Пб., 1995.