Воспитание культуры речи старшеклассников как задача развития отечественной культуры на современном этапе

Прощенко Оксана Викторовна,

соискатель Российского государственного
университета инновационных технологий
и предпринимательства, г. Москва

Аннотация: 
В статье процесс воспитания культуры речи старшеклассников рассматривается как задача развития отечественной культуры на современном этапе

В современных условиях бурного развития общественных, экономических и политических преобразований, повышения мобильности населения, принадлежащего ко всем возможным социальным и национальным группам, проблема воспитания культурной и языковой идентичности становится не только отвлеченной темой научных исследований, но и прямой задачей педагогики. Включение Интернета в многообразие видов деятельности, разрушение многочисленных коммуникационных барьеров – всѐ это делает языковую конвергенцию трудно управляемым процессом, в значительной мере снижающим общую культуру населения в целом и культуру речи в частности. Наиболее коммуникационно активные группы, такие как подростки, ориентируются на всѐ более сниженные образцы речи, лишая себя всего богатства родного языка и ограничивая тем самым собственные возможности интеллектуального и духовного развития. Именно поэтому педагогическая задача воспитания культуры русской речи в исключительно коммуникационно активной возрастной группе старших школьников является залогом полноценной временнóй трансляции высоких достижений российской культуры – задачей государственной важности.
Без трех основных понятий – Родина, язык и культура – невозможно единство народа и сама целостность государства. Поэтому поддержание и развитие культурно-языковой идентичности нации является обязательным компонентом любой ответственной государственной концепции социально-экономического развития. Личность культурного гражданина выступает приоритетом и целью развития.
Как можно убедиться, само понятие «культура речи» с неизбежностью тяготеет к выявлению и развитию высоких коммуникативных речевых свойств, придающих речи человека коммуникативное совершенство. Человек общающийся или пишущий должен обладать совокупностью навыков и знаний о самой речи, иметь перед собой образцы совершенной речи, идеалы и правила построения речи. Он обязан знать закономерности речевой культуры и самими своими коммуникативными действиями распространять их далее.
Хорошо известно, что в наши дни общество не только расслоено, но и включает в себя не сочетающиеся между собой нравственные нормы, идеалы, культурные образцы. Одним из важных условий успешной социализации человека является его культурность, владение культурой в любом проявлении жизни: в, языке, в быту, в поведении. Поэтому задача воспитания культуры речи перекликается с практической социальной педагогикой, цель которой – всесторонняя гармонизация отношений личности и общества.
В школе должны закладываться такие качества личности, как любовь к своей культуре, истории, достижениям отечества. Перед новой российской школой ставится задача трансформации содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления более глубокого и эффективного подхода к воспитанию культуры речи [4].
Основной проблемой гармонического развития личности старшего школьника является интеллектуальное развитие, воспитание культуры умственной и речевой деятельности. Это залог приобщения ко всему многообразию культурных ценностей общества, которые могут стать доступны ребенку. Воспитание культуры речи такими учеными, как В.А. Аверин или Т.А. Ладыженская [1, 5], связывается с овладением самими знаниями, с развитием творческих способностей и задатков, а также – с формированием эстетического вкуса.
Существование в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения, умения поддерживать отношения и реализовывать себя. Всестороннее гармоничной развитие личности включает в себя развитие индивидуальности, склонностей и предпочтений. Школа должна помогать развивать их и формировать, в первую очередь – посредством естественной выразительной системы человека – языка.
Важнейшие характеристики современного образования в аспекте реализации требований гармоничного развития личности можно свести к следующему: всеохватность по полноте, индивидуализированность по времени, темпам и направленности, а также актуализация условий для предоставления каждому возможности творческой самореализации и осуществления индивидуальной траектории развития [6]. Главным системообразующим фактором образования такие ученые, как С.Ф. Анисимов [2] и др., считают личность как цель и конечный результат процесса постоянного восхождения к новым высотам познания. В этом контексте цель образования – создание условий для целостного развития личности. В данном случае этот процесс ориентирован и на повышение уровня социальной адаптации в современном информационном обществе. При этом современное образование направлено на развитие способностей личности к разностороннему саморазвитию и культурному совершенствованию человека.
В контексте педагогического процесса для продуктивной деятельности преподавателю, транслирующему учащимся ценности культуры, необходимо создавать педагогические ситуации культурного самоопределения учащихся, что означает доминирование в обучении, продуктивных, творческих методов, предлагающих самостоятельную творческую деятельность проблемно-практического характера [7]. Эти методы направлены на освоение учащимися опыта самостоятельного приобретения информации, ее осмысления, структрирования и т. д. Учителю важно выстраивать целостную систему занятий и внеучебной деятельности, в которой создаются условия для сознательного освоения ценностей языковой культуры как необходимой субъективной потребности личности.
При теоретическом исследовании проблемы воспитания культуры речи старшеклассников встает необходимость выявления взаимосвязи этого процесса со включением ребенка в целостный мир культуры. В педагогической науке особое внимание уделяется способам образовательной деятельности, обеспечивающим опережающее развитие растущего человека, формирование у него качеств, направленных на реализацию в культуротворчестве, в том числе и языковом. В наши дни размывание поля культурной идентичности во многом определяет и снижение ценности культурной среды. Всѐ более очевидным становится, что ценности культуры не передаются в готовом виде, для этого должно произойти восхождение самой личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей [1].
В результате эффективной деятельности по воспитанию культуры речи у старшеклассников должны выработаться любовь и уважение к родному языку, появиться мотивы к развитию собственных навыков красиво и умно говорить (а также создавать письменные тексты любых жанров). Педагогический потенциал данного процесса значительно возрастает, если он организуется педагогом в форме коллективной творческой деятельности и направлен на соединение общественно значимой пользы и индивидуальных, личностных интересов самих старшеклассников [7].
Важным направлениям реализации данного подхода является развитие и мотивирование осознанной личностной позиции школьников. В это направление входит выработка уважительного отношения к самостоятельности школьников, поощрение их обоснованных, суждений, инициирование ситуаций выбора, помощь в индивидуальном осмыслении учебного материала по дисциплинам цикла «Филология», стимулирование их самостоятельному собственных способов выполнения заданий, формирование блока самостоятельной работы по предметам данного цикла. Важным считается стимулирование выработки личностного опыта школьников, поощрение оригинальных идей, создание атмосферы диалога, дискуссии в духе внимательного и уважительного отношения к мнению других. Учителям рекомендуется создавать ситуации, позволяющие школьникам проявить собственные литературные и аналитические способности.
В условиях модернизации отечественного образования проблема внедрения новых методов обучения и воспитания, соответствующих гуманистической парадигме педагогики, становится особенно актуальной. В масштабах страны осуществляется внедрение инновационных форм обучения, в контексте чего становится значимой ориентация школы на личность ученика, который является самостоятельным ответственным субъектом собственного развития и полноправным участником учебно-воспитательного взаимодействия. Именно поэтому особо актуальной на современном этапе развития общества становится проблема личностно ориентированного подхода к воспитанию и образованию.
Воспитание культуры речи начинается в семье, продолжается в детских дошкольных учреждениях, и наконец, находит свое максимальное воплощение в школе, призванной сформировать речь учащихся так, чтобы по выходе из нее они были полноценными носителями родного языка. Однако в уже неоднократно описывавшихся выше современных социокультурных условиях, это не реализуется в полной мере – противодействие социальной среды зачастую оказывается сильнее традиционных методов – частных педагогических методик преподавания русского языка и литературы в школе, что требует совершенствования процесса воспитания культуры речи, главным образом – в старших классах школы, то есть относительно той категории учащихся, которая испутувает на себе наиболее интенсивное формирующее влияние низкокультурной социальной среды. Подростки активно взаимодействуют с окружающей их социальной действительностью и часто перенимают из нее, к сожалению, далеко не самые высокие образчики культуры. Таким образом, воспитание культуры речи старшеклассников становится задачей совершенствования подходов, теоретических принципов и, наконец, методики преподавания русского языка (в первую очередь) и литературы в старших классах школы.
Воспитание культуры речи – это и становление ее культурной идентичности личности в современном мире. В старших классах школы это может быть обеспечено через освоение учащимися языкового и литературного материала, адекватного современности. Поэтому для интенсификации личностной значимости владения культурной речью важно сформировать мотивы этого рода учебной деятельности. Важно предоставлять им материалы о современном языке, о современных произведениях литературного искусства. Это позволит встроить «классические» каноны культуры речи в современный личностно-культурный мир учащегося.
На занятиях по русскому языку и литературе важно системно развивать эмоциональный и интеллектуально-мировоззренческий компоненты личности [8]. Полезно создавать эмоционально-комфортную среду занятий, на которых учащиеся испытывают положительные эмоциональные переживания, связанные с постижением основ литературного языка, что повышает их интерес к данной области знаний, развивает мотивацию на дальнейшее освоение предмета [5]. Поэтому содержание занятий, их форма, методы обучения должны быть эмоционально привлекательными, отвечать современным требованиям к организации образовательного процесса, включать в себя инновационные педагогические технологии и применение информационной техники, так любимой подростками.
В наши дни основной задачей государственной культурной политики в области сохранения и развития языковой культуры является укрепление процессов обучения русому языку, распространение традиций использования русского литературного языка, защита его от снижения норм словоупотребления. Именно поэтому модернизация школьных программ обучения русскому языку и культуре речи становится залогом обеспечения высокой культуры речи будущих поколений. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393) [4], школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе еще предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.
Таким образом, в условиях реформируемой школы, воспитание культуры речи учащихся становится залогом гармоничного, всестороннего развития личности. Именно на формирование такой личности и направлены государственные Программы и Концепции модернизации российского образования. Гармония – это соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (там же). Гармоничное развитие личности ставит новые задачи перед системой образования, и воспитание культурных выразительных средств смысла – речи – становится насущной и важной задачей современности.
Всесторонне культурное развитие личности учащегося, максимальная реализация способностей каждого – главная цель модернизируемого образования. Реализация этой цели должна осуществляться на всех уровнях обучения, но наиболее ответственная ее часть соответствует старшим классам средней школы.

Литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. М.: 1998.
2. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.
3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
5. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособ. для пед ин-тов. М.: Просвещение, 1986.
6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979..
7. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая книга учителя. М.: Пед. о-во Рос., 1999.
8. Хасанова Л. Р. Особенности формирования искусной речи младших школьников // Пути совершенствования педагогического процесса в вузе и школе (сборник научных статей). Бирск, 1996. С. 112–119.