После революции 1917 года классы военных капельмейстеров в Петроградской, Московской консерваториях, а также в Варшавском музыкальном институте были закрыты. В связи с изменившимися социально-политическими условиями и новыми идеологическими установками создавалась новая система военно-дириж.рского образования. Уже в первые послереволюционные годы была осознана мысль о необходимости подготовки руководителей для оркестров Красной Армии.
Одним из первых шагов Советского правительства и военного руководства в деле организации военно-дириж.рского образования было открытие в 1921 году капельмейстерских классов при Ташкентской и Петроградской военно-музыкантских школах. Позже, в 1922 году, Ташкентская военно-музыкантская школа была переведена в Петроград и влилась в Петроградскую военно-музыкантскую школу, а в 1923 году Петроградская военно-музыкантская школа была расформирована и капельмейстерский класс из 30 слушателей был организован при 8-й пехотной Петроградской школе комсостава.
Для подготовки будущих руководителей оркестров Красной Армии в капельмейстерском классе были приглашены ведущие преподаватели Петроградской консерватории профессора А. Осовский, А. Егоров, А. Буцкой. Большую помощь в организации и обеспечении нового военно-музыкального заведения музыкальными инструментами оказывал ректор Петроградской консерватории, видный русский композитор и музыкально-общественный деятель А. К. Глазунов. Общее руководство классом военных капельмейстеров было возложено на С. А. Чернецкого.
В 1924 году капельмейстерский класс ввиду перевода 8-й пехотной Ленинградской школы красных командиров в Киев был передан 1-й пехотной Ленинградской школе комсостава, а в 1925 году перевед.н в Москву, где до 1928 года существовал при Московской пехотной соединенной школе имени Ашенбреннера и Уншлихта.
Параллельно с подготовкой военно-капельмейстерских кадров в Московской пехотной школе в 1926 году под руководством С. А. Чернецкого был открыт капельмейстерский класс на вокально-музыкальных курсах имени И.Ф.Стравинского. А в 1932 году был организован капельмейстерский класс при Военной Академии имени М. В. Фрунзе с тр.хлетним сроком обучения. Начальником его был назначен В. Я. Гурфинкель, служивший в этой должности до ликвидации класса в 1935 году.
Учебная программа капельмейстерского класса имела много общего с учебной программой консерватории и, помимо общих дисциплин курса обучения, таких, как теория музыки, анализ музыкальной формы, сольфеджио, гармония, история музыки, общее фортепиано, чтение партитур и методика игры на духовом инструменте, включала также специальные военно-музыкальные дисциплины, как, например, служебно-строевой репертуар, ротный самодеятельный оркестр и даже ремонт деревянных и медных духовых инструментов. Большое внимание уделялось военным предметам и, конечно, политико-идеологическим дисциплинам. Выпускникам капельмейстерского класса присваивалось звание военного капельмейстера РККА и Флота.
Следующим шагом в совершенствовании системы военно-дириж.рского образования было открытие капельмейстерского класса при Московской консерватории в 1928 году, благодаря чему было положено начало высшему специальному военно-дириж.рскому образованию в СССР. Заведующим военно-капельмейстерским классом (в дальнейшем – отделением, а затем кафедрой) был назначен видный специалист в области духового жанра (будущий организатор первого в стране Государственного духового оркестра) В. М. Блажевич, а его помощником стал профессор, впоследствии народный артист СССР, композитор А. В. Александров.
В связи с организацией подготовки военных капельмейстеров в Московской консерватории капельмейстерский класс при Московской пехотной соедин.нной школе имени Ашенбреннера и Уншлихта был расформирован. Часть курсантов (15 человек) осталась при школе и обучалась в капельмейстерском классе вокально-музыкальных курсов им. И. Ф. Стравинского.
В 1930 году был произвед.н первый выпуск военных капельмейстеров с высшим специальным военно-музыкальным образованием, которые пополнили ряды руководителей военных оркестров.
В последующие годы происходили некоторые изменения в штатах и названиях капельмейстерского класса. Так, в 1930 году капельмейстерский класс был переименован в Военно-капельмейстерское отделение исполнительского факультета консерватории. В 1932 году Военно-капельмейстерское отделение исполнительского факультета было преобразовано в Военно-капельмейстерскую кафедру со сроком обучения 3 года и количеством 45 студентов.
Анализируя учебную программу Военно-капельмейстерской кафедры, необходимо отметить, что в силу отсутствия сложившейся методики преподавания дирижирования данному вопросу уделялось недостаточное внимание, как и методике дирижирования и управления военным оркестром в строю. Напротив, таким предметам, как овладение музыкальным инструментом военного оркестра, методика обучения на духовых инструментах, общетеоретические дисциплины, уделялось основное внимание. Значительное место уделялось дисциплинам социально-экономического цикла. Видимо, в основу учебного плана была положена следующая мысль: для того чтобы руководить военным оркестром, достаточно быть хорошим исполнителем на одном из инструментов духового оркестра, владеть методикой обучения музыкантов, быть теоретически грамотным, иметь некоторую практику игры в оркестре.
Несмотря на ряд слабых мест в организации учебно-методического процесса, в целом деятельность Военно-капельмейстерской кафедры Московской консерватории сыграла огромную роль в совершенствовании военно-дириж.рского образования.
К середине тридцатых годов, с увеличением численности Красной Армии, для обучения и подготовки руководящего состава было создано большое количество новых военно-учебных заведений, в том числе военных факультетов при гражданских учебных заведения. В числе таких факультетов на основании Приказа № 183 от 28 ноября 1935 года был создан Военный факультет Московской консерватории. Формирование нового учебного заведения было поручено инспектору военных оркестров РККА С. А. Чернецкому и директору Московской консерватории профессору Г. Г. Нейгаузу. Первым начальником факультета был назначен Н. О. Элинсон.
Положение, которое регламентировало факультет как высшее военно-музыкальное учебное заведение РККА, устанавливало перед вузом и задачи:
а) подготовка высококвалифицированных военных капельмейстеров, являющихся организаторами музыкального дела и руководителями массовой музыкальной самодеятельности в частях РККА;
б) отработка методики и инструкторских навыков по руководству музыкальным делом в частях РККА.
Несколько позже, в 1938 году, новое Положение, которое формулировало задачи факультета, несколько уточнило их. Военный факультет Московской государственной консерватории должен готовить военных капельмейстеров с высшим музыкальным образованием, организаторов и руководителей военных оркестров и массовой музыкальной самодеятельности в частях РККА.
Помимо подготовки военных капельмейстеров для оркестров Красной Армии, с 1938 по 1940 год на Военном факультете также готовили специалистов для военных оркестров Флота.
В учебной программе военного факультета заметно возросло количество учебного времени, уделяемого на дириж.рские дисциплины; впервые был введ.н предмет «Служебно-строевой репертуар», призванный обучать военных капельмейстеров специфическим при.мам управления и дирижирования военным оркестром в строю. Также учебная программа включала в себя изучение и практическую отработку навыков, необходимых военному капельмейстеру как командиру воинского подразделения. Эти знания и навыки помогли многим военным капельмейстерам в суровые годы Великой Отечественной войны. В довоенный период своей истории в стенах Военного факультета Московской государственной консерватории было подготовлено 6 выпусков военных капельмейстеров.
Подводя итог довоенной деятельности Военного факультета, необходимо отметить значительное улучшение качества подготовки военных капельмейстеров.
Во время Великой Отечественной войны Военный факультет продолжал подготовку военных капельмейстеров. С 23 октября 1941 года, находясь в эвакуации в г. Саратове и осуществляя учебную работу в здании Саратовской консерватории, Военный факультет осуществил три ускоренных выпуска в декабре 1941 года, в апреле и в июне 1942 года.
27 марта 1944 года на основании приказа Первого заместителя Народного комиссара обороны начальника Главного политического управления генерала-полковника А.С. Щербакова и Председателя Всесоюзного Комитета Высшей школы С. В. Кафтанникова, Военный факультет Московской государственной консерватории был
преобразован в самостоятельное Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии со сроком обучения 3 года, а с 1947 года 4 года. В Положении о деятельности нового учебного заведения ставились следующие задачи: «…готовить организаторов и руководителей военных оркестров и красноармейской самодеятельности в частях Красной Армии, а также преподавателей специальных музыкальных дисциплин в школах военно-музыкантских воспитанников Красной Армии» [1, 221].
В августе победного 1945 года состоялся первый выпуск Высшего училища военных капельмейстеров Красной Армии. Председатель Государственной комиссии выдающийся композитор Д. Д. Шостакович в целом дал высокую оценку уровню учебно-методической работы вуза и подготовке его выпускников. В сво.м обращении к выпускникам 1945 года он сказал: «Мне, как председателю государственной экзаменационной комиссии, пришлось познакомиться с выпускниками Высшего училища военных капельмейстеров Красной Армии. Выпуск произв.л на меня очень хорошее впечатление. Дипломники показали хорошую подготовку по своим специальностям, а также по общемузыкальным дисциплинам и по основам марксизма-ленинизма. Некоторые дипломники показали значительное дириж.рское дарование. … Надо помнить, что всякий музыкант лишь тогда будет расти, если он будет всесторонне образованным и культурным человеком.
В будущем следует обратить внимание на изучение музыкальной литературы. Не все дипломники показали хорошее знание музыки. Я советую в этой области как можно больше заниматься самообразованием, самостоятельно знакомиться с музыкальными произведениями, играть в четыре руки и т. п. Не показали дипломники и хорошего знания художественной литературы. Надо больше читать» [2, 41].
Многие рекомендации великого композитора были воплощены в новых учебных планах и программах, а также были учтены при подготовке новых методик обучения военных дириж.ров.
В первые послевоенные годы произошли некоторые изменения, которые подняли престиж руководителя военного оркестра. Так, с 1945 года выпускникам Высшего училища стали присваивать строевые офицерские звания вместо административных, присваиваемых до того, а в 1946 году вместо наименования должности «военный капельмейстер» было установлено наименование должности «военный дириж.р». На основании этих изменений в апреле 1947 года Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии было переименовано в Высшее училище военных дириж.ров Советской Армии.
В связи с повышением уровня военно-дириж.рского образования и качества подготовки выпускников в 1950 году Высшее училище военных дириж.ров Советской Армии было переименовано в Институт военных дириж.ров. За годы своего существования Высшее училище – Институт военных дириж.ров подготовил большое количество высококвалифицированных военных дириж.ров – руководителей военных оркестров.
В шестидесятые годы в нашей стране проводились мероприятия по сокращению общей численности вооруж.нных сил, которые коснулись и системы военно-дириж.рского образования. В связи с данными организационно-штатными преобразованиями в 1960 году Институт военных дириж.ров был переформирован в Военно-дириж.рский факультет при Московской ордена Ленина государственной консерватории имени П.И.Чайковского. В основу организационной структуры вновь сформированного факультета был положен следующий принцип: в кафедры факультета объединились преподаватели тех дисциплин, которые в наибольшей степени определяли профиль подготовки военного дириж.ра. Так были образованы профилирующие кафедры: военно-дириж.рская, инструментов военного оркестра, инструментовки и чтения партитур, общевойсковой подготовки. Остальные общемузыкальные и общественные дисциплины, вели педагоги консерватории. Учебные программы Военно-дириж.рского факультета были разработаны с уч.том программы Института военных дириж.ров и сохраняли в себе вс. позитивное, накопленное за много лет развития системы военно-дириж.рского образования в нашей стране.
В 1961 году состоялся первый выпуск Военно-дириж.рского факультета. Напутствуя молодых военных дириж.ров, ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского народный артист СССР профессор А. В. Свешников сказал: «Военный факультет зародился в стенах Московской консерватории, потом стал самостоятельным вузом, и теперь мы рады, что он снова влился в наш музыкальный вуз. Военный факультет сыграл большую роль в развитии военной музыки. Слушая дипломные работы выпускников, я убедился в их высокой культуре и отличных профессиональных знаниях. Я уверен, что молодые специалисты – военные дириж.ры – будут активными проводниками музыкальной культуры среди воинов нашей доблестной армии» [1, 228].
С 1967-1968 учебного года на основании Постановления правительства СССР и Приказа Министра обороны Военно-дириж.рский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского переш.л на пятилетний срок обучения. Переход на пятилетнее обучение позволил улучшить учебный план, расширить
программу по специальности, значительно увеличит время стажировки слушателей в войсках, ввести новую дисциплину – инструментовку для эстрадного оркестра, а также высвободить время для самостоятельной работы, что в конечном сч.те дало возможность значительно поднять уровень учебной подготовки.
Особый интерес представляет собой рассмотрение процесса военно-дириж.рского образования руководителей флотских оркестров.
До 1940 года подготовка флотских и армейских военных капельмейстеров проходила совместно. В 1940 году на основании Приказа Народного комиссара Военно-Морского Флота был образован Военно-Морской факультет при Ленинградской государственной консерватории. Для продолжения обучения туда были переведены слушатели Морского отделения Военного факультета при Московской государственной консерватории. В создании нового учебного заведения принимали участие ректор Ленинградской государственной консерватории профессор П. А. Серебряков, профессора Н. З. Хейфец, М. Н. Буяновский и его первый начальник полковник Ю. М. Горьковенко. «Учебный процесс Военно-морского факультета отличался большой насыщенностью учебного плана специальными дисциплинами. За пятилетний срок обучения, существовавший во все годы деятельности факультета, изучались в полном объ.ме все специальные дисциплины: дирижирование, специальный инструмент, общий курс фортепиано, инструментовка, чтение партитур, оркестровый класс, ансамбль, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений, полифония, история зарубежной, русской, советской музыки и музыки народов СССР, народное музыкальное творчество. Изучались все дисциплины общественного цикла, а также военные дисциплины: основы военно-морского дела, история военно-морского искусства, военно-морская тактика, общевойсковая подготовка, иностранный язык, физическая подготовка» [1, 224].
За шестнадцать лет своей деятельности Военно-морским факультетом при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова было осуществлено 11 выпусков, а также 9 наборов курсов усовершенствования – высококвалифицированных военных дириж.ров для оркестров Военно-Морского Флота.
С 1956 года подготовка военных дириж.ров для оркестров флота была возложена на Институт военных дириж.ров, куда был перевед.н весь личный состав первых четыр.х курсов Военно-морского факультета для дальнейшего обучения. Данное объединение двух автономно развивающихся систем военно-дириж.рского образования не имеет в практике высшего музыкального образования прямых аналогов и представляет собой поистине уникальное событие. Произошло слияние двух
выдающихся школ – Московской и Ленинградской, основополагающие принципы и огромный вековой опыт музыкального образования которых аккумулировался в учебных программах и методиках обучения на Военно-дириж.рском факультете.
На протяжении всей многолетней истории в вузе шла напряж.нная работа по совершенствованию системы военно-дириж.рского образования. Продолжая традиции, заложенные выдающимися отечественными музыкантами, благодаря работе большого количества специалистов по поиску новых путей развития, интенсивных методик обучения, касающихся всех граней военно-дириж.рского образования, в 60-90-е годы ХХ века появилась уникальная, не имеющая мировых аналогов система подготовки современного военного дириж.ра с высшим специальным музыкальным образованием. Важная роль в достижении высоких результатов принадлежит профессорско-преподавательскому составу вуза, представляющему собой огромный творческий и научный потенциал.
Уже в начале 50-х годов в связи с увеличением и усложнением учебной нагрузки повышаются требования к качеству специальной подготовки абитуриентов, происходят глубокие перемены в педагогической и методической работе всех кафедр. В связи с преобразованием Института военных дириж.ров в Военно-дириж.рский факультет с 1960 года профилирующей кафедрой становится военно-дириж.рская кафедра, у истоков формирования которой стояли видные специалисты, такие, как С.А. Чернецкий, В. М. Блажевич, М. М. Багриновский, А. В. Тимофеев, А. В. Александров, И.В. Петров.
В разные годы на кафедре преподавали известные дирижеры: А. В. Гаук, Г.С. Гамбург, Л. М. Гинзбург, Г. А. Столяров, А. П. Чугунов, В. В. Целиковский, П. М. Берлинский, В. Л. Дегтяренко, Л. М. Осовский, Н. Н. Некрасов, В. К. Волков, Б. А. Диев, А. И. Архангельский, А. П. Долинский, Я. И. Гольдфарб и многие другие.
На протяжении десятков лет педагоги военно-дириж.рской кафедры вели важную работу по улучшению методики преподавания ведущей дисциплины вуза. Так, уже в 50-е годы была расширена программа обучения. Уже с первого курса вместо групповых занятий были введены индивидуальные занятия по дирижированию. В программу подготовки был включ.н новый раздел – «Дириж.рская ритмика». Для овладения слушателями методикой работы с оркестром было увеличено учебное время и введена в учебный процесс новая учебная дисциплина – «Репетиционная работа с оркестром».
Педагоги кафедры разрабатывали учебно-методические пособия, которые находили сво. применение в учебном процессе. Большую помощь слушателям факультета в начальном овладении техническими дириж.рскими навыками оказало пособие «Основы техники дирижирования», учебное пособие «Дириж.рская техника рук» (1947) М. М. Багриновского, «Сборник упражнений для занятий по дирижированию». Уже в середине 60-х годов "на кафедре были выработаны основные методические принципы и при.мы обучения дирижированию, сложились ч.ткие организационные начала. Такая благоприятная ситуация сложилась во многом благодаря целенаправленной работе педагогов кафедры по научно-теоретическому обоснованию проблемы обучения дириж.рской профессии. В разное время на военно-дириж.рской кафедре были подготовлены кандидатские диссертации, на основе которых позже создавались учебные методики. Практически все преподаватели военно-дириж.рской кафедры совмещали педагогическую деятельность на кафедре с практической работой с курсовыми, а также с оркестрами Московского гарнизона. Например, в 1957 году оркестр факультета под руководством прекрасного дириж.ра – преподавателя кафедры Б.А.Диева стал лауреатом Всемирного фестиваля молод.жи и студентов в Москве. В 70-80-е годы сложилась практика выступления оркестров факультета в гастрольных поездках по различным военным округам. Так, курсовой оркестр факультета под руководством преподавателя Г. В. Пучкова стал лауреатом Международного фестиваля военных оркестров в Бельгии. Оркестры факультета демонстрировали сво. высокое мастерство на многих Международных и других фестивалях и конкурсах. Курсанты в роли музыкантов-исполнителей получали необходимые навыки и практический опыт организации и выступления на различных мероприятиях.
Важным мероприятием в определении уровня качества образования военных дириж.ров, подготовленным уже по новым программам, стал I конкурс дириж.ров военных оркестров Объединенных Вооруж.нных Сил СНГ в марте 1992 года. Участники творческого соревнования продемонстрировали высокую степень подготовки, а лауреаты конкурса продолжили свою служебную деятельность в лучших военных оркестрах страны.
До 1982 года на военно-дириж.рской кафедре осуществлялось обучение по всем направлениям дириж.рской специальности. Но в связи с повышением социальной и эстетической значимости служебно-строевой деятельности оркестров армии и флота, а также с возросшими требованиями, предъявляемыми к специалистам оркестровой службы в вооруж.нных сил, на основании директивы Генерального штаба в 1982 году была введена в штат факультета кафедра военно-оркестровой службы. У истоков формирования
кафедры военно-оркестровой службы стоял старейший преподаватель факультета заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Х. М. Хаханян. Перед вновь сформированной кафедрой стояли следующие задачи: привитие курсантам военно-профессиональных знаний и качеств, необходимых для управления оркестрами при обеспечении воинских ритуалов и мероприятий, предусмотренных воинскими уставами, руководство армейской и флотской самодеятельностью и подготовки художественных руководителей ансамблей песни и пляски для Вооруж.нных Сил. Для решения этих задач в учебный процесс были введены следующие специальные дисциплины: дирижирование произведениями служебно-строевого репертуара, а также произведениями для музыкального обеспечения массовых мероприятий, хороведение, хоровая аранжировка, эстрадный оркестр, оркестр русских народных инструментов, электромузыкальные инструменты, режиссура массовых представлений с участием военного оркестра.
В области научно-методической работы педагоги кафедры подготовили целый ряд важных учебных пособий. Мероприятием, имеющим важное значение для совершенствования подготовки будущих военных дириж.ров, стала серия учебных кинофильмов о воинских ритуалах и их музыкальном оформлении, снятых по сценарию преподавателей кафедры С. М. Петросяна и В. М. Халилова.
С начала 80-х годов в практику входит и постепенно развивается новый жанр выступления военных оркестров на открытом воздухе – плац-концерт, который представляет собой соединение ряда разножанровых составляющих. Плац-концерт представляет собой режисс.рски выстроенный, тематически организованный своеобразный спектакль под открытым небом, которому присущи «тематическая ясность и концептуальная направленность исполнительской программы; художественный монтаж; театрализация, использование музыкально-драматургических и внемузыкальных средств выразительности» [2, 33] .
К концу 1990-х годов на военно-дириж.рском факультете был накоплен большой опыт в развитии этого нового жанра. Этому положению способствовала в первую очередь деятельность педагогов кафедры военно-оркестровой службы. Так, на кафедре были созданы следующие плац-концерты: "Дружба народов" – Г. В. Пучков, "Русские узоры" – Е. С. Москаленко, "Виват Россия" – З. Х. Хафизов, "Ритмы планеты" – А. К .Жиряков, "Московские окна" – А.С.Пестов, "Букет России" – А.А.Савицкий, "Танцевальные ритмы" – А.В.Кудрявцева и другие. За эти годы зрителями и слушателями спектаклей в исполнении курсовых оркестров факультета стали десятки тысяч людей не только в нашей стране, но и за рубежом.
На основании всех вышеперечисленных мероприятий, осуществл.нных преподавателями кафедры военно-оркестровой службы, можно сделать вывод, что в результате данная работа отразила все стороны специальной военно-дириж.рской подготовки и явилась большим подспорьем в вопросе овладения специальностью для всех курсантов факультета, а также для уже действующих военных дириж.ров.
Комплекс знаний и навыков, которым должен обладать современный военный дириж.р, немыслим без профессионального владения инструментовкой и аранжировкой для духового оркестра. Обучение будущих военных дириж.ров основам этой важной грани военно-дириж.рского образования осуществляется на кафедре инструментовки и чтения партитур. Методики преподавания дисциплин кафедры постоянно совершенствуются. Курсанты получают необходимые знания и навыки в инструментовке следующих видов работ: оркестровка фортепианных произведений, переложение симфонических произведений, обработка и инструментовка строевой песни, сопровождение (аккомпанемент) сольного пения и хора.
С 1956 года на Военно-дириж.рском факультете началось обучение военных дириж.ров для иностранных государств. Первыми прошли подготовку и были выпущены в 1960 году два военнослужащих Афганистана. Специальное отделение было открыто 1 октября 1964 года. Первую группу специального подразделения составляли слушатели Монгольской Народной Республики. В последующие годы контингент иностранных военнослужащих расширялся и к середине 80-х годов составил более 80-ти человек. На специальном отделении обучались слушатели из Болгарии, ГДР, Венгрии, Монголии, Вьетнама, Анголы, Афганистана, Албании, Буркина-Фасо, Лаоса, Конго, Кампучии, Мали, Йемена, Эфиопии, Кабо-Верде. Специально для слушателей специального отделения преподавателями кафедр были разработаны соответствующие методики преподавания военно-дириж.рских дисциплин. После проведения ускоренных выпусков в 1993 году специальное отделение было расформировано. В период с 1960 по 1993 год на специальном отделении Военно-дириж.рского факультета был подготовлен сто один военный дириж.р военных оркестров и ансамблей песни и пляски для вооруж.нных сил иностранных государств. С 1994 года на Военно-дириж.рском факультете вновь созда.тся специальная группа, слушателями которой становятся курсанты-военнослужащие стран Содружества Независимых Государств из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Армении и Белоруссии. После распада Советского Союза, многие выпускники Военно-дириж.рского факультета стали организаторами создания военно-оркестровых служб вновь созданных государств.
Педагоги факультета осуществляли активную деятельность по организации и совершенствованию педагогической и научно-методической работы в области отечественной духовой музыки. Деятелями военно-музыкальной культуры проводятся различные лекции, семинары, открытые уроки и мастер-классы во многих гражданских учебных заведениях среднего и высшего музыкального образования. Выпускники Военно-дириж.рского факультета составляют основу педагогических коллективов духовых отделений музыкальных учебных заведений нашей страны.
В этом смысле военно-дириж.рский вуз представляет собой международный научно-методический центр, способствующий развитию жанра отечественной духовой музыки, а его деятельность, необходимо рассматривать, несомненно, шире, чем обычную работу узкопрофильного учебного заведения. Таким образом, во второй половине ХХ века сложилась и получила законченные формы система профессионального военно-дириж.рского образования, у истоков которой стояли выдающиеся музыкальные деятели России.
Литература
1. Советская военная музыка ВОС МО СССР М.: Изд-во ВДФ при МГК, 1977 г.
2. Военно-дириж.рский факультет 1935-1995. Ист. очерк М.: Изд-во ВДФ при МГК,
1995 г.
Военно-музыкальное образование в СССР: краткий историко-педагогический очерк
Аннотация:
В статье рассмотрена система профессионального военно-дирижѐрского образования, у истоков которой стояли выдающиеся музыкальные деятели России, отражены основные исторические вехи военно-музыкального образования в СССР.