ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АРМЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

Адамян Анна Жориковна

кандидат искусствоведения, ассистент кафедры теории музыки, методов преподавания и инструментов Армянского Государственного Педагогического Университета имени Хачатура Абовяна, Ереван, Армения.

E-mail: adamyan_anna@yahoo.com

Аннотация: 
Данная статья рассматривает ряд проблем, существующих на сегодня в Армении в сфере музыкального образования и воспитания. В особенности это касается вопросов общего и высшего музыкального образования в свете новых потребностей современного общества. Анализируя сложившуюся ситуацию, автор выявляет причины возникновения данных проблем, а также пытается указать шаги для решения подобных задач. Центральным обьектом исследования автора является проблема начального музыкального образования для взрослых. Автор задается многими вопросами и предлагает их решение путем создания новых методов и пособий. Она также считает важным использование опыта специалистов других стран с учетом местных требований.

В свете сложных и противоречивых процессов глобализации и различных социально-экономических и общественных изменений Армения среди прочих пост-советских и развивающихся стран пытается найти свою нишу в мировом образовательном пространстве и выстроить конкурентоспособную систему образования, частью которой является также и музыкальное образование. Особенности музыкального образования сегодня выявляют ряд новых функций и задач, для решения которых требуются различные подходы и предложения. Оглядываясь на последнее десятилетие XX, начало XXI века, кажется, что еще совсем недалеки те советские годы, когда почти в каждой семье по крайней мере один ребенок посещал музыкальную школу и профессионально занимался музыкой. Высококачественное музыкальное образование предлагали различные образовательные учреждения: многие школы художественного образования, музыкальные группы и хоровые коллективы, которые были активны почти в каждой средней общеобразовательной школе. Массовое музыкальное образование в Советской Армении блестяще выполняло свою миссию. “Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.” [2, с. 28] После распада Советского Союза, в период карабахской войны эстетическое воспитание по очевидным объективным причинам отступило на второй план. Общество с трудом справлялось с решением социальных и материальных проблем, значительно возросла эмиграция, в результате которой большое количество специалистов, в том числе учителей, музыкантов и исполнителей покинуло страну. Как результат - интерес к музыкальному образованию значительно снизился, и сегодня оно во многом рассматривается как дополнительное и обусловлено в основном желанием ребенка или его семьи. С сожалением вынуждена отметить, что, несмотря на богатые традиции и культуру, не только в Армении, но и во всем мире, музыка все чаще становится скорее потребительским искусством, нежели эстетическим. Понимание важности музыки в контексте эстетического воспитания и развития вкуса человека в современном обществе притуплено, и необходимость музыкального образования как неотьемлемой части системы общего образования занимает далеко не первое место. Следовательно, вместо посещения музыкальной школы и освоения какого-нибудь музыкального инструмента большинство людей склонны заниматься ''легкой'' музыкой, жанрами популярного искусства – занятие, которое зачастую имеет любительский уровень и не выходит за пределы ограниченных знаний. Вероятно, одна из причин кроется в том, что сегодня у нас не проводится соответствующих статистических исследований, выявляющих все преимущества занятий музыкой для детей. Хотя существует множество зарубежных исследований, посвященных этим вопросам, было бы намного эффективнее иметь результаты своих собственных наблюдений, способных показать обществу то положительное влияние, которое может оказывать музыкальное образование, особенно в семьях, где занятие музыкой не будет рассматриваться как способ просто занять ребенка, но будет воспитывать его, развивать воображение, приучать к дисциплине и прививать другие личностные качества. “Для нас не будет откровением, что музыкальная обстановка дома обычно вводит музыку и в жизнь детей. Это можно проиллюстрировать примерами из жизни многих великих композиторов и исполнителей, да и большинство из вас может подтвердить это примерами из собственного опыта” [1, с. 141]. Конечно, было бы полезно также организовывать специальные программы, серии классических концертов, мастер-классы для школьников (как к примеру в прошлом “Филармония школьника”), достигнув последовательного увеличения интереса к музыке среди детей, тем самым призывая их более профессионально заниматься музыкой: посещать музыкальную школу, участвовать в хоре, владеть каким-либо музыкальным инструментом. Все эти задачи, существующие в нашем обществе сегодня в воспитании детей, приводят к следующему уровню: речь идет уже о высшем музыкальном образовании, нынешняя ситуация в котором также тесно связана с этими проблемами. Вышеупомянутые социально-политические и экономические изменения внесли также новые требования и к высшему музыкальному образованию: Главное - это обеспечение равных возможностей для всех желающих, без требования предварительного обучения - приветствуется желание каждого человека заниматься музыкой. Приемлемой становится репетиторская или самостоятельная подготовка. “Главным критерием для отбора в учебные заведения сферы искусства являются одаренность, наличие специальных способностей, стремления к самовыражению посредством искусства.” [4, с. 152]. Вникая в суть этого нового для нас подхода, становится очевидным, что для этого существуют две обьективные причины. С одной стороны - снижение интереса к музыкальному образованию в результате указанных выше причин, с другой - внедрение опыта европейской образовательной системы, в частности, - интеграция в Болонскую систему для сохранения конкурентоспособности в процессе глобализации. Но в такой ситуации возникают некоторые сложности в систематизации музыкального образования, принимая во внимание особенности этого образования: “Проблема отсутствия первоначальной профессиональной ступени в музыкальном образовании и преемственности образовательного процесса на Западе приводит к разноуровнему контингенту учащихся в отношении профессиональной подготовленности как в среднем, так и в высшем звене.” [4, с. 153]. Исходя из этого возникает фундаментальный вопрос: как за четыре, максимум шесть лет высшего образования (считая обучение в магистратуре), подготовить профессиональных музыкантов-педагогов, которые смогут после окончания преподавать в школах и сами в свою очередь повышать роль музыкального образования в обществе? Ведь в контексте “музыкальное образование для каждого желающего” становится очевидным, что почти невозможно иметь общепринятую идеологию и программу музыкального образования для всех учащихся. Так как же быть? Оставить ли методы преподавания и индивидуальный подход к каждому студенту на усмотрение педагога, или же будет намного результативнее создать какие-либо конкретные методы и программы для достижения успеха при работе с теми же, к примеру, взрослыми начинающими, обучение которых в вузе становится сегодня центральной задачей? Очевидно же, что то, чего достигает шести или семилетний ребенок за десять лет обучения музыке, в зрелом возрасте учащийся должен преодолеть и накопить базу за четыре, в лучшем случае за шесть (вместе с магистратурой) лет, особенно если это касается владения музыкальным инструментом. То есть уже появляется необходимость непрерывного образования, которое взрослые начинающие упустили и теперь должны наверстывать. Конечно, есть также множество обьективных причин разного характера, которые могут вызвать трудности в процессе обучения взрослых начинающих. И хотя история знает случаи, когда, даже начав с нуля в зрелом возрасте, человек достигал определенного успеха, (скажем как Арам Хачатурян), по результатам большинства учащихся очевидно, что быстрый ритм современной жизни, когда любая информация и многое другое могут быть получены за считанные секунды, игра на фортепиано, к примеру, подразумевающая долгую и кропотливую работу, дается только наиболее целеустремленным и владеющим сильной волей студентам. Несомненен и тот факт, что традиционно желающие заниматься музыкой должны начинать именно в детском возрасте, когда человек обладает ярким воображением и наиболее восприимчив к самым непосредственным впечатлениям. Нельзя не согласиться с автором этой статьи, который, освещая эту проблему более подробно, также отмечает, что для взрослых начинающих очень важным фактором является осознанная работа. “... Если мы собираемся обучать музыкальному искусству взрослых начинающих, наш метод должен основываться именно на принципах мышления. Это значит, что любой навык, приобретаемый в процессе обучения, должен быть осознан и понят обучающимся, а не получен путем многократного и бессмысленного повторения одного и того же действия.” [3, с. 170]. Действительно, этот вывод - ключевой, но ведь для музыкантов не секрет, что для владения конкретным инструментом, необходимы последовательные упражнения для достижения таких задач, как заучивание текста наизусть, владение быстрыми темпами, получения ровного туше, и так далее. То есть, исключить упражнения для достижения некоторых исполнительских навыков, все-таки невозможно. В ходе работы с начинающими взрослыми педагоги порой сталкиваются с такими же проблемами, какие характерны для детей раннего возраста, только начинающих музыкальное обучение: трудности чтения с листа, отсутствие в воображении художественного образа исполняемого произведения, трудности с ориентацией на клавиатуре, развитие моторики и многое другое. Необходимо станет также проанализировать, какой процент учащихся в таких случаях достигает успеха. Конечно, речь не идет о подготовке высококвалифицированных исполнителей, а лишь будущих преподавателей музыки в общеобразовательных школах, обладающих расширенными музыкальными знаниями и в некоторой степени владеющих инструментом. Опять же задаемся вопросом: насколько это возможно сделать за короткие сроки? Решением названных задач может стать изучение подобного опыта, сочетание методов преподавания специалистов других стран с местными особенностями и требованиями образовательной системы. Например, в России существует значительное количество музыкальных школ для взрослых, как частных, так и действующих под руководством государственных вузов [5, с. 73-76]. Соответственно существуют и специальные программы и методы, и, сотрудничая с такими учреждениями, можно применить опыт для создания местных музыкальных школ без возрастных ограничений, создавая для взрослых начинающих удобные и эффективные программы и методы, которые позволят более последовательным образом работать в этом направлении и достичь в некоторой степени стабильных результатов. Основным вопросом стоит также разработка такого репертуара, который позволил бы за короткие сроки вводить основные музыкальные знания, давать представление о разных стилях музыки и прививать базовые навыки технических приемов игры на инструменте. Необходимо будет также создавать пособия с методическими указаниями, где, начиная с простых игровых приемов и небольших пьесок, последовательно развивать навыки обучающихся до некоторого среднего уровня, когда, возможно, самые одаренные учащийеся смогут играть уже произведения некоторого уровня концертного репертуара. Такими практическими шагами могут быть получены положительные изменения и достигнута цель повышения роли и былого уровня музыкального образования в нашем современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бреали Д. Молодежь на концертах. / Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), Москва, 1973. 2. Кабалевский Д. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе, Музыкальное воспитание в современном мире / Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), Москва, 1973. 3. Климай Е.В. Современние тенденции в музыкальном образовании // Высшее образование в России, 2009, №7, стр. 169-173, URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12800699 4. Мусланова К.И. Современное музыкальное образование на западе // Человек и образование, № 1 (34), Издательство: Институт педагогического образования и образования взрослых РАО (Санкт-Петербург), 2013, URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19021253 5. Ободова. Ю. Музыкальная школа для взрослых: О прошлом и настоящем любительского музыкального образования // Южно-российский музыкальный альманах, № 1, 2013, стр. 73-76, URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20468059