ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ

Максимович Валентина Фёдоровна

Академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, президент Высшей школы народных искусств (института), ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)»

Аннотация: 
В статье раскрыто концептуальное различие содержания понятий «народные художественные промыслы и ремесла» и «традиционные художественные промыслы». Обосновываются условия сохранения, развития и актуализации каждого конкретного вида исторически значимых традиционных художественных промыслов России в контексте современной научно-образовательной ситуации. Особое внимание уделяется вопросам разработки замкнутой системы образования – обучения и воспитания – средствами традиционных художественных промыслов, включающей дошкольное, школьное, профильное непрерывное профессиональное и дополнительное образование.

В настоящее время в отечественной науке существует множество определений термина «народные художественные промыслы», а также мнений по поводу их значимости в жизни современного социума. Несмотря на многовековую историю развития народных художественных промыслов как национального богатства России, современные представления о нем в общественном сознании размыты и, как результат, – это искусство неоднозначно воспринимается не только молодежью, но и представителями старшего поколения.

В первую очередь речь идет о необходимости дифференциации таких понятий как:

•         «народные художественные промыслы и ремёсла», к которым относятся такие примитивные направления как, например, лозоплетение, вязание, роспись матрешек, глиняная игрушка и т.д., не требующие специального профильного образования;

•         «традиционные художественные промыслы», где профильное высшее образование является необходимым условием возрождения, развития, успешного бытования, а также позитивного восприятия и востребованности в современном социуме этой разновидности народного искусства.

Традиционные художественные промыслы – один из важнейших элементов культурного «генофонда» России, поскольку именно он принимает на себя функцию защиты национальной идентичности в условиях глобализации, широкого распространения продукции массовой культуры, генерирует и аккумулирует культурную память поколений. Подлинные произведения народного искусства всегда играли важную роль в воспитании патриотических чувств человека, способствовали сохранению национального самосознания и самобытности национальной культурной жизни.

Современная научно-образовательная и художественная ситуация характеризуется тем, что:

•         неправомерно все народное искусство рассматривать как примитивное ремесленничество, где через подсаживание ученика к мастеру воспроизводятся кадры мастеров-исполнителей. Безвозвратно прошли времена, когда считалось, что «народное искусство» и «высшее образование» – несовместимые понятия, «народное» может быть создано только мастерами-самоучками, умельцами, а не художниками, получившими профильное образование;

•         недопустимо представлять народное искусство как бесперспективную архаику;

•         народные традиционные художественные промыслы России являются художественно-идеологической базой, формирующей национальное самосознание и национальный интеллект, одно из средств гуманного межнационального общения внутри многонационального государства и за его пределами;

•         народное искусство, как отмечает М.А. Некрасова, является частью культуры не только индивидуума или отдельных социальных групп, но и государства в целом [4];

•         в содержательное наполнение понятия «традиционные художественные промыслы» включены конкретные виды народного искусства, формировавшиеся веками, которые необходимо передавать последующим поколениям как уникальное духовное наследие нашего народа [3, с. 16]. Принципиальной является необходимость передачи сущности народного искусства молодежи, что способствует сохранению традиций, преемственности поколений, не только через созерцание красоты, но и посредством уникального ручного художественного труда как символа неповторимости отечественной культуры.

Эти положения – обязательное условие возможного развития каждого вида исторически значимых традиционных художественных промыслов: лаковой миниатюрной живописи (мастерской, холуйской, палехской, федоскинской), художественной вышивки и художественного кружевоплетения, художественной резьбы по дереву (богородской) и кости (ломоносовской), декоративной росписи (нижнетагильской, жостовской, московского письма, хохломской, городецкой) и т.д.

Вторым условием успешного развития традиционных художественных промыслов является мотивация их необходимости в современном мире. Сегодня бытует мнение, что народное искусство воспитывает патриотизм у молодого поколения нашей страны. С этим, конечно, можно согласиться, если речь идёт о высокохудожественных произведениях народного искусства, как результате системной организации высшего профильного образования непосредственно в регионально-исторических центрах народного искусства. При таком понимании ценности высокохудожественных произведений народного искусства они будут способствовать устойчивому развитию этих регионов, являясь социокультурной базой воспитания подрастающего поколения, свидетельствующей об особом внимании государства к воспитательной работе с детьми и молодежью.

Но здесь необходимо уточнение – не просто «народное искусство», а те его традиционные регионально-исторические виды и конкретные художественно-выразительные средства, которые несут в себе духовность нации и способны воздействовать на человека. Иными словами, речь идет о произведениях традиционных художественных промыслов, которые должны отражать художественно-эстетические и духовные ценности, соотнесенные с регионально-историческими традициями данного вида искусства.

В этом контексте особенно важно отношение государства и общества к собственной национальной культуре. Для развития каждого вида традиционных художественных промыслов необходимы высокопрофессиональные художники, способные на создание таких произведений искусства. Но в XXI веке все подчинено не собственно «рукотворчеству» в искусстве, а подготовке «дизайнеров», в основе обучения которых – компьютерное проектирование и выполнение функции утилитарного предметного творчества, что много проще истинной «рукотворческой» художественной деятельности и проектирования в конкретном виде традиционного прикладного искусства.

В виду полного отсутствия знаний в области собственной национальной культуры у подавляющего большинства подростков, их родителей, неадекватного отношения школьного образования к данной проблеме (отсутствие учителей, являющихся носителями хотя бы одного из двадцати пяти видов традиционных художественных промыслов) – мотивация у молодёжи к профессиональному образованию в этой области в целом не формируется. Исключением являются абитуриенты, проживающие непосредственно в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов, которые всегда составляли большинство обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку художников традиционного прикладного искусства.

Как показывают проведенные исследования, из общего числа студентов, поступивших в Высшую школу народных искусств, для освоения мстёрской лаковой миниатюрной живописи по образовательным программам среднего профессионального образования, 85% юношей и девушек являются жителями посёлка Мстёра или близлежащих к Мстёре районов Владимирской области. При этом не менее половины выпускников продолжают обучение в вузе по программам высшего образования [1, с. 85]. Но, конечно, бывают и исключения, когда выбор будущей профессии является удачным результатом целенаправленного поиска художественной профессии: к примеру, иногородние студенты из отдаленных регионов составляют более 10% обучающихся в Высшей школе народных искусств (институте).

Анализ содержания школьных учебных программ по искусству показал, что в большинстве общеобразовательных школ вообще не упоминается ни один из видов традиционных художественных промыслов – все сведено к примитивному понятию изобразительного искусства – урокам «академического» рисунка и живописи, т.е. соотнесено с уровнем квалификации кадрового педагогического потенциала учебного заведения.

Проведённые исследования в области современного состояния воспитательной работы средствами собственной национальной исторической традиционной культуры показали фактическое отсутствие подобной деятельности на всех уровнях образования. Такова ситуация не только в общеобразовательных школах, но и профессиональных учебных заведениях технического и даже гуманитарного профилей: из ста опрошенных только двенадцать студентов непрофильных вузов назвали два вида народных художественных промыслов – «гжель» и «хохлома».

Поручение Президента В.В. Путина, адресованное в мае 2017 года Правительству РФ, согласно которому необходимо «разработать и утвердить план мероприятий, обеспечивающий сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел», а также создать дорожную карту по включению народных промыслов в программы дополнительного образования и воспитания детей, в развитие профильного профессионального образования в области народных художественных промыслов [5], обозначило существующий масштаб проблем в сфере народных художественных промыслов России. Реализация этого поручения – один из первых реальных шагов государственной политики по сохранению народных художественных промыслов России

В единственном профильном вузе в области традиционных художественных промыслов – Высшей школе народных искусств (институте) – разработана и научно обоснована система воспитания детей и молодёжи средствами традиционных художественных промыслов как неотъемлемая часть теории и практики воспитания человека. Данная система отражает формы и содержание воспитательной работы средствами традиционных художественных промыслов России и включает:

•         дошкольное, школьное, профессиональное (непрофильные среднее и высшее) и дополнительное образование, в которых необходимо эту работу проводить;

•         профессиональное профильное (среднее и высшее) образование в конкретных видах традиционных художественных промыслов непосредственно в регионально-исторических центрах народного искусства (выпускнику присваивается квалификация «художник»);

•         создание высокохудожественных произведений народного искусства как результат профильного высшего образования в каждом конкретном виде традиционных художественных промыслов России;

•         создание в учебных заведениях коллекций не примитивных, а высокохудожественных работ по 25 основным видам традиционных художественных промыслов, являющихся национальным достоянием нашей страны или, как начальный этап, наличие альбомов, каталогов, тематической литературы, отражающих сущность этой области искусства;

•         создание музеев народного искусства непосредственно в регионально-исторических центрах народного искусства [2];

•         проведение профильных выставок, мастер-классов по конкретным видам традиционных художественных промыслов на каждом образовательном уровне;

•         профессиональное профильное педагогическое образование (среднее и высшее), направленное на подготовку учителей (педагогов), являющихся специалистами непосредственно в области традиционных художественных промыслов России;

•         профессиональное образование в области моделирования одежды с целью внедрения отдельных видов традиционных художественных промыслов – художественной вышивки и художественного кружевоплетения – в высокую мировую моду. В настоящее время ни в одном вузе при подготовке модельеров в учебные планы не введены дисциплины, отражающие сущность и регионально-исторические особенности вышеупомянутых видов народного искусства.

Таким образом, необходимо внедрение в образовательную практику единой замкнутой системы образования – обучения и воспитания – средствами традиционного народного искусства, которая станет серьезной и неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, а для отдельных личностей – мотивацией к будущей профессиональной деятельности в области избранного конкретного вида традиционного народного искусства.

 

1. Александрова, Н. М., Становление профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи в регионах России [Текст]  / Н.М. Александрова, Ю.А. Бесшапошникова // Мир науки, культуры, образования. 2017. – №1 (62). – С. 82 – 85.

2.     Максимович, В. Ф. Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения [Электронный  ресурс]  // Педагогика искусства. – 2012. – №2. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/preemstvennost-professionalnogo-obrazovaniya-v-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslah (дата обращения: 04.12.2017).

3.     Некрасова, М. А. От автора концепции, составителя. [Текст]  // Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII – XXI традиции и современность / автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Союз-Дизайн, 2013. С. 13 – 23.

4.     Некрасова, М. А.  Народное искусство как часть культуры : теория и практика. [Текст] / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983.

5.     Перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области [Электронный ресурс] / Президент России: сайт. – URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474 (дата обращения: 04.12.2017).