Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы воспитания художественной культуры обучающихся в полихудожественном пространстве школы. Определяются принципы построения вариативной воспитательной модели полихудожественной среды. Доказана эффективность освоения обучающимися культуры в полихудожественной среде школы, включенной в социокультурное пространство региона. Для этого важно сформировать у детей способность создавать художественный образ и воплощать его в разных видах искусства. Существуют компоненты культурной полихудожественной воспитательной среды в общеобразовательной школе, объединяющие учебную и внеучебную образовательную деятельность: выставки детского творчества, ярмарки идей, художественные события и т.д. Воспитательные возможности актуализируются при организации содружества школы и учреждений культуры при учете индивидуальных особенностей художественного развития обучающихся.
Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00008-21-01 на 2021 год
Одну из определяющей ролей в развитии детей и юношества играет обеспечение непрерывного воспитания, направленного на непрерывный рост его способностей, физических и духовных сил, нравственных качеств. Воспитание является сложным и постепенным процессом. Сила воспитательных воздействий на детей зависит, прежде всего, от правильного выбора средств и успешной организации воспитательного процесса. Как отмечал В.Д. Семенов, различные формы социально-педагогической интеграции дают возможность осуществить важные задачи воспитания в особой среде [7]. Мы убеждены, что основной путь эффективного воспитания обучающихся – это организация особого воспитательного пространства в школе, в котором особое внимание уделяется эстетическому воспитанию, которое происходит в процессе освоения культуры и окружающего мира.
По словам Е.М. Торшиловой, «эстетический аспект развития личности необходимо педагогически целенаправленно стимулировать в раннем возрасте у каждого ребенка, развивать в начальной школе и поддерживать у подростков и старшеклассников уже в основном за счет присвоения ими культурного опыта, накопленного человечеством» [8, с. 90].
Б.П. Юсов выявил необходимость формирования художественной культуры обучающихся, которая предполагает развитие умения «ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах и результатах физического, умственного и духовного труда людей» [9, с. 78]. Также каждому обучающемуся должны быть доступны плоды культурного развития человечества. Дети должны посильно участвовать в культурных событиях региона, уметь привносить новое в культуру своей малой родины и страны. Для этого школа и институты культуры должны способствовать формированию особого жизненного уклада детей и юношества, направленного на воспитание неповторимой творческой личности.
По утверждению А.В. Бакушинского, «цель художественного воспитания – культура творческой личности, которая проявляет себя общественно и индивидуально, создающей в сложном процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира художественные ценности» [1, с.200]. То есть в понятия эстетического и художественного воспитания обучающихся следует включать две взаимосвязанные стороны: формирование эстетического восприятия и творческое освоение разных видов искусства.
Нами разделяется точка зрения Л.В. Ясинских, что «художественная культура имеет разновекторную направленность» [10, с. 42]. Она, по словам исследователя, одновременно направленна и «во внутрь» (духовное развитие человека), и «во вне» (самовыражение обучающегося в творчестве) [10]. Эстетическое воспитание обучающихся в школе неразрывно связано с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием.
Как считал Б.П. Юсов, «понятие «Культура» обозначает некий высший качественно характерный слой всякого явления: духовного, художественного, научного, технологического, нравственного» [9, с. 55].
Комплексность в воспитательном процессе происходит при внедрении разных видов художественной деятельности в образовательную организацию.
Следует подчеркнуть, эффективность воспитания происходит при комплексном подходе, который, по словам Л.Г. Савенковой, «обусловлена взаимодействием основного и дополнительного образования; обеспечивается связью образовательных организаций с учреждениями культуры (музеи, театры, библиотеки, картинные галереи, творческие мастерские)» [5, с. 6].
О необходимости комплексного подхода к воспитанию, являющимся важнейшим методологическим принципом писала В.Д. Бардина [2].
Мы считаем, что для гармоничного развития личности обучающихся необходимо формирование культурной полихудожественной воспитательной среды в общеобразовательной школе.
Полихудожественная среда предполагает, согласно исследованиям Л.Г. Савенковой, активное взаимодействие разных видов искусства в процессе формирования культуры обучающихся [4]. Детям дошкольного и школьного возраста присуща полихудожественность, так как они являются открытыми для всех видов художественного творчества. Каждому ребенку важно развивать умение увидеть прекрасное в окружающем его мире, а также умение общаться на языке культуры и искусства. Важно гармоничное сочетание эмоционального воздействия и логического анализа в их единстве и в процессе эстетического восприятия, и в художественной деятельности обучающихся. Эстетическое воспитание осуществляется успешно при условии использования всех возможных связей между разными видами искусства. Педагог помогает детям понять и прочувствовать произведение искусства, направляет их восприятие. Особая полихудожественная среда воспитывает у обучающихся умение эстетически воспринимать произведения искусства, окружающую действительность и природу, а также создавать свои художественные образы в разных видах творчества.
Формирование воспитывающей культурной среды в школе происходит в условиях взаимодействия урочной и внеурочной деятельности (см. Рис.1).
В общеобразовательных школах можно построить вариативные модели создания воспитывающей культурной среды в зависимости от их традиций и программы развития.
На рисунке 1 представлен процесс организации среды полихудожественного воспитания в школе. Вариативные полихудожественные формы обеспечивают непрерывность воспитательного процесса средствами искусства.
Мы можем выделить следующие полихудожественные формы организации воспитывающей культурной среды в школе: ученические научно-практические конференции, социокультурные проекты, художественные события, праздники, интерактивные занятия-путешествия по странам и континентам, сотрудничество с музеями, выставки детского творчества, организация конкурсов и викторин, организация сотрудничества с художественными мастерскими и др.
Рис. 1. Формирование воспитывающей культурной среды в школе
Особое внимание следует в школе следует уделять организации художественных событий, праздников, так как они являются самым распространенным видом внеурочной деятельности, предоставляющим возможность каждому обучающемуся проявить себя в разных видах искусства. Праздники и художественные события ставят перед обучающимися конкретную воспитательную задачу, позволяющую удовлетворить стремление каждого в самовыражении и потребность в ярких впечатлениях. О воспитательном потенциале народных праздников в образовательной организации писала В.Н. Полунина, по ее словам, «народные праздники обычно синтезируют все виды фольклора: и поэтический, и музыкальный, и изобразительный» [4, с. 114].
В воспитательной программе каждого классного руководителя следует предусмотреть широкий круг различных видов и форм практической творческой деятельности обучающихся во внеурочное время, для обеспечения непрерывной воспитательной работы. Особое внимание необходимо уделить организации коллективной художественной деятельности.
Особенностью создания воспитательной среды состоит в организации особых вариативных детско-взрослых общностей, состоящих из учителей, педагогов дополнительного образования, обучающихся и родителей. Ведущая деятельность – это творчество. Как пишет Е.П. Олесина, основой для развития креативности в разных видах деятельности, самоопределения и формирования мировоззрения детей и молодежи является интеграция социокультурной среды региона в образовательный процесс [3].
Условиями формирования культурной полихудожественной воспитательной среды в общеобразовательной школе являются:
• Воспитание культурных ценностей.
• Формирование мировоззрения обучающихся средствами искусства.
• Эстетическое воспитание обучающихся.
• Развитие эстетического восприятия искусства.
• Освоение обучающимися мирового пространства и культуры в интегрированном полихудожественном пространстве школы и в социокультурной среде региона.
• Воспитание толерантного отношения обучающихся.
• Развитие социальной активности.
• Формирование способности обучающихся создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.
• Побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности.
• Формирование духовно-нравственных качеств современных школьников.
Условия, благоприятные для воспитания обучающихся в образовательной организации создаются учителями, педагогами-организаторами, педагогами внеурочной деятельности и дополнительного образования, волонтерами в сфере культуры, то есть осуществляется единство социальных и педагогических воздействий. Именно школа должна стать организатором воспитания, преобразоваться в особый социально-педагогический комплекс, в котором должны быть организованы разные формы культурной и художественной деятельности, направленные на воспитание детей и юношества. Педагоги должны обеспечить взаимосвязь воспитательной работы обучающихся не только в рамках образовательной организации, но и «выйти» за рамки школы, обеспечив своим ученикам доступ к социокультурной среде региона. Особое внимание следует уделить интеграции воспитательного воздействия в жилой среде, необходимо создавать особые условия для проведения культурных мероприятий (строительство сцен на открытом воздухе, организация арт-пространств и т.д.). Многие арт-объекты, направленные на воспитание обучающихся, возможно организовать на территории школы, создав таким образом особое полихудожественное культурно-образовательное пространство.
Взаимодействие школы и учреждений культуры составляет существенную часть в процессе формирования полихудожественной воспитательной среды, создание благоприятных условий для эстетического развития обучающихся и атмосферы творчества. Именно искусство может стать единым стержнем для организации воспитательной среды.
Формы взаимодействия школы и социокультурной среды, направленные на формирование культуры обучающихся:
• Экскурсии;
• Образовательные маршруты;
• Образовательные путешествия;
• Выездные элективные курсы;
• Художественные практики;
• Лекции;
• Мастер-классы;
• Квесты (иммерсивные экскурсии);
• Элективные курсы;
• Галереи детского творчества;
• Оформление предметно-пространственной среды школы;
• Школьные музеи;
• Школьные библиотеки;
• Фестивали творчества.
В целом, можно определить следующие педагогические факторы формирования культурной полихудожественной воспитательной среды в общеобразовательной школе: возрастной подход для создания благоприятной воспитательной среды; опора на индивидуальные творческие потребности и художественные предпочтения обучающихся; построение детско-взрослой общности детей, родителей и педагогов; создание воспитательных ситуаций, формирующих у детей положительный опыт социокультурной коммуникации; организационно-педагогическая работа по духовно-нравственному развитию обучающихся.
Для того, чтобы воспитывать у обучающихся эстетическое отношение к окружающему миру и искусству, необходимо особое внимание уделять организации взаимодействия родитель-ребенок-педагог. Особой полихудожественной формой организации воспитательной сотворческой среды являются совместные детско-родительские проекты, праздники, клубы, ярмарки идей, спектакли, экскурсии и художественные события. Сотворческие полихудожественные формы организации воспитательной культурной среды (родитель-ребенок-педагог) особенно актуальны для обучающихся в начальной школе и дошкольников.
Для нашего исследования важным является то, что культурная полихудожественная воспитательная среда в общеобразовательной школе обеспечивает одновременно социализацию и индивидуализацию каждого ребенка. Мы убеждены в необходимости формирования в образовательных организациях особой полихудожественной среды, направленной на воспитание культуры и создание особой взросло-детской общности.
Литература
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009. – 304 с.
2. Бардина, В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В.Д. Бардина. – М., 1987. – 18 с.
3. Олесина, Е.П. Факторы стратегического управления инновационной деятельностью образовательной организации / Е.П. Олесина // Юсовские чтения. Экология культуры и модернизация современного образования / Сб науч. статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции «Экология как основа интегрированного обучения: Юсовские чтения» (31.10-03.11.2017) / Науч. ред. Е.П. Олесина; ред.-сост. О.И. Радомская / Под общ. ред. Л.Г. Савенковой. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – С. 36-46.
4. Полунина, В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя /В.Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
5. Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография /Л.Г. Савенкова. – М.: МАГМУ – РАНХиГС, 2011. – 156 с.
6. Савенкова, Л.Г., Олесина, Е.П. Воспитательная сила искусства в образовании /Л.Г. Савенкова, Е.П Олесина / Юсовские чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей по материалам XX Международной научно-практической конференции «Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Юсовские чтения (к 85-летию Б.П. Юсова)» (31.10. – 01.11.2019 г.) / Научный редактор Е.П. Олесина, ред.-сост. О.И. Радомская / под общей ред. Л.Г. Савенковой. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. – С. 3-17.
7. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
8. Торшилова, Е.М. Ребенок и искусство. Монография / Е.М. Торшилова. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. – 184 с.
9. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей /Б.П. Юсов. – М.: Спутник+, 2004. – 253 с.
10. Ясинских, Л.В. Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к конкурсу проектов / Л.В. Ясинских // Юсовские чтения. Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Сборник научных статей по материалам XXI Международной научно-практической конференции «Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Юсовские чтения» (19 ноября 2020 г.) / Науч. ред. Е.П. Олесина; ред.-сост. О.И. Радомская; под общ. ред. Л.Г. Савенковой. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – С. 41-46.