Статья опубликована в рамках проекта «Особо значимое мероприятие:
Всероссийский конкурс рисунков среди обучающихся общеобразовательных организаций
«Мой прадед - победитель», приуроченного к году Памяти и Славы в 2020 году
(75-летия Победы в Великой Отечественной войне)
Следует начать с батальной тематики, наиболее представленной в советской живописи в картинах художников. Это имена А. Пластова, П. Мальцева, Н. Присекина, М. Авилова, Ф. Усыпенко, М. Самсонова, которые достаточно хорошо известны. М. Греков своим обращением к волнующим темам гражданской войны является подлинным пионером и новатором среди художников баталистов. Его работы были представлены юным художникам в студиях и в школах на уроках изобразительного искусства. Автор картин «Трубачи Первой Конной», «Оборона Царицына», «У штаба», «Тачанка. Выезд на позиции» М. Греков покоряет простотой и правдивостью изображения. В свое время в мастерской художника была организована студия для молодых художников - баталистов. В двадцатые годы прошлого столетия художественные студии появились во многих городах нашей страны. Мальчишки рисовали подвиги Гражданской Войны. Например, юный автор из Новочеркасска, А. Савченко, назвал свою работу «Разгром линии Маннергейма» (Рис. 1).
Рис.1 А. Савченко «Разгром линии Маннергейма»
»Дети были знакомы с батальной тематикой времён гражданской войны из уроков истории. Так, в работах юных художников, опубликованных в 1941 году в журнале «Искусство» рассказывается о доблестях Красной Армии и суровых буднях пограничников.
После Великой Отечественной эти повзрослевшие дети, уже юноши-«грековцы» будут рисовать то, что видели и пережили сами во время Второй мировой. Так появится новая плеяда художников – баталистов, реальных участников военных действий.
После Победы они были воодушевлены естественным желанием миллионов наших людей увидеть увековеченными, воплощёнными в живописных образах памятные всему народу события Великой Отечественной войны. Зритель послевоенного времени тоже был участником военных событий, пристально разглядывающий каждую деталь картины, достоверно трактующую тему войны. В картинах рисунках он искал себя, вспоминал впечатления и чувства, пережитые им. Ответить на эти искания зрителя художнику было непросто. Автор выставлял свою батальную композицию и отдавал её на суд лучших знатоков, ведь многие зрители были вчерашними воинами, защитниками и героями тыла. К изображению сюжетов войны обращались и дети того времени, они тоже были свидетелями реальных военных действий.
Советскими художниками за годы войны был накоплен богатейший материал. Если гражданскую войну по непосредственным впечатлениям картины создавали не многие авторы, то в послевоенные дни Великой Отечественной сотни художников прикоснулись к событиям военных лет.
Борьбу с фашизмом вёл весь советский народ, показавший в ней невиданную силу сплочения, принимал в этом участие и художник, как воин, или как труженик тыла. Немного найдётся художников, которые в той или иной форме, не откликнулись бы в то время на великие события минувшего, и не приняли бы участия в выставках, посвящённых десятилетию празднования Великой Победы. Тема войны стала близкой художнику уже в силу того, что война вошла в жизнь каждого взрослого человека и ребёнка в нашей стране [2, c. 45].
Во время Всероссийского конкурса «Мой прадед-победитель» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне к иллюстрированию героических подвигов советского человека на уроках рисования и в свободное от учёбы время ученики приступали после просмотра фронтовых фотографий, общения с фронтовиками, знакомства с хрониками и рассказами о подвигах. Повсеместно проходили выставки художников, работающих в батальном жанре.
Пробуждение интереса к батальной тематике явственно ощущается и сегодня. Это продемонстрировал Всероссийский конкурс «Мой прадед-победитель» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В наше время эта тема не стала менее актуальна. Конечно, современным детям было гораздо сложнее, так как почти не осталось живых свидетелей и для многих детей война и победа – это портрет деда и прадеда, почти точный графический повтор фотографий военных лет. Много было прислано многофигурных композиций, рассказывающих о войне, которые были названы строчками их военных песен, фразами из кинофильмов. А это значит, они смотрят и слушают, и это помогает им прочувствовать.
Рис.2. Пономарёв Павел, 10 лет. «Прадедушка»
Представлю несколько рисунков детей.
Оборона Москвы и Ленинграда, героическая Сталинградская эпопея и многие события военных лет были не только воочию увидены юными художниками, но и непосредственно, на месте, пережиты многими из них.
Ряд сильных, волнующих образов, овеянных духом советского патриотизма, создан в эти годы в изобразительном искусстве профессиональными художниками. «Ленинград в дни блокады» А. Пахомова, «Не забудем, не простим» Д. Шмаринова, «Фашист пролетел» А. Пластова, «Слава павшим героям» Ф. Богородского – лучшие работы на тему войны, посвящённые величественной эпопее всенародного сопротивления врагу и жертвам, принесённым нашим народом в героической борьбе с фашистами [6,c. 4]. Эти работы конца сороковых наполнены особым драматизмом, картины батальной тематики участвовали во всех выставках послевоенного времени. Почти все мальчишки того времени рисуют военные события
Рис.3. Жук А. «Взятие дота»
В журнале «Юный художник» была опубликована работа А. Жука «Взятие дота» (Рис.3). У этого художника большой дар композиционной выдумки. Он легко и уверенно создаёт разнообразные группировки фигур в неожиданных и в тоже время в естественных ракурсах. Композиция получилась очень динамичной, зритель наблюдает за ходом боя с высокой точки [8, c. 18]. Его задумка и изображение подкреплены внимательным наблюдением за движущимися фигурами и рисованием людей с натуры. Выбранная им техника работы тушью, в дополнении карандашом, удачно сочетается с цветом бумаги. Другой участник А. Харшак выразительно и правдиво передаёт образ осаждённого Ленинграда, изображая в рисунке пустынные улицы и силуэты «ежей» на снегу. Достоверность найденных образов художник стремится усилить контрастами света и тени и обобщённостью очертаний второго плана, умело он вводит в композицию фигуры людей. Для юного художника чувствуется уверенность и определённое мастерство в рисунке.
Современные дети не всматриваются в детали и смелее работают с цветом [3, с. 149]. Так, работа Пономарёва Павла (Рис. 2), отличается от рисунков детей, сделанных сразу после войны. Юный автор Айсина Камила, 11 лет из города Сурск Пензенской области, в своей работе «Битва на Курской Дуге» (Рис. 4) с помощью цвета решает сложные задачи движения в многофигурной композиции.
Рис.4. Айсина Камила, «Битва на Курской Дуге»
Рис.5. Нисский Г. «На Ленинградском шоссе»
Сравним две работы. Мастер по передаче больших пространств, профессиональный художник Г. Нисский в своей работе «На Ленинградском шоссе» (Рис. 5) передвижение военной техники передаёт за счёт низкого расположения линии горизонта и бесконечности колонны. Как большой мастер работает и участник конкурса Шарова Елизавета из города Тобольск Тюменской областив работе «Мой прадед», (Рис. 6) автор показывает движение самолёта за счёт полёта пуль и тоже очень убедительно.
Рис.6. Шарова Е. «Мой прадед»
Успех и искренность детских работ и конца сороковых, пятидесятых и современных участников выставки к 75-летию Победы, прежде всего, в глубине содержания, во внутреннем богатстве созданных образов. Современные дети меньше изображают страдания советского человека, они заставляют эту тему звучать героически и возбуждают в зрителе чувство гордости и бесконечного преклонения перед силой духа и стойкостью непобедимых дедов и прадедов. Так попробуем сравнить следующее. В произведениях профессиональных художников, например, в работе Н. Жукова «Лиха беда начало» изображается пережитое и передуманное художником в годы войны (Рис. 6). В работах юных художников конца сороковых и пятидесятых проиллюстрированы рассказы современников. В работах современных детей изображены родные люди и добрые чувства к героям их семей [4, c. 4]. Попова Мария, 10 лет из города Ярославль изобразила прадеда в работе «Гармонист» (Рис. 7).
Рис.6.Жуков Н. «Лиха беда начало» Рис.7. Попова М. «Гармонист»
Но как много в этих работах общего. Тяжкие испытания войны, перенесённые миллионами людей, одетыми в шинели, их непоколебимая воля к победе создают для художников богатство в выборе сюжетов [3, c. 5]. Многообразие характеров и эмоций по-детски просто, наивно и не менее убедительно передают шестилетние дети: Юхко Алёна из Сахалинской области, села Чехов (Рис. 9) и Ермошкина Мария из города Мурманск (Рис. 8).
Рис 8.Ермошкина М. «Мне рассказывала мама…» Рис.9. Юхко А. «Мой дедушка-герой»
В течение долгих четырёх лет огромное число наших людей, лучшая часть советского народа жила особой жизнью фронта. Миллионы советских воинов, прошедших суровую и богатую школу жизни на войне, проявили свои героические высокие качества, моральное превосходство над врагом. Глубже, чем когда-либо, осознали они себя сынами своего великого народа. Вдвойне дорога им стала своя земля и своя родина, исхоженная вдоль и поперёк и отвоёванная в тяжёлой борьбе с захватчиками. Жизнь в ратных трудах, жизнь на фронте, на просторе полей, в укрытии лесов – это особая жизнь. И человек, и пейзаж – всё воспринималось на войне обострённее, всё выглядело иначе, чем в мирных условиях. В 1941 году двенадцатилетний художник - Каллистратов Юра назвал свою работу «Стрельба» (Рис. 11), и для этого мальчика война стала суровой реальностью. Батальная тематика, представленная в произведениях художников сороковых годов, прежде всего, чрезвычайно широка по масштабам охваченных событий. В суровые годы военные художники собрали материал, значение которого трудно переоценить, были участниками и хроникёрами одновременно. Яркое свидетельство этому работа П. Баранова «Десант на Днепре» (Рис.10). Географически зарисовки охватывали пространства от фиордов Северного моря до шлагбаумов иранских шоссе. От скал Порт-Артура до Унтер-ден-Линден, Бранденбургских ворот и рейхстага. Художники работали любознательно и вдумчиво, как опытные хроникёры, быстро ориентировались в ситуациях как газетные корреспонденты. Богатством документаций не уступали самым опытным фоторепортёрам и проявили себя, как люди неутомимые и смелые, наблюдательные и художественно чуткие. Они зарекомендовали себя, как рисовальщики большого мастерства [6, с. 11].
Рис.10.Баранов П. «Десант на Днепре» Рис.11.Каллистратов Ю. «Стрельба»
Участники конкурса «Мой прадед-победитель» Скорик Всеволод города Тобольск изобразил подвиг врачей (Рис. 12), а Замотина Анастасия из города Химки, 9 лет, сцену боя (Рис. 13).
Рис.12.Скорик В. «Жить – Родине служить!» Рис 13. Замотина А. «Бой»
Современные дети рисуют батальные темы не монохромными, а с использованием большого количества цвета, как, например, автор Шейко К. (Рис. 14).
Рис.14. Шейко К. «Оборона на море»
Война и Победа для современных детей – это отголоски далёких событий как, например, в работе участников Максимова И. (Рис. 15), Махмутовой П. конкурса (Рис. 16).
Рис.15. Максимов И. «Весна Победа. Прадед» Рис.16.Махмутова П. «Память поколений»
Как показал опыт проведения таких конкурсов, участие в них чрезвычайно важно для патриотического и морального воспитания подрастающих поколений. Шерстенникова Вероника из посёлка Сиверский Ленинградской области нарисовала своё «Письмо прадеду» (Рис. 17).
Рис.17. Шерстенникова В. «Письмо прадеду»
Огромный запас жизненных наблюдений художников, работы, выполненные во время войны и в послевоенные годы, могут служить основой образовательной программы для современного конкурса.
Разнообразие техники и материала, разнообразие графических жанров – всё это говорит о большой многосторонности и глубине восприятия, о трудоспособности и художественной изобразительности современных юных художников.
Современный участник конкурса «Мой прадед – победитель», Никитин Денис из города Карталы Челябинской области (Рис. 18) назвал свою работу «Наступление ночью» По тематике она перекликается с работой юного художника 1941 года В. Калинина из Москвы (Рис. 19).
Рис.18. Никитин Д. «Наступление ночью» Рис.19. Калинин В. «Танк в бою»
Изображение этого боевого оружия неразрывно связано с батальной тематикой во все времена. «Насыщать картины живыми, правдивыми наблюдениями, углублять идейное и эмоциональное содержание, добиваться обогащения своих изобразительных средств» - так обращались к юным художникам со страниц журнала «Юный Художник». Работа А. Жука «Бой» (Рис. 20) доносит до зрителя ноту щемящей, скорбной правды.
Рис. 20. Жук А. «Бой»
Центральной темой боевых зарисовок военных художников явилось победное наступление на Берлин, увенчавшееся водружением Красного знамени над рейхстагом. Зарисовки, сделанные на подступах к Берлину и фиксирующие последние бои в самом логове фашистов, свидетельствуют о большой целеустремлённости отважных художников, сумевших в дни самых решающих боёв, среди осколков и дымящихся развалин, сохранить ясность взгляда и твёрдость руки.
Рис.21.Кокорин А. «Из фронтового дневника»
Рис.22. Шишиков П.«Мой прадедушка – герой»
Анатолий Кокорин, мастер оптимистических композиций, сумел в своих работах передать радость победного окончания войны (Рис. 21); образы этих рисунков перекликаются с образами плакатов. Эти же темы можно увидеть и у юных художников наших современников. Эпизоды из жизни и быта нашей армии. Правдивость наблюдения, образность трактовки и ясное чувство общего с работами юных современных художников, например, Шишикова Павла из города Тобольска (Рис. 22). Множество сюжетных композиций связано с военными действиями. И в работах современных детей память является сквозной темой представленных рисунков.
Одним из «героев» конкурса ожидаемо стал танк - как символ Победы и обелиски - памятники павшим, куда приходят поклониться каждый год в разных местах нашей необъятной Родины и за рубежом не одно поколение спасённых. Бурцев Сергей из посёлка Тикси Булунского улуса Якутии (Рис. 23) и Каплунов Алексей из города Холмска Сахалинской области (Рис. 24) названиями своих работ выразили общее мнение всех современных детей – «Вечная слава героям!».
Рис. 23. Бурцев С.«Вечная слава героям!»
Рис. 24. Каплунов А. «Памятный день для прадедушки»
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, В.В. Синяя птица детства. / Алексеева В.В. // Альбом каталог выставки детских рисунков «Дети, мир и война», изд. «Галс», М.,1995г.– С. 33 – 72.
2. Высотская, О.И Поэтам и художникам –счастливого пути! /Высотская О.И // сборник творческих работ: Мы пишем и рисуем — М.: Молодая гвардия, 1962. – С.15 – 18.
3. Комлева, В.В. Критерии оценки олимпиад и конкурсных мероприятий [Электронный ресурс] / В.В Комлева // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С. 144-152. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf /komleva_144-152.pdf (дата обращения: 18.06.2020).
4. Помнит мир спасённый: сборник творческих работ школьников, посвящённых победе в Великой Отечественной войне. /- Москва: Изд-во Новости, 2007г. –159 c.
5. Поклонимся великим тем годам: альбом каталог выставки детских рисунков, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Москва: Изд-во Новости, 2010г. –140 c.
6. Тихомиров, А.Д. Студия имени Грекова / А.Д. Тихомиров // Творчество. – 1947. – № 1. – С. 9 – 11.
7. Фомина, Н.Н Художественное творчество детей в годы войны / Н.Н. Фомина. – Альбом -каталог выставки «Дети, мир и война», изд. «Галс» М.,1995г.– С. 8– 21.
8. Щёкин- Кротова, А.В. Юные художники – баталисты / А.В Щёкин- Кротова // Юный художник. – 1941. – № 2. – С. 15– 18.