На современном этапе развития системы образования в нашей стране выдвигается задача ее модернизации с целью достижения высокого качества подготовки к жизни подрастающих поколений. Идеи развития образования активно реализуются и в направлении художественного творчества в детских садах и школах. В ходе решения этой задачи большое внимание уделяется возможностям продуктивных видов деятельности.
По наблюдениям педагогов и психологов, художественное творчество обладает большими возможностями для общей подготовленности детей к школе. Важно заметить, что не только включение всех продуктивных видов деятельности в содержание образования повышает его качество, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству способствует эффективному овладению детьми определенных знаний, умений и навыков.
Отталкиваясь от современных определений о преемственности, представленных в разных источниках, можно представить ее в виде спирали, осуществляющей связь нового и старого, повторяющейся и обновляющейся одновременно. Мы ее рассматриваем в виде некой лестницы, которая сохраняет старое и продвигает к развитию в начальном звене то прогрессивное и рациональное, что было достигнуто на дошкольных ступенях.
Вопросами преемственности в образовательной области «Художественное творчество», природой детских продуктивных видов деятельности, а также условиями, обеспечивающими их развитие и совершенствование, занимались исследователи Е.Л.Зеленина [1], Е.И.Игнатьев [2], Т.Г.Казакова [3], Т.С.Комарова [4], В.С.Кузин [5],
О.Р.Лагутина [6], Р.И. Афанасьева [7], Л.Н.Любарская [8], Б.М.Неменский [9], Н.П.Сакулина [10], Я.Я.Чарнецкий [11], Т.Я.Шпикалова[12] и другие ученые.
Следует отметить, что с принятием федеральных образовательных стандартов (ФГОС) роль художественного образования существенно возрастает. Интеграция общего и дополнительного образования детей становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию художественной культуры человека.
Для того чтобы это стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и художественного творчества, интерес к которому возникает в раннем возрасте, проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.
Деятельностный характер является отличительной особенностью новых образовательных стандартов, где главной целью выступает развитие личности, а неотъемлемой частью его ядра являются универсальные учебные действия [13].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, некую способность субъекта к позитивным изменениям путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, другими словами – это деятельность, суть которой заключается в развитии и самосовершенствовании собственных способностей, обеспечивающих самостоятельность и сознательность, необходимые для освоения культурных ценностей общества.
Универсальный характер учебных действий на занятиях художественным творчеством выявляется в следующих факторах:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного и личностного роста;
- снабжают целостностью познавательное развитие;
- формируют саморазвитие личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения дошкольниками предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. УУД лежат в основе организации и регуляции художественного творчества дошкольника и обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося первого класса.
Достижение умения учиться на занятиях художественным творчеством предполагает полноценное освоение старшими дошкольниками и дальнейшее совершенствование первоклассниками таких компонентов учебной деятельности, как:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель занятия;
3) учебную задачу занятия;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка), выполняет такие функции:
- общественно-преобразующая,
- познавательно-эвристическая,
- информационная
- коммуникативная,
- воспитательная,
- эстетическая,
- гедонистическая (искусство как наслаждение), а также обеспечивает реализацию задач разносторонней подготовки детей к школе.
Необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью «оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей» находит отражение в отдельной программе предшкольного и начального общего образования, разработанной на основе модели Программы развития универсальных учебных действий (УУД) под руководством А.Г. Асмолова [14].
Разработчики программы ссылаются на то, что УУД открывают дошкольникам возможность широкой ориентации не только в общей учебной деятельности, но и в различных предметных областях, включая художественное творчество. В любой продуктивной деятельности при условии оптимальной реализации ФГОС у детей закладывается интерес к художественному творчеству, на основе которого впоследствии будут формироваться конкретные предметные знания, умения и навыки.
Идея развития УУД на занятиях художественным творчеством в период перехода от дошкольного звена к школьному, может содействовать решению целого ряда насущных проблем современного образования. Например:
- дети, чье воображение успешно развивается в дошкольном звене, обладают сформированным навыками письма, в то время, как дети с низким уровнем развития воображения в первом классе испытывают трудности на стадии первоначального формирования умений каллиграфии;
- дошкольники с развитым воображением легче включаются в учебную ситуацию и осуществляют содержательное сотрудничество с взрослым, тогда как низкий уровень развития воображения, даже при наличии у ребенка определенных «учебных» навыков, затрудняет включение его в учебную ситуацию и построение конструктивного общения с педагогом;
- дети, у которых подготовка к чтению осуществляется еще до того, как они начинают систематически работать с соответствующим предметным материалом: обмен специальными (несложными) рисунками, поделками, а затем пиктограммами и шифрограммами, уже к первому классу обладают неплохими показателями. «Чем раньше включается рассуждение в процесс анализа изображаемого предмета, чем систематичное этот анализ, – пишет русский ученый Е.И. Игнатьев, – тем скорее и лучше достигается правильное изображение. Умение ребенка обозначать словом признаки предметов содействует правильности и точности изображения им каждой линии, каждого штриха» [15].
- дошкольники, применяющие некоторые рациональные способы обследования внешних свойств предметов на основе усвоенной системы общественно выработанных эталонов, уже в первом классе могут дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы;
- дети, усвоившие средства и способы создания различных образов, успешнее овладевают способами решения учебных задач. Способы создания образа предмета и явления специфичны для каждого вида художественной деятельности, но без овладения ими ребенок оказывается бессильным в передаче впечатлений от окружающего его мира, возникших у него на этой основе замыслов. Это вызывает у ребенка отрицательные эмоции, а затем он теряет интерес к художественной деятельности и отказывается ею заниматься;
- дети, умеющие при создании образов предмета или явления контролировать свои действия и их результаты (с последующей оценкой), имеют сформированные действия контроля;
- дошкольники, имеющие возможность создавать рисунки, передающие настроение, свое внутреннее состояние и отношение, а также осмысливать продукты деятельности и осуществлять перекрестную оценку, развивают в себе коммуникативные качества (умения строить диалоги и поддерживать дискуссии).
- дети, занимающиеся эстетическим развитием в дошкольный период, существенно повышают уровень познавательного развития к моменту перехода в начальное звено школы, т. к. оба находятся в тесной гармонии, о чем утверждают в своих трудах современные ученые (И.А. Лыкова, Ф.Н Вахабова, Н.Г Ачилова). «…При этом продуктивная деятельность выступает способом осмысления и освоения познавательной информации» [16].
Таким образом, овладение универсальными способами учебной деятельности на этапе дошкольного образования обеспечивает успешность в познавательной деятельности при переходе в начальное звено, а также способствует достижению предметных образовательных результатов. Чтобы научить детей универсальным учебным действиям, принципиально важно уметь строить структуру учебной деятельности – тот путь, по которому должен направляться каждый ребенок для приобретения необходимого опыта, – «…внедрение в практику интегрированных и интерактивных развивающих форм работы с детьми, позволяющие развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, коммуникативные формы общения» [17].
Адаптация дошкольников к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым общественным ролям зависит от сформированности универсальных учебных действий, от успешности овладения ими, от комфортности пребывания в новой среде, от здоровья и отношение к школе и учению.
Усвоение универсальных учебных действий на данном этапе потребуют от ребенка «умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов» [18].
Среди основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, важно выделять действия, которые успешнее всего формируются на занятиях художественным творчеством: личностные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию детей; регулятивные действия, помогающие организовать их непосредственно образовательную деятельность; коммуникативные действия, создающие условия для социальной компетентности; а также познавательные универсальные действия, базирующиеся на сформированности логических операций – умении анализировать изображаемый объект, составлять целое из частей.
Острота проблемы преемственности на стыке дошкольного и младшего школьного возраста становится нагляднее, так как именно в этот жизненный период происходит радикальная смена социальных приоритетов детского развития - от коммуникативно-игровой к учебной. При этом сохраняется фундаментальная цель развития (общая для обоих возрастов) – формирование у ребенка предельно универсальных, базовых человеческих способностей.
Что же способствует и препятствует обеспечению преемственности ступеней дошкольного и начального образования на занятиях художественным творчеством?
способствует | препятствует |
- гибкая сочетаемость вариативной дошкольной программы с различными типами развивающих школьных программ; - ориентация на непрерывное образование – формирование умения учиться (начальное общее образование) и его фундаментальных предпосылок (дошкольное образование; - естественная и органичная направленность на развитие творческих способностей дошкольников в художественном творчестве, через которую будет закладываться психолого-педагогический базис школьной готовности; - использование и развитие потенциала творческого воображения, сложившегося в дошкольные годы, для формирования теоретического мышления младших школьников в рамках учебной деятельности; - разносторонний учет психологических особенностей перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст, в частности – кризиса 6-7 лет; - единство предметно-тематического принципа обеспечения дошкольного и начального образования в общей логике построения развивающих программ (и технологий); - сохранение и развитие здоровья детей (и культивирование здорового образа жизни у взрослых – педагогов и родителей); - знакомство с художественно – эстетическими ценностями должно проходить параллельно с овладением каких-либо практических навыков; - присутствие последовательного усложнения знаний и умений (от преддошкольников к младшим школьникам); - сбалансированное совмещение репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности. графических аксиом; |
- отсутствие дифференцированного подхода к построению преемственности применительно к разным системам дошкольного и начального образования в условиях вариативности образования; - игнорирование общих стратегических приоритетов непрерывного образования; - ориентация на одностороннюю адаптацию дошкольного учреждения к целям и требованиям начальной школы (вытеснении из ДОУ художественного творчества); - недоучет психологических изменений детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту; - сведение проблемы преемственности к проблеме подготовки к школе; - направленность начальной школы на использование ресурсов уже сложившегося в дошкольном возрасте повседневного чувственного опыта, который лишь по-новому систематизируется в обучении в ущерб развитию понятийного мышления; - несистематизированное обучение закономерностям изображения, исторических фактов, способам построения композиции, освоение живописных и графических аксиом; - превышение норм предельно допустимых учебных нагрузок. |
Подытожив вышесказанное, можно сделать следующие выводы: универсальные учебные действия, используемые в образовательной области «Художественное творчество», оказывают веское влияние на успешность преемственности между детским садом и школой, являясь инструментом познавательного, трудового, нравственного, этического, а также эстетического развития детей, являясь одним из приоритетов современного образования, предопределяющим успешность всего последующего обучения.
Преемственность художественного творчества между дошкольным учреждением и начальной школой необходимо рассматривать как одно из условий непрерывного образования ребенка. Взаимодействие – основополагающее понятие в решении проблем преемственности – должно осуществляться на различных этапах жизни ребенка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями.
Применение УУД на всех этапах художественно-творческого образования позволяет сохранить самоценность ребенка и сформировать его фундаментальные личностные качества, служащие основой для успешного обучения в школе. Школа, как преемник дошкольной ступени образования, возводит свою работу на достижениях ребенка-дошкольника, строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Использование универсальных учебных действий на занятиях художественно-эстетического цикла – существенный фактор повышения эффективности освоения дошкольниками и младшими школьниками предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. УУД лежат в основе организации и регуляции изобразительной деятельности дошкольника и обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося начальной школы.
Решить проблему адаптации дошкольников к условиям школьной жизни возможно лишь в случае реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Поэтому мы должны с помощью художественного творчества влиять на формирование универсальных учебных действий, но не просто учить малышей лепить, рисовать и вырезать, а осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать причинно-следственные связи и аналогии, мыслить образно и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.
Литература
1. Зеленина Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения как средство активизации обучения изобразительному искусству в четырехлетней начальной школе: Дис… канд. пед. наук. М., 1993. 168 с.
2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.
3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. 111 с.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1991. 175 с.
5. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001 «Преподавание в нач. классах общеобраз. шк. М.: Просвещение, 1984. 319 с.,
6. Лагутина О.Р. Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1992. 189 с.
7. Афанасьева Р.И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной группы детского сада и учащихся 1 класса общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. 272 с.
8. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. 168 с.
9. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. М.: Советская Россия, 1989. 17 с.
10. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. 214 с.
11. Чарнецкий Я.Я. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников как фактор формирования художественных интересов учащихся 1 класса: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1978.216 с.
12. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М.: Просвещение, 1981. 191 с.
13. ФГОС. Стандарты второго поколения. Как проектировать УУД в начальной школе. М., Просвещение, 2009
14. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.
15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - Москва, 1961. 33–34 с.
16. Лыкова И.А., Вахабова Ф.Н., Ачилова Н.Г. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. 2011. № 2.
17. Савенкова Л.Г. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. 2010. № 4. С. 7
18. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Популярная психология для родителей: Психологическая готовность к школе. Москва, 1998. 155 с.