В настоящее время в отечественной науке существует множество определений термина «народные художественные промыслы», а также мнений по поводу их значимости в жизни современного социума. Несмотря на многовековую историю развития народных художественных промыслов как национального богатства России, современные представления о нем в общественном сознании размыты и, как результат, – это искусство неоднозначно воспринимается не только молодежью, но и представителями старшего поколения.
В первую очередь речь идет о необходимости дифференциации таких понятий как:
• «народные художественные промыслы и ремёсла», к которым относятся такие примитивные направления как, например, лозоплетение, вязание, роспись матрешек, глиняная игрушка и т.д., не требующие специального профильного образования;
• «традиционные художественные промыслы», где профильное высшее образование является необходимым условием возрождения, развития, успешного бытования, а также позитивного восприятия и востребованности в современном социуме этой разновидности народного искусства.
Традиционные художественные промыслы – один из важнейших элементов культурного «генофонда» России, поскольку именно он принимает на себя функцию защиты национальной идентичности в условиях глобализации, широкого распространения продукции массовой культуры, генерирует и аккумулирует культурную память поколений. Подлинные произведения народного искусства всегда играли важную роль в воспитании патриотических чувств человека, способствовали сохранению национального самосознания и самобытности национальной культурной жизни.
Современная научно-образовательная и художественная ситуация характеризуется тем, что:
• неправомерно все народное искусство рассматривать как примитивное ремесленничество, где через подсаживание ученика к мастеру воспроизводятся кадры мастеров-исполнителей. Безвозвратно прошли времена, когда считалось, что «народное искусство» и «высшее образование» – несовместимые понятия, «народное» может быть создано только мастерами-самоучками, умельцами, а не художниками, получившими профильное образование;
• недопустимо представлять народное искусство как бесперспективную архаику;
• народные традиционные художественные промыслы России являются художественно-идеологической базой, формирующей национальное самосознание и национальный интеллект, одно из средств гуманного межнационального общения внутри многонационального государства и за его пределами;
• народное искусство, как отмечает М.А. Некрасова, является частью культуры не только индивидуума или отдельных социальных групп, но и государства в целом [4];
• в содержательное наполнение понятия «традиционные художественные промыслы» включены конкретные виды народного искусства, формировавшиеся веками, которые необходимо передавать последующим поколениям как уникальное духовное наследие нашего народа [3, с. 16]. Принципиальной является необходимость передачи сущности народного искусства молодежи, что способствует сохранению традиций, преемственности поколений, не только через созерцание красоты, но и посредством уникального ручного художественного труда как символа неповторимости отечественной культуры.
Эти положения – обязательное условие возможного развития каждого вида исторически значимых традиционных художественных промыслов: лаковой миниатюрной живописи (мастерской, холуйской, палехской, федоскинской), художественной вышивки и художественного кружевоплетения, художественной резьбы по дереву (богородской) и кости (ломоносовской), декоративной росписи (нижнетагильской, жостовской, московского письма, хохломской, городецкой) и т.д.
Вторым условием успешного развития традиционных художественных промыслов является мотивация их необходимости в современном мире. Сегодня бытует мнение, что народное искусство воспитывает патриотизм у молодого поколения нашей страны. С этим, конечно, можно согласиться, если речь идёт о высокохудожественных произведениях народного искусства, как результате системной организации высшего профильного образования непосредственно в регионально-исторических центрах народного искусства. При таком понимании ценности высокохудожественных произведений народного искусства они будут способствовать устойчивому развитию этих регионов, являясь социокультурной базой воспитания подрастающего поколения, свидетельствующей об особом внимании государства к воспитательной работе с детьми и молодежью.
Но здесь необходимо уточнение – не просто «народное искусство», а те его традиционные регионально-исторические виды и конкретные художественно-выразительные средства, которые несут в себе духовность нации и способны воздействовать на человека. Иными словами, речь идет о произведениях традиционных художественных промыслов, которые должны отражать художественно-эстетические и духовные ценности, соотнесенные с регионально-историческими традициями данного вида искусства.
В этом контексте особенно важно отношение государства и общества к собственной национальной культуре. Для развития каждого вида традиционных художественных промыслов необходимы высокопрофессиональные художники, способные на создание таких произведений искусства. Но в XXI веке все подчинено не собственно «рукотворчеству» в искусстве, а подготовке «дизайнеров», в основе обучения которых – компьютерное проектирование и выполнение функции утилитарного предметного творчества, что много проще истинной «рукотворческой» художественной деятельности и проектирования в конкретном виде традиционного прикладного искусства.
В виду полного отсутствия знаний в области собственной национальной культуры у подавляющего большинства подростков, их родителей, неадекватного отношения школьного образования к данной проблеме (отсутствие учителей, являющихся носителями хотя бы одного из двадцати пяти видов традиционных художественных промыслов) – мотивация у молодёжи к профессиональному образованию в этой области в целом не формируется. Исключением являются абитуриенты, проживающие непосредственно в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов, которые всегда составляли большинство обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку художников традиционного прикладного искусства.
Как показывают проведенные исследования, из общего числа студентов, поступивших в Высшую школу народных искусств, для освоения мстёрской лаковой миниатюрной живописи по образовательным программам среднего профессионального образования, 85% юношей и девушек являются жителями посёлка Мстёра или близлежащих к Мстёре районов Владимирской области. При этом не менее половины выпускников продолжают обучение в вузе по программам высшего образования [1, с. 85]. Но, конечно, бывают и исключения, когда выбор будущей профессии является удачным результатом целенаправленного поиска художественной профессии: к примеру, иногородние студенты из отдаленных регионов составляют более 10% обучающихся в Высшей школе народных искусств (институте).
Анализ содержания школьных учебных программ по искусству показал, что в большинстве общеобразовательных школ вообще не упоминается ни один из видов традиционных художественных промыслов – все сведено к примитивному понятию изобразительного искусства – урокам «академического» рисунка и живописи, т.е. соотнесено с уровнем квалификации кадрового педагогического потенциала учебного заведения.
Проведённые исследования в области современного состояния воспитательной работы средствами собственной национальной исторической традиционной культуры показали фактическое отсутствие подобной деятельности на всех уровнях образования. Такова ситуация не только в общеобразовательных школах, но и профессиональных учебных заведениях технического и даже гуманитарного профилей: из ста опрошенных только двенадцать студентов непрофильных вузов назвали два вида народных художественных промыслов – «гжель» и «хохлома».
Поручение Президента В.В. Путина, адресованное в мае 2017 года Правительству РФ, согласно которому необходимо «разработать и утвердить план мероприятий, обеспечивающий сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел», а также создать дорожную карту по включению народных промыслов в программы дополнительного образования и воспитания детей, в развитие профильного профессионального образования в области народных художественных промыслов [5], обозначило существующий масштаб проблем в сфере народных художественных промыслов России. Реализация этого поручения – один из первых реальных шагов государственной политики по сохранению народных художественных промыслов России
В единственном профильном вузе в области традиционных художественных промыслов – Высшей школе народных искусств (институте) – разработана и научно обоснована система воспитания детей и молодёжи средствами традиционных художественных промыслов как неотъемлемая часть теории и практики воспитания человека. Данная система отражает формы и содержание воспитательной работы средствами традиционных художественных промыслов России и включает:
• дошкольное, школьное, профессиональное (непрофильные среднее и высшее) и дополнительное образование, в которых необходимо эту работу проводить;
• профессиональное профильное (среднее и высшее) образование в конкретных видах традиционных художественных промыслов непосредственно в регионально-исторических центрах народного искусства (выпускнику присваивается квалификация «художник»);
• создание высокохудожественных произведений народного искусства как результат профильного высшего образования в каждом конкретном виде традиционных художественных промыслов России;
• создание в учебных заведениях коллекций не примитивных, а высокохудожественных работ по 25 основным видам традиционных художественных промыслов, являющихся национальным достоянием нашей страны или, как начальный этап, наличие альбомов, каталогов, тематической литературы, отражающих сущность этой области искусства;
• создание музеев народного искусства непосредственно в регионально-исторических центрах народного искусства [2];
• проведение профильных выставок, мастер-классов по конкретным видам традиционных художественных промыслов на каждом образовательном уровне;
• профессиональное профильное педагогическое образование (среднее и высшее), направленное на подготовку учителей (педагогов), являющихся специалистами непосредственно в области традиционных художественных промыслов России;
• профессиональное образование в области моделирования одежды с целью внедрения отдельных видов традиционных художественных промыслов – художественной вышивки и художественного кружевоплетения – в высокую мировую моду. В настоящее время ни в одном вузе при подготовке модельеров в учебные планы не введены дисциплины, отражающие сущность и регионально-исторические особенности вышеупомянутых видов народного искусства.
Таким образом, необходимо внедрение в образовательную практику единой замкнутой системы образования – обучения и воспитания – средствами традиционного народного искусства, которая станет серьезной и неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, а для отдельных личностей – мотивацией к будущей профессиональной деятельности в области избранного конкретного вида традиционного народного искусства.
1. Александрова, Н. М., Становление профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи в регионах России [Текст] / Н.М. Александрова, Ю.А. Бесшапошникова // Мир науки, культуры, образования. 2017. – №1 (62). – С. 82 – 85.
2. Максимович, В. Ф. Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. – 2012. – №2. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/preemstvennost-professionalnogo-obrazovaniya-v-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslah (дата обращения: 04.12.2017).
3. Некрасова, М. А. От автора концепции, составителя. [Текст] // Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII – XXI традиции и современность / автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Союз-Дизайн, 2013. С. 13 – 23.
4. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика. [Текст] / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983.
5. Перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области [Электронный ресурс] / Президент России: сайт. – URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474 (дата обращения: 04.12.2017).