В начале XXI века процессы модернизации и совершенствования образования с неизбежностью связываются с наиболее мощными социокультурными трендами, характерными для последних десятилетий – наращивания темпов трансформации культуры под влиянием информационных технологий, столкновения различных ценностных доминант и актуализации всего, что связано с аксиологической сферой. В современном мире просматривается устойчивая взаимозависимость между формированием и развитием аксиологии с одной стороны и медиасредой с другой, так как именно в медиасреде происходит трансформация и реализация ценностей, в том числе и в образовании. Подрастающие поколения с первых лет своей жизни сталкиваются с медиасредой, и даже дети младшего школьного возраста зачастую больше времени проводят за компьютерными играми и обменом сообщениями в социальных сетях, чем за настоящим живым общением.
Естественно, новые компьютерные технологии обеспечили большую оперативность коммуникации, упростили взаимодействие между людьми, но приобщение к культуре с их помощью потеряло свою непосредственность, и современная культура в ряде случаев становится алгоритмизированным обменом стереотипными реакциями, а не живым ростом и многомерным развитием. В то же время медиакоммуникации активизировали межкультурные контакты, обострили полемику вокруг самоидентификации, характера и направленности межкультурного взаимодействия, заострили вопросы гражданской и национальной самоидентификации личности. Ценности современной культуры могут и должны распространяться при помощи современных компьютерных технологий, но важно, чтобы их содержательной основой оставались традиционные нормы, общечеловеческие нравственные приоритеты, которые способны быть фундаментом гуманистической культуры вне зависимости от технологической базы общества, в котором они распространяются [2]. В этих условиях всё более очевидным становится вопрос о разработке комплексной программы воспитания в России, охватывающей детей и подростков на всех этапах их взросления и развития, от рождения и до высшей школы. В 2015 году был создан и представлен для широкого общественного обсуждения проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (далее «Стратегия…») [6].
По сути, впервые на суд общественности была представлена комплексная стратегия реализации воспитательной политики государства. Это очень своевременно и актуально для России, особенно для её регионов. К сожалению, в «Стратегии…» при раскрытии основных направлений развития воспитания упущен, как нам представляется, очень важный раздел, связанный с развитием воспитания в системе культуры. Выделение данного раздела представляется очень важным, так как учреждения культуры тесно взаимодействуют с общественными и государственными организациями; являются центрами семейного воспитания и играют колоссальную роль в воспитании детей и молодёжи. В обществе все взаимосвязано. Культура влияет на образование, и образование формирует культуру, поэтому можно сказать, что в ситуации крепнущих всеобщих взаимосвязей любое целенаправленное влияние получит многократное опосредованное отражение, способное нелинейно повлиять на дальнейшие пути развития культуры и общества. Наблюдаемые процессы глобализации и примитивизации культуры, насаждения ценностей потребления, должны быть компенсированы гуманистическим цивилизационным влиянием, основанным на общечеловеческих ценностях и синтезе того наследия, которое позволяет расти и развиваться миру культуры и образования. При исключительно интенсивном развитии в современном мире медиакоммуникаций парадоксальным образом общение не приобретает разнообразия форм и не способствует распространению в обществе ни научных знаний, ни произведений высокого искусства. Фактически, такие современные коммуникативные технологии, как социальные сети и Интернет-СМИ, односторонне насаждают тот контент, который направлен на формирование простейших интересов и жизненных приоритетов, связанных с регулированием потребительского поведения, что является плодом усилий армий специалистов по маркетинговым технологиям, переводящим в экономическую плоскость любой деятельностный импульс. Поэтому современному человеку, стремящемуся быть не придатком чужих хозяйственных целей, а личностью и субъектом культуры, особенно важно развивать свои способности осознанно и целенаправленно искать и усваивать информацию, развиваться по индивидуальной траектории, находить общение с представителями той среды, которая действительно может быть полезной для культурного и интеллектуального становления индивида [3]. В условиях переизбытка внешних коммуникационных источников, их избирательности и направленности, общение в русле высоких ценностей культуры и гуманизма должно стать залогом индивидуализированного инновационного образования, формирующего гражданина, компетентного профессионала и субъекта культуры. В подобных условиях организация воспитательного процесса неразрывно связана с формированием ценностей у детей. В «Стратегии…» в качестве одной из наиболее значимых позиций заявлена «российская идентичность», формирование которой предполагается в рамках семейного воспитания и на основе традиционных ценностей. Разработчиками «Стратегии…» «российская идентичность» рассматривается на только в гражданско-правовой, но и в этнокультурной плоскости, в контексте развития «многонационального народа РФ». Вольно или невольно, но при подобном понимании «российской идентичности» и «российского народа» возникают ассоциации с «советским народом». Поэтому лучше использовать не «российский народ», а «народы Российской Федерации», а понятие «российская идентичность» рассматривать исключительно в гражданско-правовой, а не этнокультурной плоскости. В этом случае понятие «российская идентичность» может быть определено через признание ценностей государственных, а также принятия равноправия различных культур и религий, традиционных для России. Реализация комплексной «Стратегии…» должна основываться на культурологическом подходе, который, как уже было отмечено выше, наиболее актуален в современном мире, где ценности реализуются через культуру и посредством культуры. Медиасреда же чрезвычайно ускорила все коммуникативные процессы, в том числе и связанные с трансформацией и возникновением ценностей. Культурологический подход в формировании российской идентичности предполагает организацию активного взаимодействия между учреждениями образования и культуры. Так, библиотеки должны не просто «совершенствовать свою работу» [6. С. 6], а стать центрами по популяризации мировой и отечественной литературы, формирования и развития читательской культуры у детей и молодёжи. Кроме того, библиотеки могли бы стать центрами семейного чтения этнокультурного образования, что способствовало бы укреплению и распространению семейных ценностей, а также активизация межкультурных коммуникаций, развитие всей коммуникативной сферы [5, 7]. В сотрудничестве с образовательными комплексами библиотеки могли бы стать ведущими центрами семейного воспитания, в которых формирование российской идентичности происходило бы через: семейное чтение художественной литературы, совместные празднования наиболее значимых событий в общественно-политической жизни страны, активизацию всей коммуникативной сферы, в том числе и медиакоммуникаций. Система дополнительного образования детей также может внести посильный вклад в формирование российской идентичности у детей. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, указывается, что необходимо «укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации [4, С. 23]. Благодаря особенностям организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей – активное участие семьи, социума, ярко выраженное творческое начало и т.д. – они вместе с библиотеками и общеобразовательными комплексами могут стать ведущими центрами формирования гражданской идентичности у детей. Формирование российской идентичности у подрастающих поколений – насущная задача обеспечения прогрессивного развития всего российского общества, а поиск и нахождение эффективных способов формирования российской идентичности в образовательных системах всех уровней – необходимый залог успешных образовательных реформ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов В.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Москва: Смысл, Академия, 2002 . 416 с. 2. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. Москва : Эксмо, 2008 . 400 с. 3. Инновационные векторы современного образования: сб. трудов по материалам научно-методической конференции. / Сост. И.И. Гуляк, Н. Г. Гузынин. Ставрополь: АГРУС, 2012 . 136 с. 4. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 5. Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002 .- 262 с. 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (проект в редакции от 13 января 2015 г. // URL: http://минобрнауки.рф/%D1%81/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B 8/4924 7. Толерантность и коммуникация: Коллективная монография / Под ред. Г.И. Петровой. Томск: Дельтаплан, 2002 . 178 с